Главная
страница 1
Урок литературного чтения по теме

"Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени" (4-й класс)

учитель: Моисеева Н.Е.

10.12.2009г.


Цели урока:

  • пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;

  • способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;

  • учить лаконично выразить свой ответ на поставленный вопрос;

  • развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;

  • совершенствование навыков работы с текстом.

  • совершенствование техники чтения.

  • обогащать словарный запас

  • воспитывать вдумчивого читателя


Оборудование: Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 [Сост. Л.Ф.Климанова и др.] – М: Просвещение, портрет Е.Л.Шварца.
Секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах...он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. Н.Акимов “Наш автор - Евгений Шварц”

Ход урока
1. Организационный момент

2. Речевая разминка

1. Отработка навыков разных видов чтения


Учебник.

- Учитель у меня в портфеле!

- Кто? Быть не может! Неужели?

- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

(В.Берестов)


- Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания.

- Прочитайте по слогам.

- Приготовьтесь читать вслух выразительно.

- Прочитайте выразительно.

- Прочитайте по ролям.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник?


3. Словарно-орфографическая работа.
ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

-Подберите синонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

состариться (помолодеть)

трудиться (бездельничать, лениться)


4. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

- Как звали героя сказки?( Петя Зубов)

- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). --- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

- Где случилась эта история? (В городе).

- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице .

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы ).

- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

(страница

- Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.

- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

- Что произошло вследствие этого решения?

- Кого Петя нашёл сначала?

-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах )

Аналогичная работа на странице .

-Одинаково ли было поведение ребят?

- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

- Почему дети смогли победить волшебников?

5. Работа в группах.
1 группа

Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели.



- целеустремлённость 
- самостоятельность 
- внушаемость  
- настойчивость 
- настырность  
- дисциплинированность  
- смелость
- сила воли 

- рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- трусость
- безволие

2 группа

Прочитай. Отметь зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
 - не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не пасовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело

3 группа


Выберите подходящие к уроку пословицы.

- Всякому дню подобает забота своя.


- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.

6. Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.

- все пропало ( с.6)

- терять время понапрасну ( с.8)

- держать ухо востро с.10)

- как сквозь землю провалился (с.13)

- и в ус не дует (с.13)

- не терять времени даром (с. 14)
7. Подведение итогов.

Цифровой диктант.



Если согласны с утверждениями, ставим 1,если не согласны ставим 0

1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

Ответы: 1 0 1 1 1.
- Понравилась вам сказка? Чем? Чему она учит?

-Найдите главную мысль сказки прочитайте её (страница –

“…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).

- Как понимаете название сказки? Какой еще совет дает писатель? (Cтраница – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”)

- Как называется раздел учебника? (“Делу время – потехе час”). Как понимаете смысл этой поговорки? Какие ещё поговорки про время вы помните? (“Кончил дело – гуляй смело”)

- Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?


- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени?
8.Д/з подготовиться к чтению по ролям, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку


Смотрите также:
Сказка о потерянном времени (4-й класс) учитель: Моисеева Н. Е
42.45kb.
1 стр.
Сказка о потерянном времени
218.98kb.
1 стр.
Немцева Татьяна Анатольевна, учитель биологии и химии. Коноваленко Галина Сергеевна, учитель английского языка. Ученическое самоуправление
34.8kb.
1 стр.
Людмила Дмитриевна Моисеева
208.05kb.
1 стр.
Моисеева Н. Ф. учитель информатики моу гимназии №1 Устройство компьютера
65.07kb.
1 стр.
Учитель: Мы сегодня очень рады Всех приветствовать гостей. Первый класс, первый класс Пригласил на праздник вас. Слайд Песня «Азбука» Учитель
73.57kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для младших школьников Тема мероприятия: «Космическое путешествие к планетам Солнечной системы». Участники
92.91kb.
1 стр.
Что читать рекомендательные списки для чтения 1 класс М. Бородицкая «Первое сентября»
54.75kb.
1 стр.
Мбоу «сош №27» г. Перми Литературное чтение. 2 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева Ирина Владимировна. Тема. Лев Иванович Кузьмин «Возвращение Слона» (стихотворение-сказка). Цель
83.13kb.
1 стр.
Исследовательская работа Моисеева Регина Олеговна, 6 класс
202.51kb.
1 стр.
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
109.74kb.
1 стр.
Анализ работы мо учителей физического и эстетического воспитания за 2010-2011 учебный год
42.75kb.
1 стр.