Главная
страница 1



Экономика республики Куба

ВСТУПЛЕНИЕ Куба.Кубинская экономика в период после революции 1959 года опиралась намногостороннее сотрудничество с СССР и другими странами «мировойсоциалистической системы». Закупки кубинского сахара использовались приэтом в качестве скрытой формы субсидирования кубинской экономики. Однакоэто сотрудничество мало способствовало развитию собственного экономическогопотенциала Кубы. Топливо, зерно, рыба, станки и машины, бытовая техника ит.д. - все это завозилось на Кубу из-за рубежа, а собственные возможностипроизводства увеличивались незначительно. Лишь в последние годы передкрахом «мировой системы социализма» были сделаны какие-то шаги в нужномнаправлении (проведена успешная геологоразведка на нефть, построен рядимпортозамещающих предприятий).Но стремительный развал СССР и смена политического и экономического курсапочти всех стран бывшего «социалистического лагеря» бросили кубинскуюэкономику в пучину тяжелейшего кризиса.За 1989-1992 годы произошло резкое (почти полное) прекращение закупок этимистранами кубинского сахара, что означало не только прекращение скрытогосубсидирования, но и вообще резкое сокращение экспортных доходов Кубы.Переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте крайне ограничилвозможности закупки нефтепродуктов, машин и оборудования, потребительскихтоваров и продовольствия на бывшем рынке СЭВ. К 1993 году товарооборот Кубыс бывшими странами СЭВ сжался до 15% от уровня 1988 года.Более того, бывшие союзники фактически присоединились к объявленной СШАблокаде (чего не делали даже Западная Европа и Канада). Так, «свободнаяРоссия» отказывалась в 1992-1993 годах поставлять на Кубу нефть инефтепродукты даже за свободно конвертируемую валюту.Это был страшный удар. Заводы и сельскохозяйственные предприятия осталисьбез горючего, стройки - без металлоконструкций и цемента, машины - беззапчастей. Прекращение поставок нефти и нефтепродуктов, удобрений,запчастей для сельскохозяйственной техники привело к резкому сокращениюсельскохозяйственного производства (как продовольствия, так и сахарноготростника). Упадок в производстве сахарного тростника означал еще большеесжатие экспортных доходов, а значит, невозможность компенсироватьпрекращение поставок из СССР и других стран СЭВ импортом из другихисточников. Продовольственный рынок внезапно оголился. Практически всепродукты питания стали распределяться по карточкам. Расцвел черный рынок сбешеными ценами. То же самое произошло и с остальными предметамипотребления.В целом за 1989-1993 годы производство валового внутреннего продукта наКубе сократилось почти на треть. Но ни что не стоит на месте. Брошенная Куба начала адоптироваться к новымусловиям, на мой взгляд, правительство Фиделя Кастро по своей сутисовершило подвиг. Сработано было четко, поставив благополучие граждан напервое место и не отказавшись от идей социализма Куба начала выходить изкризиса. Куба в СМЭ.Куба является членом ВТО, Всемирной таможенной организации. Принимаетучастие в международных соглашениях – Нью-Йоркской конвенции о межд.арбитраже, Парижской конвенции и Мадридском протоколе, связанных спромышленной собственностью. Подписано соглашение Всемирной организациииндустриальной собственности. В рамках ООН Республика Куба подписаларазличные соглашения и является участницей нескольких конвенций по туризму,торговле, гражданской авиации, защите окружающей среды и т.д. В 1999г. Кубабыла избрана членом Совета по эксплуатации Всемирного почтового союза,специализированного учреждения ООН, а также была выбрана членомРуководящего совета МАГАТЭ.В 1999г. Куба подписала важные документы:– Австрия-Куба. Соглашение о взаимном выполнении судебных приговоров;– Аргентина-Куба. Два соглашения в области санитарной защиты растений иживотных;– Алжир-Куба. Договор о защите и взаимном поощрении;– Беларусь-Куба. Протокол о расширении сотрудничества, в областипроизводства медикаментов и мед. оборудования;– Барбадос-Куба. Договор о сотрудничестве в области спорта и договор обизбежании двойного налогообложения; Акт с договорами о сотрудничестве всельском хозяйстве, сахарной промышленности, спорте, образовании икультуре;– Бельгия-Куба. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и областизаконодательства и Протокол о намерениях краткосрочной реструктуризациидолга.– Болгария-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.– Белиз-Куба. Договор о сотрудничестве в области развития спорта и туризма.– Великобритания-Куба. Договор о сотрудничестве между Центром развитияинвестиции кубинского министерства и Консультативной группой по торговле скараибскими странами британского управления внешней торговли.– Венесуэла-Куба. Мининдел Кубы и Венесуэлы подписали два договора оюридическом содействии, а также акты 6 совещания Механизма полит.консультаций и МПК по сотрудничеству.– Голландия-Куба. Договор о фитосанитарном сотрудничестве.– Гватемала-Kуба. Договор о воздушном транспорте; о предупреждениинаркоторговли и борьбы с ней; договоры о сотрудничестве в областисанитарной охраны животных и фитосанитарного контроля и договор о морскомтранспорте.– Гайана-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.– Доминиканская Республика-Куба. Договор о тех. сотрудничестве в областиздравоохранения.– Замбия-Куба. Договор о двухстороннем сотрудничестве в спорте.– Испания-Куба. Договор об избежании двойного налогообложения; Договор оразвитии эконом. обмена и расширении связей между предприятиями обеихстран; Соглашение по водному хозяйству.– Ирландия-Куба. Соглашение об установлении дипотношений.– Ирак-Куба. Протокол о двустороннем сотрудничестве между парламентами двухстран.– Индия-Куба. Протокол IV кубино-индийской МПК по экономическиму и научно-техническому сотрудничеству.– Камбоджа-Куба. Протокол мининдел о намерениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.– Колумбия-Куба. 7 договоров о сотрудничестве: меморандум о взаимопониманиюпо культурному обмену; программы действий на 1999г. в рамках Соглашения осотрудничестве в области туризма; плана действий но сотрудничеству иобразовании; соглашения в области здравоохранения; меморандума в областиторговли; соглашения о перемещении наказуемых в судебном порядке; договор оконтроле и борьбе с наркобизнесом;– Конго-Куба. 4 договора о сотрудничестве – в области здравоохранения,культуры, строительства и высшего образования.– Мексика-Куба. Договор о сотрудничестве в области земледелия иживотноводства, рыболовства, энергетики, науки и технологий,здравоохранения н соц. обеспечения, связи, транспорта и окружающей среды.– Никарагуа-Куба. Меморандум о списании долга.– Намибия-Куба. Соглашение о новых возможностях сотрудничества в сферездравоохранения и возможности распространения сотрудничества на другиеотрасли экономики, в частности на сахарную промышленность.– Португалия-Куба. 3 договора о сотрудничестве в области торговли и договорв области спорта.– Панама-Куба. Договор о стимулировании и защите инвестиций; Договор о НТСв области сельского хозяйства.– Перу-Куба. Соглашение о сотрудничестве, Протокол о намерениях между МИД,Договор о сотрудничестве в области культуры, науки и образования; Договор оюридическом содействии в области уголовного права.– Россия-Куба. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве;– Руанда-Куба. Генеральное соглашение об экономическом, научно-техническом,соц. и культурном сотрудничестве.– Суринам-Куба. Договоры о защите и стимулировании инвестиций и об обменемежду МИД.– Сент-Люсия-Куба. Два договора: о двухстороннем сотрудничестве в спорте; обезвизовом въезде. Соглашение о тех. и эконом. сотрудничестве.– Сейшельские о-ва-Куба. Программа сотрудничества между минобразования Кубыи Сейшельских о-вов.– Тунис-Куба. Соглашение о расширении товарооборота и открытии новых сферэконом. и научно-технического сотрудничества.– Турция-Куба. Соглашения в области туризма и в области культуры и НТС;Договор о взаимном стимулировании и защите инвестиций.– Швейцария-Куба. Соглашение о продлении действия торгового соглашения1954г.– Эфиопия-Куба. Договор об эконом. и научно-техническом сотрудничестве.– Ямайка-Куба. Соглашение о сотрудничестве в морском деле. Внутренняя и внешняя торговля.Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства.Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе.Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается повысоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты надефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры, истиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь,осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. Приэтом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии суспехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностьюв политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, наКубе существует «черный» рынок, наличие которого в сочетании скоррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчаетжесткость существующей распределительной системы.В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар,разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; темсамым кубинцы получили доступ в принадлежащую государству сеть валютныхмагазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться толькоиностранные туристы и дипломатический корпус.Важным источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы, в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам ихсемей. В январе 1999 правительство США разрешило также переводитьопределенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющимродственников в США.Потребности Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также внефти практически полностью покрываются за счет импорта; значительная частьпромышленных потребительских товаров, сырья и многие виды основныхпродуктов питания также поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортныхпоступлений Куба получает от продажи сахара, другими важными статьямиэкспорта являются никель, сигары и рыбопродукты. По состоянию на 1990,торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2 млрд. долл.До распада СССР три четверти объема внешней торговли Кубы приходилось настраны советского блока (в том числе около 60% – на торговлю с СССР);другими крупными торговыми партнерами были Япония и Испания. СССРфинансировал дефицит в торговле Кубы со странами социалистического лагеряпутем выдачи кредитов и предоставления займов, а поставки советской нефти вобмен на кубинский сахар и никель осуществлялись на весьма выгодныхусловиях. В 1990 сумма торговой задолженности Кубы в твердой валютесоставляла около 7 млрд. долл., а в 1994 оценивалась в 8,5 млрд. долл.В 1990-е произошли коренные изменения во внешне экономических связях Кубы,прежде всего с Россией. В мае 1996 была подписана Декларация о принципахмежду РФ и Кубой, закрепившая их новый – идеологизированный и экономическивзаимовыгодный – характер. Основу торгово-экономических связей составляетмонобартер «нефть – сахар». После существенного сокращения товарооборота (с3,3 млрд. долл. в 1991 до 350 млн. долл. в 1995) в дальнейшем наметилсяподъем – 670 млн. долл. в 1997. Россия остается одним из ведущих торговыхпартнеров Кубы и крупнейшим импортером сахара-сырца.По данным на 1998, около 45% внешнеторгового оборота Кубы приходилось настраны Европы, 39% – на страны Латинской Америки и Канады и 16% – наАзиатско-Тихоокеанский регион. Приоритетными стали отношения с Канадой,странами ЕЭС, Китаем и Японией. Важнейшей задачей остается преодолениеэкономического эмбарго со стороны США и развитие международногосотрудничества.В начале 1980-х годов Куба стала предпринимать серьезные усилия по развитиюмеждународного туризма; для этого была проведена реконструкциятуристических объектов и развернута мощная рекламная кампания. Хотяправительство США еще раз подтвердило свое решение, запрещавшееамериканским гражданам посещение Кубы, в 1992 страну посетило около500 тыс. туристов из Европы, Канады и стран Латинской Америки. В 1998количество туристов возросло до 1 млн. человек. Планируется дальнейшееувеличение их числа до 2 млн. к 2000 и до 7 млн. человек к 2020.Правительство Кубы предпринимает усилия, направленные на интеграциюэкономики страны в экономическую систему стран Латинской Америки иКарибского бассейна и расширение диапазона экономической деятельностипосредством создания в различных отраслях совместных предприятий севропейскими, канадскими и латиноамериканскими компаниями. В 1994 на Кубебыл создан ряд новых совместных предприятий с участием фирм Канады(модернизация производства никеля на кубинском металлургическом комбинате,вывоз кубинской никелевой руды для переработки на заводе в канадскойпровинции Альберта, бурение нефтеразведочных скважин на шельфе у береговКубы, увеличение добычи нефти из ранее разведанных месторождений натерритории Кубы), Мексики (модернизация кубинского нефтеочистительногозавода для переработки мексиканской нефти с целью последующего реэкспорта,модернизация системы телефонной связи на Кубе, в которой участвуют такжеитальянские фирмы) и Израиля (внедрение прогрессивных методов разведенияцитрусовых культур и организация сбыта кубинских фруктов в странах Европы). Распределение секторов Кубинской экономики.Государственный сектор, охватывает 32,6% сельхозугодий (агропромышленныекомплексы, сельскохозяйственные предприятия, фермы молодежной армии труда,хозяйства местных органов народной власти и пр.), кооперативный сектор с63,6% сельхозугодий, и частные крестьянские хозяйства, обрабатывающие 3,8%земельных угодий. В сельское хозяйство в 1998 г. государством было вложено140 млн. долл. (в основном для приобретения комбикормов для скота). Еслиучесть, что в 1989 году в эту отрасль ежегодно направлялось более миллиардадолларов, а эффективность сельскохозяйственного производства практическиосталась на том же уровне, то можно представить напряженность положения сматериальным обеспечением этого сектора экономики. Сельское хозяйство Кубы.Наибольший вес занимают кооперативные формы пользования землей и среди нихособая роль отводится UBPS (Базовые единицы кооперативного производства),которые насчитывают около 2500 хозяйств, производят 22% овощей, 42% молока,36% цитрусовых, 16% фруктов, 38% риса, 22% кофе, 12% корнеплодов и 7%табака.[1] Остановимся подробнее на сахарном производстве.Сахарная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Кубы.Потенциальные мощности 156 сахарных заводов Кубы в состоянии переработать всутки 670 тыс. т. сахарного тростника, что теоретически может обеспечитьпроизводство 9-9,5 млн.т. сахара в год. В 80гг. Куба смогла достичьстабильного производства сахара на уровне 7-8 млн.т. в год, из которых 3-3,5 млн.т. поставлялось в СССР. В прошлом относительно высокие показателиотрасли базировались преимущественно на экстенсивном способе развитиясахарной промышленности, фактически поощряемом и оплачиваемом странами-членами СЭВ. Известно более 50 продуктов, получаемых из отходов этогоценного биологического сырья и с успехом реализуемых на межд. рынках(искусственные волокна, краски, пластмассы, сырье для производства бумаги итех. резины, кормовые добавки для скота и т.д.). В будущем Куба намеренадовести количество производных сахарного тростника до 100 наименований. Этонаправление признано одним из приоритетных в реализации научно-техническогопрогресса на Кубе. После 5 лет бездействия, вошел в строй крупный агропромышленного комбинат«Мануэль Сангили» в провинции Пинар-дель-Рио. На нем, наряду спроизводством основного продукта-сахара, на основе самых современных тех.процессов производится выпуск патоки, мочевины и гидролизованной багассы изотходов сахарного тростника. Большое внимание также уделяется собственно тростниковомурастениеводству, расширение посевных площадей на лучших землях, доведениюзрелости тростника до необходимых пределов. В целях создания задела длябудущих сафр выработка сахара в сезон планируется в пределах несколько ниже4,3 млн.т. и одновременно будут интенсифицированы посадки на новых площадяхс соблюдением передовых агротехнических требований. Начато в промышленных объемах производство экологически чистого сахара,при выращивании которого, равно как и в ходе индустриального процессапереработки, не применяются хим. продукты. Цены на экологически чистыйсахар на мировом рынке в три раза превышают цены на сахар обычных сортов.Лидером национального производства указанного продукта является завод«Карлос Балиньо» в провинции Лас Вильяс. В 2000г. он выпустил 4,2 тыс. т.экологически чистого сахара. В 2005г. планируется получить не менее 21,3тыс. т. данного продукта. В целом ежегодные потребности мирового рынка поуказанному виду сахара составляют 200 тыс. т. Развертывание программыпроизводства экологически чистого сахара, по оценкам кубинских экспертовсахарной промышленности, позволит Кубе в перспективе ближайших лет занятьведущие позиции среди продуцентов этого товара в мире. Россия сохраняет лидирующее место в потреблении кубинского сахара-сырца,однако, его поставки в Россию осуществляются в основном через фирмы третьихстран. В 2000г. Россия импортировала 2,02 млн.т. кубинского сахара-сырца (в1999г. – 2,08 млн.т.), что составило 63% сахарного экспорта Кубы. Производство сахара-сырца на Кубе, в тыс.т.: в 1988/89гг. – 8121; 1992/93– 4300; 1993/94 – 3826; 1994/95 – 3300; 1995/96 – 4446; 1996/97 – 4252;1997/98 – 3150; 1998/99 – 3780; 1999/2000 – 4060.[2] Туристический бизнес. Основной поток иноинвестиций приходится на главный кубинский курортный р-нВарадеро. Из существующих в Варадеро 40 отелей – четыре (с 2 тыс. номеров),являются совместной собственностью и еще 3 тыс. номеров находятся всооружениях, которыми управляют иностранных предприятия (испанские, франц.,немецкие). С каждым годом эта цифра увеличивается в связи с вводом вэксплуатацию новых отелей. Идет строительство двух десятков объектов.В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношенииинвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдалсярезкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданныесовместные проекты, руководство страны временно приостановило допускзарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций,осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного деловогоцентра в Гаване.Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первыесовместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid)и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch).Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенныхиностранных компаниями, отмечается заметная активность со сторонызарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структурыдля обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские BetaGran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе своипредставительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансамифондов на Кубе.Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иноинвесторовявляется курс Кубы на заключение соглашений о поощрении и взаимной защитеинвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51 подобное соглашение ипо соглашениям с 10 странами осуществляется переговорный процесс.Одновременно кубинское руководство ведет работу по расширению договорно-правовой базы инвестиционной сферы.В этой связи, другим элементом стимулирования притока иностранныхкапвложений являются соглашения об избежании двойного налогообложения. Кнастоящему времени у Кубы имеются подобные соглашения с Испанией, Италией иБарбадосом. Соответствующее соглашение с Россией было подписано в дек.2000г. во время визита президента РФ В.В. Путина на Кубу.Положительный эффект для развития внешней торговли и иноинвестицийожидается в связи с развитием на Кубе свободных зон. В 1997г. началифункционировать первые три свободные зоны в гаванском регионе: ГородГавана, Вахай и Мариэль. Концессионерами этих образований являютсякорпорация CIMEX и компания Almacenes Universales. В указанных свободныхзонах зарегистрировано более 240 иностранных операторов, 66%[3] из которыхдействуют в сфере торговли, остальные – в производстве и сфере услуг.Наиболее представлены в этом бизнесе фирмы Испании, Панамы, Италии, Канадыи Мексики. Свободные экономические зоны. В политике кубинского руководства по привлечению в страну иностранного капитала заметная роль отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ).Предполагается, что в условиях сохранения государственного характераэкономики Кубы и острой недостачи финансовых средств, указанная форма позволит сделать инвестиционный рынок страны болеепривлекательным для зарубежных компаний. Отмечается, что одним изстимулирующих моментов в пользу работы в свободных экономическихзонах Острова является выгодное географическое положение Кубы вКарибском регионе и близость к рынкам стран Латинской Америки. Разрабатывая и реализуя концепцию создания свободных экономическихзон, кубинское руководство преследует достижение следующих целей: ускорение социально-экономического развития страны в целом; стимулирование и интенсификация внешней торговли, в первую очередьв рамках упрочения региональной экономической интеграции со странамиЛатинской Америки и Карибского региона, равно как и привлечение иностранныхкапиталов и расширение возможностей для иностранного инвестирования; создание новых рабочих мест и качественное повышениеквалификационного уровня кубинских трудящихся;повышение степени национальной составляющей в добавленной стоимостиконечной продукции, производимой в СЭЗ, за счёт использования национальногосырья и полуфабрикатов; развёртывание в стране новых производственных процессов на основеассимиляционного заимствования передовых иностранных технологий с цельюкачественного совершенствования структуры национального производства иэкспорта. Кроме того, ставится задача создания постоянныхпроизводственных связей между предприятиями фирм-операторов СЭЗ инациональными предприятиями с последующим интегрированием производственныхпроцессов и торговых операций, т.е. фактически создания как вертикальных,так и горизонтальных производственно коммерческих связей. В этих целях в2000г. была разработана Программа экономического сотрудничествапредпринимателей, реализация которой началась в конце прошлого года. Порядок создания и функционирования свободных экономических зон ипромышленных парков определяется Декретом-Законом №165 от 3 июня 1996г.Данный Декрет-Закон был принят в развитие базового Закона № 77 «Обиностранных инвестициях» в целях привлечения иностранных капиталовложений вэкономику Кубы на основе создания льготных условий для иностранныхинвесторов. Указанные нормативно-правовые акты устанавливают для компаний-операторов свободных экономических зон льготный налоговый и таможенныйрежим и разрешают проведение ими СЭЗ разнообразной производственнойдеятельности (в том числе, в сфере сборки продукции из ввозимыхполуфабрикатов, узлов и сборочных единиц и доводки конечной продукции),торговых и банковских операций, услуг в сфере страхования, деятельности вобласти организации производств на базе передовых технологий, проведениенаучно-исследовательских работ и внедрение опытно-конструкторскихразработок. Операторы СЭЗ имеют право на сооружение на территории зон зданий инеобходимых строительных объектов в целях создания производственных цехов,складов, офисных и других служебных помещений. Они могут арендовать участкитерритории в пределах зон, создавать необходимую инфраструктуруэлектрического, газового, и водоснабжения, связи и систем обеспечениябезопасности. Им предоставляется право пользования аэропортовой, портовой игрузовой железнодорожной сетью зон, а также соответствующей инфраструктуройобъектов перевалки грузов. Срок действия концессии на право деятельности в СЭЗ установлен в 50лет, а прерогатива выдачи разрешений на концессию отнесена к компетенцииИсполкома Совета Министров Республики Куба. Органом, осуществляющимнепосредственное руководство деятельностью СЭЗ, является Национальноеуправление свободных экономических зон Министерства иностранных инвестицийи экономического развития Кубы (Oficina nacional de zonas francas). Компании-операторы СЭЗ, занимающиеся производственной и торговойдеятельностью, имеют право направлять для реализации на местном рынке до25% продукции, производимой ими в зонах; в данном случае они освобождаютсяот уплаты ввозных таможенных пошлин. Также действует положение обосвобождении компаний-операторов СЭЗ, занимающихся производственнойдеятельностью, от уплаты налогов на прибыль и на рабочую силу в течениепервых 12-ти лет их деятельности в зонах, с последующим предоставлением 50%-ной скидки с уплатой данных налогов в течение следующих 5-ти лет. Схожаясхема действует и для операторов, занятых в сфере оказания услуг, сединственным исключением - срок освобождения от уплаты налогов для нихустановлен в 5 лет, а последующий льготный период составляет 3 года. Курс кубинского руководства на привлечение иностранных технологий и инвесторов посредством создания свободных экономических зон далопределённые результаты. С 1997г., когда начали функционировать три СЭЗ,созданные в гаванском регионе («Мариэль», «Город Гавана» и «Вахай»), числоиностранных операторов в них превысило 250 фирм. Однако, около 70% из нихдействуют в сфере торговли, а остальные — в сфере услуг и производства.Основными операторами СЭЗ Кубы являются компании Испании, Панамы, Италии,Канады и Мексики. (Следует отметить, что данные об объёмах операцийоператоров СЭЗ отсутствуют, что косвенно свидетельствует о неполнойреализации задач, возложенных на зоны). В связи с тем, что деятельность СЭЗ лишь отчасти смогла обеспечитьпотребности страны в привлечении передовых технологий и оказалось впревалирующей степени ориентирована на торговые операции, важнымнаправлением деятельности кубинского руководства стала концепция созданияиндустриальных парков. В течение 2000г. шла разработка проекта организации индустриальногопарка, представляющего собой территорию, в рамках которой небольшиепредприятия и фирмы могли бы при иностранном участии и технологическомсодействии развивать высокотехнологичные производственные процессы.Курирующей организацией этого проекта является Министерство науки итехнологии Кубы. Как указывается в материалах концепции, хотя планируемыйпроект индустриального парка открыт для любой промышленной деятельности,его основной профилирующей сферой должны стать такие производственныепроцессы, как информатика, электроника и биотехнология. Успех деятельностипарка связывается прежде всего с имеющимися кадрами квалифицированныхспециалистов. В этой связи, в качестве места расположения индустриального парка намечается использовать территории в непосредственной близости отВысшего Политехнического Института г. Гаваны в целях установления прямыхсвязей с этим учебно-исследовательским центром. Проект создания другого индустриального парка предполагает егоразмещение в провинции Сантьяго-де-Куба. Основной сферой деятельностиданного парка должны стать традиционные отрасли промышленности в целяхиндустриального развития региона Сантьяго-де-Куба и создания новых рабочихмест. Краткие характеристики свободных экономических зон и современноесостояние их инфрастуктуры приводятся ниже. Свободная экономическая зона «МАРИЭЛЬ» находится в крупном портовоми индустриальном центре страны, расположенном в 30 км. к западу отг.Гавана. Территория зоны составляет 553 га. В настоящее время зонарасполагает 7 тыс.м2 площадей крытых складских помещений и 600 м3 площадей,занятых под помещения офисов, демонстрационных и конференц-залов. Натерритории зоны имеется небольшой аэропорт для обслуживания лёгких исредних самолётов (бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 1800 м ишириной 45 м), а также причал, способный обеспечить погрузочно-разгрузочныеработы одновременно двух среднетоннажных судов (длина причала - 450м,глубина водного пути - 13м). Зона географически удачно расположена с точки зрения обработкигрузов двух соседних торговых партнёров Кубы - Мексики и Канады. Внутренняя инфраструктура зоны включает также дорожную сетьпротяженность 8,5 тыс.м, ёмкости для хранения ГСМ, объёмом 1000 м3автозаправочную станцию и станцию технического обслуживания автотранспорта,ангар площадью 1447 м2, припортовую зону, оборудованную для проведенияпогрузо-разгрузочных работ площадью 47 тыс.м2 и 2 пассажирских причала длямалых судов. Свободная зона «Город Гавана» расположена в восточном пригородег.Гавана (долина Берроа) в 10 км. от Гаванского морского порта. Решение осоздании свободной зоны в данном районе было принято ввиду удобногогеографического расположения и имевшейся здесь ранее базы фирмы «Habana inBond», которая с 1992г. осуществляет обслуживание иностранных компаний,действующих на Кубе, предоставляя им складские помещения и услуги потаможенной обработке грузов. Зона расположена на территории 158 га, 92 из которых застроеныпроизводственными и административными зданиями. Крытыепроизводственные цеха и складские помещения насчитывают 14,5 тыс.м2площадей, служебные помещения и помещения, занятые под офисы составляют 4,6тыс.м2, сельскохозяйственные территории - 52,2 тыс.м2 контейнерный терминалрасположен на площади 4,2 тыс.м2. В настоящее время в непосредственнойблизости от данной СЭЗ ведётся создание индустриального парка, территориякоторого составит 110,5 тыс.м2 Зона располагает развитой внутренней инфраструктурой.Протяженность подъездных и внутренних автомобильных дорог составляет 1844м. Имеются автозаправочная станция и станция технического обслуживанияавтотранспорта. Задействованы надёжные системы телевизионного слежения,охраны и противопожарной безопасности. Деловая инфраструктура зоны включает коммерческий центр,оборудованный необходимыми помещениями для проведения переговоров иорганизации демонстрационных показов образцов, филиал банка «BancoFinanciero Internacional» и систему телефонного и телевизионногообслуживания. Свободная экономическая зона «ВАХАИ» расположена в пригородномрайоне г. Гавана на расстоянии 1,5 км. от грузового терминала Гаванскогомеждународного аэропорта имени Хосе Марти. Площадь зоны составляет 21,47га, из которых 13,4 га застроены зданиями и сооружениями. Крытыепроизводственные склады и складские помещения занимаю территорию 13 тыс.м2,помещения под офисы - 1,1 тыс.м2. К услугам иностранных фирм-операторов сооружены погрузочно-разгрузочные площадки, промышленные полигоны, на которых может бытьразмещено любое оборудование. Протяженность внутренних автодорог составляет2000 м, имеется автозаправочная станция. Кроме того, зона располагает деловым центром, имеющим специальнооборудованные помещения для проведения переговоров, деловых встреч исеминаров общей площадью 240 м2. Специалисты зоны предоставляют консультации по юридическим итехнико-экономическим вопросам, транспортные и таможенные услуги. Административное управление зонами «Мариэль» и «Вахай»осуществляется акционерным обществом «Almacenes Universales S.A.», a зоны«Город Гавана» (Берроа) - корпорацией «СIМЕХ S.A.». Российские организации и коммерческие структуры,аккредитованные на Кубе, стали также обращаться к практике использования всвоей коммерческой деятельности свободных экономических зон. В частности,российские компании «Элерс ЛТД» и ВАО «Автоэкспорт» осуществляют поставкизапчастей к различным маркам автомобилей российского производства соскладов в свободной зоне «Город Гавана» (Берроа). Банковская система.На Кубе действует банковская система, состоящая из Центр. Банка, 8комбанков, 13 небанковских фин. учреждений, 13 представительств иностранныхбанков и 4 представительства иностранных финансовых организаций. В течение последнего десятилетия банковская система Кубы претерпеласущественные изменения, развиваясь и совершенствуясь в соответствии стребованиями новой экономической ситуации. В январе 1994г. развернуласьреформа банковской системы страны. Ее началом стало создание частного поформе, но со 100% государственным капиталом финансовых учреждения – Bancointernacional de comercio (BICSA), задачей которого является развитиеторговли товарами и услугами путем финансирования подобных операций зарубежом. BICSапроводит все типы банковских операций, включая открытиетекущих счетов частным лицам, а также активно участвует во внутреннемфинансировании в конвертируемой валюте производства процессов и услуг,предназначенных на экспорт и для реализации внутри страны. За пять летсуществования банка, его клиенты воспользовались кредитами на 800 млн.долл. С появлением BICSав кубинской банковской системе было положено началосозданию целого ряда негосударственных банковских и финансовых учреждений,объединенных в 1996г. в Группу АО «Новый Банк» ( El Grupo de Nueva banca).В эту Группу кроме BICSавходят еще пять банковско-финансовых организаций. – Financiera nacional (FINCA), цель, которой финансировать экспорт иимпорт продуктов, оборудования и услуг, используя такие механизмы как,аренда, лизинг, факторинг, предоставление торговых скидок и ряд другихопераций, а также осуществление краткосрочного финансирования предприятий.Показатели основной деятельности в 2000г.: финансирование организаций – 90млн. долл., из них 65 млн. долл. в виде рабочего капитала, 6,5 млн. долл. –фин. аренда и 8,5 млн. долл. – факторинг и коммерческие скидки. – Casa de cambio (CADECA). В связи с легальным хождением в стране двухвалют- кубинского песо и долларов США, CADECапредоставляет услуги пообмену валюты в сфере межд. туризма и для населения страны. – Banco metropolitanо. Оказывает специализированные услуги дип. корпусу ииностр. физ. лицам, постоянно или временно проживающим в стране, а такжекубинским гражданам, имеющим СКВ. В 2000г. банк оказал своим клиентам услугна 70,2 млн. долл., а также национальными организациям на 15 млн. кубинскихпесо. В Группу АО «Новый банк» входят также Banco de inverciones, которыйориентирован на предоставление специализированных услуг в областивнутренних и внешних инвестиций (в 1996-99гг. предоставлено финансированияна 20,2 млн.долл.) и фин. организация Compania Fiduciaria, занимающаясяуправлением доверительной собственностью юр. и физ. лиц. Компанияосуществляет управление собственностью национальных поручителей на 200млн.долл. что вместе с другими поручениями и услугами (180 млн.долл.)составляет 380 млн.долл. Появившаяся гибкая и эффективная банковская система страны, в общихчертах отвечающая межд. требованиям в этой сфере эконом. деятельности,потребовала, создания Центр. банка Кубы (Banco central de Cuba), функциикоторого до мая 1997г. выполнял Национальный банк Кубы. В задачи ЦБ в качестве руководящего учреждения банковской системы странывходит выпуск национальной валюты, поддержание ее стабильности,осуществление контроля за сегментами банковской системы, разработка ипретворение в жизнь соответствующей денежной политики. На межд. уровне ЦБзанимается нормализацией фин. отношений с внешним миром, включая вопросывнешнего долга, представляет кубинское государство перед зарубежнымибанковскими, валютными и кредитными организациями. С появлением ЦБ не произошло упразднение Национального Банка. В егофункции были вменены регистрация, контроль и обслуживание внешнего долгастраны и внешнего долга самого банка перед иностранными кредиторами присохранении гарантий со стороны государства, а его обширная банковская сетьвнутри страны перешла в ведение новой организации – Banco de creditos уcomercio, созданного в 1997г. В 2000г. начал операции созданный в конце 1999г. Внешторгбанк Кубы.Правовые основы его деятельности определяются Декрет-законом №198 от08.11.1999г. Основная задача банка – осуществление операций, связанных спредпринимательской деятельностью кубинских организаций, занимающихсявнешнеторговой деятельностью. Внешторгбанку Кубы предоставлено право,приобретать на рынке долговые обязательства кубинских финансовых игосударственных учреждений, предприятий под свою полную ответственность, ссогласия кредиторов, а также с разрешения ЦБ Кубы. Современная банковская системы Кубы включает также сеть небанковских фин.учреждений – так называемых фин. компаний: Finca, Finatur, Fimelca, Finagriи др. (более десяти), создание которых обычно связано с направлениямиработы отдельных отраслей экономики, и уполномоченных проводить операциифин. посредничества, исключая депозиты. Фин. компании ведут активную работу по привлечению иностранного капиталапутем создания совместных фин. организаций с зарубежными партнерами. Какправило, иностранного партнер имеет большую долю в их уставном капитале иосуществляет общее управление совместным предприятием. Национальная банковская система дополняется 16 представительствамизарубежных банков, получивших разрешение на работу в стране. Начиная с1984г. кубинское законодательство предусматривает возможность открытияпредставительств иностранных банков на Кубе без права непосредственногоосуществления банковских операций. Согласно последнему докладу, обнародованному Центральным банком Кубы,размер внешнего долга страны на конец 1999г. составляет 11,078 млрд. долл.,из которых 81,9% относились к основной сумме долга и 18,1% – кобязательствам по обслуживанию долга. В эту цифру не включены долги передбывшими социалистическими странами Вост. Европы и бывшего СССР.[4] Основными кредиторами Кубы в 1999г. являлись Япония (20,6%), Аргентина(14,5%), Франция (10,6%), Испания (10,5%), Великобритания (9,9%). Излатиноамериканских стран (помимо Аргентины) наибольшая задолженностьимеется перед Мексикой (4,0%). Налоговая система.Налоговая система Кубы была учреждена в 1995г. и явилась одним из важныхшагов кубинского руководства по реформированию экономики страны. Юр.основой введения налогов стал закон «О налоговой системе» 1994г. и закон от1997г. «Об общих нормах и процедуре налогообложения». Согласно этимзаконам, Минфин является высшим государственным органом, регулирующимналоговую политику страны. В 1995г. по решению Совмина была созданаНациональная налоговая служба (ОНАТ), в функции которой входит контроль надсвоевременной уплатой налогов, определение сумм выплат, отсрочка платежей,наложение штрафных санкций, рассмотрение спорных вопросов и т.д. РаботаОНАТ строится по территориальному принципу. Она также издает ежемесячнуюгазету «Налогоплательщик», через которую ведется соответствующаяразъяснительная работа среди населения. Введенная на Кубе система налогообложения распространяется как нафизические и юридические лица, так и на иностранные, которые включаются вединый Регистр налогоплательщиков. С 1995г. в налоговую систему включены СП, эконом. ассоциации, а также рядгоспредприятий. В 1996-99гг. действие налогов было расширено – системойналогообложения охвачено 19453 юр. лиц, из которых 12941 относятся кгоссектору. Все физ. и юр. лица, ведущие операции в СКВ или в СКВ инациональной валюте, платят налоги в СКВ. Выплаты по налогам осуществляютсяпосле заполнения декларации. Государственной структуры бюджетной сферы отуплаты налогов освобождены. На Кубе существуют 11 видов налогов, из которых налог на прибыль являетсяосновным и составляет 35% от доходов, полученных в течение фин. года всемирасположенными в стране предприятиями и организациями вне зависимости отформы собственности. Налог на доходы физ. лиц выплачивается в соответствии с утвержденнойшкалой (также иностранцы, находящиеся на территории Кубы более 180 дней втечение 1 года). Этим налогом облагаются, по данным на 1999г. 192508 физ.лиц, имеющих доходы от торговли, ИТД, от сдачи внаем имущества, творческойдеятельности, получающие зарплаты и пенсии в СКВ. С 1998г. этот налогплатят также работники мелких с/х кооперативов. Налог уплачивается попрогрессивной школе, размер которой установлен отдельно для лиц, получившихдоходы в СКВ и в национальной валюте. Денежные переводы кубинцам отродственников из-за рубежа налогом не облагаются. Импортеры, производители и продавцы потребителей товаров, какимпортируемых, так полностью или частично произведенных на территориистраны и предназначенных для купли-продажи, платят налог с продаж.Промышленное сырье и товары, предназначенные на экспорт, освобождаются отэтого налога. Установлена единовременная выплата спец. налога на продукты дляпроизводителей, импортеров и продавцов алкоголя, табачных изделий, топлива,автомашин, домашних электроприборов. На Кубе существует налог на обществ. услуги, который распространяется наорганизации и частные лица, занятые в сферах телефонной и телеграфнойсвязи, снабжения водой и электричеством, общепита и транспорта,гостиничного и развлекательного бизнеса. Под действие налога на собственность и владение некоторыми материальнымиценностями попадают частные дома и квартиры, участки земли, морские иречные суда в частном владении. Сумма налога определяется налоговой службойв соответствии с заполненной декларацией. Все виды автотранспорта облагаются налогом на наземный транспорт,уплачиваемым собственниками один раз в год в сроки, устанавливаемыеМинфином Кубы. Налог на передачу имущества и наследство уплачивается в случае дарения,наследования, обмена жилой площади, нотариальной описью и решениями судов всоответствии с гражданским регистром. Налог составляет 1-4% от стоимостиприобретаемого имущества. Установлен налог на использование наемной рабочей силы для предприятий ифиз. лиц. Сумма налога составляет 25% от всех видов вознаграждений,выплаченных работникам. Налогом на использование природных ресурсов и защиту окружающей средыоблагаются физ. и юр. лица, связанные с эксплуатацией природных ископаемыхна национальной территории. Минфин Кубы определяет размер налога, сроки егооплаты в каждом конкретном случае, а также возможность освобождения отнего. Все физ. и юр. лица, которым необходимы документы с гербовыми маркамиоплачивают «налог на документы». Налоговые отчисления на соц. защиту обязаны выплачивать все предприятия,где работают трудящиеся, пользующиеся системой соц. обеспечения. Размерыотчислений определяются ежегодно Законом о госбюджете с учетом всех видовоплаты труда. В налоговую систему Кубы входят также три вида сборов. Дорожный сборплатят водители автотранспортных средств. Сбор за обслуживание пассажиров ваэропортах оплачивают пассажиры межд. линий в СКВ. Физ. и юр. лица,устанавливающие различные виды рекламы, должны заплатить сбор за размещениеобъявлений и коммерческой рекламы. Предполагается включить в действие налогна эксплуатацию природных ресурсов и защиту окружающей среды, а такжеиспользование земли и пляжей. Также планируется расширить действие налогана услуги и налога на продажи на ряд новых товаров и продуктов. Будетпересмотрен размер налога на личные доходы физ. лиц, расширено применениеналога на собственность и владение мат. ценностями, на операции снедвижимостью. Постепенно на различных автомагистралях будут установлены новые пунктыдля взимания дорожного сбора, в режим спец. налогообложения будут включенывсе с/х предприятия. Для СП, национальных и иностранных инвесторов, выступающих сторонами вдоговорах о межд. эконом. ассоциации, установлен спец. режим налогов. С нихвзимается налог на прибыль, составляющий 30%. В случаях, когда этоготребуют интересы страны, они могут быть полностью или частично освобожденыот налога на прибыль, реинвестируемую в стране. При эксплуатации природныхресурсов ставка обложения по налогу на прибыль может быть повышена до 50%. По налогу на использование рабочей силу им предоставляется снижениеставки обложения до 11%. По отчислениям на соц. обеспечение устанавливаетсяставка 14%. Иностранные инвесторы, выступающие партнерами в СП или эконом.ассоциации, освобождаются от уплаты налога на личные доходы, полученные засчет прибылей от соответствующего бизнеса. Предприятия с участием только иностранного капитала обязаны уплачиватьналоги, в соответствии с действующим законодательством о налоговой системев течение всего времени своих операций. Минфин может временно предоставлять полное или частичное освобождение отуплаты налогов или предоставлять льготы в отношении спец. налоговогорежима, принимая во внимание прибыли и размеры инвестиций, их отраслевоеразмещение и вклад в развитие национальной экономики. Налоговая система учитывает те обязательства, которые принимает на себягосударство в соответствии с подписанными межд. и двустороннимисоглашениями, в т.ч. об избежании двойного налогообложения. Куба ужеподписала такое соглашение с Испанией, завершено согласование аналогичногодокумента с Россией. В 1999г. сумма собранных налогов составила 10,5 млрд.песо. За первые 6мес. 2000г. – 7,6 млрд.песо. Ожидается, что за год она достигнет 14млрд.песо, что на 3,4% больше запланированного показателя. Наибольшую частьсуммы налоговых поступлений составил налог с продаж и на обслуживание,выплачиваемый предприятиями госсектора. Несмотря на то, что физ. лицаявляются основной частью налогоплательщиков, на них приходится 2,2%собранных налогов[5]. Инвестиции.Исключительно важное место во внешнеэкономической политике Кубы придаетсяпривлечению в экономику страны иностранных инвестиций «на контролируемойоснове» в форме совместного предпринимательства. Деятельность иностранного капитала в стране опирается на положения Законаоб иноинвестициях от 6 сент. 1995г. (Закон №77), определяющего условия игарантии присутствия зарубежного предпринимательства в стране. На Кубе действует 394 эконом. ассоциации с участием иностранного капиталаиз 45 стран, которые охватывают 37 секторов экономики. Общий объем иностранных инвестиций составляет более 5 млрд. долл.Основными сферами их деятельности являются различные отраслипромышленности, туризм, горнорудное дело, поиск и добыча нефти. Ведущимиинвесторами в экономику Кубы выступают Испания, Канада, Италия,Великобритания и Франция. Наиболее крупным инвестором на Кубе являетсяканадская компания «Шеррит Интернасиональ», действующая в никелевойпромышленности, добыче нефти, туристической сфере и сельском хозяйстве. Важнейшей, и по итогам 2000г. ведущей, сферой иноинвестирования на Кубуявляется туризм. При участии иностранных фирм создаются новые туристическиекомплексы, реставрируются существующие гостиницы, формируются ассоциации,осуществляющие совместное управление гостиничным хозяйством. В отраслидействуют более 90 соглашений о совместной с иностранным капиталоминвестиционной деятельности, а объем иностранного капвложений оценивается в850 млн. долл. Благодаря росту числа отелей, находящихся в административномуправлении опытных иностранных компаний, уровень обслуживания туристов вних постоянно повышается. Активно работают на кубинском рынке известныетуристические фирмы из Испании – Sol Melia и Trip, Франции – ACCOR и ClubMed, Германии – LTI, Ямайки – Super Clubs. К концу 2000г. 26 смешанныхкомпаний осуществляли эксплуатацию 3,6 тыс. гостиничных номеров в различныхтуристических центрах Кубы и свыше 10 тыс. номеров находились подадминистративным управлением иностранных компаний. Основной поток иностранных инвестиций приходится на главный кубинскийкурортный р-н Варадеро. Из существующих в Варадеро 40 отелей – четыре (с 2тыс. номеров), являются совместной собственностью и еще 3 тыс. номеровнаходятся в сооружениях, которыми управляют иностранные предприятия(испанские, франц., немецкие). С каждым годом эта цифра увеличивается всвязи с вводом в эксплуатацию новых отелей. Идет строительство двухдесятков объектов. В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношенииинвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдалсярезкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданныесовместные проекты, руководство страны временно приостановило допускзарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций,осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного деловогоцентра в Гаване. Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первыесовместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid)и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch). Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенныхиностранными компаниями, отмечается заметная активность со сторонызарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структурыдля обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские BetaGran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе своипредставительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансамифондов на Кубе. Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иностранныхинвесторов является курс Кубы на заключение соглашений о поощрении ивзаимной защите инвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51подобное соглашение и по соглашениям с 10 странами осуществляетсяпереговорный процесс. Одновременно кубинское руководство ведет работу по расширению договорно-правовой базы инвестиционной сферы. В этой связи, другим элементом стимулирования притока иностранныхкапвложений являются соглашения об избежании двойного налогообложения. Кнастоящему времени у Кубы имеются подобные соглашения с Испанией, Италией иБарбадосом. Соответствующее соглашение с Россией было подписано в дек.2000г. во время визита президента РФ В.В. Путина на Кубу. Положительный эффект для развития внешней торговли и иноинвестицийожидается в связи с развитием на Кубе свободных зон. В 1997г. началифункционировать первые три свободные зоны в гаванском регионе: ГородГавана, Вахай и Мариэль. Концессионерами этих образований являютсякорпорация CIMEX и компания Almacenes Universales. В указанных свободныхзонах зарегистрировано более 240 иностранных операторов, 66% из которыхдействуют в сфере торговли, остальные – в производстве и сфере услуг.Наиболее представлены в этом бизнесе фирмы Испании, Панамы, Италии, Канадыи Мексики. Другим направлением деятельности кубинского руководства в областипривлечения иноинвестиций, и в первую очередь связанных с передовымитехнологиями, является концепция создания индустриальных парков. В течение2000г. шла разработка проекта организации небольшого индустриального парка,представляющего собой территорию, в рамках которой небольшие предприятия ифирмы могли бы при иностранном участии и тех. содействии развиватьвысокотехнологичные производств. процессы. Курирующей организацией этогопроекта является министерство науки и технологии Кубы. Как указывается вматериалах концепции, хотя планируемый проект индустриального парка открытдля любой промышленной деятельности, его основной профилирующей сферойдолжны стать такие производств. процессы, как информатика, электроника ибиотехнология. Успех деятельности парка связывается, прежде всего, симеющимися кадрами квалифицированных специалистов. В качестве местарасположения индустриального парка намечается использовать территории внепосредственной близости от Высшего политехнического института г. Гаваны вцелях установления непосредственных связей с этим учебно-исследовательскимцентром. Проект создания другого индустриального парка предполагает его размещениев провинции Сантьяго-де-Куба. Основной сферой деятельности данного паркадолжны стать традиционные отрасли промышленности в целях индустриальногоразвития региона Ошибка! Элементы оглавления не найдены. Следует отметить,что деятельность иностранного капитала вносит заметный вклад в развитиенациональной экономики. По данным Министерства иноинвестиций иэкономического сотрудничества, в 2000г. «уровень продаж экономическихассоциаций с участием иностранного капитала составил более 1,2 млн. долл.,из которых около 50% приходилось на экспорт товаров и услуг». ДеятельностьСП и экономических ассоциаций обеспечивает работой примерно 33 тыс.кубинских рабочих и служащих.ПромышленностьС середины 90 гг. годовой промышленный рост, в два раза опережал увеличениеВВП страны. Такие экономические результаты были достигнуты путем проведенияряда реформ и преобразований в каждой отрасли, законодательной базойкоторых стал принятый в авг. 1998г. закон об основах совершенствованияуправления промышленными предприятиями. Меры, предпринятые кубинскимруководством, были сфокусированы на введении самоокупаемости исамофинансировании на предприятиях, отмене централизованного текущегопланирования. Задачи министерств, стали сводиться к разработкестратегических планов для отрасли, функциям контроля, а также работе,направленной на подготовку и проф. совершенствование кадров. Руководителямпредприятий была полностью передана ответственность за результаты работыпредприятий, которая нацелена на получение максимальной прибыли, наиболееэффективное использование имеющихся ресурсов, создание источниковвнутренние накопления. Промышленные предприятия получили право выхода навнешний рынок, создания совместных производств с иностранным капиталом,открытия счета в банке. Вместе с этими решениями были введены системы материальногостимулирования работников промышленных предприятий в товарной форме и/или вконвертируемых песо. В 2000г. схемами поощрения охвачены более 1,5 млн.чел.Предполагается сохранение этих систем до тех пор, пока не появятся условиядля восстановления реальной зарплаты работникам промышленных предприятий. Современные интересы Кубы в области промышленности сводятся к развитиюэкспортных и импортозамещающих отраслей, а также производства товаров дляудовлетворения внутреннего потребит. рынка, индустрии туризма. Положит.динамика развития этих отраслей позволила увеличить объемы экспортапромышленной продукции в последние годы на 25%, а долю импортозамещающихтоваров для туризма и внутреннего валютного рынка до 35% отсоответствующего спроса. Возросло также производство простой и нержавеющей стали, металлопроката,дорстройтехники, электрокабелей, что позволило удовлетворить внутренниепотребности и наладить экспорт в соседние страны. составивший в 1999г. 60млн.долл. Изменилось качество и номенклатура продукции, все большесоответствуя межд. стандартам. Улучшились показатели развития базовой промышленности, где было проведеноукрупнение предприятий, в результате чего стало возможным болеерезультативно использовать тех., мат. и фин. ресурсы, создаватьэкономические объединения с иностранным капиталом с целью привлеченияпередовой технологии, расширения рынков сбыта и повышенияконкурентоспособности продукции. Перед отраслью стоит задача увеличения, вкооперации с иностранными инвестициями, в 2000г. добычи нефти до 2,6млн.т., природного газа – до 700 млн.куб.м., никеля, кобальта – на 9,6%, атакже производства бумаги, стекла, продукции химпрома. В области легпрома реализуется линия на разукрупнение предприятий,выделение наиболее экономически целесообразных и рентабельных фрагментов.Результатом стал рост выпуска швейных изделий, продукции из трикотажа ипластмассы, обуви, который в 2000г. составит 400 млн.песо. Рассматривается как перспективная импортозамещающая отрасль – пищепром,сырье для которой имеется в стране. Уже созданы современные заводы попроизводству макаронных изделий, пива, алкогольных напитков, мороженого,фруктовых и овощных консервов, сгущенного молока. Продажа пищевых товаровна внутреннем рынке возрастает на 20% ежегодно. Ожидается, что в 2000г. онасоставит 300 млн.долл., а экспорт – свыше 35 млн.долл. Сохраняется положит. динамика развития фармацевтики, микробиологии ибиотехнологии, которые получают приоритетное государственноефинансирование. Высокий уровень подготовки национальных кадров, широкиеконтакты с ведущими межд. центрами позволили разработать ряд лекарственныхпрепаратов и вакцин, экспортируемых в развивающиеся страны, а также создатьвысококачественный семенной фонд высокопродуктивных сортов бананов,картофеля, сахарного тростника. В связи с широкомасштабным развитием туризма на Кубе предсказуемый истабильный характер имеет увеличение спроса на стройматериалы, в т.ч.цемент, асбест и т.д. Без гос. дотаций растет производство и экспортмрамора и мраморных плит, белой керамики. Кубинские производители продолжают испытывать определенные трудности споставкой своих товаров на внешний рынок, в первую очередь, из-за их низкойконкурентоспособности, незнания рыночной конъюнктуры, недостаточного опытаведения внешнеторговых операций. Для многих отраслей кубинскойпромышленности характерны проблемы высокого уровня энергоемкости,технологической отсталости, сложности перехода к мировым стандартам. По мнению кубинских экономистов, внутренний рынок потребительскихтоваров, реализуемых на доллары, обладает большим потенциалом. В последниегоды налажены производства или сборки, ассортимент которых весьма широк:мебель, электробытовые приборы, продукты питания, безалкогольные иалкогольные напитки, швейные изделия, товары личной гигиены, парфюмерия.Данная продукция позволяет существенно сократить объем импорта. Список использованной литературы. 1. журнал The Economist Intelligence 2000 year Используемые Интернет ресурсы. 1. www.latin.ru 2. www.ivr.nm.ru 3. www.money.rin.ru 4. www.vedomosti.ru 5. www.mpu-prague.cz/ru/referats/subject/economic_theory-----------------------[1] http://www.cuba.polpred.ru/1999/13.html[2] www.kuba.polpred.ru[3] Журнал «The Economist Intelligense Unit Limited» 2000г.[4] www.latin.ru[5] www.latin.ru


Смотрите также:
Экономика республики Куба
344.57kb.
1 стр.
1. Политико и экономико-географическое положение
265.01kb.
1 стр.
«Призма. Параллелепипед»
16.01kb.
1 стр.
Тема 1 научные основы национальной экономики понятие национальной экономики Термин «национальная экономика»
2614.46kb.
11 стр.
"Куба: обострение трудностей"
184.84kb.
1 стр.
Памятка туристу по Доминиканской республике
45.24kb.
1 стр.
Приоритеты эффективного развития промышленности республики таджикистан 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
432.28kb.
1 стр.
Объем куба, параллелепипеда и призмы
60.54kb.
1 стр.
Состав делегации предпринимателей республики куба москва, 17-21 сентября 2012 года
162.11kb.
1 стр.
Программа по дисциплине утверждено
136.35kb.
1 стр.
Экономика и экономическая наука Что такое экономика
61.84kb.
1 стр.
Интервью А. Юдина корреспонденту радио «Слово» А. Никитину 26. 11. 2004 г
196.55kb.
1 стр.