Главная
страница 1
Филиал муниципального образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с.Гордино – «Основная общеобразовательная школа с.Верхнее Камье».

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ с.Гордино

___________ В.М.Гордина



Дополнительная образовательная программа

"Истоки"

Туристско-краеведческой направленности

срок реализации 1 год

возраст воспитанников 11–15 лет


Автор-составитель:

Макарова Надежда Леонидовна,

педагог дополнительного образования

вторая квалификационная категория

с.Верхнее Камье

2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Пояснительная записка……………………………………………………………….

Содержание программы:

Учебно-тематический план

Особенности воспитательной работы в объединении……………………………

Условия реализации программы……………………………….................................

Диагностика уровня освоения воспитанниками содержания программы………..

Список литературы…………………………………………………………………...

Приложения…………………………………………………………………………...





3

7

7



11

12

13



15

16



Пояснительная записка
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Еще К.Д.Ушинский в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края. Изучение краеведения способствует патриотическому воспитанию, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Программа «Истоки» направлена на пробуждение интереса к истории своего села, на активное участие в разнообразных походах, экскурсиях по родному краю. Каждый участник объединения должен понять, что история России – это история твой семьи; это – тот дед, которого раскулачили и тот дед, который раскулачивал; пара треугольных писем с фронта и смешная сейчас грамота «Ударник коммунистического труда».

Программа «Истоки», ориентированная на детей 11 – 15 лет, предлагает изучение своего края таким образом, чтобы каждый ребенок был заинтересован узнать о своей родине, семье как можно больше. Это, прежде всего, активные формы работы (походы, экскурсии, интервью), связь всей деятельности непосредственно с историей семьи каждого участника объединения. Поэтому основой изучения становится история исчезнувших деревень, родословная каждой семьи, связь истории села с историей России.

Совершая походы и экскурсии по местам исчезнувших деревень, учащиеся смогут оценить всю мудрость предков, которые выбирали места для поселения.

Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что изучение топонимики откроет детям функциональное и языковое своеобразие названий, поможет понять, что названия – это вечные памятники своей эпохе. Составляя свою родословную, ученики поймут, что по имени человека можно определить принадлежность к этнической группе, исторический период, к которому относится время жизни и деятельности человека.

Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая окрестности села, учащиеся получают знания по географии, биологии, топонимике, антропонимике, истории, а также практические умения и навыки, применение методов исследования.

Программа предусматривает знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями. Ведь цикл праздничных календарных обрядов неразрывно связан с обрядами семейными (свадьба, рождение ребенка и др.).


В основу программы «Истоки» положены следующие педагогические идеи:

- идея сотрудничества и сотворчества;

- идея личностного подхода к воспитанникам;

- идея «учения без принуждения», основанная на достижении успеха, на подлинном интересе;

- идея приобщения детей к туристско-краеведческой деятельности.

Научно-теоретическая база программы

- педагогика сотрудничества (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Э. Берн)

- личностно-ориентированное обучение и воспитание (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская)

Цель программы –– формирование устойчивого интереса к истории своего села, к своей родословной, воспитание чувства любви и уважения к своей Родине.

Задачи программы:

1.Образовательные


  • формирование познавательного интереса к изучению истории села

  • овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего края.

  • формирование умений и навыков применения методов исследования.

2. Развивающие

• развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками

• развитие коммуникативных способностей

• развитие устойчивого интереса к туристско-краеведческой деятельности

• овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях и творческих работах.

3. Воспитательные

• формирование культуры общения

• воспитание чувства уважения к истории села

• формирование духовно-нравственных качеств личности



Воспитательные и развивающие задачи являются едиными на все годы обучения; обучающие конкретизируются по каждому году обучения.

Содержание программы базируется на следующих принципах:

гуманизации

доступности

добровольности

сохранения здоровья

историзма

практико-деятельностная основа образовательного процесса

связь обучения с жизнью

Формы организации познавательной деятельности:

- групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе учебной деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);

- парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, активизируется мыследеятельность и речедеятельность, в паре могут заниматься два слабых ученика, два сильных или слабый и сильный при условии взаминого контакта и с учетом целей деятельности);

- фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);

- индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).

Методы и приемы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)



  • проблемное изложение

  • частично-поисковый

  • прием сравнения

Типы занятий:

  1. комбинированный

  2. походы, экскурсии

  3. интервью

  4. обобщение собранного материала

  5. оформление собранного материала

В процессе реализации программы используется технология исследования и метод проектов, которые развивают коммуникативные навыки и самостоятельную творческую активность воспитанников, дают им уверенность в собственных силах. Кроме этого, проведение занятий в технологии исследования способствует более эффективному и полному выполнению содержания программы.

Занятия в технологии метод проектов помогают ребенку познавать свое отношение к жизни, раскрывать свой жизненный потенциал, соотносить свой жизненный опыт с опытом других людей.

Особенностями данной программы являются:

– деятельность объединения основана на сборе материала самими учащимися;

– при сборе материала используются различные формы: походы, экскурсии, интервью, анкетирование;

– программа основана на практической деятельности учащихся;

– воспитательная работа логически включается в образовательный процесс

- программа рассчитана на 1 год, но работа по ней, в случае необходимости, может быть продолжена в последующие годы.



В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  1. историю с. Верхнее Камье

  2. какие деревни находились в окрестностях села и где они располагались

  3. историю своей семьи

  4. традиции и обычаи жителей В-Камья

Будут уметь:

  1. брать интервью и записывать информацию

  2. работать с различными историческими источниками

  3. обрабатывать собранный материал

  4. работать с картой

  5. составлять анкеты, опросники

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 11–15 лет.

Программа обучения рассчитана на 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).

Количество детей в группах и режим занятий соответствуют санитарным нормам, разработанных для учреждений дополнительного образования детей от 2004 года. Приём в объединение проводится по личному заявлению ребёнка или родителей с 1 сентября по 15 сентября каждого учебного года.

В период каникул с воспитанниками проводятся индивидуальные занятия и консультации, экскурсии.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Задачи:

  1. формирование умений и навыков работы с историческими источниками

  2. освоение способов сбора информации

  3. формирование умений и навыков оформления и систематизации собранных материалов

  4. воспитание умения доводить начатое дело до конца

  5. воспитание уважения к истории своего народа

  6. развитие коммуникативных способностей, умения работать в коллективе

  7. формирование умений и навыков, необходимых в условиях туристского похода, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Теория

Практика

Всего

Формы занятий

Формы подведения итогов

1

Введение. Знакомство с целью и задачами кружка.

1




1

Беседа

Анкетирование

2

ТБ

1




1

Инструктаж

Опрос

3

История нашего села

18

20

38

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа, экскурсии.

Составление карты села в разные годы. Презентации альбомов (история школы, история церкви).

4

Исчезнувшие деревни

30

40

70

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа по сбору материала, экскурсии, походы

Составление карты бывшего Верхнекамского сельского совета, презентации альбомов по исчезнувшим деревням.

5

Моя родословная

6

12

18

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа по сбору материала.

Составление родословного древа, презентация материалов о фамилиях жителей села. Фотовыставка.

6

Топонимика окрестностей села

6

24

30

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа по сбору материала.

Конкурс «картографов»

7

История села в истории страны.

8

36

44

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа по сбору материала, экскурсии, походы.

Творческие работы «Моя семья в годы Гражданской войны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя семья в 1930-е, 40-е и т.д. годы». Альбом «Верхнекамцы – участники ВО войны». Фотовыставка «История одной фотографии».

8

Праздники, обряды, традиции. Народные промыслы.

4

10

14

Теоретические и практические занятия, самостоятельная работа по сбору материала.

Викторина. Конкурс рисунков.


Содержание программы.
1. Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения. Определение понятия исторический источник. Мотивация (тестирование, см. приложение).

Практическая работа: участие в анкетировании и тестировании.

Методическое обеспечение: программа «Истоки», высказывания знаменитых людей о важности изучения своей истории, вопросы теста, анкеты.

2. Техника безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности во время проведения экскурсий, походов, при работе с компьютером.



Практическая работа: опрос по технике безопасности.
3. История нашего села.
Рассказ об уже известных фактах из истории села Верхнее Камье. (Основание села, строительство церкви, Гражданская война на территории села, участники Великой Отечественной войны).

Знакомство с основными способами и приемами сбора информации (опрос, интервью, анкетирование). Как составить опросник, правила проведения беседы с информантами. Как записывать информацию, обработка собранного материала.

Экскурсия по селу. Сбор материалов о расположении села раньше. Нанесение на карту зданий и предприятий, которых уже нет (школа двухэтажная, школа начальная, спортзал, столовая, заготовительная контора, сельпо, маслозавод и.т.д.).

Сбор материалов об истории церкви (как выглядела, кто служил, когда была закрыта).

Сбор материалов об истории школы.

4. Исчезнувшие деревни.

Рассказ о существовании деревень Петровцы, Титовы, Терины, Каленки, Эстония, Федотята, Лытка, Сева, Тимины, Ваненки, Закама, Краснояр. Поход по местам расположения деревень, нанесение их на карту, составление схем (сколько улиц, в каком порядке расположены), изготовление и установка памятных знаков.

Осмотр мест боевых действий времен Гражданской войны. История д.Эстония. Опрос старожилов села о деревнях, работа в районном архиве.


5.Моя родословная.

Знакомство с семейными гербами знаменитых родов, изучение фамильного древа знаменитых людей. Сбор материала о фамилиях жителей села (старые, новые, редкие, распространенные). Сбор материалов о своей родословной, подбор фотографий для фотовыставки «Моя семья…» Составление своего фамильного древа каждым учащимся (конкурс на самое «густое» древо).




  1. Топонимика окрестностей села.

Работа со словарями понятий, сбор названий окрестностей села (дороги, луга, покосы, лога), нанесение их на карту, составление своего словаря понятий. Составление анкеты и опрос жителей села, выяснить есть ли научные названия. Сбор информации об истории различных названий (опрос старожилов).


  1. История села в истории страны.

Сбор материалов по темам «Моя семья в годы Гражданской войны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя семья в 1930-е, 40-е и т.д. годы», для альбома «Верхнекамцы – участники ВО войны». Экскурсии в районный краеведческий музей, музей МОУ СОШ с.Гордино. Подбор фотографий и материалов для выставки «История одной фотографии».




  1. Праздники, обряды и традиции.

Сбор материалов о свадебном обряде, запись свадебных песен. Празднование масленицы. Сбор материалов о традициях новостроек: как выбирали место для нового дома, как строили, какие правила соблюдали при переселении в новое жилье и т.д. Оформление собранного материала в виде презентаций. Возможны театрализованные представления собранного материала.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Весь цикл занятий построен на создании положительного настроя в группе, на развитие коммуникативных способностей и позитивного общения.

Главным звеном воспитательной работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, походы, экскурсии, совместная деятельность по сбору материалов.

Большое внимание уделяется знакомству с правилами поведения в общественных местах, в транспорте. Деятельность детей в данном объединении способствует развитию навыков позитивного общения (с друзьями, с незнакомыми и малознакомыми людьми, разговор по телефону, вежливость).

Методы воспитания – самому быть творческим и увлекать детей

творчеством

– быть гибким, уметь следовать ситуации

– демократический стиль общения – "Рабская



дисциплина, порождает рабский характер"

(Дж. Локк)

В объединении большое внимание уделяется работе с родителями. Родители приглашаются на праздники, выставки. Они привлекаются для оформления выставок, участвуют в сборе необходимых материалов. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости, помогает в возрождении народных традиций.






Тема

Мероприятия

1

Введение. Знакомство с целью и задачами кружка.

Упражнение «Девиз». Каждый участник предлагает девиз, отражающий деятельность объединения. После коллективного обсуждения принимается лучшее предложение. Данная методика воспитывает у детей умение слушать других, отстаивать свою точку зрения.

2

ТБ



3

История нашего села

Коллективная работа над картой села, созданием альбомов, воспитывает умение работать в коллективе. Презентация альбомов позволит воспитанникам выступить в роли экскурсоводов, повысить свою самооценку.

4

Исчезнувшие деревни

Совместные походы по исчезнувшим деревням сплотят детей, помогут создать в группе положительный настрой, будут способствовать развитию коммуникативных навыков. Беседы и интервью со старожилами научат правильно вести себя при разговоре со старшими.

5

Моя родословная

При изучении данной темы не обойтись без участия родителей и других родственников, это способствует формированию общности интересов родителей и детей, сближает их. Результатом работы станет творческий вечер «Корни», где учащиеся расскажут о своей семье, представят родословное древо.

6

Топонимика окрестностей села

Конкурс «картографов».

7

История села в истории страны.

Творческие работы «Моя семья в годы Гражданской войны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя семья в 1930-е, 40-е и т.д. годы». Альбом «Верхнекамцы – участники ВО войны». Фотовыставка «История одной фотографии». Сбор материала по данной теме способствует формированию чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.

8

Праздники, обряды и традиции.

Празднование «Масленицы». Театрализованное представление «Свадебный обряд».


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КАДРОВЫЕ: педагог с высшим или средним специальным образованием, владеющий знаниями и умениями в туристско-краеведческой деятельности..
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: формирование группы с 1 по 15 сентября по заявлению ребенка или родителей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: наглядные и учебно-методические пособия, алгоритм сбора материалов, опросники, анкеты, оформление стендов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ: кабинет, соответствующий СГН; видеокамера, компьютер, сканер, ксерокс, бумага.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: благоприятный микроклимат в объединении. Доброжелательное отношение педагога к детям. Сплоченность детского коллектива. Демократический стиль общения педагога с детьми. Занятия строятся с учетом здоровьесберегающих технологий.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель – конкретизировать результаты освоения воспитанниками объединения содержания образования, проследить динамику развития каждого для дальнейшей коррекции.

Критерии и показатели освоения воспитанниками содержания программы


Критерий обученности 1.Знание основ техники безопасности

2.Знание дат и названий праздников народного календаря и традиций с ними связанных.

3.Умение составлять опросники.

4. Умение брать интервью.

5. Умение обрабатывать и оформлять собранный материал.

6. Умение выступать с презентациями и сообщениями.

7. Знание своей родословной.

8. Знание топонимики села.

9. Знание истории села, школы.



- педагогическое наблюдение

- самостоятельная деятельность

- творческие работы

- выставки

- конкурсы

- участие в выставках

- участие в конкурсах

- анализ полученных результатов



Низкий уровень - владение терминологией и навыками у воспитанника слабое, не может самостоятельно составить опросник, взять интервью. Нуждается в постоянной помощи педагога.
Средний уровень – воспитанник владеет терминологией и умеет применить на практике полученные знания в стандартной ситуации, способен самостоятельно составить опросник, взять интервью, работать с картой, может действовать по алгоритму.

В новой, незнакомой ситуации выполняет необходимые действия с помощью педагога. Помощь педагога требуется в редких случаях.


Высокий уровень – воспитанник знает весь объем теоретического материала. Хорошо владеет терминологией предмета, практические задания выполняет самостоятельно, может оказать помощь своим товарищам. Легко применяет знания в новой, незнакомой ситуации. Свободно оперирует знаниями и умениями для решения творческих заданий.


Критерий самореализации воспитанников (учет творческих достижений)

4. Участие в праздниках, выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней


- Анализ результатов участия в праздниках, выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней


Низкий уровень – воспитанник участвует в выставках и конкурсах, проводимых в объединении

Средний уровень – воспитанник участвует в клубных, районных выставках, фестивалях, праздниках

Высокий уровень – воспитанник принимает участие в городских, областных, российских выставках и фестивалях



Критерий воспитанности

5.Признаки качества воспитанности:

- культура поведения в коллективе (культура труда, культура взаимоотношений в детском коллективе)

- позитивное отношение к культуре русского народа

- уважение к традициям, стремление приобщиться к ним

- доброта, отзывчивость, стремление прийти на помощь товарищу



- педагогическое наблюдения

- анализ полученных результатов




Низкий уровень – слабое проявление признаков качества или их отсутствие. Самоорганизация и саморегуляция у ребенка развиты недостаточно. Постоянно нуждается во внимании педагога.

Средний уровень – признаки качества или большинство из них проявляются, но устойчивое положительное поведение зависит от ситуации. Иногда требуется корректировка поведения со стороны педагога.

Высокий уровень – устойчивое проявление всех признаков качества воспитанности. Высокая степень самоорганизации и саморегуляции поведения.


Список литературы

Литература для детей

1) Бердинских В. «Занимательное краеведение», Вятка 1996 г.

2) Даринский А.В. «Краеведение», Москва «Просвещение» 1987 г.

3) Патрушев В.Н., Сахаров В.Ф. «Изучаем свой край», Киров 1979 г.

4) Журнал «Завуч» №8 - 2010 г, №1 - 2011 г.

5) Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва «Сфера» 2003 г.

6) Степанов Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности», Москва «Сфера» 2004 г.


Приложения.
Вводное занятие. Тест «Продолжи предложение».

«Моего прадеда звали…», «Мою прабабушку звали…», «Раньше наше село называлось…»

Анкетирование.


  1. Нужно ли изучать историю своего села?

  2. Что такое исторические источники?

  3. Какие исторические источники вы знаете?

  4. Приведите примеры исторических источников.


Примерные вопросы для изучения истории школы. Можно опрашивать старожилов, любых бывших учеников школы.

1. Правильно запишите фамилию, имя, отчество, год и место рождения рассказчика и место жительства сейчас.

2. Что вы помните об истории вашей школы? Когда она была основана и кем? Кто был ее первым директором?

3. Когда вы учились в ней? Сколько тогда было учеников в школе? В вашем классе?

4. Где располагалась ваша школа? Как она выглядела? Что ее  окружало?

5. Каково было внутреннее убранство помещений? Как была оборудована школа? Какая  была библиотека? Какими учебными пособиями, учебниками, тетрадями пользовались? Чем писали, рисовали?

6. Какие предметы  изучались  в  школе? Что  вам особенно нравилось, не нравилось? Почему?

7. Как проходил ваш учебный день?  Какие отметки получали? Каким было отношение к занятиям?

8. Каким был   внешний вид  учителей  и  учеников? Что  поощрялось, что запрещалось?

9. Каковы были взаимоотношения  учеников  и учителей? Учеников между собой? Как школьники вели себя на уроках?

10. Как ваша школа реагировала на события в мире, стране, вашем городе, селе?

11. Как школа отмечала праздники? Насколько это было интересно и весело?

12. Чем занимались школьники после уроков? Какую общественно-полезную работу они выполняли? Как проходили каникулы?

13. Каким было отношение школьников к окружающей природе?

14. Как родители учеников относились к школе?

15. Каких учителей вы помните? Кто из них вам особенно нравился и почему?

16. Как решались  конфликтные  ситуации? Как дети  относились к школьному начальству?

17. Насколько качественным  был  уровень  преподавания  в вашей школе? Какое образование было у  ваших  учителей? Каков  был  интерес школьников к знаниям?

18. Каким был быт учителей и учеников?

19. Какие организации существовали в школе? Как относились к октябрятской, комсомольской, пионерской организациям?  Какая велась работа этих организаций в школе?

20. Куда шли выпускники школы? Сохраняете ли вы отношения с одноклассниками, школьными товарищами?

Анкета по истории сельского населенного пункта.

С помощью данной анкеты опрашивается большое число коренных жителей населенного пункта (не только старожилы, но и люди среднего возраста).

1. Запишите точное и полное официальное название селения, а также народное (местное) название и возможные древние названия.

2. Тип селения (починок, деревня, село и т.д.).

3. Когда и кем основан населенный пункт? Что известно о происхождении названия? Какие легенды об основании хранятся в памяти старожилов?

4. Происходило ли слияние нескольких ближних населенных пунктов в один? Сохранились ли старые названия в наименованиях частей селения, улиц, окраин?

5. Запишите старые и новые названия улиц, концов, проулков.

6. Сделайте примерный рисунок-схему планировки вашего селения. Особо отметьте расположение прилегающих полей, лесов, рек, озер, лугов. Отметьте на плане места сходов, народных гуляний, старых кладбищ и часовен. Укажите дороги (новые и старые).

7. Укажите на схеме количество дворов, мельниц, кузниц и других общественных зданий.

8. Приведите все распространенные фамилии жителей селения. Бытовали ли коллективные или личные прозвища?

9. Опишите тип старого дома, характерного для этой местности со всеми вспомогательными дворовыми пристройками и усадьбой. Нарисуйте план дома, двора и усадьбы.

10. Какие национальные народные обычаи существовали здесь? Опишите их подробно? Как справляли религиозные праздники: Рождество, масленицу, Пасху, Троицу?

11. Что выращивали раньше на пахотных землях местные жители? Какова была культура земледелия?

12. Во что одевались местные жители (в будни и в праздники)? Как изготавливали одежду?

13. Какие крестьянские промыслы и ремесла существовали здесь? Куда уходили на зимние заработки?

14. Как существовал местный колхоз в разные эпохи советской истории? Что вы можете рассказать о труде людей в колхозе?

15. Какие местные народные песни, игры, частушки, сказки вы помните?

Вопросник по составлению родословной


При собирании сведений для составления родословной  нужно  детально, подробно, точно записать рассказы своих прямых родственников по нисходящей линии (отца, матери, дедушек, бабушек и т.д.).

Время одного  сеанса опроса 1,5-2 часа. Весь рассказ нужно подробно записать,  не меняя ничего. К записанному можно приложить документы, фотографии с  разрешения старших,  а также любые экспонаты, рассказывающие о жизни ваших родственников.

1. Ф.И.О., год рождения.

2. Место рождения.

3. Кто родители, даты их жизни.

4. Кто дед и бабушка со стороны отца и матери?

5. Кто прадед и прабабушка?

6. Может ли назвать пращуров?

7. Давно ли живете в данном месте, если нет, то откуда?

8. Существуют ли семейные легенды?

9. Сколько в вашей семье было детей?

10. Кто ваши братья и сестры?

11. Сколько братьев и сестер у родителей, кто они?

12. Двоюродные братья и сестры.

13. Есть ли в роду названные братья и сестры?

14. Где похоронены дед, прадед?

15. Умер ли кто-нибудь от болезней и голода?

16. Кто из родственников участвовал в войнах? Каких? Кто погиб?

17. Какие награды и знаки отличия есть в роду? У кого?

18. Имеются ли в роду прозвища, с чем они связаны?

19. Как любили проводить свободное время в семье?

20. Вспомните интересные моменты из жизни семьи.



Анкета по теме: "Старые русские обряды"

Обязательно правильно запишите фамилию, имя, отчество, год и место рождения, профессию рассказчика и место жительства сейчас.

1. Во что верили люди, как посещали церковь?

2. Какие праздники отмечали?

3. Был ли в деревне праздник, который отмечали особо?

4. Опишите празднование рождества, троицы, пасхи, масленицы.

5. Опишите гадания, крестьянские  приметы на Рождество, Пасху, Ивана

Купалу.


6. Венчались ли Вы в церкви? Опишите обряд сватовства.

7. Бывали ли случаи, когда сватались два или три жениха в один день?

8. Опишите, какие приметы были на сватовстве.

9. Как встречали жениха в доме невесты?

10. Что было перед свадьбой? Как проходили мальчишник, девишник?

11. Где родители  благословляли молодых (дома, во дворе, в воротах, на улице)?

12. Существовали ли приметы перед отъездом молодых в церковь?

13. Кто следил за соблюдением обрядов, приметами?

14. Как называли молодые тестя, тещу, свекра, свекровь?

15. Как проходил обряд венчания?

16. Как встречали молодых в доме жениха?

17. Как был украшен дом, в котором проходила свадьба?

18. Что ели, пили на свадьбе?

19. Какие песни пели на свадьбе?

20. Были ли на свадьбе музыканты? На чем они играли?

21. Выставляла ли невеста свои изделия на свадьбу?

22. Как проходили вечерки и посиделки?

23. Какие песни, частушки пели на вечерках?

24. Где проходили вечерки?

25. Как проходили сборы на вечерку? Как определяли место сбора?

26. Что ели, пили на вечерках?

27. Кто в семье был крестным первого ребенка?  Были  ли  какие-то

обычаи, как отмечали крестины?

28. Были ли какие-нибудь обряды при переезде в новый дом?

29. Какие поверья, суеверия и знахари были в вашей деревне?

30. Верили ли в вашей деревне в домовых, леших, колдунов?

31. Какие травы,  коренья использовались для лечения болезней людей, животных?

32. Когда эти травы собирались?

33. Были ли какие-либо приговоры, когда шли на сбор трав?

34. Как собирались в дальнюю дорогу?

35. Какие молитвы читали в дороге?

Методические указания для школьников по написанию рефератов "История России в рассказах и воспоминаниях старожилов"

I.   Объем реферата 20-25 листов.

При написании реферата вы должны детально, подробно, точно записать рассказы о прошлом своих бабушек и дедушек, близко знакомых вам пожилых людей (кому более 70 лет). Примерный список вопросов для интервью смотри ниже. Но, если рассказчик, говоря о прошлом, уходит в сторону – не нужно его прерывать. Время одного сеанса-опроса 2,5 часа. Сеансов может быть несколько. Весь рассказ нужно тщательно и подробно записать из слова в слово, не заменяя слов, даже если они покажутся вам неправильными. Сохраняйте произношение слов на бумаге (Ванька, пошто...) Рассказ должен быть как можно более подробным и сохранять самые мелкие детали жизни и быта народа.

II. Примерный список вопросов.

1. Обязательно правильно запишите фамилию, имя, отчество, год и место рождения, профессию каждого рассказчика и место жительства сейчас.

2. Что вы помните об истории родного села, деревни? Кто и когда их основал? Каково было отношение людей к природе вокруг деревни: лесу, покосам, пашне, рекам, озерам? Как относились люди к зверям и птицам?

3. Как располагалась ваша деревня (село)? Нарисуйте план.

4. Как была расположена ваша усадьба (или соседа)? Что из имущества было в доме и во дворе?

5. Какие соседи окружали вас, как к ним относились?

6. Какие деревенские прозвища, клички людей вы помните? Как они давались? Чем эти люди были интересны?

7. Опишите внешний вид людей в то далекое время (прическа, лицо, одежда, характер). Что люди любили, чего боялись?

8. Как собирали сход, какие вопросы на нем решали, что и как говорили? Опишите поведение людей на сходе.

9. Опишите подробно рабочий день крестьянина зимой, весной, летом и осенью. Как и сколько люди работали?

10. Какие шутки люди любили, как подшучивали друг над другом? Как веселились?

11. Как жили нищие, как к ним относились?

12. Чей отличался говор в вашем селе от говора в соседних селах?

13. Как по-разному называли назывались простые домашние вещи?

13. Какие праздники отмечали? Как их ждали, как к ним готовились? Опишите празднование рождества, масленицы, пасхи, троицы.

14. Какие крестьянские песни и когда пели? Какие пляски и частушки вы помните? Какие старинные сказки (из тех, что не встречались в книжках) вы слышали в детстве? Как и когда их рассказывали?

15. Какие отношения были между людьми в 1920-е – 1930-е годы, как люди относились друг к другу? Какие черты характера ценили и почему? Каким правилам в жизни следовали?

16. Что ели в посты? В мясоеды? Кто и как готовил пищу? Какова она была на вкус?

17. Когда и сколько люди пили вина? Как относились к пьяницам?

18. Какую одежду люди носили в будни и праздники? Подробно опишите (если можно, зарисуйте). Как относились к одежде, как ее делали?

19. Опишите отношения внутри большой крестьянской семьи (хозяин, женщины, старики, дети).

20. Опишите, как проходили вечерки и посиделки, свадьба.

21. Во что люди верили, как посещали церковь? Откуда узнавали новости, что знали о жизни в стране?

22. Что считали чудом? Опишите, если слышали об этом.

23. Что такое судьба? В чем видели смысл жизни? Как люди относились к рождению детей, внуков? Своей и чужой смерти?

24. Опишите пожары, девичьи гадания, крестьянские приметы?

25. Что вы слышали о кладах? Приметы кладов, легенды об их поисках, обереги, судьбы кладов.

26. Какие поверья, суеверия и знахари были в вашей деревне?

27. Что вы слышали о домовых, леших, колдунах?

28. Какие необъяснимые явления встречались вам в жизни?

29. Как проходила коллективизация в вашем селе? Как первые годы жилось  и работалось в колхозе?

30. Опишите, как вы жили и работали в войну (голод, смерть близких, слухи, страхи).

31. Что вы знаете о лагерях и арестах людей в 1930-ые годы?

Все материалы опроса нужно чисто и разборчиво переписать, с черновика в реферат. Это может быть запись рассказа одного человека или нескольких. Своими словами пересказывать ответы нельзя. Записывайте сразу за рассказчиком на черновик (можно на магнитофон).

Для убедительности к реферату могут быть приложены (только с согласия владельца) любые экспонаты, рассказывающие о жизни и быте 1920-1950-х годов: старые письма, фотографии, справки, грамоты, дневники, а также предметы дореволюционного крестьянского обихода.



д.Федотята. 127.jpg

Расположена в двух километрах от с.Верхнее камье. Последние жители покинули эту деревню в 1990 г., снята с учета – в 1994 году. В 50-е годы в деревне проживало до 40 человек. Дети ходили в Верхнекамскую школу.


151.jpg


Д. Петровцы.

Расположена в трех километрах от с. Верхнее Камье. Последние жители уехали в 60-е годы. Снята с учета в 1975 году. В 1955 году проживало 27 человек. Дети ходили в Верхнекамскую школу.

На месте деревни не осталось ничего, что напоминало бы о ее существоании.

203.jpg


Краснояр.

На месте боев времен Гражданской войны.




197.jpg
195.jpg200.jpg

167.jpg


Д.Краснояр.

Снята с учета в 1994 г. Расположена на самой высокой точке Кировской области. Последняя жительница Сероева Александра Ильинична (1901 года рождения) много лет была единственной жительницей этой деревни. В 1949 г. в деревне проживало 102 человека (23 хозяйства), колхоз им.Кирова. В 1957 г. – 62 человека (15 хозяйств), колхоз «Новая жизнь». Дети учились в Верхнекамской школе, жили в интернате. В настоящее время на месте деревни карьеры, никаких построек не сохранилось. Но о том, что здесь жили люди, напоминает родник.


171.jpg


227.jpg

Д.Терины.

Опустела деревня в 1997 году. Последняя жительница – Некрасова Анастасия Васильевна. Снята с учета в 1994 году. Одна из самых крупных деревень. В 1933 году здесь образована начальная школа, заведующая – Дубовских Клавдия Ивановна, учительница – Ермолаева Мария Ивановна. В 1943-44 учебном году – 52 ученика. В школе было два кружка: литературного чтения и рукодельный.


Кроме школы в 240.jpg

деревне были клуб и магазин.

В настоящее время в деревне сохранились дома, в некоторых можно увидеть внутреннее устройство, прослеживаются улицы238.jpg


260.jpg
Д.Титовы.
Снята с учета в 1994 г. Последняя жительница Федора, покинула деревню в 1984 г. В 1950-е годы число жителей – 49 человек. Дети учились в Верхнекамской школе. В настоящее время сохранились остатки одного дома.

219.jpg

С.Верхнее Камье.

Датой основания считается 1757 год. В селе была построена церковь в честь Святой Екатерны.

С 1926 года – центр Верхнекамского сельского совета. С 1929 года в селе действует начальная школа, позднее – семилетняя, восьмилетняя, основная. По не уточненным данным школа существовала и раньше, при церкви.

В разное время в селе действовали: школа, детский сад, маслозавод, заготконтора, столовая, быткомбинат, медпункт, лесничество, хлебопекарня, магазины райпо (2). В настоящее время: школа, медпункт, один магазин райпо, один – агрофирмы.





Смотрите также:
Пояснительная записка Содержание программы: Учебно-тематический план
317.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка 3 Учебно тематический план 5 1 год обучения
225.9kb.
1 стр.
Учебно-тематический план для учебно-тренировочных групп Содержание программы
869.9kb.
5 стр.
Программа принята на основании
759.11kb.
3 стр.
Пояснительная записка Учебный план Содержание программы Календарно-тематическое планирование курса Приложение (1)
539.87kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
2012 год Содержание Пояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
596.48kb.
4 стр.
Учебно-тематический план для 5 класса учебно-тематический план для 6 класса
456.85kb.
1 стр.
Пояснительная записка содержание программы
320kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии" для студентов заочной формы обучения
184.81kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии" для студентов заочной формы обучения
183.29kb.
1 стр.