Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МС Заместитель Руководитель МОУ

руководителя по УР «МОУ « Мордва – Кармалкинская ООШ»

МОУ «Мордва - Кармалкинская ООШ» ______________

Протокол № от / / Кириллова О.В

«____» 2011» 2011 г. Приказ №

Чикардова О.И.

« » 2011 г. « » 2011 г.




Рабочая программа
по курсу «География России. Население и хозяйство»
Чикардовой Ольги Ивановны
Учителя МОУ «Мордва – Кармалкинская

основная общеобразовательная школа»
2 квалификационная категория
по географии 9 класс


2011-2012 учебный год


Учебно-тематическое планирование

по географии


Класс - 9
УчительЧикардова Ольга Ивановна
Количество часов68
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе

  • примерной программы основного общего образования по учебным предметам География 6 – 9 классыМ. : Просвещение, 2010г.

  • программы по учебным предметам «География 6-9 классы», / авторы: А.И.Алексеев, Е.К. Липкина – М. : Просвещение, 2008г.



Учебники:. А.И.Алексеев и Е.К. Липкина География России. Хозяйств и географические районы.

9 класс – М.: Дрофа, 2009г.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Учебно – методический комплекс

1.А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2009г.

2.Учебник: География Республики Татарстан (учебное пособие для учащихся). Часть 3. Население и хозяйство. Автор Н.Ф. Лисецкий , Петин А.Н., Изд-во МГУ, 2006 г 4.Методическое пособие для учителей. География Белгородской области. Авторы А. Н. Петин, Т. В. Сластина.

5.А.И.Алексеев. География. Рабочая тетрадь. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

6.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

7.Атлас. Экономическая и социальная география России. 8 - 9 класс.



Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г.

  • Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.

  • «Годового календарно – тематического планирования МБОУ «Мордва – Кармалкинская ООШ» МО ЛМР РТ

  • Согласно действующему учебному плану МБОУ «Мордва – Кармалкинская ООШ» МО ЛМР РТ, рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 ч в неделю – 68 часов,

  • САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения. Благодаря этому высвобождается время для выполнения практических работ и изучения географии Белгородской области (отводится 10 часов).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели:


  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:



  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности;

описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Место предмета в учебном плане.

Учебный план МБОУ «Мордва – Кармалкинская ООШ» ЛМР РТ отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Плановых практических работ _13 ( из них 8 оценочных и 5 тренировочных)__

Тематическое планирование уроков по географии

(по учебнику А.И. Алексеева, «География России. Хозяйство и географические районы», 9 класс)





Раздел. Тема.


Количество часов

1

Введение.


1 час.


Раздел 1. Хозяйство России. ( 19 часов)


2

        1. Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

3 час.


3

        1. Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.




        1. 16 час.




Раздел 2. Районы России. (37 часов)

4

Тема 3. Европейская часть России.


23 час.

5

Тема 4. Азиатская часть России.


13 час.

6

Тема 5. Россия в мире.


1 час.





        1. Резервное время

        1. 1 час

Всего часов - 68





Практические работы для 9 класса

(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Хозяйство и географические районы», 9 класс)



п/п


Наименование работы

Тренировочная

Оценочная

1

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт.



оценочная

2

Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).




оценочная

3

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.




оценочная

4

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

тренировочная




5

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)




оценочная

6

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

тренировочная




7

Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды



тренировочная




8

Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

тренировочная




9

Составление географических маршрутов по

достопримечательным местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).



тренировочная




10

Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём».




оценочная

11

Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.




оценочная

12

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.





оценочная

13

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан




оценочная


Творческие работы.


  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных промыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.



Учебно – методический комплекс

1.А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2009г.

2.Учебник: География Республики Татарстан (учебное пособие для учащихся). Часть 3.А.И.Алексеев. География. Рабочая тетрадь. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

4.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.

5.Атлас. Экономическая и социальная география России. 8 - 9 класс.
Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России.

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.



Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.



РАЗДЕЛ 2 Районы России.

Тема 1. Европейская часть России.

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы.Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.




следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»
1080.23kb.
5 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс
612.57kb.
4 стр.
Программа по предмету география Класс 10
453.27kb.
3 стр.
Рабочая программа по географии 9 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.49kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 8 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.04kb.
1 стр.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов
177.56kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс
695.77kb.
5 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 10 класс
692.82kb.
3 стр.
Зерно география зерновых культур
122.67kb.
1 стр.