Главная
страница 1

Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011


ДРЕВНИЕ РИСУНКИ ИГНАТЬЕВСКОЙ ПЕЩЕРЫ


Вторым уникальным памятником, содержащим живопись эпохи палеолита на территории нашей страны, стала Игнатьевская пещера. Древние изображения были обнаружены здесь в 1980 году, почти через 20 лет после открытия росписей святилища Шульган-Таш. Игнатьевская пещера  находится в горах Южного Урала в Катав-Ивановском районе Челябинской области, примерно в 250 километрах к северу от Каповой, на правом берегу Сима — притока реки Белой. Ближайшим населенным пунктом к пещере является, расположенная в 7 километрах выше по течению деревня Серпиевка.

Сегодня к памятнику ведет отсыпанная щебнем полевая дорога. Примерно в 5 километрах от пещеры располагается поляна оборудованная навесами и местами для разведения костров, установлены информационные доски, указывающие направление к входу в пещеру. Ямазы-Таш пользуется огромной популярностью среди местных жителей и туристов. Она является одной из самых посещаемых среди пещер Челябинской области. Пещера относительно простая и удобная в спортивном отношении, она доступна даже для людей, не имеющих специальной спелеологической подготовки. 
Игнатиевская пещера одна из крупнейших на Южном Урале, общая длина ее ходов составляет более 600 метров. Спелеосистема имеет внушительных размеров вход, он расположен на высоте около 10 метров над уровнем реки, в наши дни к нему ведет деревянная лестница.

Первые опубликованные сведения об Игнатьевской пещере содержатся в книге П.И. Рычкова «Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии сочиненное коллежским советником и Имперской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым». Она была написана в 1755 году и послана в Санкт-Петербург М.В. Ломоносову, который похвально отозвался о работе и рекомендовал к изданию. Сочинение было опубликовано в 1762 году.

Во второй половине XVIII века пещеру посетил академик Петр Симон Паласс. Он оставил довольно четкое описание залов и коридоров подземной полости, а кроме того обнаружил кости человека и животных. Сподвижник Паласса — немецкий путешественник Иоганн Готлиб Георги опубликовал данные об Игнатьевской пещере в своей девятитомной работе «Geographisch-physikalische und Naturhistorische Beschreibung des Russischen Reiches». Она вышла на немецком языке в Кёнигсберге в 1797–1802 годах.


Вход в Игнатьевскую пещеру
Первым профессиональным археологом, исследовавшим памятник можно считать Сергея Ивановича Руденко. В 1911 году он провел раскопки во входном гроте пещере и обнаружил материал бронзового и железного веков. Летом 1912 года С.И. Руденко составил топографический план пещеры и провел микроклиматическую съемку. Исследователем был составлен температурный профиль подземной полости, определена относительная влажность в различных ее участках, давление воздуха и направление воздушных потоков. Во время этих работ, впервые в мировой практике, для измерения высоты потолков галерей и гротов были применены наполненные водородом воздушные резиновые шарики. Информация, собранная ученым, была сведена в единый научный очерк-работу «Лаклинская и Игнатьева пещеры Южного Урала».

В 1937 году здесь побывал и произвел раскопки во входной части пещеры другой знаменитый археолог С.Н. Бибиков. В 1949 году, по рекомендации известного уральского историка Константина Владимировича Сальникова, Игнатьевская пещера объявлена памятником археологии. В 1951 году разведочные шурфы в пещере заложила жена О.Н. Бадера — Мария Александровна. В начале 1960-х годов, после открытия росписей в Каповой пещере, археологическим изучением в регионе занимался и сам Отто Николаевич. При раскопках грота у Каменного Кольца близ деревни Серпиевка, им обнаружено погребение III тысячелетия до нашей эры, а также слой с изделиями верхнего палеолита и костями животных ледникового периода.



Верхний и нижний лазы из Дальнего зала пещеры
В Игнатьевской пещере Бадер провел раскопки во Входном гроте и также нашел кремневые изделия и кости животных, обитавших на этой территории более 10 000 лет назад. 

Однако, несмотря на длительную историю изучения пещеры, открытие древних изображений произошло только в марте 1980 года и связано, с именем археолога Валерия Трофимовича Петрина. Вот что пишет об этом сам исследователь «Вначале 1970-х гг. ... были начаты исследования пещер, в том числе и с целью поиска наскальной живописи. Постепенно работы по поиску палеолитических рисунков в пещерах сосредоточились в пределах Южного Урала, где находится большинство из известных крупных пещер Уральской карстовой области... 11 марта 1980 г., обычной группой состоящей из С.Е. Чаиркина, В.Н. Широкова и автора был проведен осмотр гротов Игнатьевской пещеры. Первой была замечена композиция со змеей и пятнами... затем отмечены многочисленные пятна, линии, фигуры, нанесенные красной охрой на стенах и потолке двух наиболее значительных гротов... В 1985 г. были найдены самые выразительные и совершенные рисунки, сделанные черной краской...».

Экспедиция под руководством В.Т. Петрина работала на памятнике на протяжении 6 лет. В 1992 году вышла в свет его работа «Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале». После смерти Валерия Трофимовича работы на памятнике проводил сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Владимир Николаевич Широков.

Игнатиевская пещера издавна привлекала к себе внимание. С ней, как и с Шульган-Таш, связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них здесь долгое время жил, умер и был похоронен старец, отшельник Игнатий — по его имени и названа пещера. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был император Александр I, другая легенда утверждает, что этот старец — брат императора великий князь Константин Павлович, который в последние годы жизни предпочитал уединение. 


ПЕТРИН ВАЛЕРИЙ ТРОФИМОВИЧ (1943–2002)

Профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Валерий Трофимович Петрин выпускник Уральского Государственного Университета. С 1978 года его жизнь была связана с Институтом археологии и этнографии Сибирского Отделения РАН. Здесь он поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и прошел путь от старшего лаборанта до главного научного сотрудника.

В.Т. Петрин был одним из ведущих ученых в области изучения древнейшего человечества. Под его руководством и при его участии проведены многочисленные экспедиции на Урале, Алтае, в Западной и Восточной Сибири, труднодоступных районах Монголии, Средней Азии и Казахстана. Им исследованы десятки археологических памятников каменного века, сделан ряд блестящих открытий в области материальной и духовной культуры первобытного человека.

Основные научные интересы В.Т. Петрина были сосредоточены в области хронологии и периодизации каменного века, эволюции культуры человека, изучения среды его обитания и реакции на изменение природно-климатических параметров в плейстоцене. Особенно ученого привлекали проблемы первобытного искусства. Он внес неоценимый вклад в изучение уральских писаниц. Археологический отряд под его руководством на протяжении нескольких лет изучал древние изображения Среднего и Южного Урала. В ходе экспедиции были обнаружены многие ранее неизвестные местонахождения с рисунками. В.Т. Петрин — автор многих статей, посвященных этой тематике.

В 1980 году в Челябинской области его экспедицией был открыт уникальный памятник с полихромной живописью, датируемый возрастом 14 тысяч лет назад — Игнатиевская пещера. По итогам работы в пещере Валерием Трофимовичем подготовлена монография, изданная в России и за рубежом. Работа получила широкую признательность у археологов, искусствоведов, философов, антропологов и других специалистов.

На территории Центральной Азии и Казахстана при его участии были исследованы раннепалеолитические объекты, возраст которых около миллиона лет. Если раньше только предполагалось, что человек мог заселить эти территории в глубокой древности, то после исследований Петрина, время и пути проникновения человека в эти районы стали реконструироваться более уверенно и определенно. Стало очевидным, что природная среда и климат не являлись непреодолимым барьером для миграции древнейших популяций из южных районов Евразии.

Не менее важные результаты были получены при исследовании верхнепалеолитических стоянок, изученных археологом на территории Алтая и Средней Азии. Еще двадцать лет назад эти регионы исключались из центров формирования верхнепалеолитической культуры и становления человека современного физического типа. В настоящее время, благодаря исследованиям Валерия Трофимовича Петрина и его коллег, доказано, что значительная территория Азии являлась одним из центров происхождения Homo sapiens.

Его доклады о проделанных исследованиях неоднократно становились главными темами на конференциях, симпозиумах как в России, так и в странах Европы, Азии и Америки. Его труды неизменно вызывали живейший интерес и дискуссию среди специалистов разного профиля. За время своей научной деятельности ученый подготовил и опубликовал десятки монографий и сотни статей, в том числе в престижных российских и зарубежных изданиях.

В.Т. Петрин автор многих монографий и статей, среди которых: «Археологические памятники Аргазинского водохранилища», «Антропоморфная скульптура эпохи неолита с Южного Урала», «Рисунки в гротах Центральной Азии», «Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале», «Палеолитические памятники в гротах Среднего Урала и некоторые вопросы палеолитоведения Урала», «Палеолитические памятники Западно-Сибирской равнины», «Позднепалеолитическая эпоха на юге Западной Сибири».

Вот что писал выдающийся русский геолог Феодосий Николаевич Чернышев: «Гора носит название Игнатьевская по имени келейника, жившего в пещере тут находящейся. Келейник Игнатий, умерший лет 40 тому назад, считался среди окрестных крестьян, особенно раскольников, за святого, и до сих пор память о нем благоговейно чтится всем населением...» Поэтому название Игнатиевская прочно закрепилось среди русского населения за пещерой. У башкир пещера известна под другим именем — Ямазы-Таш.

Во внутреннем пространстве Игнатьевской пещеры можно с уверенностью выделить четыре подземных полости — Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний залы. Первая из них — Входной грот имеет длину около 55 метров. В эту часть пещеры еще попадает дневной свет, здесь можно увидеть расположенные вдоль стен следы археологических и грабительских раскопов. Следующая часть пещеры представляет собой длинную галерею — это Основной коридор. Отсюда можно попасть в глубину пещеры — Большой зал. Это самая большая часть Ямазы-Таш: максимальная длина 30 метров, ширина 24, а высота в отдельных местах достигает 8 метров. В центре Большого зала расположены огромные колонны.

За Большим залом находится Дальний зал, сюда можно по­пасть по двум лазам. Первый из них начинается от самого пола, он имеет длину около 8 метров и высоту около полуметра, передвигаться по нему возможно только ползком. Второй — расположен на высоте 3.5 метров, попасть в него можно только при помощи скалолазного оборудования. Этот проход, если смотреть из Дальнего зала, напоминает огромную вульву. Возможно, Дальний зал пещеры в древности был главным центром при проведении обрядов инициации. Два ведущих сюда лаза могли символизировать моменты смерти и нового рождения. Посвящаемый попадал через нижний ход в место проведения таинства — к плоскостям с изображениями, а затем заново рождался через верхний лаз.

Дальний зал имеет практически квадратную форму. Он существенно уступает в размерах Большому залу. Длина его стен около 11 метров, высота сводов до 2.5 метров. Здесь довольно влажно и скользко, стены покрыты мощной кальцитовой броней. Значительная часть Дальнего зала перекрыта осыпью из щебня и глины.

Все изображения пещеры можно разделить на 3 группы. Это животные, антропоморфные существа и знаки. Среди животных ученые выделяют мамонтов, лошадей, быка, носорогоподобное существо и животное с туловищем, напоминающим верблюда.





Рисунки Красного панно в Дальнем зале Игнатьевской пещеры



Рисунки Черного панно в Дальнем зале Игнатьевской пещеры

Первобытные рисунки сосредоточены в Большом и Дальнем залах. Они начинаются примерно в 120 метрах от входа в пещеру. За все время работ археологами было найдено более полусотни рисунков. В Большом зале фигуры нанесены на стены и полусводы. Изображения привязаны к многочисленным нишам и выступам стен. Это делает Игнатьевскую пещеру превосходным примером умелого включения скальной основы в художественную композицию. Изображения нанесены на стены Большого зала, вокруг мощной колонны, несколько групп рисунков древний художник оставил и на ней самой. Большинство фигур расположено на высоте, не превышающей рост человека. Они наносились с пола или каменных глыб. Рисунки Ямазы–Таш выполнены в двух цветах — красном и черном. В Большом зале количественно преобладают красные рисунки различных оттенков, в Дальнем зале — черные. Размеры древних фигур различны, они варьируют от нескольких сантиметров до 2.3 метра. Изображения Игнатьевской пещеры нарисованы линиями толщиной 1–5 сантиметров. Фигуры животных Большого зала выполнены в силуэтной манере, в Дальнем Зале — в контурной. Все животные в Большом зале показаны с определенной степенью схематизма и имеют размеры от 20 до 30 сантиметров.

Вот как описывает изображения В.Н. Широков «Рисунки отдельных мамонтов практически лишены шейных перехватов, только один из них снабжен бивнями. Рисунок лошади исполнен без гривы и ушей. Конечности всех животных, за исключением одного, прямые, их количество у разных фигур отличается и составляет от двух до четырех.

В Дальнем зале более натуралистичны изображения животных черного цвета, особенно это касается черного мамонта Красного панно и лошади Черного панно. Они нарисованы с двумя прямыми конечностями — передней и задней, что придает им известную условность и статичность. Какое-то движение ощущается лишь в фигуре мамонта, ноги которого изогнуты в коленных суставах. Верблюжье туловище составленного животного очерчено тремя-четырьмя линиями. Определенную напряженность образам всех черных животных придают характерные прямые конечности. Черные фигуры выполнены в контурной манере и только одна в силуэтной. Размеры черных животных от 0,3 до 1,3 метра, красного «носорога» — 2,3 метра. Корпус зверя очерчен широкой контурной линией и немного тонирован в задней части. Четыре короткие конечности, уд­линенное тяжеловесное тело, имеются короткий приподнятый хвост и два массивных рога и признак самца». От груди животного отходит ряд из 26 красных пятен.




Фрагменты фигур красных мамонтов, Большой зал



Фигура животного и направленное на нее «острие», Большой зал



«Следы носорога», Большой зал



Антропоморфный персонаж, Большой зал
Человекоподобные существа Ямазы-таш в Дальнем зале представлены черным рисунком мужчины и красным рисунком женщины. Так же среди фигур Черного панно есть изображение, напоминающее лицо человека — «личина» или «фантом». В Большом зале первобытный художник красным цветом изобразил фигуру, в которой видят составной мотив человека и птицы. Все антропоморфные изображения Игнатьевской пещеры переданы линией.

Пожалуй, самая интересная композиция находится на потолке Дальнего зала. Здесь можно увидеть линейные антропоморфные фигуры обеих полов. Фигура женщины, высотой около 1 метра, имеет круглую голову, выполненные широкой линией туловище, руки и ноги. Особый акцент художник сделал на признаках пола, изобразив грудь и вульву. Между широко разведенными ногами женщины он нанес три красных ряда из 28 точек.  Вероятно, они связаны с периодическими изменениями в организме женщины репродуктивного возраста и лунным календарем. Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что человек с самой глубокой древности научился пользоваться лунным календарём. С лунным месяцем связаны и физиологические изменения женского организма, способного к продлению рода. Соединенные в одну композицию могучий зверь и женщина могут выражать мифологические представления древних людей.

Красное панно, несомненно, является центральным не только среди изображений святилища Ямазы-Таш. Фигуры женщины и носорога являются здесь доминирующими. Они связаны между собой рядами идущих на встречу друг другу красных пятен — от промежности антропоморфного существа к груди носорога. Возможно, эта композиция отражает миф о сотворении мира.

Рядом с большой лошадью находится уникальное для палеолитического искусства составленное животное с туловищем вер­блюда. Первобытный мастер умело вывел изгибы высоких горбов, отвислый живот, небольшой хвост и заднюю ногу животного. Передняя конечность не сохранилась. Голову животного заменяет переданная анфас личина. Она чем-то напоминает морду безрогого копытного.

Композиция Черного панно более реалистична, здесь изображены животные — традиционный объект охоты первобытных коллективов.

Знаки очень многочисленны, их в несколько раз больше, чем человеческих существ и животных. Размеры знаков варьируются от 1.5 см до более 1 метра. Среди них имеются группы линий и отдельные черты, различного рода пунктуации, меандры, крестообразные и стреловидные формы, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде лесенки и якоря, отдельные пятна. Особый интерес представляет композиция Большого зала, напоминающая след носорога. Это круг, обрамленный тремя овалами. Этот мотив является специфическим для Ямазы-Таш.

Еще одним знаковым изображением Игнатьевской пещеры, является сталагмит на восточной стене Дальнего зала, по форме напоминающий сидящую женщину с младенцем. Ве­роятно, именно этот рельеф побудил отшельника Игнатия поселиться в пещере. Местное население до сих пор называет этот сталагмит «иконой».

Благодаря специальным анализам удалось узнать состав некоторых красных красок. Их основу составляли оксиды железа — гематит, гетит, лепидокрокит, магнетит с добавлением кальцита, полевого шпата, глинистых частиц и слюды, а также апатита костного происхождения. Черные рисунки делались углем.

На некоторых блоках стен Игнатиевской пещеры, главным обра­зом в Большом зале, отмечены следы упо­рядоченного скалывания каменной породы. Имеются как одиночные, так и серийные сколы, иногда их протяженность по ребрам блоков составляет более 1 метра. Некоторые, обработанные таким образом блоки известняка, напоминают плоскости расщепления нук­леусов. Трудно ответить на вопрос о возрасте этих сколов, но их расположе­ние в глубине пещеры рядом с рисунками, а также натеки кальцита на мно­гих из них позволяют относить их также к верхнему палеолиту.


Изображение носорога, Красное панно, Дальний зал



Фрагмент Красного панно. В центральной части снимка находится фигура женщины, Дальний зал

При раскопках в разных частях пещеры обнаружен культурный слой с многочисленными частицами угля от факелов и светильников, каменными и костяными изделиями, кусочками охры, украшениями и костями животных. Каменные изделия, обнаруженные главным образом во Вход­ном гроте, изготовлены из различных яшм, кремней, кварцита, песчаника, хрусталя, известняка и других пород и минералов. Среди орудий преобладают скребки, ретушированные пластины, резцы, долотовидные орудия, зубчатые и выемчатые формы. Выразительную серию составляют пластинки с притуп­лённым краем, в том числе с обработанным концом, служившие вкладышами составных орудий с основой из кости, рога или дерева. Украшения представ­лены двумя подвесками, сделанными из клыка песца и зуба быка или бизона, и двумя мелкими округлой формы плоскими бусинами из кости или бивня.

Группой специалистов из Института экологии растений и животных УрО РАН под руководством Николая Георгиевича Смирнова были проведены работы по реконструкции среды обитания человека на Южном Урале в ледниковое время. На основании анализа спор и пыльцы, а также костных остатков мелких млекопитающих было установлено, что период формирования культурного слоя пещеры отличался суровым холодным климатом. Окрестности пещеры формировали степные пространства, с небольшими сосново-березовыми островками леса. Для фауны региона были характерны такие виды крупных животных как лошадь, северный олень, бизон, сайга, заяц, пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог и песец.

Три радиоуглеродные даты по уголькам из культурного слоя Большого зала позволяют уточнить время создания декораций Игнатиевской пещеры: 14 240±150, 13 335+193, 10 400±465 лет.




www.arkur.ru


Смотрите также:
Древние рисунки игнатьевской пещеры
135.01kb.
1 стр.
Экскурсии в испании
225.96kb.
1 стр.
Идрисов И. А., к г. н
48.83kb.
1 стр.
Древние лабиринты
25.39kb.
1 стр.
С. Г. Кляшторный Древние города Монголии // Древние города
25.64kb.
1 стр.
П. Николаева, ученица 10-го класса
73.92kb.
1 стр.
Талдинские пещеры
162.46kb.
1 стр.
Игра «Сказки водят хоровод»
99.35kb.
1 стр.
Сохранение, обустройство, рекреационного использования пещеры Киндерле
23.29kb.
1 стр.
Краткие заметки о посещении пещеры Новососедовской
28.11kb.
1 стр.
Устный журнал «С улыбкой на лице и с книгой у сердца»
78.39kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия детского объединения «Исследователи природы»
214.27kb.
1 стр.