Главная
страница 1
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс 6 класс» Е.М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 16 практических работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2011 год.

Курс географии 6 класса открывает пятилетний курс изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:


  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • начать формировать правильные пространственные представления о пространственных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел – «способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и тому подобного), а также для глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии в 6 классе ученик должен:

1. Называть и/или показывать:


  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

  • различных видов карт;

  • горных пород и минералов;

  • типов погоды;

  • взаимовлияния всех компонентов погоды.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

  • расстояния и направления по плану и карте;

  • осадочные и магматические горные породы;

  • направление ветра.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Структура курса


№ п/п

Тема

Количество

часов


1

Введение.

2

2

Земля как планета.

5

3

Способы изображения земной поверхности.

4

4

Литосфера.

6

5

Атмосфера.

8

6

Гидросфера.

4

7

Биосфера.

2

8

Почва и геосфера.

3

Перечень оценочных практических работ



№ п/п

Тема

1

Определение по карте географических координат точек и обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта по географическим координатам (обучение оформлению к/к)

2

Определение по карте России расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилища

3

Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местным признакам.

4

Чтение плана местности: определение направления, расстояния , абсолютной относительной высот точек.

5

Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин.

6

Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной.

7

Обозначение и надписывание обозначений на к/к названий гор, равнин, вулканов.

8

Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом.

9

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

10

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

11

Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей.

12

Определение по картам географического положения реки. Описание реки по плану.

13

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

14

Описание типичных природных комплексов своей

местности и оценка изменений их вследствие хозяйственной деятельности человека.



15

Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей.

Итого – 15



№ п/п

Наименование разделов и тем урока

Всего

часов


НРК

Требования к уровню подготовки

Дата

Коррекция

I

Введение.

2

Знать:

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эрастофен, Пирфей, Генрих мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магелан, Эль Кано, И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

1

География как наука. Предмет географии.

1

Календарь погоды своей местности.










2

Выдающиеся географические открытия и путешествия.

1













II

Земля как планета.

5

Знать:

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо

Называть и показывать: Форму и размеры Земли; полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги.

3

Планеты Солнечной системы.

1













4

Форма, размеры и движение Земли.

1













5

Градусная сеть, система географических координат.

П.Р. (тренировочная) Определение по карте географических координат различных географических объектов.

1













6

Дни равноденствий и солнцестояний.

П.р. № 1. Определить по карте географических координаты различных географических объектов.

1

Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.







7

Тропики и полярные круги.
















III

Способы изображения земной поверхности.

4

Знать:

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Назвать и показывать: масштаб карт, условные знаки карт.

Приводить примеры: различных видов карт.

Определять: стороны горизонта на местности (ориентироваться); относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте; расстояние и направление по плану и карте.

8

Понятие о географической карте, различие карт по масштабу.

П.Р. (тр.) Определение направления и расстояния по карте.

П.Р. (тр.) Определение географических координат.

1













9

Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы.


1

П.Р. № 2. Определение по карте России расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилища.










10

Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут.

П.Р. (тр.) Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

1













11

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.

1

П.Р. № 3. Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местным признакам.










IV

Литосфера.

6

Знать:

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя, верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движение земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые ( осадочные, магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Называть и показывать: части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа.

Приводить примеры: горных пород и минералов.

Определять: осадочные и магматические горные породы.



12

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора.

П.Р. № 4 Чтение плана местности: определение направления, расстояния, абсолютной относительной высот точек.


1













13

Горные породы, слагающие земную кору: магматические , осадочные и метаморфические.

П.Р. № 5. Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин.


1

Горные породы слагающие земную кору Челябинской обл.










14

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

П.Р. №6 Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной.

1

Полезные ископаемые Челябинской обл.










15

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли.

1













16

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.


1













17

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна Мирового океана.

П.Р. № 7. Обозначение и надписывание обозначений на к/к названий гор, равнин, вулканов.

1

Горы и равнины Челябинской области.










V

Атмосфера.

8

Знать:

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Называть и показывать: причины изменения погоды; типы климатов; виды ветров, причины их образования.

Приводить примеры: типов погоды.

Определять: направление ветра.

18

Атмосфера: ее состав, строение и значение.


1













19

Температура воздуха.

1













20

Атмосферное давление.

1













21

Ветер и причины его возникновения.


1

П.Р. (тр.) Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.










22







П.Р. № 8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.










23

Влажность воздуха. Атмосферные осадки.


1

П.Р. № 9. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.










24

Погода, причина ее изменения, предсказания погоды.


1

П.Р. №10. Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом.










25

Климат и климатообразующие факторы.



1

Климат Челябинской обл. причины, от которых он зависит.










VI

Гидросфера.

4

Знать:

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Называть и показывать: части Мирового океана; виды вод суши; виды движения воды в океане.

26

Гидросфера и ее состав.


1

П.Р. (тр.) Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.











27

Мировой океан и его части.

П.Р. (тр.) Нанесение на к/к объектов гидросферы.

П.Р. (тр.) Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.


1













28

Воды суши. Реки: горные и равнинные. Озера проточные и бессточные.

П.Р. № 11. Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей

1

Воды суши челябинской области.










29

Воды суши. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники.


1

П.Р. № 12. Определение по картам географического положения реки. Описание реки по плану.











VII

Биосфера.

2

Знать:

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Приводить примеры: взаимодействия всех компонентов природы.

30

Царства живой природы и их роль в природе Земли.

П.Р. № 13. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

1













31

Охрана органического мира. Красная книга МСОП.


1

Распространение живых организмов по территории Челябинской области.










VIII

Почва и геосфера

3

Знать:

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.

32

Почва как особое природное образование.

1













33

Территориальная комплексы: природные, природно-хозяйственные.


1

Территориальный комплекс Челябинской области.

П.Р. № 14. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка изменений их вследствие хозяйственной деятельности человека.










34

Законы географической зональности, высотная поясность.


1

П.Р. №15. Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей.










35





















Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс 6 класс»
157.52kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
487.9kb.
3 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
1 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов
177.56kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «географии» Класс: 8 Учитель: Куранова Е. К учитель первой квалификационной категории
396.78kb.
2 стр.
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
574.18kb.
3 стр.
Программа по предмету география Класс 10
453.27kb.
3 стр.
Рабочая программа по биологии основного общего и среднего образования
530.99kb.
3 стр.