Главная
страница 1
11.03.04.

Психология девиантного поведения

ПДП - междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

ДП может быть как на базе психопатологии, так и без признаков психопатологии.

Предмет ПДП - отклоняющееся от разнообразных норм реакции, психические состояния и развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушений самоактуализации и принятия себя.

Поведенческая патология (Гаммушкин) - склонность к дезадаптации, тотальный и стабильный.

Поведенческая/психическая патология может быть обусловлено психопатическими проявлениями (симптомами и синдромами) а может базироваться на патологическом характере, сформированный в процессе социализации.

Норма - такое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующей в ней. То, что не соответствует норме обозначается «отклонением».

Подходы к оценке поведенческой нормы


  1. Социальный - базируется на представлении об общественной безопасности/опасности поведения человека. Упор на соц. одобрение, стандарты, безконфликтность, комфортность, подчинение личностных интересов общественным. Ориентация на внешние формы адаптации.

  2. Психологический - рассматривает ДТ в связи с внутренними межличностными конфликтами, деструкцией и саморазрушением личности, блокировка личностного роста, дезадаптации личности.

  3. Психиатрический - рассматривается девиантные формы поведения как доболезненное/преморвидное формирование психическийх расстройств и заболеваний, не достигших, однако, патологической выраженности, т.е. не в полной мере способствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов/синдромов, обозначается: «расстройство».

  4. Этнокультурный - ДП рассматривается сквозь призму традиций сообществом людей, причем, девиантная форма может не согласовываться с традиционными нормами микросоциума человека (неспособен адаптироваться к новым условиям).

  5. Возрастной аспект - с позиции возрастных норм.

  6. Гендерный подход - девиантным считается гиперролевое поведение, инвентирование шаблонов гендерного стиля, изменение сексуального предпочтения и ориентаций.

  7. Педагогический подход - объем знаний ребенка несоответсвующий стандарту педагогического возраста.

  8. Профессиональный подход - диктует членам строго определенные формы реагирования и поведения в тех/иных ситуациях. Несоответствие требованиям считается девиацией.

  9. Феноменологический подход - принцип понимающей психологии.

Соц. норматив - систем требований, которое общество предъявляет к психологическому и личностному развитию каждого из его членов. Эти требования реальны, присутствуют в образовательных программах, характеристиках, общественных решениях. Они историчны, носят гео- социо- этнический характер. Меняются вместе с развитием общества.

Условно-нормативное поведение - некий «коридор», границы которого определяются действующими конкретными местом и временем соуиально-психологических нормативов.

Отклонение развития - любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы» развития, вне зависимости от знака «+» или «-» выход социально-психологического норматива.

ДП - система поступков или отдельные поступки, противоречащим принятым в обществе нормам. Проявляются в виде несоблюдения правил, психических процессов неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного/эстетического контроля над собственным поведением.

Характеристика норм и гармоничного поведения сбалансированных психических процессов на уровне свойств темперамента, адаптивность и самоактуализацию на уровне характерологических особенностей и духовность, ответственность и совестность на личностном уровне.

12.03.04.



Виды девиантного поведения

1_ Аддиктивный тип ДП - склонность к пагубной привычке - форма зависимости поведения от психоактивных веществ, пищи, игры, секса, религии, определенного вида экстремального спорта. Суть - изменение своего эмоционального состояния.



Формы зависимого поведения

  • химическая

  • нарушение пищевого поведения

  • гемблинг - игровая зависимость

  • сексуальные аддикции

  • религиозное деструктивное поведение

  • спортивные виды игр с большой вероятностью летального исхода

Признак АП - стремление к изменению психического состояния приобретает форму непреодолимого, ненасыщаемого влечения, может быть утрата самоконтроля и наличие внутренней борьбы. объект зависимости становится целью существования, а употребление - образом жизни.

У многих наблюдается отрицание болезни - ОНОЗОГНОЗИЯ - непринятие своей зависимости, кажется, что может справиться.

Для МП характерно:


  • непереносимость трудностей бытовой жизни и хорошая переносимость кризисных ситуаций

  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявлением превосходства

  • лживость, внешняя социабельность и страх стойких эмоциональных контактов

  • заведомое сознательное обвинение других

  • безответственность

  • стереотипность поведения

  • зависимость и тревожность

  • жажда острых ощущений

2_ Патохарактерологический тип ДП - поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформированным в процессе воспитания

  • расстройства личности / психопатии

  • явные/выраженные акцентуации характера

3_ Психопаталогический тип ДП - основывается на психопатических симптомах и синдромах является проявлением тех/иных психических расстройств и заболеваний. Мотивы поведения больного остаются непонятными, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

Разновидности Аддиктивного, Патохарактерологического и Психопаталогического типов ДП является саморазрушающее поведение.

4_ Основанный на гиперспособностях тип ДП. Отличается: ученая рассеянность, сосредоточенность на одном объекте, неприспособленность к бытовой жизни, либо уходит от реальности, либо борется с ней.

5_ Делинкветный тип ДП - действие личности, отклоняющейся от установленной в данном обществе в данное время закону, угрожающее благополучию других людей и соц. порядку, и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях. Личность характеризуется как ДЕЛИНКВЕТ, действие - ДЕЛИКТ.

КРИМИНАЛЬНОЕ поведение - противоправные поступки, которые по достижению возраста уголовной ответственности служат для основания возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям УК РФ. Несет в себе элемент ассоциальности.

Возрастные проявления фактора риска

6-11 мл. школьник - мелкое хулиганство, нарушение правил дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, воровство.



12-17 подросток - проституция, продажа наркотиков, оружия, сутенерство, мошенничество, фанаты.

Клинические формы ДП

  • агрессия

  • аутоагрессия, до суицида

  • злоупотребление веществами

  • аномалии сексуального поведения

  • сверхценные психологические увлечения (трудоголик)

  • сверхценные психопатологические увлечения (философическая интоксикация)

  • характерологические и патохарактерологические реакции

  • коммуникативные девиации (аутизация, ревность, гиперобщительность)

  • безнравственное и аморальное (осознаваемое) поведение

  • неэстетическое поведение или девиация стиля поведения

Факторы риска нарушения психического развития

  1. медико-биологические факторы - неполноценность диологического субстрата

  2. соц. экономические ф - мат. неблагополучие, занятость родителей, экология, жилищные проблемы

  3. Педагогические факторы - воспитание

  4. Соц. психологические ф - снижение духовности общества, семейные конфликты, обеднение общения

  5. Психологические факторы - игнорирование воспитания индивидуальных особенностей ребенка и эм-волевой сферы ребенка.

Принципы возникновения эмоц. нарушений и неврозов /факторы риска/

  1. эм возбудимость, чувствительность

  2. нарушение системы отношений

  3. Преивротический патохарактерологические радикалы (явные характеристики)

  4. психическая травма

  5. дисгармония воспитания

Выражения нарушения Эм и Чувств

  1. временные

  • тревожность

  • страхи

  • депрессии

  • эйфория/дисфория

  • эм. холодность

  1. патологические

  • эм неадекватность

  • эм лабильность

  • эм тупость

  • амбивалентность эм

Жестокое обращение с детьми

  1. физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения несовершеннолетнему родителем/опекуном.

  2. сексуальное насилие над несовершеннолетним

  3. пренебрежение - хроническая неспсобность родителей/опекунов обеспечить основные потребности несовершеннолетнего в пище, одежде, жилье, мед. уходе, присмотре

  4. психологическое насилие

  • психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителей/опекунов обеспечить несовершеннолетнего необходимой поддержкой, вниманием, привязанностью

  • психологическое жестокое обращение - унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание хронического характера

Психологические факторы риска жестокого обращения с детьми со стороны родителей

  1. психиатрические расстройства

  2. алкоголизм, наркомания

  3. жестокое обращение, пережитое в собственном детстве

  4. психологические проблемы


Смотрите также:
Психология девиантного поведения
67.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая психология
269.83kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Социальная педагогика) Краснодар
296.65kb.
1 стр.
-
181.22kb.
1 стр.
Программа 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием Коченовские чтения «Психология и право в современной России» Москва, 18 – 20 октября 2012 года Круглый стол
53.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»
250.58kb.
1 стр.
Зелинский А. Ф. Криминальная психология
2787.73kb.
9 стр.
Семинару: «Особенности работы с детьми девиантного поведения в условиях загородного лагеря»
23.85kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология девиантного поведения»
88.19kb.
1 стр.
Программа по дисциплине опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
158.48kb.
1 стр.
История развития учений о девиантном поведении
47.42kb.
1 стр.
Бродяжничество, как форма проявления девиантного поведения
72.27kb.
1 стр.