Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИФМИП__________

Е.Ю.Булыгина




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Техника и технология СМИ»
Специальность: 030601.65. Журналистика
Специализация: Средства массовой информации
Статус дисциплины:

ОПД.Ф.3.14.


Новосибирск 2011




Одобрено: кафедрой журналистики

Протокол №1 от 17 сентября 2011г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета:________Е.Ю.Булыгина

« »________________2011г.
Аннотация
УМКД по курсу «Техника и технология СМИ» составлен на основе ГОС ВПО по направлению «Журналистика», утвержденному 10.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основу курса положена модель обучения.


УМКД по курсу «Техника и технология СМИ» предназначен для студентов 2-го курса, обучающихся по специальности «Журналистика»



Составитель: Л.Н.Кислая, к.ф.н., доцент

Рецензент: И.Г. Катенева, к.ф.н., доцент

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины…………………………………………………3

Материалы к практическим и лабораторным занятиям……………19

Методические рекомендации для преподавателя……………………22

Методические рекомендации для студентов…………………………25

Фонды контроля………………………………………………………28

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




УТВЕРЖДЕНА


Советом ИФМИП
Председатель_________Е.Ю. Булыгина

« ___ » _____________ 2011 г.

Обсуждена на заседании кафедры

Журналистики


Протокол № 1 от «17» сентября 2011 г.
Зав.кафедрой_________Е.В.Евдокимова


ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОПД. Ф.3.14 Техника и технология СМИ

Специальность: 030601.65 «Журналистика»

Специализация: Средства массовой информации

Составители: И.Г. Катенева, канд. филол. наук, доцент, Л.Н.Кислая, канд.пед.наук


Новосибирск 2011



ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД.Ф.3.14. Техника и технология СМИ

Техника и организация производства периодических изданий.

Основные этапы производства периодических изданий.

Полиграфическая техника и полиграфические процессы.

Современная электронная редакционно-издательская техника. Новые технологические схемы выпуска печатных СМИ.

Современная технология допечатных процессов: набор текста, сканирование и обработка изобразительного материала, пространственная организация текстового и изобразительного материала в настольных издательских системах.

Аппаратное оборудование редакций. Программное обеспечение. Выводные устройства. Принцип формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах и т. п.

Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Общие принципы поиска передачи и получения информации.

Воспроизведение изобразительных оригиналов. Процесс цветоделения. Подготовка к печати изобразительного материала. Цифровые фотоаппараты.

Современные особенности технической структуры редакции. Построение локальной вычислительной сети.

Организация централизованного выпуска газет. Децентрализация печати периодических изданий.

Виды и способы печати.

Типы печатных машин. Формные процессы, печатные и послепечатные процессы.

Дизайн печатного издания: типы шрифтов и особенности их психологического восприятия. Типы заголовков и их место на печатной полосе. Графические способы автономизации текста. Система организации текстов на полосе. Моделирование полосы.

Технические основы телевидения. Принципы построения приемно-передающей телевизионной системы. Телевизионные стандарты. Магнитная видеозапись. Цифровое телевидение.

Телевизионные центры и их оборудование. Внестудийное телевизионное оборудование, передвижная и репортажная телевизионная техника. Организация телевизионного вещания. Роль журналиста в телевизионном производстве.

Спутниковое телевизионное вещание и системы кабельного ТВ.

Производственно-технологическая подготовка телевизионных программ. Перспективы развития ТВ.



Техника и организация радиовещания. Технические средства радиовещания.

Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс. Акустические свойства студий. Магнитофоны. Цифровая звукозапись.

Организационные принципы радиовещания. Роль журналиста в производстве радиопрограмм. Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач. Перспективы развития радиовещания.

Новые электронные СМИ: техника и технология.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение особенностей технической базы газет, радио, телевидения приобретает все большее значение в условиях широкого применения компьютерно-информационных технологий. Производственные процессы в значительной мере определяют качество подготовки изданий и эффективность журналистского труда. Дисциплина «Техника и технология производства СМИ» предполагает изучение на втором курсе (3, 4 семестр) процессов производства изданий различных типов.

При изучении дисциплины применяются активные формы обучения с элементами индивидуальной работы. На основе знаний, получаемых в процессе теоретических занятий и при самоподготовке, на практических и лабораторных (которые проводятся по подгруппам, в компьютерном классе) у студентов формируются навыки по освоению технологий для создания печатных и электронных изданий. На практических и лабораторных занятиях практикуются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные, групповые. Студенты на занятиях выполняют небольшие самостоятельные и контрольные работы; самостоятельно изучают ряд теоретических вопросов, затем обсуждают их как на занятиях, так и во внеучебное время на коллоквиумах и индивидуальных консультациях (собеседованиях); выполняют не менее 3 крупных контрольных работ за семестр («Альбом шрифтов», «Анализ композиционно-графической модели», «Инфографика в деловых газетах»).

Для углубления отдельных тем рекомендуется организация экскурсий в типографии, на полиграфические комбинаты, в редакции газет, радио- и телепрограмм, в целях получения реального представления о технологических процессах.

Самоподготовка предполагает работу с дополнительной литературой, научными статьями в журналах: «КАК», «Журналист», «Полиграфист и издатель», «Полиграфия», «Курсив», «КомпьютерПресс», «Книжное дело», «Publish», анализ конкретных изданий, отработку навыков макетирования, обработки текстов, компьютерной верстки, работы с диктофоном и видеокамерой, освоение Интернета.

Программа курса способствует формированию представлений о процессе производства различных СМИ, дает представление о функциях дизайна и основных требованиях к изданию, развивает практические умения макетирования и верстки печатных СМИ.

На дневном отделении 240 часов, на ОЗО — 24 часа. Курс предполагает два экзамена по итогам каждого семестра.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель — приобретение студентами знаний о техническом обеспечении, специфике создания различных средств массовой информации и этапах организации выпуска, и соответственно, подготовка студентов к работе на высоком профессиональном уровне, формирование у них навыков работы в современной журналистике.

Задачи:

1.Создание представления об основных этапах и способах производства СМИ

2.Ознакомление с основными техническими устройствами, программами и аппаратными средствами редакций

3.Классифицирование технических параметров, определяющих современный уровень производства СМИ

4.Определение способов формирования композиционно-графической модели издания

5.Овладение приемами функционального дизайна для воздействия на читателя силами графических элементов

6.Освоение навыков макетирования и компьютерной верстки
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны иметь представления о процессе производства различных СМИ, функциях дизайна и основных полиграфических процессах. Знать основные требования к изданию, правила и ошибки создания композиционно-графической модели. Иметь практические умения обработки текстовых и иллюстративных файлов, макетирования и верстки печатных СМИ.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

240

3,4

Аудиторные занятия

84



Лекции

20




Практические занятия

32




Лабораторные работы

32




Самостоятельная работа

84




Вид итогового контроля

72(экзамен)





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п.п.

Тема

Аудит.

СР

.

Раздел 1. Допечатные технологии.







1.

Введение в предмет. Оборудование и программное обеспечение допечатных процессов.

4

4

2.

Шрифтовая графика.

4

4

3.

Способы оформления текстовых блоков.

6

6

4.

Заголовочный комплекс.

6

6

5.

Иллюстративные материалы.

6

6

6.

Инфографика.

4

4

7.

Дополнительные элементы.

4

4

8.

Макетирование.

6

4

9.

Верстка.

6

6

10.

Композиционно-графическая модель СМИ.

4

6

11.

Полноцветная графика. Цветоделение.

4

4













.

Раздел 2. Газетное производство.







12.

Типология полиграфической продукции.

4

4

13.

Способы печати.

10

8

14.

Современная издательская техника.

4

4




Раздел 3. Электронные средства







15.

Интернет.

4

6

16.

Телевидение.

4

4

17.

Радиовещание.

4

4




Итого

84

84


ОЗО. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п.

Тема

Аудит.

СР

1.

Современная издательская техника.

4

36

2.

Заголовочный комплекс.

4

34

3.

Иллюстративные материалы.

4

36

4.

Способы печати.

4

34

5.

Интернет.

4

34

6.

Телевидение. Радиовещание.

8

38




ИТОГО

28

212


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Допечатные технологии.

Введение в дисциплину. Понятие полиграфического производства, сравнение со структурой других промышленных производств. Этапы производства периодического издания (редакционный, полиграфический, экспедиционный), их функции и исполнители. Типы предприятий (издательство, редакция, полиграфический комбинат), особенности организации работы в рамках каждой административной единицы.

Оборудование и программное обеспечение допечатного процесса. Современная электронная редакционно-издательская техника. Составляющие аппаратного оборудования редакции (требования конфигурации процессора и памяти компьютера, мониторы, принтеры, сканеры и т.д.), их характеристика. Классификация программного обеспечения. Современные особенности технической структуры редакции. Построение локальной вычислительной сети.

Шрифтовая графика. Особенности ее развития. Структурные параметры шрифта. Понятие гарнитуры, кегля, интерлиньяжа. Классификация шрифтов по начертанию, наполненности, размерным характеристикам. Шрифтовое расписание.

Способы оформления текстовых блоков. Понятие и виды выравнивания. Оптимальные параметры шрифта основного текста. Требования, предъявляемые к оформлению подписи, стихотворений, интервью.

Заголовочный комплекс. Рубрика, лид, подзаголовок, надзаголовок. Заголовок и варианты его размещения. Особенности восприятия заголовочных элементов.

Иллюстративные материалы. Разновидности иллюстративных материалов: рисунок, фотография, коллаж. Способы их подачи. Взаимодействие с текстовыми блоками. Стилевое оформление. Различные форматы иллюстративных файлов. Способы оцифровывания. Векторная и растровая графика. Работа в программах CorelDraw, PhotoShop.

Инфографика. Картограммы и картосхемы. Таблицы и таблоиды. Графики, их виды. Значение инфографики для восприятия информации.

Разделительные элементы. Линейки, рамки, маркеры. Особенности их функционирования на полосе. Современные приемы и условия применения.

Макетирование. Графический макет полосы. Основные и дополнительные компоненты макета и их взаимодействие на полосе. Композиционные варианты исполнения макета. Особенности оформления двуударной и гвоздевой композиции.

Верстка. Основные тенденции верстки: вертикальная, горизонтальная, «мельничная», мозаичная. Взаимодействие понятий газетный дизайн и компьютерная верстка. Модель полосы. Принципы работы в программах верстки: PageMarker, InDezign, CorelVentura, QwarkXPress.

Композиционно-графическая модель СМИ. Имиджевые элементы издания, их стилевое единство. Составление плана номера и шаблонов постоянных тематических полос.

Полноцветная графика. Характеристика существующих цветовых палитр: Grayscales, CMYK, RGB, HiFi. Параметры цвета. Цветоделение. Способы цветной печати.

Раздел 2. Газетное производство.

Типология полиграфической продукции. Классификация полиграфической продукции по способам функционирования и технологий производства. Место периодических изданий в ряду полиграфической продукции.

Способы печати. Высокая, глубокая, плоская печать. Характеристики печатающих и непечатающих элементов. Особенности переноса изображения с формы на бумагу. Полиграфические процессы. Новые технологические схемы выпуска СМИ, их сравнительный анализ.

Современная издательская техника. Типы печатных машин и особенности их обслуживания. Монтаж, фотовывод, формные процессы, печатные и послепечатные процессы. (Рекомендуется данное занятие сочетать с экскурсией в типографию, чтобы студенты могли наблюдать специфику современных технологий.)

Раздел 3. Электронные СМИ.

Интернет. Интернет как новые информационные технологии. Локальные и глобальные сети, их роль в организации редакционно-издательских процессов. Общие принципы поиска передачи и получения информации. Электронная почта. Создание и функционирование электронных версий изданий. Браузеры и принципы работы в них.

Телевидение. Принципы построения приемно-передающей телевизионной системы. Телевизионные стандарты. Цифровое телевидение. Организация телевизионного вещания. Роль журналиста в телевизионном производстве. Спутниковое телевизионное вещание и системы кабельного ТВ. Перспективы развития ТВ.

Радиовещание. Технические средства радиовещания. Радиодом и его оборудование, аппаратно-студийный комплекс. Акустические свойства студий. Магнитофоны. Цифровая звукозапись. Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач. Перспективы развития радиовещания.

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
796.71kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
421.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
830.04kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
767.22kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
933.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
429.14kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
669.22kb.
6 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 16 методические рекомендации для студентов 19
296.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
482.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
488.35kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.