Главная
страница 1
Программа и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Издательское дело»

(программа «Управление современным издательским процессом»)

Основное содержание вступительного испытания в магистратуру

Поступающие в магистратуру проходят вступительные испытания по направлению 035000 «Издательское дело» (собеседование, экзамен):

Поступающие после профильного образования (специальность 021500, «Издательское дело и редактирование», направление бакалавриата 035000 «Издательское дело» проходят вступительные испытания - собеседование.

Поступающие не с профильным образованием проходят вступительные испытания - экзамен.

Цель вступительного испытания – собеседования (экзамена): выявление способности и готовности соискателя к осуществлению образовательной и научной деятельности в рамках магистратуры, определение соответствующего для магистратуры уровня сформированности общекультурных, профессиональных и общенаучных компетенций.

Задачи вступительного испытания – собеседования (экзамена):

- выявить уровень владения понятийным аппаратом и теоретическими знаниями в области издательского дела;

- выявить уровень владения научно-исследовательским инструментарием, необходимым для научной деятельности в сфере издательского дела.


Содержание собеседования

В программу собеседования входят следующие вопросы:

- мотивы/причины, побудившие соискателя принять решение о продолжении обучения в магистратуре;

- научные интересы соискателя и научная тема, которую он намерен разрабатывать в ходе обучения в магистратуре: краткая характеристика, обоснование выбора данной темы;

- круг источников и литературы;

- сведения о научной работе соискателя во время обучения по специальности (бакалавриате): участие в заседаниях СНО (студенческого научного общества) и конференциях (название, организация, время, место проведения, тема доклада);

- участие в конкурсах научных работ, конкурсах грантов, олимпиадах, творческих выставках и др. формах научно-исследовательской работы; научные публикации.
Содержание экзамена

Экзаменационные вопросы содержат широкий круг вопросов, изучавшихся в рамках специальности «Издательское дело и редактирование» и бакалавриата «Издательское дело». Вопросы призваны выявить компетенции соискателя в достаточно широкой области проблем теории и практики современного издательского дела, определить его эрудицию и интересы. Формулировка вопросов также ориентирует поступающего в магистратуру на проблемное изложение и многоплановый анализ материала.



  1. Редакционно-издательский процесс как технологический цикл. Этапы и содержание.

  2. Редакторский анализ как профессиональный метод. Основные элементы анализа.

  3. Становление методов и приемов редактирования в X – XVI веках на Руси.

  4. Практика редактирования в России в XVII-XVIII веках.

  5. Специфика редакторской работы в России XIX века. А.С. Пушкин. Н.А. Некрасов.

  6. Советский период развития редактирования.

  7. Основные тенденции современной литературы в России.

  8. Основные тенденции развития зарубежной литературы в конце ХХ – начале ХХI вв.

  9. Этапы становления и характеристика современной издательской системы России.

  10. Характеристика современной издательской системы России (2002-2011).

  11. Типология книжных изданий. Особенности редакторской подготовки книжных изданий разных типов.

  12. Типология литературы. Особенности редакторской подготовки произведений различных видов литературы.

  13. Формирование репертуара изданий как задача редактора. Возможные пути его наполнения.

  14. Формирование книжного издания. Работа над элементами книжного издания.

  15. Роль композиции в раскрытии содержания книги. Архитектоника книги.

  16. Понятие книги и книжного дела. История книжного дела как наука.

  17. «Электронная книга» и традиционная книга: сходство и различие, перспективы развития.

  18. Библиографическое описание, аннотирование, реферирование источников информации.

  19. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право – один из институтов интеллектуальной собственности.

  20. Издательская себестоимость, пути ее снижения. Рентабельность издательской продукции.

  21. Экономические аспекты редакционно-издательского процесса.

  22. Организационная структура современного издательства.

  23. Организация маркетинговой деятельности в издательстве. Роль редактора в издательском маркетинге.

  24. Компьютерная графика: понятие, виды, аппаратное и программное обеспечение, сферы применения.

  25. Методы контроля качества печатной продукции.

  26. Понятие и основные характеристики шрифта. Роль шрифта в дизайне. Компьютерные технологии в создании шрифтов.

  27. Редакторская правка текста, виды и техника правки.

  28. Настольные издательские системы в допечатной подготовке изданий.

  29. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере издательской и книготорговой деятельности.

  30. Понятие и сущность электронного издания. Виды электронных изданий.

  31. Сетевые технологии в распространении электронных изданий. Перспективы развития электронного книгоиздания.

  32. Основные элементы оформления печатных изданий.

  33. Современные тенденции индустрии газет и технологии выпуска периодических изданий.

  34. Дизайн и верстка современных газет и журналов.

  35. Классификация информационных технологий по функциям и зонам управления, их особенности.

  36. Сетевые технологии в книжном деле.

  37. Сущность PR. Основные направления, виды, принципы и функции PR-деятельности.

  38. Основные способы печати (высокая печать, глубокая печать, плоская (офсетная) печать). Цифровая печать.

  39. Система международных и национальных стандартов. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

  40. Элементы индентификации изданий (ISBN (ISSN), штрих-код, артикул).


Литература

  1. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учеб. пособие для вузов по спец. "Издат. дело и редактирование" рек. МО РФ / В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс, Моск. гос. ун-т печати. - М., 2003.

  2. Антонова С.Г. Редактирование.Общий курс : Учеб. / Под ред.С.Г.Антоновой. - М. : Изд-во МГУП, 1999.

  3. Баренбаум И.Е. История книги: [Учеб. для библиотеч. фак. ин-тов культуры и пед. вузов] / И. Е. Баренбаум. - 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1984.

  4. Болховитинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий. – М.: Изд-во МГУП, 2000.

  5. Бородулина С.Ф. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Современное отечественное и зарубежное издательское дело" : для спец. 021500 "Издательское дело и редактирование" / С. Ф. Бородулина, ГОУВПО "УдГУ", Ин-т соц. коммуникаций, Каф. издат. дела и книговедения. - Ижевск : Изд-во УдГУ, 2009.

  6. Вильберг Г.П. Азбука книжного дизайна. / Пер. с нем. В.Г. Еременко в ред. А.В. Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

  7. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги : учеб. пособие для вузов / Ю. Я. Герчук. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  8. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию / И.Б. Голуб. - М. : Айрис - пресс, 2004.

  9. Дизайн газеты и журнала : [Учеб.пособие] / Под ред.В.В.Волковой. - М. : Аспект Пресс, 2003.

  10. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. - М. : Изд-во МЭИ, 2003.

  11. История книги : Под ред.А.А.Говорова,Т.Г.Куприяновой / О.В. Андреева, Л.Л. Волкова, А.А. Говоров [и др.]. - М. : Светотон, 2001.

  12. Килина Л.Ф. Стилистика и литературное редактирование : учебно-метод. пособие / Л.Ф. Килина, Е.В. Туктангулова, ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Каф. стилистики и риторики, Каф. соврем. рус. яз. и его история. - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2011.

  13. Киселева Л.И. Письмо и книга в Западной Европе в средние века: (лекции по латинской палеографии и кодикологии) / Л.И. Киселева. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

  14. Книга: Энциклопедия / Под ред. И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкой, А.А. Говорова. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.

  15. Котюрова М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование : учеб. пособие для вузов по направлению 540300 "Филол. образование" рек. УМО / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2008.

  16. Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности : учеб. для вузов обуч. по спец. "Издат. дело и редактирование" рек. УМО / Б.А. Кузнецов. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

  17. Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке / Б-ка РАН. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.

  18. Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке / Сост.: М.М. Панфилов, О.Р. Хромов; Вступ. ст. М.М. Панфилов; Науч. ред. О.Р. Хромов. - М.: Пашков дом, 2003.

  19. Лазаревич Э. А. Практикум по литературному редактированию: [Учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика"] / Э.А. Лазаревич, А.В. Абрамович; Под ред. А.В. Западова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

  20. Либрович С.Ф. История книги в России: Со снимками с древ. рукописей, образцами первопечат. кн. и позднейших редких изд., портр., копиями картин, гравюр и пр.и пр. / С.Ф. Либрович. - М.: ГПИБ, 2000.

  21. Лобко А.Г., Генов Р., Ющик И.И. Основы маркетинга книги. М., Мир книги, 1993.

  22. Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ / А. Луцкер ; коммент. А. Серго. - М.: Кудиц-образ, 2005.

  23. Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий: учеб. пособие для вузов по спец. "Журналистика" / Е. Л. Мжельская. - М.: Аспект Пресс, 2005.

  24. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 560 с.

  25. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста: учеб. для вузов по напр. 030900 - "Издат. дело" и спец. 030901 - "Издат. дело и редактирование" рек. УМО / А. Э. Мильчин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2005.

  26. Мильчин А.Э. Типология изданий. – М.: Книжная палата, 1990. – с. 232.

  27. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: редакционно –издательское оформление издания. – М.: Олимп, 1999. – 688 с.

  28. Накорякова К.М. Литературное редактирование: [Учеб.пособие] / К.М. Накорякова. - М: ИКАР, 2002.

  29. Нессельштраус Ц.Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации / РНБ. - СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000.

  30. Основные стандарты по издательскому делу / сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Универ. кн., 2009.

  31. Основы изображения / под ред. Ф. Романо; пер. с англ. С.И. Кузнецова. - М.: МГУП, 2005.

  32. Пикок Д. Издательское дело // Пер. с англ. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Изд-во Эком, 2002.

  33. Редакторская подготовка изданий: учеб. для вузов по спец. "Издат. дело и редактирование" рек. МО РФ / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под ред. С.Г. Антонового. - М.: Логос, 2004.

  34. Редакторская подготовка изданий : учеб.-метод. комплекс / ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т соц. коммуникаций, Каф. издат. дела и книговедения; сост.: Г.И. Старкова, А.И. Батинова. - Ижевск, 2009.

  35. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М.: Книга, 1980.

  36. Ситников В. П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии: [Учеб.пособие] / В.П. Ситников. - М. : Филолог. об-во "Слово": АСТ, 2002.

  37. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб.пособие для студ. филол. фак. вузов / И.С. Скоропанова. - 2-е изд.,испр. - М.: Флинта:Наука, 2000.

  38. Словарь издательских терминов / ВКП; Сост. Ф.С. Сонкина (рук. авт. кол.) и др.; Под ред. А.Э. Мильчина. - М.: Книга, 1983.

  39. Стефанов С.И. Полиграфия для рекламистов и не только: Учеб. пособие для вузов рек. УМО РФ / С.И. Стефанов. - М.: Гелла-принт, 2002.

  40. Стефанов С. И. Полиграфия от А до Я: энциклопедия / С. Стефанов; под ред. Ю.С. Стефановой. - М.: Либроком, 2009.

  41. Типология изданий. – М.: Книжная палата, 1990.

  42. Эверс В. Искусство дизайна - с компьютером и без... / В. Эверс, Э. Кендра; пер. с англ. В.Г. Иоффеа. - 2-е изд. - М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.

  43. Энциклопедия книжного дела / Сост. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. – М.: Юность, 1998.

  44. Якимович Ю. К. Мир печати : популяр. ил. слов. - справ. / Ю.К. Якимович. - М.: Дограф, 2001.



Критерии и система оценки вступительного испытания

Вступительное испытание оценивается по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу – 100. Минимальное количество баллов, подтверждающих положительный результат вступительных испытаний в магистратуру, — 40 баллов.

От 80 до 100 баллов абитуриент получает за полное, всестороннее изложение материала по вопросам, умение из общего объема знаний выделить необходимое для ответа именно на поставленные вопросы, грамотное, логичное изложение своих знаний;

От 60-79 баллов ставится за полное изложение вопросов при наличии отдельных неточностей, допущенных при определении понятий, изложении содержания материала;



От 40-59 баллов оценивается ответ, в котором абитуриент недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, допустил ошибки при изложении материала.

Неудовлетворительная оценка (до 39 баллов) выставляется при отсутствии ответа хотя бы на один вопрос, а также в тех случаях, когда абитуриент не смог правильно ответить на содержание вопросов, допустил грубые ошибки при изложении материала.


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине «Управление современным издательским процессом» По специальности
219.87kb.
1 стр.
Программа «Управление современным издательским процессом»
86.4kb.
1 стр.
Согласованное управление ресурсами рынка труда и процессом подготовки специалистов 05. 13. 10 «Управление в социальных и экономических системах»
533.18kb.
3 стр.
Методические указания для студентов специальности «Управление перевозочным процессом»
1102.77kb.
4 стр.
Управление технологическим процессом высокотемпературной пайки при производстве щелевых антенных решеток 05. 13. 06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
244.3kb.
1 стр.
Музей и турист: управление процессом межкультурной коммуникации
238.21kb.
1 стр.
Экология тесно связана с современным процессом образования. Экологическое образование развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности
60.93kb.
1 стр.
Эволюция развития маркетинга и его концепций
134.02kb.
1 стр.
Маркетинговое управление процессом принятия решений потребителями легковых автомобилей
488.77kb.
3 стр.
Учебный план программы повышения квалификации «Управление процессом воспитания в высшем учебном заведении»
241.2kb.
1 стр.
Управление процессом шлифования
172.18kb.
1 стр.
Управление современным промышленным производством на основе методов распознавания проблемных ситуаций
683.41kb.
4 стр.