Главная
страница 1
Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)


Сведения об авторе.

ФИО: Чернигова Галина Николаевна.

Место работы: МОУ «СОШ № 19»

город Новочебоксарск Чувашской республики



Должность: учитель музыки

Домашний адрес: 429960, г. Новочебоксарск, ул. 10 Пятилетки 35-54.

Телефон: 78-01-25.

Дата рождения: 08.03.1969.

Предмет: музыка, урок - музыкотерапия.

Тема: «Лечебная сила музыки».

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 5-6 классы.
Технологии. ИКТ используются на протяжении всего урока в виде объяснения и изучения нового материала, наглядности, создания музыкального образа, закрепления знаний и умений.
Аннотация. Урок представлен в учебной программе, как дополнительный компонент содержания предмета «Музыка». И имеет развивающий, обучающий, воспитывающий характер. Обуславливает задачу развития в личности духовно-нравственных качеств и оздоровления учащихся. На уроке происходит более глубокое знакомство с жанром профессиональной музыки балетом. Реализовывается метод обучения «забегания вперед и возвращения назад», от освоения музыкальной мировой культуры, к постижению ценностей музыкальной культуры своего народа.

Урок органично входит в учебно-воспитательный процесс, способствует положительному устойчивому отношению ко всему мировому искусству, воспитывает и формирует личность – человека культуры.

Музыкальный материал подобран по принципу его психологического и оздоравливающего воздействия на учащихся, и поэтому используются образцы классической музыки, как инструментальной, так и вокальной, имеющей жизнеутверждающий характер.

На уроке представлены разнообразные виды музыкальной деятельности: упражнения на дыхание, пение, музыкально-ритмические движения, слушание инструментальной и вокальной музыки, ритмические творческие задания.

В целом урок направлен на познание музыки в ее жизненных связях.

Практическая реализация. Отзыв об уроке музыки заместителя директора по воспитательной работе Л. А. Нибаевой.

Урок Черниговой Г. Н. великолепный, высокого уровня, методически грамотный. Тема и цели урока соответствуют дидактическим целям. Учитель с самого начала урока смогла заинтересовать учащихся. Использование разнообразных средств и методов позволяет детям получить новые знания легко и доступно. Она вложила в этот урок всю свою душу, знания и умения. Ее урок способен оказать влияние на окружающее образовательное пространство, дающий толчок позитивным изменениям в нем. Урок богат по содержанию, интересен по форме и методам обучения. На уроке использована мультимедийная система. Следует отметить, что учитель перед каждым видом работы четко ставит цель. Очень эффективно использована групповая форма работы. У ребят развивается словарный запас, расширяется кругозор.

Речь учителя грамотная, с использованием терминов по предмету. Активность учащихся на уроке высокая, это говорит о том, что был использован методически грамотный подход к построению урока. Умело организована физкультпауза. Учитель сама очень красиво поет, что является примером для учащихся.

Урок музыки решает задачи эстетического воспитания. Ученики очень много успели за урок. Галина Николаевна умеет создать хороший микроклимат, рабочую обстановку. Доброжелательное отношение к учащимся существенным образом повлиял на ход урока, на творческую работу.

Нам повезло, что урок вела прекрасный музыкант и изумительный души человек.
Дополнительный урок: «Лечебная сила музыки».
Цель урока: повысить эмоциональный уровень учащихся, наиболее полно раскрыть творческую природу личности. Рассмотреть силу музыки с точки зрения оздоравливающего его воздействия на человека.
Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Вход под музыку Classics «Air»

Музыкальное приветствие.


II. Изучение нового материала.

Музыкой можно повлиять на эмоциональное самочувствие человека.

Для этого до начала урока и после его окончания исследовать эмоциональное состояние учащихся по методике Э. Т. Дорофеевой. Сделать анализ после урока и обсудить результаты за круглым столом.
Слайд 1.


Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков: шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц. Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. Но звуки сами по себе еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, возникла музыка.

Музыка во все времена считалась волшебным средством и являлась лекарством, обладающим чудодейственной силой. Было установлено давным-давно, что существует связь между голосом, любым звуком и здоровьем человека. Дело в том, что разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, по-разному влияют на наше самочувствие. Поэтому при том или ином недомогании можно использовать звуковую терапию. Для этого нужно всего лишь произнести определенный звук. Но прежде мы поработаем над дыханием.


Слайд 2.

1 упражнение «Воздушный шарик»:

Воздух мягко набираем –

Шарик смело надуваем.

Пусть летит он к облакам,

Помогу ему я сам.

Слайд 3.

2 упражнение «Подуй на одуванчик»:

Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик,

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее.


Слайд 4.

3 упражнение «Мыльные пузыри»:

Вдох – носом, выдох – сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий; тогда пузырь получится большой и красивый.
Слайд 5.

Состояние гортани отражает состояние всего организма. Когда голосовые связки издают звуки, внутренние органы, полости черепа и носоглотки, грудная клетка и диафрагма синхронно резонируют, причем каждая – по-своему. Больные органы ведут себя не так, как здоровые. Но не только качество голоса зависит от нашего здоровья, но и наоборот, и здоровье зависит от всего, что называется звукообразующим комплексом. Выправлять и восстанавливать физиологические процессы, благоприятно влиять на организм способно пение. Еще в древности было замечено: кто поет, тот омолаживается, кто не поет – стареет.


Поем протяжное и гудящее:

1.«ММММ…» - производит эффект на внутренние органы;

2.«ННННН…» - лечит болезни головного мозга, активизирует

интуитивные процессы и творческие способности;

3.«ВВВВВ…» - исправляет неполадки в нервной системе;

4. «ЦЦЦЦ…»,

«КККК….»,

«ЩЩЩЩ…» - лечат уши;

5. «ИИИИИ…» - прочищает нос, лечит глаза;

6. «ЭЭЭЭЭ…» - улучшает работу головного мозга;

7. «АААА….»,

«ОООО…» - помогает при заболеваниях сердца;

8. «УУУУ…» - укрепляет горло и голосовые связки.
Слайд 6.

А теперь споем весь ряд целительных звуков, которые полезно пропеть 5 раз подряд в течение дня при любых заболеваниях, а также для профилактики.

«А…О….У…Ю…И…Е…Э…Я…М…Н…З…С…В…Х…Ч…»
Слайд 7.
(Маргарита Шевченко. Психоэнергетический рисунок.

Создает оптимистический настрой, наполняет энергией любви, гармонизирует взаимоотношения с людьми.)

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые «МАНТРЫ». Они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении:

1. «ОМ» - снижает кровяное давление;

2. «ПА» - очищает сердце;


3. «АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» - исправляют речь;

4. «НГОНГ» - лечит гайморит, печень и желудок.


Поем мелодию песни «Детство – это я и ты» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского на слоги или «мантры» «ПА», «ИТ», «УТ» и т.д.
Музыка состоит из нот, каждая из которых может волшебным образом воздействовать на наше здоровье и душевное состояние.

Слайд 8.
Считается, что сердцу соответствует нота «ДО».


Слайд 9.
Дыхательной системе – «РЕ».
Слайд 10.
Печени – «МИ».
Слайд 11.
Почкам – «ФА».
Слайд 12.
Селезенке – «СОЛЬ».
Слайд 13.
Желчному пузырю – «ЛЯ».

Слайд 14.


Пищеварительной системе – «СИ».
Слайд 15.

Выполним такое упражнение:

«Растирание ладоней»

Трем правую руку о левую, пока не почувствуем тепло. Затем горячие ладони прикладываем к органу и поем соответствующую ему ноту. После этого – весь звукоряд из 7 ступеней.


Слайд 16.
(Маргарита Шевченко. Энергоинформационный рисунок.

Способствует развитию уверенности в себе, поднимает общий жизненный тонус.)
Нота «ДО» повышает лидерские качества, избавляет от меланхолии и

страхов. Она дарит силы, повышает гемоглобин, улучшает

кровообращение.

Нота «РЕ» очищает организм, помогает при астме и бронхите.

Нота «МИ» стимулирует работу головного мозга, снимает головные боли,

улучшает зрение и состояние кожи, рекомендуется петь и

слушать детям, склонным к беспорядку.

Нота «ФА» нормализует давление и иммунную систему, снимает

простудные и аллергические проявления.

Нота «СОЛЬ» улучшает работу спинного мозга, повышает

внимательность.

Нота «ЛЯ» усиливает интуицию, улучшает координацию движений,

успокаивает.

Нота «СИ» положительно влияет на обменные процессы всего организма,

поддерживает баланс минеральных веществ.

Поем упражнение композитора Ф. Абта 1819-1885 г.г. из «Избранных упражнений»:

а) по нотам в виде сольфеджио;

б) только гласные звуки (исключая согласные).


Музыка в медицине всегда рассматривалась как дополнительная возможность для исцеления, причем на работу того или иного органа влияют и тембры разных инструментов.
Слайд 17.


Например, сердце положительно реагирует на струнное звучание.
Слайд 18.

Желудок – на тембры клавишных инструментов.


Слайд 19.

Печень – на флейту, а саксофон улучшает работу органов малого таза.


Слайд 20.
А теперь мы с вами отправимся в волшебное путешествие. Для этого нужно сзади обхватить руками спинку стула и закрыть глаза. Ты видишь прекрасный волшебный остров. И ты – единственный человек на этом острове. Кроме тебя там только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты

слышишь? Какие запахи чувствуешь? Запомни их. Ты видишь чистый берег и воду. Поплавай в море. Какое оно? Вернувшись, ты расскажешь мне об этом.


Звучит музыка французского композитора Камиля Сен-Санса 1835-1921 г.г. пьеса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных».
Теперь мы возвращаемся, открываем глаза и послушаем ваш интересный рассказ о музыкальном приключении.
Музыка тесно связана с танцем и между ними существует глубокая связь.

Слайд 21.

А что же такое танец? Это вид искусства, в котором художественный образ создается посредством музыкально-организованных движений и мимики. Танец один из древних и массовых искусств. А музыка создает его ритмическую основу, помогает раскрыть его содержание. В танце находят отражение исторические и социальные особенности жизни народа, его национальный характер, трудовые навыки, обычаи, образы, фольклор…
Как называется музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют?

К какому жанру профессиональной музыки нас приводит танец? К балету.

Какие балеты вы знаете?
Слайд 22.
«Жизель» - французского композитора Адольфа Адана.
Слайд 23.
«Коппелия» - композитора Лео Делиба.

Слайд 24.


«Лебединое озеро»

Слайд 25.


«Спящая красавица»

Слайд 26.

«Щелкунчик» - балеты русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Слайд 27.

«Золушка» - балет советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.


Слайд 28.

«Сарпиге» - балет чувашского композитора Ф. Васильева.


А где же можно увидеть балет? В Театре оперы и балета.

Слайд 29.

«Ла Скала» в Милане в Италии.

Слайд 30.


«Гранд-опера» в Париже во Франции.

Слайд 31.


«Ковент-Гарден» в Лондоне в Великобритании.

Слайд 32.


«Метрополитен-опера» в Нью-Йорке в США.

Слайд 33.


Театр оперы и балета в Киеве на Украине.

Слайд 34.


Большой театр в Москве в России.

Слайд 35.


Театр оперы и балета в Чебоксарах в Чувашской республике.
Слайд 36.

А теперь мы представим себя танцорами встанем и послушаем

музыку всем своим телом, просто ощутим, как она течет сквозь нас.
Звучит музыка немецкого композитора и органиста Иоганна Пахельбеля 1653-1706 г. г. «Канон». Учитель и ученики кладут себе на голову «волшебный мешочек» и танцуют элементы танца менуэт.
Отложите мешочки и займите свои места.
Слайд 37.

А теперь прощупайте свой пульс на запястье руки, послушайте свой сердечный ритм или ритм своего организма. Прохлопайте его мысленно, про себя.


Затем отдельных учеников попросить прохлопать вслух и повторить всем одновременно заданный ритм. Далее задача усложняется: теперь необходимо воспроизвести заданный ритм всем вместе, при этом каждый делает только один хлопок, когда подходит его очередь, в результате должен получиться нужный ритмический рисунок.
Ритм в музыке вызывает у человека синхронную пульсацию (совпадение ритмов сердца, дыхания…). Такая способность музыки дает возможность помочь людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями легких, повышенным давлением.
Слайд 38.

Музыка не существует вне ритма. А сейчас попытаемся определить по ритмическому рисунку музыкальное произведение, которое вам знакомо еще с 1 класса.


Для этого карандашом выстукиваем по парте заданный ритмический рисунок. Узнаем «Вальс - шутку» советского композитора Дмитрия Шостаковича и слушаем это произведение в исполнении учителя на фортепиано. Можно для правильной осанки еще раз положить на голову «волшебный мешочек».
III. Итог урока.

Сегодня мы узнали о музыке, о ее целебном воздействии на наш организм.

Слайд 39.

В заключении, давайте, вместе выполним творческое задание, сочиним стихотворение о музыке. Я начинаю фразу, а вы заканчиваете ее:


«С музыкой можно... (смеяться),

С музыкой можно… (грустить),

С музыкой можно… (общаться),

А, значит, с ней можно… (дружить)!»


Слайд 40.

Музыка подарит вам хорошее настроение, избавит от депрессии, укрепит иммунитет. Под влиянием ее люди становятся более приветливыми, внимательными, проходит раздражительность, злость, появляется желание общаться и наслаждаться жизнью. Пойте песни, танцуйте под музыку, слушайте ее. Будьте здоровы. Урок окончен. До новых встреч.
Под музыку Love songs «An Eternal Flame» ученики покидают класс.
Литература:

1. Егорова Е. proЦВЕТание по Максу Люшеру – Спб.: Питер, 2007. – 160 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

2. Фролов М. Исцели себя сам.

3. Хоун Г. Сокровенный лик музыки // Синтез мистических учений Запада и Востока. М.: ИМА пресс, 1993. №2, №5.

4. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 121, [2]с.: [8] л., ил. – (Мир вашего ребенка).

5. Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств, в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д, 1995.


Выражаю благодарность педагогу - психологу МОУ «СОШ № 19» Серебряковой Е.В., хореографу МОУ ДОД «Новочебоксарская детская школа искусств» М. Н. Лихотниковой, ведущему методисту Центральной библиотеки имени Ю. Гагарина города Новочебоксарск О. П. Федотовой в помощи по созданию урока.


Смотрите также:
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
112.65kb.
1 стр.
«Куда ведут нас три
71.2kb.
1 стр.
«Опричнина: факты, события, оценки»
16.61kb.
1 стр.
«Чтобы душа была жива…»
69.24kb.
1 стр.
Использование икт в учебно-воспитательном процессе
93.15kb.
1 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в адаптивной школе
68.51kb.
1 стр.
Конспект урока с использованием элементов развивающего обучения и информационно коммуникационных технологий. Тема урока: «Арктические пустыни, тундра и лесотундра»
46.96kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
53.16kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий творчества и развивающего обучения Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
58.92kb.
1 стр.
Методические советы по работе с электронными материалами
193.01kb.
1 стр.
Информатика
58.77kb.
1 стр.