Главная
страница 1
Урок чтения в 3 классе

Тема: В.В.Бианки « Мышонок Пик».



Цель: Познакомить с произведением В.Бианки « Мышонок Пик», определить основную идею сказки; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность; интерес к литературному чтению; прививать любовь к животным, природе, родному краю.
Оборудование: Портрет В.Бианки, книга « Мышонок Пик»; записи музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года»; картинки изображений различных видов грызунов на электронных носителях из детской энциклопедии «Кирилла и Мефодия»; карта Ейского района; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

-С творчеством, какого автора мы сегодня познакомимся?

- Вы можете узнать, ответив на вопрос.

- Кто из писателей написал « Лесную газету»? ( В.Бианки)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Бианки.

- Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик».

- Но прежде давайте сделаем речевую разминку.


  1. Речевая разминка.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

- Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.
-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте, разделяя слова на слоги.

-Прочитайте грустно.

-Прочитайте весело.

-Прочитайте с удивлением.

-Прочитайте с восхищением.

IV. Введение в тему.

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения нашего кубанского поэта К. Обойщикова.

Богат животный мир Кубани-

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи.

В нашей Кубано-Приазовской низменности (показ на карте), распространены степные животные. Здесь обитают полевые мыши, степная пеструшка. Все они приносят вред сельскому хозяйству. Живут в норах, питаются зерном, листьями.

Но, Виталий Валентинович Бианки, проследил в природе за жизнью этих грызунов и написал рассказ: «Готовятся к зиме». Послушайте его.

«В лесу и в поле каждый готовится к зиме по-своему. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок.

Особенно усердно таскают его короткохвостые мыши-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах или под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай».

- Так почему мыши-полевки заготавливают на зиму много корма?

-Чем вредны они для урожая?





Но встречаются и интересные факты из жизни этих животных. Живут у нас и летучие мыши. У них такой тонкий слух, что они улавливают даже шорох крыльев насекомых. Летучие мыши охотятся по ночам, обнаруживая летающих насекомых путем эхолокации: они испускают высокие звуковые сигналы с определенными интервалами, принимают их отражение от тела насекомого и по нему определяют местоположение жертвы.

V. Введение в тему.

а) Предварительная беседа.

-Ребята, что вы знаете о мышах? ( Рассказы учащихся.)

-Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Произведение называется «Мышонок Пик.»)

-Кто автор этого произведения? ( Виталий Бианки.)

б) Учитель показывает выставку книг писателя и рассказывает о нем.

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959 гг.)


Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком и был Бианки.

Родился он в семье ученого-орнитолога (Ученый, который занимается изучением птиц.)

Окончил естественнонаучное отделение Санкт- Петербургского университета. Побывал в экспедициях в разных уголках страны, изучал природу. Герои Бианки живут своей обычной жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше узнать жизнь Природы.

VI. Физкультминутка. ( Дети делают под музыку.)

  1. Ознакомление с рассказом «Мышонок Пик».

а) Вводная беседа.

-Прочитайте название первой главы. («Как мышонок Пик попал в мореплаватели».)

-Кто герой произведения? Как автор относится к нему? (Герой произведения мышонок. Наверное, автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково.)

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели? ( Предположения детей.)
б) Словарная работа.

В произведениях нам часто встречаются незнакомые слова и выражения, мы всегда можем посмотреть значения слов в толковом словаре. Я выписала вам незнакомые слова из данного текста, давайте их прочитаем. ( Дети читают на доске, значения слов.)

Силосные ямы - строения, где хранят овощи и другие зеленые корма для скота на зиму.

На слуху – на открытом месте.

Травку зубрить - начинают питаться травой.

Матрос- рядовой служитель на судне.
VIII. Чтение рассказа учителем.

IX. Беседа по прочитанному.

- Не стало ли вам страшно за мышонка?

- Подумайте, что может с ним случиться? ( Предположения детей.)

- Что вы думаете об этих ребятах?

- Как вы поступили на их месте?

- Автор говорит, что ребята сыграли с мышонком злую шутку. А как вы считаете?

X. Выборочное чтение.

-Перечитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя. (Дети зачитывают отрывки.)

- Почему маленький пассажир мог считать себя счастливым, когда ему удалось спастись?

- Перечитайте главу «Хвост - цеплялка и шёрстка – невидимка».

- Представьте, что могло произойти на лугу. Как Пику помогла его шерстка - невидимка?

XI. Работа с иллюстрациями к сказке.

- Найдите отрывок, соответствующий иллюстрации.

(Дети находят и называют страницу учебника и абзац.)

XII. Итог урока.

- Прочитайте пословицу. Можно ли ее соотнести с нашей сказкой?

«Невелика мышка, да зубок остер».

- Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?

- Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?

На последующем уроке мы продолжим знакомство со сказкой.

Д/З: Подготовить чтение 1-2 главы.

( Учитель выставляет оценки за работу на уроке.)




Учитель начальных классов

МОУ гимназии № 14

Сорока Оксана Сергеевна.


Смотрите также:
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
56.15kb.
1 стр.
«В. В. Бианки «Мышонок Пик» ( 1ч.)
45.23kb.
1 стр.
Детские и взрослые сказки семьи Бианки
180.25kb.
1 стр.
Викторина по жизни и творчеству В. Бианки Путешествие в мир природы
89.72kb.
1 стр.
Номинация «Иллюстрируем сказки В. Бианки» (рисунки к сказкам-несказкам В. Бианки): для учащихся 2-4 классов
49.89kb.
1 стр.
Краткая биографическая справка. Георг Александр Пик
22.2kb.
1 стр.
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
95.48kb.
1 стр.
Приглашение в поход! На Пик Черского и озеро Сердце.
103.2kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе Б. Гбоу сош 1291 с углублённым изучением английского языка г. Москвы Учитель: Беляева С. В. Дата проведения: 08. 12. 12. Тема урока: В. В. Бианки
84.13kb.
1 стр.
Виталий валентинович бианки (1894-1959)
54.63kb.
1 стр.
Виталий Валентинович Бианки. Лесные разведчики
102.09kb.
1 стр.
Сведения о кандидатах в совет директоров ОАО «Группа Компаний пик» Жуков Юрий Владимирович
42.4kb.
1 стр.