Главная
страница 1




Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
Учебно-методический центр СПО


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
для специальности 2015 “Почтовая связь”

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Москва

2002
Примерная программа учебной дисциплины “Маркетинг” составлена в соответствии с государственными требова- ниями к минимуму содержания и уровню



подготовки выпускников для специальности

2015 “Почтовая связь” (базовый уровень сред-

него профессионального образования)

Министерство Российской Федерации по

связи и информатизации

Управление кадров и учебных заведений

Учебно-методический центр СПО
_____________________________Ю.Г. Моисеев
“ 7 ” октября 2002 г.

Автор: И.А. Маевская – преподаватель Ростовского-на-Дону колледжа

связи и информатики

Рецензенты: М.В. Фролова – преподаватель колледжа телекоммуникаций

МТУСИ
Т.И. Савинская – преподаватель Новосибирского колледжа

телекоммуникаций и информатики СибГУТИ


Редактор: Т.В. Халай

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в УМЦ СПО Минсвязи России по адресу: 125493, Москва, ул. Авангардная, 5


1. Пояснительная записка
Примерная программа учебной дисциплины “Маркетинг”, предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2015 “Почтовая связь” (базовый уровень среднего профессионального образования).

Учебная дисциплина “Маркетинг” относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

В результате изучения дисциплины “Маркетинг” студент должен:


знать:

  • роль маркетинга в современных условиях хозяйствования;

  • маркетинговые концепции;

  • место маркетинга при организации управления производством;

  • цели, принципы и методы управления маркетингом;

  • классификацию товаров, их жизненный цикл и смену циклов;

  • этапы проведения маркетинговых исследований;

  • рынок в системе маркетинга;

  • методику проведения маркетингового планирования;

  • товародвижение и сбыт;

  • вопросы рекламной компании;

  • международный маркетинг;

  • маркетинг и общество;




  • уметь:

  • исследовать маркетинговый рынок;

  • проводить сегментирование рынка услуг;

  • проводить рекламную компанию;

  • планировать и рассчитывать затраты на рекламу;

  • рассчитывать цены по различным методикам;

  • управлять маркетингом;

  • составлять бизнес-план по маркетинговой деятельности.

Примерная программа рассчитана на 48 часов (из них 12 часов – практические занятия).

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа должна рассматриваться предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина “Маркетинг” базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, и раскрывает:

  • систему взглядов на координацию различных аспектов коммерческой деятельности;

  • комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности партнеров на рынке;

  • философию бизнеса, цель которой – сбалансирование спроса и предложения товаров и услуг.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме доступной пониманию студентов.

Форму и сроки проведения контроля

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам маркетинга, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и компьютерную технику, организовывать экскурсии на предприятия и вычислительные центры. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам маркетинга.

2. Примерный тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в том числе практические занятия

Введение

2




Раздел 1. Социально – экономическая природа маркетинга и процесс управления маркетингом

6





Всего часов по дисциплине


48

12


3. Примерное содержание учебной дисциплины
Введение

Студент должен:
знать:

- предмет и задачи изучения маркетинга;

- связь учебной дисциплины с другими изучаемыми дисциплинами;
уметь:

- сформулировать значение дисциплины “Маркетинг”.
Содержание учебного материала. Предмет и задачи маркетинга. Место и роль дисциплины в системе получаемых знаний. Связь с другими учебными дисциплинами

Раздел 1. Социально – экономическая природа маркетинга и процесс управления маркетингом.
Тема 1.1. Социальные основы и концепции маркетинга
Студент должен:
знать:

  • общие вопросы маркетинговой деятельности;

  • концепции маркетинга и их использование на современном рынке;


уметь:

  • сформулировать цели, задачи и принципы маркетинга

  • начертить схемы концепции при различных формах ориентации (производственной, товарной, сбытовой, чистого маркетинга и социально-этической).


Содержание учебного материала. Понятие, цели, принципы и задачи маркетинга. Виды маркетинга. Понятие концепции маркетинга, характеристика концепций:

  • производственной ориентации;

  • товарной ориентации;

  • сбытовой ориентации;

  • социально-этической ориентации;

  • чистого маркетинга.


Тема 1.2. Окружающая среда маркетинга.
Студент должен:
знать:

  • особенности окружающей среды, в рамках которой функционирует маркетинг;

  • факторы маркетинговой среды;

уметь:

  • анализировать факторы, влияющие на работу фирмы.


Содержание учебного материала. Основные элементы макро- и микросреды предприятия. Функции службы маркетинга. Субъекты маркетинга. Система факторов, влияющих на рыночное поведение предприятия.
Тема 1.3. Управление маркетингом, организационные структуры управления.
Студент должен:
знать:

  • цели, задачи и методы управления маркетингом;

  • схему комплекса маркетинга-микс;

  • сущность организации структуры управления маркетингом;


уметь:

  • дать характеристику комплекса маркетинга-микс;

  • дать характеристику любой организационной службы управления.


Содержание учебного материала. Понятие и общая схема управления маркетингом. Комплекс “Маркетинг-микс”. Организационная структура управления маркетингом на предприятии.
Раздел 2. Рынок в системе маркетинга и его исследование.
Тема 2.1. Виды рынков, сегментирование рынка
Студент должен:
знать:

- виды рынков и их основные компоненты;

  • понятие конъюнктуры рынка;

  • понятие и критерии сегментирования рынка, поиск ниши рынка;


уметь:

  • определять конъюнктуру рынка;

  • выбрать правильное решение при сравнении вариантов сегментирования и находить нишу рынка.


Содержание учебного материала. Понятие рынка, его виды и типы, принципы деятельности. Содержание и основное назначение рыночных показателей: емкость, конъюнктура и доля рынка. Понятие сегментирования рынка. Основные критерии и принципы сегментирования. Поиск ниши рынка.
Тема 2.2. Маркетинговая информация, исследование рынка и покупательское поведение потребителей.
Студент должен:
знать:

  • значение информации маркетинговой деятельности;

  • задачи, цели и этапы проведения маркетинговых исследований;

  • модели покупательского поведения;


уметь:

  • анализировать информацию, ее пригодность и достоверность;

  • сравнивать преимущества и недостатки различных методов сбора информации;

  • составлять анкеты и проводить анализ собранной информации;

  • оценивать поведение различных групп покупателей.


Содержание учебного материала. Система сбора маркетинговой информации и порядок проведения ее анализа. Схема маркетингового исследования. Орудия исследования, сбора, анализа и представления информации. Модели покупательского поведения и характеристики покупателей. Процесс принятия решения о покупке товара различными группами покупателей.
Практическое занятие №1

Сбор маркетинговой информации, ее исследование и анализ.
Тема 2.3. Особенности рынка услуг почтовой связи.
Студент должен:
знать:

  • источники информации о рынке услуг почтовой связи;

  • понятие “сегмент” и “ниша” на рынке услуг почтовой связи;


уметь:

  • собрать и обработать информацию о рынке услуг почтовой связи;

  • оценить рынок услуг и изыскать резервы по расширению сегмента рынка.


Содержание учебного материала. Сбор информации о рынке услуг почтовой связи. Сегментирование рынка услуг и понятие “ниша” почтовой связи. Резервы по расширению рынка услуг почтовой связи.
Раздел 3. Товарная политика и планирование нового товара.
Тема 3.1 Классификация товаров и услуг
Студент должен:
знать:

  • определение товара и классификационные признаки;

  • параметры товара и товарную номенклатуру;

  • определение “услуга” и их классификацию;


уметь:

  • классифицировать товар по различным признакам;

  • различать товар по товарной марке, товарному знаку и по другим параметрам;

  • различать виды услуг.


Содержание учебного материала. Понятие “товарная политика”. Понятие товара и его классификация. Товарная марка, знак и упаковка. Классификация услуг.
Тема 3.2 Жизненный цикл товара и смена жизненных циклов.
Студент должен:
знать:

  • концепции и характеристики стадии жизненного цикла товара;

  • законы смены циклов;

  • методы построения графиков и проведение анализа смены жизненных циклов;


уметь:

  • дать характеристику жизненного цикла товара, построить график жизненного цикла;

  • провести анализ смены жизненного цикла и всех стадий цикла.


Содержание учебного материала. Концепция жизненного цикла товара. Особенности маркетинга на стадиях жизненного цикла. Характеристика стадий жизненного цикла товара. Смена жизненных циклов товаров, законы смены циклов и влияние научно-технического прогресса на смену жизненных циклов товаров.
Практическое занятие №2

Определение жизненного цикла товара и характеристика стадий смены циклов.
Тема 3.3. Разработка и планирование нового товара
Студент должен:
знать:

  • фирменный стиль товара и его содержание;

  • методику планирования нового товара (продукта, услуги)


уметь:

  • планировать новый товар;

  • рассчитать риск производства того или иного товара;

  • находить источники получения средств для создания нового продукта.


Содержание учебного материала. Характеристика нового товара. Фирменный стиль товара и содержание фирменного стиля. Планирование и этапы разработки нового продукта. Методика расчета риск. Источники получения средств для разработки и создания нового продукта.
Практическое занятие №3

Разработка и планирование нового товара (услуги).
Тема 3.4. Методы распространения и продвижения товара
Студент должен:
знать:

  • природу и структуру каналов распространения и продвижения товаров;

  • проблемы товародвижения;


уметь:

  • выбрать методы продвижения товаров;

  • организовать каналы продвижения товаров; розничную и оптовую торговлю.


Содержание учебного материала. Природа и структура каналов распространения товаров. Проблемы товародвижения. Методы распространения товаров: розничная и оптовая торговля.
Тема 3.5. Конкуренция, оценка конкурентоспособности товаров и услуг.
Студент должен:
знать:

  • понятия конкуренции и конкурентоспособности;

  • параметры конкурентоспособности;

  • оценки конкурентоспособности;


уметь:

  • оценить конкурентоспособность товара;

  • рассчитать конкурентоспособность товара.


Содержание учебного материала. Понятие конкуренции, конкурентоспособности. Параметры, определяющие конкурентоспособность. Оценка и расчет показателей конкурентоспособности. Комплексный подход к обеспечению конкурентоспособности товара.
Раздел 4. Ценовая политика и эффективность маркетинга.
Тема 4.1 Ценовая политика. Виды и методы установления цен и тарифов.
Студент должен:
знать:

  • понятие цены и ценовой политики;

  • стратегию ценообразования;

  • учет ценовых факторов;

  • факторы, влияющие на внешние и внутренние цены;


уметь:

  • различать внутренние и внешние цены;

  • соизмерять соотношения между ценой, издержками и объемом продаж;

  • рассчитать цены на различные виды товаров и услуг.


Содержание учебного материала. Ценовая политика в маркетинге. Стратегия ценообразования. Виды цен: внешние и внутренние. Методы установления цен.
Практическое занятие №4

Расчет цены (тарифов) на товары и услуги
Тема 4.2. Функционально – стоимостной анализ и показатели эффективности маркетинга
Студент должен:
знать:

- этапы проведения функционально – стоимостного анализа (ФСА);


  • принцип соответствия значимости функций затратам и классификацию функций;

  • методы анализа функциональных затрат;

  • методику расчета показателей маркетинга;


уметь:

  • различать этапы проведения ФСА;

  • построить диаграмму “значимость функций – затраты”;

  • построить схему функциональной модели объекта;

  • рассчитать показатели эффективности маркетинга;


Содержание учебного материала. Этапы проведения ФСА и их характеристика. Классификация функций и функциональной модели. Методы анализа функциональных затрат. Основные показатели эффективности:

  • доля валовой прибыли;

  • доля чистой (нераспределенной) прибыли;

  • доля издержек и возмещения скидок;

  • норма прибыли на вложенный капитал;

  • интенсивность оборачиваемости товарных запасов;

  • показатели финансового состояния.

Практическая работа №5

Построение функциональных моделей. Расчет показателей эффективности маркетинга.
Раздел 5. Маркетинговое планирование и контроль.
Тема 5.1. Виды планов. Стратегическое планирование. Контроль.
Студент должен:
знать:

  • виды плана в маркетинге;

  • схему составляющих элементов планирования;

  • методику планирования и контроля маркетинговой деятельности;


уметь:

  • составить краткосрочный и долгосрочный план маркетинговой деятельности;

  • провести контроль по выполнению планов.


Содержание учебного материала. Виды планов и составляющие маркетингового планирования. Стратегический план маркетинга. Основные виды маркетинговых стратегий и их анализ. Контроль выполнения плана маркетинга.
Раздел 6. Маркетинговые коммуникации (стимулирование продаж)
Тема 6.1 Комплекс маркетинговых коммуникаций и отношения с общественностью (PR).
Студент должен:
знать:

  • составляющие комплекса стимулирования продаж;

  • специфические приемы стимулирования продаж;

  • понятие “паблик рилейшинз”.


уметь:

  • разрабатывать мероприятия по формированию спроса;

  • использовать весь комплекс маркетинговых коммуникаций;

  • ориентироваться во внешней среде организация.


Содержание учебного материала. Комплекс маркетинговых коммуникаций. Специфические приемы маркетинговых коммуникаций торговые презентации, экспозиции, выставки, ярмарки и т. д. Пропаганда, ее качества: достоверность, охват и т. д. Отношения с общественностью (PR).

Тема 6.2. Рекламная деятельность и ее эффективность.
Студент должен:
знать:

  • понятие и функции рекламы;

  • каналы распространения рекламы;

  • методику планирования рекламной компании;

  • затраты на рекламу, их состав;

  • формулы расчеты эффективности рекламы;


уметь:

  • провести классификацию рекламы и выбрать канал ее распространения;

  • специфику рекламной работы;

  • рассчитать затраты на рекламу и эффективность этих затрат.


Содержание учебного материала. Общие понятия о рекламе. Каналы и способы распространения рекламы. Планирование рекламной компании. Затраты на рекламу. Расчет эффективности затрат на рекламу.
Практическое занятие №6.

Выбор каналов распространения рекламы. Расчет эффективности затрат на рекламу.
Тема 6.3. Управление сбытом, стимулирование сбыта.
Студент должен:
знать:

  • цели и задачи стимулирования сбыта;

  • организационную структуру торгового аппарата и его задачи;

  • метод прямых продаж;


уметь:

  • выбрать средства и разработать программу стимулирования сбыта:

  • выбрать необходимую структуру торговли;

  • использовать методику отбора, обучения торговых агентов;

  • оценить эффективность деятельности торговых работников.

Содержание учебного материала. Стимулирование сбыта, его цели и задачи. Выбор средств и разработка программы стимулирования сбыта. Выбор организационной структуры торгового аппарата и его задачи. Отбор торговых агентов, их обучение. Контроль и оценка эффективности деятельности торговых работников. Метод прямых продаж товаров и услуг.


Примерный перечень практических занятий


Тема 2.2

Сбор маркетинговой информации, ее исследование и анализ

Тема 3.2

Определение жизненного цикла товара и характеристика стадий смены циклов


Тема 6.2

Выбор каналов распространения рекламы. Расчет эффективности затрат на рекламу



Рекомендуемая литература и технические средства обучения:

Основная


  1. Маркетинг: Учебник для вузов/Н.Д.Эрлашвили, К.Ховард, Ю.А.Цыпкин и др. Под редак. Н.Д.Эрлашвили. 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000 г.

  2. Колтер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: “Ростинтер”, 1996 г.

  3. Евдокимов Ф.И., Гавва В.Н. Азбука маркетинга: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Д.: Сталкер, 1998 г.

  4. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга/Учебное пособие под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – Дизайн обл. А.С. Андреев.-СПб.: ИД “МиМ”, 1997 г.

  5. Уткин Э.А., Кочеткова А.И., Юников Л.И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу Маркетинг” – М.: Финансы и статистика, 1999 г.

  6. Секерин В.Д. Маркетинг/ Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО “ Бизнес-школа” Интел-Синтез”, 1998 г.



Дополнительная:

7. Маркетинг Под. ред. проф. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1998 г.

8. Гребенников А.Н. Журнал “Маркетинг и маркетинговые исследования в России”

9. Н.П. Резникова. Маркетинг в телекоммуникациях. – М.: ЭКО – ТРЕНДЗ, 1996 г.

10. Эванс Д., Берман Б. Экономико – математические методы и прикладные модели: Учебное пособие для вузов/ Под. ред. В.В.Федосеева. – М.: ЮНИТИ, 1999 г.
Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры и программы к ним PENTIUM –2 (3) 2001 г.

  • мультимедийный проектор, типа Ez PRO 540. (2000 года)


Смотрите также:
Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
198.61kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "статистика" для специальности 2015 "Почтовая связь"
104.76kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины " организация почтовой связи" для специальности 2015 "Почтовая связь"
347.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Цели и задачи дисциплины
62.99kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
221.33kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины математика для профессий начального профессионального
275.86kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального профессионального
596.51kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины естествознание для профессий начального профессионального
376.04kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины физическая культура для профессий начального профессионального
316.99kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины химия для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего
787.99kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины
190.61kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины История 2011 г
256.21kb.
1 стр.