Главная
страница 1

Обобщающий урок по географии в 8 классе по теме: «Климат России»
Цель:

1. Проверка знаний учащихся основных терминов, понятий и определений по

разделу: знание основных особенностей климата, климатообразующих факторов,

неблагоприятных климатических явлений.

2. определить уровень умения учащихся:

работать с климатическими картами, климатограммами; составлять

характеристику климата; устанавливать причинно-следственные связи; решать

проблемные вопросы.


Задачи:

1. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

2. Формирование умений учащихся самостоятельно работать с разнообразным

учебным материалом;

3. Воспитывать дисциплинированность, товарищескую взаимопомощь, умение

работать в коллективе.


Оборудование:

Физическая карта России.

Климатическая карта России.

Атласы.


Климатограммы.

Раздаточный материал.


Тип урока: урок контроля и проверки знаний (урок-игра).

Методы: словесно – иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный (воспроизведение действий), продуктивный (творческий).
Ход урока:
1. Организационный момент (оглашение темы и целей урока, разбивка класса на 3 команды, выбор капитана и названия команды, объяснение условий игры)
Конкурс 1 (max 3 балла).

Климатообразующие факторы.
Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин, в т.ч и климатообразующие факторы. Из 5 нужно выбрать 3 климатообразующих фактора и прикрепить к “Солнцу” на доске.
Набор терминов: географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация.
Конкурс 2 (max 10 баллов).

Климат. Погода.
Каждая команда получает карточку-задание, в которой 1 задание – частично поискового характера по определению типа климата; 2 задание – проблемного характера: смоделировать ситуацию.


№ карточки

1-е задание

2-е задание

1

Вы проживаете на территории Волгоградской области, определите климатический пояс и тип климата для данной территории.


В зимний период времени на территорию Волгоградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?


2

Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата.


В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство континентальная умеренная воздушная масса. Какую погоду она приносит?


3

Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории.


В летний период времени на территории Приморского края господствует морская умеренная воздушная масса. Какая погода там устанавливается?




Конкурс 3 (max 10 баллов).

Термин – определение.
Каждый игрок в команде выбирает по3 разноцветных карточки, где указаны термины по теме и 1 лист белого цвета, где даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением.

Капитан оценивает каждого игрока.

А учитель – команду – в целом.
Термины (разноцветные карточки): 1) воздушные массы; 2) солнечная радиация; 3) суммарная радиация;;4) атмосферный фронт; 5) теплый фронт; 6) холодный фронт; 7) циклон; 8) антициклон; 9) изотермы; 10) испаряемость; 11) муссон, 12) климат, 13) погода, 14) пыльные бури, 15) ураган, 16) климатообразующие факторы, 17) суховей, 18) засуха, 19) гололёд, 20) облака.
Определения (лист белого цвета):

1.Подвижные части тропосферы, отличающиеся друг от друга своими свойствами – температурой, влажностью, прозрачностью.

2. Излучение Солнцем тепла и света.

3. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли.

4. Переходная зона, разделяющая различные по свойствам ВМ.

5. Перемещение теплых ВМ в сторону холодных.

6. Перемещение холодных ВМ в сторону тёплых.

7. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

8. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

9. Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры.

10. Количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях.

11. Ветер, меняющий направление дважды в год.

12. Многолетний режим погоды.

13. Состояние нижнего слоя тропосферы в данном месте и в данный момент времени.

14. Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.

15. Ветер, достигающий огромной скорости.

16. Факторы, оказывающие влияние на формирование климата.

17. Ветер с высокой температурой и очень низкой относительной влажностью.

18. Длительная сухая погода при повышенной температуре воздуха с отсутствием или незначительным количеством осадков.

19. Слой плотного льда, образующийся на поверхности земли.



20. Скопление капель водяного пара в нижнем слое атмосферы
Конкурс 4 (max 4 балла).

Найдите географические ошибки.
Командам предлагается тексты, в которых даны 4 ошибки по характеристике типа климата. Тексты разные, но однотипные.


№ карточки

Текст

1

Умеренно континентальный климат Западной Сибири сложился в условиях значительной близости к Атлантическому океану, наличия невысоких Уральских гор, которые свободно пропускают морские ВМ с Атлантики. Зима здесь холодная и продолжительная, лето достаточно теплое. Количество осадков увеличивается от 300 мм на севере до 600 мм на юге.

2

Умеренно континентальный климат Восточно-Европейской равнины формируется под влиянием арктических ВМ, равнинности территории, над которой ВМ свободно проникают на юг, зима здесь менее сурова, лето теплое. Годовые амплитуды температуры достигают 40–65 С и более. Количество осадков примерно одинаково по всей территории равнины – 600 мм. Наблюдается изменение увлажнения от избыточного до недостаточного. На северо-западе равнины наиболее выражена антициклональная деятельность.

3

Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно теплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60 С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.



Конкурс 5 (max 6 баллов).

Прочтите климатограмму.
Климатограммы одинаковы для 3 команд. Определить, какая климатограмма соответствует каждому из городов: Владивосток, Ростов – на – Дону, Якутск.





Конкурс 6 (max 10 баллов).

Прогноз погоды от гидрометеоцентра
Учащимся предлагается рассмотреть климатическую карту и

А) воспроизвести знания фактов

Б) установить причинно – следственные связи.
Карточка №1

А) Какой из показанных на карте городов находится ближе всего к зоне действия антициклона?



  1. Мурманск 3) Санкт - Петербург

  2. Осло 4) Париж

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать улучшения погоды?

  1. Санкт - Петербург 3) Ростов-на-Дону

  2. Москва 4) Астрахань


picture


Карточка №2

А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия антициклона?

1) Тюмень 2) Серов 3) Оренбург 4) Курган

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

1) Серов 2) Самара 3) Орск 4) Москва
picture

Карточка №3
А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне действия циклона?

1) Барнаул 2) Тобольск 3) Омск 4) Диксон

В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?


  1. Самара 3) Архангельск

  2. Барнаул 4) Бийск

picture
Индивидуальная проверка знаний и умений учащихся.

Тест по вариантам.



Вариант 1.
Какой океан оказывает основное влияние на климат России:
а) Северный Ледовитый; б) Атлантический;

в) Тихий; г) Индийский.


Основные районы действия летних циклонов:
а) Восточная Сибирь; б) Дальний восток;

в) запад Русской равнины; г) Арктические

побережья.
Количество воды, которое может испариться при данной температуре:
а) испарение; б) испаряемость;

в) коэффициент увлажнения; г) туман.


Самые высокие температуры летом наблюдаются летом:
а) на Прикаспийской низменности;

б) на юге Приморья;

в) на Северном Кавказе;

г) на юге Урала.


Вариант 2.
На большей части России климат формируют воздушные массы:
а) арктические; б) умеренные;

в) тропические; г) экваториальные.


Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, - это:
а) солнечная радиация; б) суммарная радиация;

в) поглощенная радиация; г) радиационный

баланс.
При коэффициенте увлажнения больше 1 увлажнение считается:
а) избыточным;

б) недостаточным;

в) крайне недостаточным.
Самое холодное место в России:
а) остров Рудольфа; б) Оймякон;

в) Кольский полуостров; г) Таймыр.





Подведение итогов игры.

Выставление оценок.








Смотрите также:
Урок по географии в 8 классе по теме: «Климат России»
67.2kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России»
51.45kb.
1 стр.
Урок географии в 10 классе "Климат и климатические ресурсы Беларуси. Поры года и их особенности. Современные изменения климата"
120.43kb.
1 стр.
Урок по теме. Тема Климат и климатические ресурсы (4ч.) Урок 12. От чего зависит климат нашей страны
153.73kb.
1 стр.
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: "Озера " приложение 1
31.06kb.
1 стр.
Урок географии в 6 классе по теме
53.24kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе по теме «Водные ресурсы России»
108.73kb.
1 стр.
Урок географии в 7 классе по теме по теме «Страны Африки: юар, Египет, Конго». Цель
42.79kb.
1 стр.
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
1 стр.
Урок английского языка в 8 классе по теме «Климат в Великобритании»
26.93kb.
1 стр.
Урок в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия»
140.95kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.