Главная
страница 1страница 2страница 3
Береговая аллея в Воронове проведена на высоте, с которой лучше всего воспринимается водная гладь. Она дублируется еще второй, практически необходимой тропкой, проложенной немного ниже и подходящей в иных местах почти вплотную к воде.
Первоначальный замысел береговых насаждений теперь нарушен порослью, но легко может быть восстановлен. С береговой тропки воспринимаются открытые пейзажи: на переднем плане — водное зеркало, лужайки за прудом и за ними — темный массив леса. Светлыми пятнами выделяются ивы, склонившиеся над водой, и островок, также обсаженный ивами к другими лиственными деревьями.
В пейзажах Большого пруда и восприятии их посетителем немаловажную роль играет изгиб береговой линии, вследствие чего пруд не охватывается целиком и виден лишь до поворота, примерно от плотины до островка. В первой своей части — северной — водное зеркало кажется особенно широким благодаря тому, что массив леса отступает от береговой линии на 140 метров, вследствие чего зрительно расширяется пространство. Задним планом служит массив леса к северо-западу, к северу лес отступает, и взгляду доступны более далекие горизонты. Передним планом или вернее кулисами служат рядовые посадки у плотины. Строительство новых зданий села до некоторой степени, нарушило прежний композиционный замысел, но дело может быть исправлено созданием заслона из насаждений, более светлых близ берега и более темных на заднем плане. Заслоны эти повторили бы до известной степени картину, раскрывающуюся по главной композиционной оси: на переднем плане светлые ивы, сзади — темный массив леса.
Пейзажи южной части пруда характеризуются тем. что границы водной поверхности не видны. Такой прием также был рекомендован теоретиками и практиками садово-паркового искусства прошлого. Благодаря новому повороту берега, водная поверхность пруда, кажется, не имеет конца, и дорожка невольно увлекает все дальше и дальше. Пейзаж противоположного берега также меняет свой характер, берег слегка повышается, смешанный массив уступает место светлой ажурной березовой роще.
С противоположной стороны пруда виден весь парк. Включение в массив разнообразных по окраске листвы пород, а также значительного количества хвойных — елей, сосен и пихт — придает парку необыкновенную пластичность и глубину.
Насаждения сейчас подходят к воде сплошной стеной. причем передний план состоит почти исключительно из лиственных: липы, ивы, ольхи.
Благодаря расположению на пологом склоне деревья возвышаются друг за другом как бы естественным амфитеатром. Очень эффектно их отражение в воде, меняющееся в зависимости от времени года, погоды и освещения. Массив остается в тени в утренние часы и хорошо освещен в полдень и всю вторую половину дня до вечера, что усиливает разнообразие восприятия.
В свое время к островку ходил паром, и можно было любоваться теми же картинами, но в более близком ракурсе (сейчас строится мост).
Сейчас береговые насаждении, возвышающийся за ними массив парка и живописные изгибы берега хорошо видны с лодки.
С большим мастерством созданы в ландшафтной части парка Воронова замкнутые пейзажи полян и лужаек. По контрасту с открытыми пространствами Большого пруда и длинными перспективами липовой и пихтовой аллей, они воспринимаются особенно остро. Это — незабываемые картины, тонко продуманные и поражающие своей естественностыо, мягкостью н лиричностью, своей созвучностью с среднерусским ландшафтом.
Вход в эти условно называемые нами “малые поляны”, расположенные к западу от продольной липовой аллеи, предусмотрен с этой аллеи. Вход на участок первой и второй поляны — между двумя группами деревьев — елями и березами. Пейзаж здесь замкнутый, причем первая поляна — совсем небольшая — диаметром по главной оси не более 20 метров — обсажена деревьями в одиночку и в группах с таким расчетом, чтобы огородить поляну целиком со всех сторон.
С юго-запада предусмотрен разрыв насаждений или “окно”, как бы своеобразные “пропилеи” из дуба и липы. Этот просвет невольно притягивает взгляд и влечет дальше — ко второй поляне. Она значительно больше предыдущей к достигает размера около 70х90 метров. По рельефу поляна несколько поката к юго-западу, где также предусмотрен просвет.
Поляна обсажена почти со всех сторон, чем создается очень уютный и интимный пейзаж. Насаждения, расположенные вокруг поляны, представлены мощными группами деревьев. Использовано немного парод: лила, береза, ель, дуб и ива, но сочетания задуманы мастерски: имеются одно-породные монолитные группы из ели, настолько компактные, что воспринимаются как одно дерево; группы из двух пород — липы и березы, наконец, отдельно стоящие березы — сквозистые и ажурные. Группы, окаймляющие поляну, расположены с таким расчетом, что одни выдвигаются вперед, другие отступают, что усиливает игру светотени.
В размещении групп можно наблюдать своеобразный ритм. Чередование пород направлено, с одной стороны, к цельности впечатления, а с другой, — к контрасту по строению, форме кроны, окраске листвы по сезонам.
Особую роль здесь играют мощные дубы, четко рисующиеся на изумруде лужаек. На границе третьей поляны посажены светлые березы.
Следует обратить внимание на умело созданный естественный переход от одной поляны в другую.
Очень интересна третья поляна. Она отличается от предыдущих не только размерами (70х60 м), но и конфигурацией, так как более вытянута с запада на восток, очевидно, ради эффектов освещения. Здесь главную роль играют хвойные деревья, причем для обрамления поляны по контуру использован также небольшой ассортимент пород. Хвойные: ель, лиственница, сосна — сосредоточены к востоку и частично юго-востоку; на западе к поляне подходит массив из елей; береза дана живописными одно-породными группами, а также в смешении с липой.
Группы хвойных очень мощны и монолитны. причем лиственницы со своей характерной хвоей — светло-зеленой весной и палево-желтой осенью — удачно расположены среди двух групп темных елей. Поляна также поката к юго-западу и имеет просвет в сторону четвертой поляны. Просвет решен уже по-иному, и проход к четвертой поляне осуществляется по сторонам мощной группы лип.
Четвертая в этой сюите поляна характеризуется отличной от других полян конфигурацией и расчлененностью. Ее контуры особенно живописны благодаря тому, что некоторые группы деревьев сильно выступают на лужайку; она имеет наибольшую протяженность с северо-запада на юго-восток. Из пород здесь встречаются: ель, лиственница, сосна, липа, дуб, береза и ива — всего семь пород. Группы также одно-породные и смешанные; ритм зеленых масс, созданный чередованием и повторением пород, подобен ритму деревьев первых трех полян. Разница в том, что поляна обсажена деревьями не только по периметру. Мощные группы деревьев расчленяют ее открытое пространство. Например, группа сосен, которую вернее следовало бы назвать рощицей, занимает участок, достигающий 40 с лишним метров в длину и около 20 в ширину. Большую роль играет здесь ива, воспринимаемая на фоне хвойных или лиственных пород всегда по принципу контраста.
Для всех четырех полян характерна хорошая освещаемость дневными и вечерними лучами, легкая покатость рельефа, естественный переход от одной поляны к другой, жизнерадостность пейзажа и полная изолированность от липовой аллеи и прилегающего массива береговой полосы.
Не менее интересно были задуманы пейзажи “больших” полян на участке, расположенном между липовой аллеей и параллельной ей пихтовой.
Здесь иные масштабы и немного другая ориентация, что вызвано четкими контурами участка в целом; к северу тянется граница прежней территории усадьбы, отмеченная небольшим валом и канавой. Опушка решена виде сплошной зеленой стены, имеющей двоякое назначение: во-первых, оградить поляны от северных участков, во-вторых, служить фоном для групповых сочетаний различных деревьев.
При этом посадка деревьев и подбор сделаны с таким мастерством, что опушка в течение всего вегетационного периода чрезвычайно эффектна. Здесь применены всею две породы деревьев: липа мелколистная и лиственница сибирская в виде крупных чередующихся групп. Удалось установить определенную закономерность построения: группы лиственниц состоят из 30—35 деревьев, в группах лип от 20 до 32 деревьев.
Интересно, что вход на поляну с северной стороны отмечен группами лип в виде зеленых пропилеев, а по сторонам их возвышаются лиственницы, причем группы расположены так, что они как бы “выступают” и “отступают”. Весной, когда на лиственницах появляется нежный зеленый пушок, а липы благодаря крылаткам окутаны чуть розоватой дымкой, эффект очень силен.
Летом хвоя лиственницы хорошо выделяется на спокойной зеленой массе лип, а осенью цветовой контраст воспринимается еще острее: лиственницы приобретают нежный желто-палевый оттенок, липы становятся золотистыми.
Указанная опушка задумана, конечно, как часть целого, и поэтому она естественно переходит к востоку к большой группе лиственниц. Здесь предусмотрен вход на поляну со стороны церковного участка. Большая, вытянутой конфигурации группа лиственниц является продолжением опушки, и для оживления картины в нее вкраплена ива серебристая, но высокий, четкий строй пихт служит здесь главным фоном пейзажа.
Неподалеку от северной границы расположены большие группы дуба летнего. Особенной мощностью отличается восточная группа из 43 деревьев, западная —из 35 деревьев. Группы чрезвычайно монолитны и воспринимаются как единое целое, ибо кроны деревьев совершенно сливаются. По мере продвижения к юго-востоку еще можно установить первоначальный замысел строителя парка: здесь прихотливо расположены несколько крупных одно-породных групп из лиственницы, березы и дуба.
К сожалению, вся остальная территория не поддается сейчас исследованию, поскольку лесничество использовало открытое пространство лужаек для разведения лесных культур.
Следует, однако, предположить, что по замыслу весь участок, ограниченный с востока пихтовой аллеей, а с запада и юга — липовой и еловой, представлял собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, хорошо освещенный солнцем и находящийся на ровном рельефе. По всей вероятности, здесь был ряд полян со свободно стоящими деревьями; поляны эти превосходили по масштабу описанные выше “малые поляны”.
Необходимо отметить, что в пейзажи “больших полян” была включена архитектурная доминанта—колокольня.
И даже сейчас, лишенная завершения, она хорошо видна с многих точек этой территории, замыкая перспективу к северо-востоку. В утренние часы колокольня воспринимается силуэтом, после полудня и в вечерние часы она хорошо освещена лучами заходящего солнца.
Возможно, что включение колокольни в ансамбль пейзажей “больших полян” и определило их масштаб. Более того, высокие пихты своим зубчатым силуэтом прекрасно гармонируют с высокой, стройной, изящной колокольней, увенчанной в свое время высоким золоченым шпилем.
Безусловно здесь работал большой мастер садово-паркового искусства; даже сейчас величавая красота опушки, стены пихт и отдельных групп деревьев оставляет незабываемое впечатление.
Осмотр Вороновской усадьбы можно начать с церкви и колокольни, затем пройти к центральному участку с липовым садом и Голландским домиком, далее по длинной липовой аллее до конца и спуститься к пруду. Это даст возможность сразу почувствовать масштабы парка, протяженность липовой аллеи и контраст ее с береговой полосой.
Спустившись к пруду, лучше всего прийти по берегу и подняться по поперечной аллее до главной продольной липовой аллеи, затем осмотреть “малые поляны”.
Вернувшись на липовую аллею н не поворачивая к пруду, можно дойти до границы парка, откуда подняться по еловой аллее, затем повернуть на пихтовую. Следует дойти примерно до ее середины н свернуть на “большие поляны”, после осмотра которых можно полюбоваться стеной пихт и великолепно решенной опушкой. Отсюда через северный “выход” между двумя группами лип надо выйти на прямую дорожку, ведущую к центру усадьбы.
Такой маршрут позволит обозреть различные участки парка и ощутить разнообразие его пейзажей.
Как продолжение прогулки рекомендуется посещение запрудной части; с противоположного берега также очень ощутим массив парка, и хорошо воспринимается его зеленый, спускающийся к воде массив.
Палентреер С.Н.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Усадьба Вороново
385.23kb.
3 стр.
Самый насыщенный
27.05kb.
1 стр.
Спасская церковь с. Вороново
31.06kb.
1 стр.
Усадьбы псковщины
37.01kb.
1 стр.
Музеи Музей-усадьба
422.91kb.
1 стр.
Габитус и субъективность: опыт живой истории в телепроекте «Усадьба эдвардианской эпохи»
465.35kb.
2 стр.
Программа развития школьного краеведческого музея «Усадьба Смоленское» на 2013-2017 годы
256.69kb.
1 стр.
Исследование исторической ценности усадьбы. Исследование архитектурной ценности усадьбы. Исследование воспитательной ценности усадьбы
94.11kb.
1 стр.
Американистика: литературные взаимовлияния, междисциплинарные исследования Г. В. Алексеева, канд филол наук, Государственный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
154.29kb.
1 стр.
Замурованные шедевры (Журнал "Смена" №15/1965)
56.35kb.
1 стр.
Предложение по размещению в отелях
35.49kb.
1 стр.
Усадьба в английском стиле фантазия в четырех действиях
841.79kb.
5 стр.