Главная
страница 1страница 2страница 3


Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

архиепископа Тверского

СВЯТЫЕ РУССКИЕ ВОИНЫ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ,

ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ, ФЕОДОР УШАКОВ

(разработка катехизаторской беседы для военнослужащих)

выпускная квалификационная работа по Истории Русской Церкви


Выполнил: Плотников В.В.


Руководители: Тузова О.А.

Ракушин А.В.


МОСКВА

2012


Оглавление
Введение…………………………………………………………………… 3

1.Содержание и основание материала работы………………………… 5

2.Методика проведения беседы…………………………………………17

3.План и конспект беседы…………………………………………. ……20

Заключение……………………………………………………………….36

Примечания………………………………………………………………38

Список использованной литературы……….…………………………..39

Приложения………………………………………………………………41




Введение
Выпускная квалификационная работа на тему «Святые русские воины – Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков» представляет собой разработку катехизаторской беседы для военнослужащих.

Современное общество в большей своей части характеризуется склонностью воспринимать и усваивать ценности, которые в той или иной степени не сообразуются со спасительным учением Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его. Этим и определяется актуальность и необходимость катехизации не только в узком смысле как оглашения перед Крещением, но и в широком смысле, как духовно-просветительской деятельности от лица Церкви.



Выбор аудитории в данной работе обусловлен, во-первых, тем, что военнослужащие в религиозном отношении, по нормам и укладу жизни являются, выражаясь языком статистики, вполне репрезентативной выборочной совокупностью, отражающей современное общество в целом, т.е. генеральную совокупность. Во-вторых, тем, что «Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам»1. «Создание современной армии невозможно без включения духовной составляющей в воспитание защитника Родины»2. В-третьих, тем, что, возможно, именно с военнослужащими как с целевой аудиторией автор работы, исходя из складывающихся обстоятельств, впоследствии будет проводить беседы. Выбор же темы продиктован особенностями аудитории – вряд ли, основываясь на православном мировоззрении, для российского военнослужащего можно найти лучший пример для подражания и побуждения к усвоению христианских ценностей, чем святой русский воин. К тому же – знаменитый, прославленный военачальник.

Аудитория, для которой разрабатывается беседа, специфична. В религиозном отношении она смешанная. Состав военнослужащих российской армии многонационален, соответственно, и неоднороден в своих религиозных взглядах. Исходя из переписи населения России 2010 года, можно предположить, что 10-15% аудитории окажутся людьми, не являющимися православными христианами в силу традиционности для их национальностей иных религиозных взглядов, но пожелавшими прийти на беседу. Те же, кто относит себя к православным христианам, будут достаточно разнородны: кто-то участвует в жизни Церкви, а кто-то нет, и среди них может быть разная степень осведомленности о христианстве вообще, и о Православии в частности. Другой аспект, определяющий специфичность аудитории, – возраст: большинство составят молодые люди 18-19 лет, для которых вопросы религии обычно стоят не на первом месте в жизненных приоритетах. Все эти немаловажные особенности аудитории необходимо учитывать катехизатору.

Разрабатываемая беседа предполагается второй по порядку в цикле бесед для военнослужащих, включающем также беседы на темы: «Нравственный подвиг любви к Отечеству» (1-я беседа); «Нравственные вопросы периода прохождения военной службы» (3-я беседа) и беседы с вариативной тематикой, зависящей от особенностей местности, рода войск и других факторов. К примеру, в военной части Черноморского флота России, расположенной в городе Севастополе на мысе Фиолент, вблизи Свято-Георгиевского мужского монастыря, 4-ю и 5-ю беседы в цикле целесообразно провести на темы «История Андреевского флага» и «Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь» соответственно. Последняя, 6-я беседа в цикле предполагается на свободную тему, выбор которой может зависеть, например, от предпочтений аудитории или от общей тематической направленности задаваемых на первых пяти беседах слушателями вопросов. Тематика такой беседы может быть основана и на евангельских отрывках, в которых встречаются воины. Таким образом, предполагается годовой цикл из шести бесед, проводимых с двухмесячной периодичностью. Следовательно, каждый проходящий срочную службу, будет иметь возможность присутствовать и участвовать во всех шести беседах.



Цель разрабатываемой в данной работе катехизаторской беседы – способствовать формированию у аудитории желания подражать святым угодникам Божиим. Эта цель подчинена общей цели всего цикла из шести бесед – активизировать у людей желание жить по заповедям Творца, то есть жить по-христиански. Задачи разрабатываемой беседы связаны с систематизацией информации и отбором текстового и наглядного материала для проведения беседы, определением методики проведения беседы, построением плана беседы, формированием подробного конспекта беседы, обобщением результатов работы и формулированием выводов.

Содержание и историко – богословское основание работы
В данном параграфе приведены те фрагменты из жизнеописаний святых, которые послужат основой для беседы и, соответственно, материалом для формирования ее конспекта и обсуждения со слушателями.

Фрагменты из жизнеописания святого благоверного великого князя Александра Невского. Годы жизни 1220 – 1263. Великий князь в 1252–1263 гг. Празднование 23 ноября/6 декабря (погребение), 30 августа/12 сентября (перенесение мощей).

1. В 1239 году св. Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при св. Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским, и перенесена в Кострому.

2. С 1236 г. княжение в Новгороде. Битва на Неве со шведами в 1240 г. Поход шведов против Новгорода был ничем иным, как крестовым походом против Православия, инициированным из Рима. Св. Александру не было еще и 20-ти лет. Когда нагрянул неприятель, он долго молился в новгородском храме Святой Софии: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне»3. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, св. Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»4. С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь с молитвой поспешил на врагов и одержал великую победу. Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

3. В 1242 г. битва с немецкими рыцарями-крестоносцами. Враги похвалялись подчинить себе весь славянский народ. 5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище на льду Чудского озера. Воздев руки к небу, св. Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже»5. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси и по всем странам.

4. Имя св. Александра сделалось известно в Европе, и в 1248 году он через двух кардиналов получил от римского папы Иннокентия IV грамоту, в которой папа хитростью склоняет его к католичеству. Александр, призвав мудрых людей, советовался с ними и написал к папе: «Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим»6. Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния с католиками означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего.

5. В 1256 году ходил св.Александр «темным походом» в северные земли, населенные финскими племенами. Русское войско шло сквозь полярную ночь, непроходными местами. Во тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной веры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

6. Мудрая политика св.Александра в отношениях с Золотой Ордой, через признание власти Орды направленная на облегчение тяжелого положения Руси. Это было продолжением политики его отца. Благоразумнее признать над собою власть могущественнейшей монголо-татарской империи, но при этом сохранить православную веру народа. На то было и благословение духовного отца и сподвижника в служении святого князя – митрополита Кирилла, который в течение почти 40 лет в XIII веке возглавлял Церковь на Руси. Нужно было превратить татар из врагов в почтительных союзников, и св. Александр продолжал крепить завещанный отцом союз с Золотой Ордой, во избежание нового разгрома Руси. Четыре дипломатические поездки совершил св. Александр в Орду, неизменно стараясь способствовать созданию наилучших, согласно складывавшихся в 40-х – начале 60-х гг. XIII века обстоятельств, условий для Руси. Хан Батый, увидев св. Александра, поразился и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему»7. Продолжал князь мирные отношения Руси и Орды и с преемником Батыя – ханом Берке. В 1261 году стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее положения. Но не всех устраивало вассальное положение. Когда в 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, и положение стало очень опасным, св. Александр едет в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. А в 1262 году во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. Эта дипломатическая поездка св. Александра в Сарай была последней. На обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь –подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года. Истощив силы душевные и телесные в ревностном служении Отечеству и Церкви, пред концом своим он думал единственно о Боге, приняв иноческую схиму с именем Алексий.

7. Митрополит Кирилл сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле»8. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог Своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось в 1547 г. Мощи святого покоились во Владимире до XVIII века, а при Петре I в 1724 г. были перенесены в Санкт-Петербург, в Троицкий собор Александро – Невской Лавры.



Фрагменты из жизнеописания святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Годы жизни 1350 – 1389. Великий князь в 1363 – 1389 гг. Празднование 19 мая/1июня.

1. Воспитывался св. князь Димитрий под руководством святителя Алексия, митрополита Московского. Его воспитательное воздействие развило собственные высокие качества Димитрия: с юных лет Бога он возлюбил и усердствовал в духовных делах, непристойных слов не любил и праздных бесед не вел, Священное Писание слушал всегда с умилением. Время второй половины XIV века в истории Руси отмечено духовным подъемом, и с самого начала своей жизни великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя преподобный Сергий Радонежский.

2. В тринадцать лет становится великим князем, согласно ярлыку, полученному от хана. Суздальский князь Димитрий Константинович не был согласен с таким поворотом событий, и надлежало решить спор оружием. В итоге Димитрий Иоаннович изгоняет соперника из великокняжеской столицы – Владимира. Проявив миролюбие, он щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.

3. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Утвердившись в великокняжеском достоинстве, Димитрий уже на заре своего правления продолжает политику объединения русских земель вокруг возвысившейся Москвы. Союз с Суздалем был укреплен в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны (впоследствии канонизированной преподобной Евфросинии Московской). Тело свое князь до женитьбы сберег в чистоте. Было у них двенадцать детей, воспитанных в благочестии. Основной личной чертой великого князя была необыкновенная любовь к Богу. Каждое воскресенье князь приобщался Святых Таин.

4. Почти полтора века уже томилась Русь под игом татарским. И вот, наконец, призрел Господь Бог на мольбы крепнувшей Руси Православной — приближался час освобождения. В 1380 г. готовясь выступить в поход против полчищ Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия Радонежского. Великий князь сказал святому игумену: «Ты уже знаешь, отче, какое великое горе сокрушает меня, да и не меня одного, а всех православных: ордынский князь Мамай двинул всю орду безбожных татар. И вот они идут на мою отчизну, на Русскую землю, разорять святые церкви и губить христианский народ... Помолись же, отче, чтобы Бог избавил нас от этой беды!»9. Старец успокоил и воодушевил князя. А когда князь просил у преподобного Сергия в помощь иноков-богатырей Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), игумен без раздумий исполнил просьбу. Благословив крестом и окропив еще раз освященной водой великого князя, своих иноков – витязей и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!»10. Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь против врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы»11. Воины, ободренные надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шли на битву, готовые положить душу свою за святую веру православную, за своего князя любимого, за дорогое свое Отечество.

5. Как раз перед выступлением великого князя против татар произошло Божественное знамение — чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок – пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан и были обнаружены нетленные мощи. Видимо, об этом событии Димитрий Иоаннович узнал еще до битвы; оно было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка.

6. 8 сентября 1380 года, в праздничный день Рождества Пресвятой Богородицы, с раннего утра стало войско русское в боевой порядок между рек Дона и Непрядвы, готовясь встретить мощного врага на Куликовом поле. Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колена и горячо молился за христиан и за Отчизну. Потом сел на коня, объехал все полки, воодушевляя их словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших»12. Посреди войска развивалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса. В начале битвы схимонах Александр Пересвет самоотверженно выступил на поединок против Челубея – оба пали мертвыми на землю. В жестокой кровавой битве великий князь пренебрег своим привилегированным положением и в своем порыве слиться с воинской массой явил свое великое смирение. Он достал бывший у него на персях под одеждою крест с частицами Животворящего Древа, поцеловал его и со словами псалма «Бог нам прибежище и сила» первый ударил на врагов, ринувшись в битву наравне с простыми воинами. Самым горячим стремлением князя было желание принять участие в битве; им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа и, как вождю и начальнику, положить свою голову в пример другим. Свидетели видели его твердо бьющимся с татарами, выдерживающим порой атаку нескольких воинов. Многим же было видение ангелов Божиих, помогавших христианскому русскому войску. Видели, и как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.

Когда Мамай, с высокого кургана смотря на кровопролитие, увидел бегство своего войска, то, терзаемый гневом и тоскою, воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и бежал вслед за другими. После битвы великого князя Димитрия нашли в роще неподалеку, лежащим без сознания. Бог хранил князя; несмотря на многочисленные вражеские удары, он остался жив. Услышав голоса, он пришел в себя, известие же о победе окончательно вернуло ему силы. Возвратясь в Москву, он снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение Господу и лично поведать преподобному Сергию о дарованной Богом победе. Несколько монастырей были построены после Куликовской битвы, а великого князя прозвали Донским.

7. Перед своей кончиной великий князь Димитрий установил новый порядок престолонаследия, во избежание споров за власть, что способствовало укреплению единой самодержавной власти на Руси. Был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Началось его почитание. Великий князь московский Димитрий Донской в 1988 г. канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею самопожертвования ради блага и спасения ближних.

Фрагменты из жизнеописания святого праведного воина Феодора Ушакова. Годы жизни 1745 – 1817. Празднование 2/15 октября (преставление), 23 июля/5 августа (прославление).

1. Житие Феодора Ушакова является вдохновляющим примером воинской доблести и христианского милосердия, строгой приверженности Церкви, праведной, непорочной жизни и ревностного служения Отечеству. Св. Феодор Ушаков в своей земной жизни был доблестным флотоводцем, покрывшим себя неувядаемой славой, и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты и доброты, подлинным подвижником благочестия. Он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры, мужества и христианского сострадания к ближним.

С Божией помощью адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения (!) и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 1788 г. – победа над превосходящими силами противника в сражении у острова Фидониси. Феодор Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. В этом же году одержаны победы в сражениях у Керченского пролива и при острове Тендра. Один из эпизодов сражения при Тендре, по докладу самого Феодора Феодоровича: «Люди неприятельского корабля, выбежав все наверх, на бак и на борта, и поднимая руки кверху, кричали на мой корабль и просили пощады и своего спасения. Заметя оное, данным сигналом приказал я бой прекратить и послать вооруженные шлюпки для спасения командира и служителей, ибо во время бою храбрость и отчаянность турецкого адмирала трехбунчужного паши Саид-бея были столь безпредельны, что он не сдавал своего корабля до тех пор, пока не был весь разбит до крайности»13. Вообще, надо сказать, что будучи бичом и грозой турок, известным между ними как «Ушак-паша», он вместе с тем был ими очень уважаем.

Феодор Феодорович ясно понимал: победы нашему воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». По возвращении в Севастополь он отдал приказ, в котором говорилось: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви Св. Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи и по отшествии благодарственного молебна выпалить с корабля «Рождества Христова» из 51 пушки»14. В 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Феодора Ушакова у мыса Калиакрия. Россия по Ясскому мирному договору укрепила свои позиции на Черном море. За столь знаменитую победу Ушакову пожалован был орден св. Александра Невского.

3. Еще в начале русско-турецкой войны Феодор Ушаков принял главное начальство над портом и городом Севастополем, и после войны приложил все усердие для его военного и гражданского обустройства. Бывало, что из казенных сумм, определяемых на содержание Черноморского флота, те или иные поставлялись несвоевременно – тогда Ушаков выдавал из собственных денег по несколько тысяч в контору Севастопольского порта, чтобы не останавливать производства работ. Небольшая соборная церковь свт. Николая, покровителя в море плавающих, была им перестроена и значительно увеличена. Освободясь на время от ратных дел, Феодор Феодорович имел теперь возможность более предаваться молитве: сохранилось свидетельство о его жизни в Севастополе, когда он ежедневно бывал на богослужениях и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел. В начале 1793 г. Ушаков был призван в Петербург. За заслуги перед престолом и Отечеством императрица Екатерина II поднесла ему в дар необыкновенной красоты золотой складень – крест с мощами святых угодников. В том же году ему был пожалован чин вице-адмирала.

4. Средиземноморский поход 1798 – 1800 гг. против революционной Франции. Вице-адмирал Ушаков назначен командующим объединенными русско-турецкими силами. Турки отмечали опрятность, строгий порядок на русских судах и кротость матросов. Облик и весь дух русских моряков были для них удивительны. В ходе кампании вице-адмирал Ушаков блестяще справился с задачей, состоявшей, прежде всего, в освобождении от французов Ионических островов (Корфу, Кефалония, Занте и других), православное греческое население которых с восторгом приветствовало россиян. Когда французский гарнизон на острове Занте сдался, то вице-адмирал Ушаков, вместе с капитанами и офицерами эскадры, съехал на берег для слушания благодарственного молебна в церкви св. чудотворца Дионисия, где приложился к мощам святого. Жители повсюду встречали его с особенными почестями и радостными криками. Перед штурмом крепости Корфу боевую инструкцию войскам Феодор Ушаков закончил словами: «...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих»15.

Французы подписали безоговорочную капитуляцию на корабле Ушакова «Святой Павел». После этой блестящей победы торжественно встреченный народом Феодор Феодорович со своими командирами слушал благодарственный молебен в церкви св. Спиридона и поклонился святым мощам. В первый день Святой Пасхи 1799 года Ушаков назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов. Святые мощи были обнесены вокруг крепостных строений, и в это время отовсюду производилась ружейная и пушечная пальба. Всю ночь народ ликовал. Император Павел I за победу при Корфу произвел Феодора Ушакова в адмиралы. А великий Суворов, узнав о победе при Корфу, восклицая, сожалел, что не был при этом хотя мичманом. Воздав благодарение Богу, Феодор Феодорович продолжил выполнение возложенных на него задач.

Требовалось образовать на освобожденных островах новую государственность, и адмирал Ушаков, как полномочный представитель России, не поступаясь своими христианскими убеждениями, сумел создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, согласие, тишину и спокойствие. Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов – первая после падения Константинополя форма греческой государственности. На исходе 1799 года адмирал Феодор Ушаков получил приказ императора о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь. Жители образованной Республики прощались с адмиралом и его моряками не скрывая слез, благодаря их и благословляя. Сенат острова Корфу назвал Феодора Ушакова своим отцом и освободителем.

5. Несколько лет после Средиземноморского похода адмирал Ушаков нес службу в Петербурге. В его дом часто приходили за помощью. Одних он снабжал деньгами, одеждой, за других, особо нуждающихся, ходатайствовал перед более имущими господами. А после отхода от служебных дел поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов на русско-турецкой войне молился о нем его родной дядя – иеромонах Феодор. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Феодора Феодоровича: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Св.Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения»16.

Во время Отечественной войны 1812 года Феодор Феодорович вместе с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых и дал деньги на его содержание. Две тысячи рублей им было внесено на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Во многом благодаря его пожертвованиям строился новый Георгиевский храм в Балаклавском монастыре вблизи Севастополя. Проведя остаток дней крайне воздержанно, адмирал окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, за день до блаженной кончины, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, причастившись Святых Таин. По завещанию Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма Санаксарского монастыря возле своего дяди – ныне прославленного Церковью преподобного Феодора Санаксарского. В 2001 г. Феодор Ушаков канонизирован как святой праведный воин. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.


следующая страница >>
Смотрите также:
Святые русские воины александр невский, димитрий донской, феодор ушаков
451.51kb.
3 стр.
Русские святые воины. Александр Невский
72.75kb.
1 стр.
Именины ноября
31.11kb.
1 стр.
Дмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода
354.05kb.
3 стр.
Конспект урока по теме: Люди Древней Руси
66.91kb.
1 стр.
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
70.4kb.
1 стр.
Конкурс «Александр Невский»
103.45kb.
1 стр.
Современные российские дискуссии о князе Александре Невском
191.28kb.
1 стр.
1220 родился александр невский (1220 14. 11. 1263),князь, правнук юрия долгорукого и внук всеволода большое гнездо
35.08kb.
1 стр.
Классный час «Александр Невский личность нации»
141.79kb.
1 стр.
Иосиф Волоцкий в нашей жизни
232.8kb.
1 стр.
1. Святые воины монахи Пересвет и Ослябя, посланные прп. Сергием на помощь св князю Дмитрию Донскому, в монашестве получили имена…
217.63kb.
1 стр.