Главная
страница 1

Примерная рабочая тетрадь студента

параграф 6


В данной рабочей тетради приведены: вопросы, задачи, примеры решения. Каждый может отвечать на задания устно, либо скопировав данный документ в своей рабочей тетради.



§1. Понятие творчества и развитие творческих способностей

Практическая работа

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

2. Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

3. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.



Тесты на изучение креативности

(способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или «беглость» генериро­вания идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных отве­тов) — измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;

б) гибкость — измеряется числом сюжетов, идей раз­ных категорий, взглядов на проблему;



в) оригинальность — определяется числом редко встре­чающихся ответов; например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из 10 человек.

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Мож­но нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.



Рис. 1

Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение не­обычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч иноплане­тян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпри­мете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе.



Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформи­ровать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или чело­века, которые на ней изображены (рис. 2).Сравните оригинальность и объ­ем рассказа, т.е. силу и продуктив­ность творческого воображения.



Рис.2

Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, со­ставить из них различные фигуры, сюже­ты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее приду­манным вами названием. Общее время работы — 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все состав­ленные буквы относятся только к одному типу), ориги­нальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколь­ко оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хоро­шее образное воображение.



рис 3.


Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дваж­ды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются ре-

шить задачу, не советуясь друг с дру­гом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.

Хороший показатель интеллектуальной активности — если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности — са­мостоятельное решение этой задачи.

рис 4.


Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен(тна).

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).



4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу рабо­тать один (одна).

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоя­щему хорошо.

13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь ме­нять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.



Ключ к опроснику

Креативность в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (—) по вопро­сам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креа­тивность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

Смысл ответов

1 — отношение к беспорядку;

2 — интерес к окружающему;

3 — готовность к риску, к неожиданному;

4 — желание выделиться;

5 — альтруизм или эгоизм;

6 — недовольство собой (самооценка);

7 — наличие любознательности;

8 — общительность;

9 — самостоятельность;

10 — инициатива, сила воли;

11 — индивидуализм или коллективизм (интроверт или экстраверт);

12 — самооценка;

13 — независимость (или зависимость) от других;

14 — боязнь ошибки;

15 — наличие (или отсутствие увлечений);

16 — жизненная установка;

17 — чувство красоты;

18 — стремление к новизне;

19 — рефлексия, способность к анализу;

20 — азартность или осмотрительность;

21 — исследовательская активность.

§2. Метод мозговой атаки (МА)

§2. Метод мозговой атаки (МА)

Практическая работа

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6—8 человек).



Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту сис­тему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический развед­чик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно раз­бросаны овальные камешки, сглаженные частыми урага­нами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транс­портный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благо­получно. Недалеко были обнаружены резиновые амор­тизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орби­тальный метеозонд сообщает о надвигающемся урага­не. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать:



«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив ис­торию ее... Больше корабль на связь не выходил...»

Предложите окончание этого рассказа (или перечис­лите всевозможные последствия данной ситуации).



Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

• Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар­манные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?

• Даны два предмета: ручка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий пред­мет.

Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.



Тест на образную адаптивную гибкость

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливаю­щийся к разным условиям.

Тест на семантическую спонтанную гибкость

• Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

• Перечислить как можно больше объектов, принад­лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к сто­ловой посуде.

Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов­ленный к ответу без раздумий.



Тесты для отбора в группу аналитиков

• Человек наклонился над водой и рассматривает свое отражение.

Задайте по этой картине как можно больше вопросов. Придумайте как можно больше причин этого события. Перечислите все его возможные последствия.

• Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: куклы Барби, солдатиков.

• Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).

• Представьте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?



Задачи для группы генераторов идей

1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздра­жение. Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, кото­рый следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческо­му решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плот­ной бумаге.

3. В стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Пло­тик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Пло­тик практически непотопляем при любом шторме. Одна­ко при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3—5 кг.

Вопросы:

1. В чем суть метода прямой М А?

2. Какова цель метода прямой МА? Перечислите правила проведения МА?

3. Для решения какого рода задач используют МА?



ПРЕЗЕНТАЦИЯ

§3. Метод контрольный вопросов

Практическая работа

1. В одном проектном институте был несгораемый шкаф с чрезвычайно важными секретными чертежами. Не надеясь на обычный замок, инженеры решили сконструи­ровать для шкафа замок новой конструкции, который дол­жен охранять содержимое даже в следующих случаях:

• если кто-нибудь применит самую усовершенство­ванную отмычку;

• если ключ подменят, украдут или сделают слепок;

• если забылся секрет замка, например шифр;

• если кто-нибудь из сотрудников без ведома началь­ника захочет самовольно взять чертежи.

Предложите идею такого замка.

2. Известны способы сигнализации о пожаре в произ­водственных помещениях в виде подачи звуковых сигна­лов. Но в крупных цехах с высоким уровнем шума и свето­выми бликами от электросварки звуковой сигнал может быть не услышан, а световой — не увиден. Предложите надежный способ сигнализации (обесточивать нельзя!).

3. Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несанкционированными трюмами, даже при незначитель­ной качке ведет себя как жидкость. Такая масса при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу пе­реворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

4. Попробуйте воспользоваться списком контрольных вопросов Т. Эйлоарта при создании приспособления: для подвески ручной сумки (например, в транспорте); для соз­дания приспособления для сверления отверстий под углом к поверхности.



Вопросы

1. В чем суть метода контрольных вопросов?

2. В чем заключается эффективность данного метода?

3. Как можно применить в сочетании метод контрольных вопросов и метод мозгового штурма?



§4. Метод обратной мозговой атаки

Практическая работа

1. Одна из зарубежных фирм, выпускавшая ножи для очистки картофеля, начала испытывать трудности со сбы­том продукции. Ножи делались из прочной стали, были красивыми, с удобной пластмассовой ручкой и быстро за­воевывали популярность. Но через несколько лет спрос резко упал: ножи не ломались, медленно стачивались, а значит, домохозяйкам новые ножи не требовались. Фир­ма, не желая терпеть убытки, обратилась к специалистам по творческому решению задач: как повысить спрос на эти ножи, не снижая качества и без затрат на дополни­тельную рекламу? Предложите свой способ решения, желательно — бесплатный.

2. Существуют на производстве большие механиче­ские ножи, под которые подкладывают разные материалы, а затем нажатием рукоятки включают привод, опускаю­щий нож. Беда, если рабочий зазевается или поправит ру­кой материал во время опускания ножа! Конечно, рабочий знает, что этого делать нельзя, но, если он работает 10 лет и каждые 2 минуты включает нож, неужели он ни разу не ошибется? Чтобы избежать травмы, в конструкцию маши­ны вводят штанги, отталкивающие руку, или опускающие­ся решетки. Но согласитесь, что получить удар железной штангой или решеткой по руке тоже неприятно. Нет ли лучшего решения?

3. Деловая игра. В учебных мастерских вашей школы ребята изготавливают различные изделия. Выберите ка­кие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавлива­ются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения экс­плуатационных качеств, дизайнерской проработки и т.д.



Вопросы

1 Какова суть и цель метода обратной МА? 2. При решении каких задач используют метод об­ратной МА?

3. Что такое «диверсионный» метод и для чего его используют?

4. Каковы недостатки МА?






§5. Синектика

Практическая работа

1. Конкурс «Генераторы идей».

• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каж­дая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады­вается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает ле­том сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначи­тельная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает желез­нодорожное полотно. Нарушается нормальное функцио­нирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя фунтом насыпи).

3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функ­ции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):



Предмет


Функция

Аналог

Волчок

Вращение

Гироскоп

Бамбук

Обеспечивать упругость и прочность за счет пористого строения

Композитные

мате­риалы



Парус

Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды

Турбинная лопатка

4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей раз­ных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

Вопросы

1. Что такое аналогия и как ее применяют при реше-нии задач методом синектики?

2. В чем отличие метода синектики от МА?

3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творче­ских задач.

4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.

5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом си­нектики.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ

§6. Морфологический анализ

параграф 6
ЭТАПЫ решения задачи
методом морфологического анализа:




Пример морфологической матрицы-таблицы:



ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Наиболее значимые параметры

Значение шкалы,

балл


Варианты профессий

Инженер авиаконструктор

Наладчик ЭВМ

Водитель грузовика

Зарплата

100

80

95

100

Престижность

90

85

80

60

Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью

90

90

70

30

Режим работы

80

60

60

80

Возможность смены мест, путешествий

50

40

30

50

Итого





355

335

320





Заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.


Наиболее значимые параметры

Значение шкалы,

балл


Варианты профессий
































































































Итого













Задачи на поиск решения методом
морфологического анализа

Задача 1.

Заполните морфологическую матрицу по нижеприведённому примеру, но укажите свои варианты профессий (какие вы считаете наиболее интересными для себя) и параметры их выбора.



Наиболее
значимые
параметры

Значение шкалы,

балл


ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ

1

2

3







































































Итого















ПРИМЕР заполненной морфологической матрицы-таблицы, на основе которой производили анализ выбора профессии для некоторого старшеклассника.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Наиболее
значимые
параметры

Значение шкалы,

балл


ВАРИАНТЫ ПРОФЕССИЙ

Инженер
авиаконструктор


Наладчик ЭВМ

Водитель грузовика

Зарплата

100

80

95

100

Престижность

90

85

80

60

Возможность
заниматься самостоятельной творческой деятельностью

90

90

70

30

Режим работы

80

60

60

80

Возможность смены мест, путешествий

50

40

30

50

Итого




355

335

320


ПОЯСНЕНИЕ:

Ученика интересует три профессии. Для решения задачи выбрали все наиболее значимые (для данного ученика) факторы, определяющие важность, престижность и т.д., профессии, и записали их в 1-ю колонку таблицы. Во 2-й колонке записали шкалу, по которой оценивали данный параметр для данного ученика.

Далее в пределах выбранных шкал экспертно оценивались все три профессии. В результате сложения суммы экспертных оценок по всем параметрам определили, что наиболее предпочтительной является профессия инженера-авиаконструктора.

Задача 2.

Решите методом морфологического анализа задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию оригинальной конструкции будильника.

Для этого заполните морфологическую матрицу по вышеприведённому примеру.

Можете указать свои варианты формы корпуса и материала циферблата (какие вы считаете наиболее интересными, практичными, эргономичными).



РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ БУДИЛЬНИКА




Прямоугольная

Круглая

Овальная

Шарообразная

Кольцевая

В виде предмета

Тонкая плёнка

  1. Оргстекло






















  1. Кварц






















  1. Цветное
    стекло






















  1. Металл
    (золото)






















  1. Металл
    (серебро)






















  1. Металл
    (сталь)






















  1. Стекло






















  1. Пластмасса






















  1. Слой воздуха






















  1. ….






















Итого
























§7. Морфологические матрицы

Практическая работа

1. Конструкторы часов создали множество вариантов механизмов. Что касается текущего вида, то здесь успехи скромнее — круглый, овальный, прямоугольный корпус, прямые или фигурные стрелки, цифровая индикация.

Составьте морфологическую матрицу «Часы будущего», взяв в качестве осей такие параметры (элементы оформле­ния часов): корпус, циферблат, цифры, стрелки — и такие варианты характеристики (описания): отсутствует, ста­тический, динамический.

Отберите варианты оформления, подходящие для ис­пользования в жилых и производственных помещениях, в общественных местах и т.д.

2. Предложите более совершенную конструкцию утю­га. Три основные функции, которые должен выполнять объект: нагрев материала, распрямление материала, дав­ление на материал. Проведите морфологический анализ данного объекта (рассмотрите возможные варианты; со­ставьте морфологическую матрицу; выберите по ней ис­комое решение; докажите эффективность выбора).

Вопросы:

В каких случаях целесообразно применять двумер­ную матрицу?



2. В чем преимущества многомерных матриц по сравнению с дву­мерными?

3. В чем сущность морфологической матрицы?

4. С помощью каких матриц можно решать управленческие проблемы?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
§8. Ассоциации и творческое мышления
Практическая работа

Даны три слова: кирпич, стакан, шляпа. Напишите не­сколько (не менее трех) предложений, связанных между собой по смыслу, желательно в виде рассказа. В каждом предложении необходимо использовать все три слова.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ - задачи
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Задания

§9. Метод фокальных объектов (МФО)

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объ­ектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розы­грышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зон­тики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которы­ми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не путающей, а, наоборот, вызы­вающей улыбку и создающей хорошее настроение.



§10. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Практическая работа

Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери­те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциа­тивную цепочку шагов по такому принципу: объект — ха­рактеристика — объект — характеристика...






ПРЕЗЕНТАЦИЯ – задачи

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - задания

Задача 3.

Решите задачу конструкторского дизайнерского характера по созданию ручки для письма. Для этого заполните морфологическую матрицу.

Параметры, по которым будете производить дизайн-анализ конструкции ручки выделите и укажите самостоятельно в 1-м столбце матрицы. Затем по горизонтали в 1-й строке (вместо букв А – Ж) выделите и укажите всевозможные альтернативные варианты выделенных параметров.

По вашему усмотрению можно выбрать не параметры конструкции, а функции ручки и рассмотреть разные альтернативные варианты.



Произведите поиск оригинального решения методом морфологического анализа.

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ РУЧКИ ДЛЯ ПИСЬМА




А

Б

В

Г

Д

Е

Ж
















































































































































































































Итого
























Смотрите также:
Практическая работа Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюиса Кэрролла: Варкалось. Хливкие шорьки
285.12kb.
1 стр.
Контрольная работа № по дисциплине Вариант № Выполнил(а) студент(ка) группы па
655.07kb.
4 стр.
Материалы к зачету по дисциплине «Иностранный язык»
59.22kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «Английский язык в профессиональной сфере» для студентов
23kb.
1 стр.
Викторина «приключения алисЫ»
38.45kb.
1 стр.
Рассказ для неё. Чарльз
147.22kb.
1 стр.
Контрольная работа часть Высшее образование
37.7kb.
1 стр.
Контрольная работа (3 семестр) Вариант 8
33.92kb.
1 стр.
Контрольная работа по английскому языку
237.09kb.
1 стр.
Курсовая работа Особенности перевода произведений А. С. Пушкина на английский язык (на примере перевода стихотворения
21.79kb.
1 стр.
С. Г. Пресс, Иностранная литература
3028.53kb.
25 стр.
Контрольная работа №3 Вариант 1 Иностранный текст Текст перевода
33.67kb.
1 стр.