Главная
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
Тема: «Полные и краткие имена прилагательные»

Вовк Светлана Михайловна

учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназии №2,

окончила Одесский государственный университет

им. И.И. Мечникова, 1993 г.,

образование - высшее,

стаж педагогической работы - 16 лет,

квалификационная категория - высшая

Тип урока: ОНЗ (по новым ФГОС)

Цель урока: знакомство с особенностями, образованием и употреблением кратких прилагательных.

Основные задачи:

  • сформировать умение строить правила на примере написания кратких прилагательных:

- с основой на шипящий;

- с беглыми гласными;

- с непроизносимыми согласными;

- с сомнительными согласными в корне;

- с удвоенными согласными.


  • отработать навыки правописания кратких прилагательных;

  • знать о синтаксической роли кратких прилагательных, уметь правильно ее определять;

  • тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию:

Презентация к уроку, учебник, доска.



Демонстрационный материал:

1) текст для постановки проблемного вопроса (отрывок из стихотворения Е. Баратынского);

2) образец действия «Образование кратких прилагательных»;

3) эталон классификации языкового материала;

4) образец для проверки работы при проговаривании во внешней речи;

5) эталон для самопроверки самостоятельной работой – криптограмма;

6) образец для проверки задания при включении в систему знаний;

7) образцы для рефлексии урока.



Раздаточный материал:

1) карточка с заданием для пробного действия;

2) таблица для задания на первичное закрепление (по группам);

3) карточка - сетка для криптограммы самостоятельной работы и сверки с эталоном;

4) карточка с заданием на этапе включения в систему знаний;

5) индивидуальные карточки для итогового тестирования.



Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята. Какой сегодня чудный день, не правда ли? Так и хочется читать стихи Евгения Баратынского: Весна! Весна! Как воздух чист,

Как ясен небосвод!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

- Чист? Ясен? К какой части речи принадлежат эти слова?



Выдвигаются версии, делается вывод, что это такое же прилагательное, как и «живой», но в краткой форме.

- Попробуем образовать краткую форму и от слова «живой». Жив.

- А можете ли вы вывести формулу, как образуются краткие прилагательные?

Учащиеся предлагают варианты формулы.

-прямоугольник 64 Сравним ее с эталоном.



прямоугольник 63 Чистый – ый + = чист; чистый – ый + а = чиста; чистый – ый +о = чисто;

чистый – ый + ы + чисты
Не совпала? Давайте откорректируем. Совпала? Замечательно! Тогда следующее задание мы выполним без затруднений.

2. Проговаривание во внешней речи.

- Сейчас вы будете работать в группах. А без чего не возможна такая работа? Конечно, без командного духа. Есть ли он у вас, мы сейчас и проверим. В конвертах – название и девиз для каждой группы. Через минуту чётко и громко произнесите девиз вашей группы.

- А есть ли краткие прилагательные в ваших девизах? Назовите их.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- Каждая группа получила карточки. Образуйте и запишите краткие формы прилагательных. На выполнение задания – 3 мин.



Карточка для группы №1.


Полная форма
прилагатель-ного

Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)

похожий

цветок

 похож

девочка

 похожа

дни

 похожи

нужный

совет

 нужен

помощь

 нужна

данные

 нужны

грустный

конец

 грустен

песня

 грустна

лица

 грустны

близкий

друг

 близок

цель

 близка

люди

 близки

ответственный

ученик

ответственен

девочка

ответственна

скрипачи

ответственны



Карточка для группы №2.


Полная форма
прилагатель-ного

Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)

прозрачный

воздух

прозрачен

вода

 прозрачна

намёки

прозрачны

пахучий

ландыш

 пахуч

лилия

 пахуча

духи

 пахучи

несчастный

конец

 несчастен

девушка

 несчастна

Люди

 несчастны

узкий

проход

узок

юбка

узка

брюки

узки

искренний

человек

искренен

подруга

искренна

коллеги

искренны



Карточка для группы №3.


Полная форма
прилагатель-ного

Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)

трудный

путь

 труден

работа

 трудна

испытания

 трудны

могучий

дуб

могуч

страна

могуча

реки

могучи

ненавистный

враг

ненавистен

ложь

ненавистна

сплетни

ненавистны

резкий

порыв

резок

речь

резка

движения

резки

родственный

язык

родствен

семья

родственна

слова

родственны


Карточка для группы №4.


Полная форма
прилагательного

Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)

вязкий

кисель

вязок

каша

вязка

болота

вязки

короткий

путь

короток

дорога

коротка

улицы

коротки

скрипучий

песок

скрипуч

половица

скрипуча

звуки

скрипучи

опасный

поворот

опасен

лавина

опасна

места

опасны

легкомысленный

друг

легкомыслен

жена

легкомысленна

дети

легкомысленны



Карточка группы №5.


Полная форма
прилагатель-ного

Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)

Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)

грозный

взгляд

грозен

война

грозна

тучи

грозны

мягкий

ковёр

мягок

подушка

мягка

варежки

мягки

дремучий

лес

дремуч

чаща

дремуча

заросли

дремучи

искусный

кузнец

искусен

швея

искусна

мастера

искусны

торжественный

марш

торжествен

музыка

торжественна

оды

торжественны



* При заполнении карточек могут возникнуть затруднения в образовании кратких форм прилагательных, потому что они подобраны для дальнейшей работы с орфограммами:

  1. беглые гласные О, Е;

  2. непроизносимый согласный в корне;

  3. оглушение согласного в корне;

  4. краткие прилагательные с основой на шипящий;

  5. правописание Н и НН в кратких прилагательных.

− Прежде, чем вы начнёте озвучивать выполненное задание, отметьте вопросительным знаком те формы слов, в которых вы сомневаетесь. А теперь проверим, как вы справились с заданием.

Каждый участник группы читает по 1 строке выполненного задания карточки.

4. Выявление места и причины затруднения.

- Давайте попробуем сгруппировать слова ваших карточек по степени затруднения.

Самым простым было образование краткой формы путем усечения (как в нашей формуле). Назовите эти слова (по очереди, каждая группа) и запишите их в рабочую тетрадь.


  1. прямоугольник 62 Похожий – похож, пахучий – пахуч, могучий – могуч, скрипучий – скрипуч, дремучий – дремуч.

- Посмотрите внимательно на эти слова. Определите ошибкоопасное место и сформулируйте правило, как этой ошибки избежать.

Упрямоугольник 61чащиеся выдвигают версии. Подводим итог, записываем вывод-правило в тетрадь:

В кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется.


- Какие слова вы бы объединили во вторую группу? (Краткие прилагательные с беглыми гласными О, Е)

-прямоугольник 60 Запишем и их в тетрадь под цифрой 2.



  1. Нужный – нужен, прозрачный – прозрачен, трудный – труден, короткий – короток, грозный – грозен.

- Расставьте ударение в кратких прилагательных. Вы видите, что О и Е всегда находятся в безударном положении, это надо помнить, как и то, что … беглых гласных только две: О и Е.

Запишем этот вывод-правило в тетрадь:



прямоугольник 59Беглых гласных только две: О и Е.
- В какую еще группу можно объединить слова? (Прилагательные с непроизносимым согласным)

- Запишем и их в тетрадь под цифрой 3.

  1. Гпрямоугольник 58рустный – грустен, несчастный – несчастен, ненавистный – ненавистен, опасный - опасен, искусный – искусен.

-прямоугольник 57 Какую помощь оказывает нам краткая форма прилагательных в данном случае? Запишем вывод-правило в тетрадь:

С помощью краткой формы мы проверяем наличие или отсутствие непроизносимого согласного в корне слова.

- Следующая группа слов – это… слова с сомнительной согласной в корне.

Зпрямоугольник 56апишем и их в тетрадь под цифрой 4.



  1. Близкий – близок, узкий – узок, резкий – резок, вязкий – вязок, мягкий – мягок.

Впрямоугольник 55ывод –правило:

С помощью краткой формы мы проверяем согласный в слабой позиции.


-прямоугольник 54 А в какую группу вы объедините оставшиеся слова?

  1. Ответственный – ответственен, ответственна; искренний – искренен, родственный– родствен, легкомысленный – легкомыслен, торжественный – торжествен.

прямоугольник 53

Здесь правил целых два: в кратких прилагательных мужского рода доминирует форма на - енен, она вытесняет традиционную –ен; в женском, среднем роде и во множественном числе две Н сохраняются.



5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Посмотрите за группы слов, которые у нас получились. Нельзя ли их теперь объединить в классы. Предложите такую классификацию.



Учащиеся рассуждают. Приходим к выводу, что данные группы слов можно классифицировать таким образом:

Краткие прилагательные

помощники грамотного письма

помехи грамотного письма

3, 4

1, 2, 5

Вывод: нуждаются в особом внимании!!!

  1. Криптограмма «Мягкий знак в словах с основой на шипящий».

- Раз эти группы слов нуждаются в особом внимании, то мы его им сейчас и уделим.

Начнем с первой группы прилагательных – с основой на шипящий.

Давайте вспомним, когда после шипящих на конце слов мягкий знак пишется?

А когда не пишется? (Отвечают дети).



- Перед вами – магический квадрат. Диктую вам слова, а вы в соответствующие клеточки вписываете Ь, если он пишется на конце слова, или ставите прочерк, если его там нет.

Слова для справок:




ветошь

колюч

могуч

сыпуч

горяч




упряжь

задач

училищ

пожарищ

передач




глушь

привлечь

беречь

стричься

зажечь




молодежь

блиндаж

богач

бич

прячьтесь




помощь

выстоишь

бежишь

обожжешься

повелеваешь




























































































ь









ь









ь

ь

ь

ь

ь

ь







ь

ь

ь

ь

ь

ь



Ответ:Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на “отлично”.

Если вы ошиблись, вам нужно повторить:

1) 1 колонка по вертикали – сущ. 3 склонения;

2) слова с 2 по 5 – краткие прилагательные;

3) слова с 7 – 10 – сущ. 1, 2 скл. в р.п. мн. числа;

4) средний горизонтальный ряд – инфинитив;

5) 17-19 слово – сущ. м.р. 2 скл.

6) 22-25 слово – 2 лицо глагола.


7. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

- Посмотрите на следующий слайд. Надя и Ира поспорили, какой подарок лучше: покупной или сделанный своими руками. А как вы думаете? Дети выдвигают свою версию.

-прямоугольник 52 Конечно, подарок, в которые вложены не только деньги, но и собственная фантазия, труд, частичка души, самый лучший. По этому поводу у нашего мудрого народа и пословица есть. Не вспомните? Дорог не подарок, дорого внимание.

- Запишем это предложение и сделаем его синтаксический разбор.

- Чем выражены в нем сказуемые? Кратким прилагательным.

8. К вопросу о склонении прилагательных.

- А что еще можно сказать, глядя на два этих прилагательных? Они употреблены в форме мужского и среднего рода.

- Верно, это значит, что краткие прилагательные изменяются по родам и числам. А по падежам они изменяются?

- Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:



Самый лучший город наш

На большой планете.

Здесь красивы и умны

Взрослые и дети.

Всем ученикам умнам

Я совет такой вот дам:

Чтобы город был пригож,

Каждый должен быть хорош!



- Смеётесь? Что вызвало вашу улыбку? А как объяснить с точки зрения грамматики, почему краткие прилагательные не изменяются по падежам?

Запишем вывод –правило в тетрадь.

Кпрямоугольник 51раткие прилагательные всегда выступают в роли сказуемого, которое может быть выражено только и.п. Следовательно, краткие прилагательные не склоняются по падежам
- А как же в сказках А.С.Пушкина? (см. иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина)


Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит…



К краснусолнцу наконец

Обратился молодец…



Красно солнце отвечало:

-Я царевны не видало…



Учащиеся выдвигают свою гипотезу.

- Никакого нарушения здесь нет: краткие прилагательные являются определениями, а не сказуемыми, поэтому и изменяются по падежам, хотя такая форма считается устаревшей и сохраняется только во фразеологизмах: средь бела дня, по белу свету, на босу ногу, от мала до велика и др.

- А вы знаете, что в русском языке есть прилагательные, которые употребляются в современном языке только в краткой форме, потому что разошлись в своем лексическом значении с полной формой? Одно такое прилагательное я вам назову, а остальные вы поищете сами. Это слово готов к экзаменам, готов к отъезду (сделал все необходимые приготовления), но готовый обед (окончательно сделанный, годный к употреблению).

Ключ: К таким прилагательным относятся рад, горазд, люб, надобен, не обладающие полной формой, а также согласен, нужен, виден, властен, волен, прав, способен, должени др., которые разошлись в своем лексическом значении с полной формой.

9. Подведение итогов.

- Я намекнула на поисковое задание, которое предстоит вам сделать дома, и это значит, что наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Сегодняшний урок – это урок освоения новых знаний. Какие же новые знания вы освоили?



1. Краткая форма прилагательных образуется путем усечения полного окончания и прибавления нулевого – в м.р., -а – в ж.р., -о (-е) - в ср. р., -ы (-и) – во мн. числе.

2. Краткая форма прилагательного не склоняется по падежам и в предложении всегда является сказуемым.

3. Краткая форма прилагательного может быть помощником грамотного письма, а может ему мешать. В определенных случаях нужно помнить правила написания кратких прилагательных.

4. После шипящих на конце кратких прилагательных мягкий знак не пишется.

10. Выполнение итогового тестирования.

1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания; б) присоединением суффикса; в) усечением приставки.

2. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам; б) по числам; в) по падежам.

3. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего; б) определения; в) сказуемого.

4. В краткой форме прилагательных пишется:

а) столько н, сколько в полной форме; б) только одна буква н; в) всегда две буквы нн.

5. На конце кратких прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь; б) всегда пишется ь; в) написание ь зависит от рода.

Ответ:

1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – а.



11. Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я …

Мне было интересно узнать, что…

У меня не всё получилось, потому что…

Теперь я знаю, когда…

Я смог понять причину ошибки, которую...

В учебной деятельности я был…

Своей работой на уроке я ….

12. Домашнее задание:


  • изучить материал учебника по данной теме, сделать инсертирование текста, отметить новое,

  • выполнить упражнение ____ и сделать выводы о стилистической принадлежности кратких прилагательных

  • поисковое задание о кратких прилагательных

На сегодняшнем уроке вы услышали стихи незнакомого вам поэта Евгения Баратынского. Подготовьте справку об этом поэте. Думаю, вам многие факты его биографии приятно удивят.

На этом наш урок закончен, спасибо за работу. Успехов вам!




Открытый урок на тему:

«Семья – мой помощник в учении»




Саранцева Леся Ростиславовна

учитель начальных классов МБОУ Гимназии №2,

окончила Московский институт современного

академического образования,

образование – высшее,

квалификационная категория – первая,

стаж работы – 2года
Цели:

Сформировать представление о том, как правильно обратиться за помощью к семье в процессе учебной деятельности и как в этом случае построить взаимодействие с семьей.

Сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей учебной деятельности как составной части успешной жизни своей семьи, её истории.
Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель открывает слайд 2.

- Дорогие ребята, сегодня наш урок начнём с ваших семейных историй. Что вы знаете о своей семье? Кем работают ваши родители, бабушки или дедушки? Какой профессии они учились? (Варианты ответов детей.)

- У родителей есть своя работа, а в чём заключается ваша работа? (Учиться.)

- Как вы думаете, важна ли для вашей семьи ваша работа? (Да)

- Почему вы так думаете? (Варианты ответов детей.)

- Помогает ли вам семья в учебе? Важно ли это для вас? (Ответы детей.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как правильно ученик должен обратиться за помощью к семье, чтобы достигнуть наилучшего результата в учебе.

Учитель открывает изображение Смайлика (

- Он уже готов отправиться за новыми знаниями. Поднимите руки, кто тоже готов?

- Посмотрите, кто всегда вам помогает узнавать слайд 2, анимация 1)новое об учебной деятельности? (Смайлик)

- Отлично!



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель обращается к шагам первого этапа учебной деятельности.

- Сначала что вы должны сделать? (Повторить необходимое для открытия нового.)

- Я предложу вам вспомнить все о роли ученика и учителя на уроке.



1. Актуализация роли ученика и учителя.

- Для этого напиши недостающие слова в задании 1.

Дети вписывают слова «ученик» и «учитель».

- Давайте проверим. У кого на первой карточке слово «ученик»? Почему? (Мы знаем, что ученик должен сам пройти два этапа учебной деятельности, чтобы узнать что-то новое.)

- У кого на второй карточке слово «учитель»? Почему? (Здесь роли учителя из нашего эталона: помощник и организатор.)

- Итак, какое самое главное правило учеников? Как вы должны учиться? (Сами.)

2. Актуализация знаний о выполнении домашнего задания.

- Вспомните, зачем ученику выполнять домашнее задание? (Повторитьто, что известно, или чему-то научиться.)

- Что помогает вам правильно организовать работу дома? (Шаги выполнения домашнего задания.)

- Возьмите карточку с алгоритмом выполнения домашнего задания.

- Из каких шагов он состоит?

- Оцените свои умения правильно определять цель выполнения домашнего задания и организовать свою работу дома.

Учитель проводит работу с «Лесенкой успеха» по теме: «Зачем ученику домашнее задание».

- Если вы могли самостоятельно пользоваться алгоритмом выполнения домашнего задания, не пропускали ни одного шага, то поставьте себя на 4-ю ступеньку Лесенки. Если вы не пользовались алгоритмом совсем и при этом у вас уходило много времени на выполнение домашнего задания, вы забывали убирать за собой со стола и т.д., то ставите себя на нижнюю ступеньку. Если вы из четырёх шагов алгоритма выполняли только два, то пока вы себя ставите на нижнюю ступеньку лесенки, а если три, то - на 3-ю.

- Давайте обобщим, что вы сейчас повторили? (Роли ученика и учителя, зачем нужно домашнее задание.)

- Вы совершенно верно сказали, что и в школе, и дома настоящий ученик должен выполнять все задания сам.

- А бывает ли так, что дома не получается выполнить какое-то задание? (Да, бывает.)

- Что вы тогда делаете? (Обращаемся за помощью к родителям, бабушке, сестре.)

- Правильно, к семье, ведь всех близких людей можно назвать одним словом – семья.

- Тогда в какой роли они для вас выступают?(В роли помощников.)

- Догадались, как будет называться тема нашего урока? (Семья – помощник.)

- Я уточню: «Семья – мой помощник в учении».



3.Задание для пробного действия.

Учитель обращается к шагам учебной деятельности.

- Теперь я вам предложу новое задание.

- Такое задание вы еще не делали. Как к нему надо относиться?(Спокойно, не волноваться)

- Почему его важно выполнить? (Без него мы не поймем, чего ещё не заем.)

- Слушайте внимательно, как настоящий ученик должен правильно, то есть соблюдая главное правило ученика, обратиться за помощью к семье? Выберите ответы:

1. «Попрошу сделать задание за меня».

2. «Попрошу помочь найти способ».

3. «Подожду, пока заставят сделать».

- Прочитайте, все ли понятно?

- Запишите ваши варианты (номера картинок).

- Поднимите руки, у кого нет ответа?

Учитель обращается к шагу учебной деятельности.

- Что вы не смогли сделать?(Мы не смогли определить, как обратиться за помощью к семье, если возникла трудность в домашнем задании. )

- Верно, как правильно обратиться, чтобы не нарушились правила ученика? Поднимите листы и покажите, какие ответы у вас получились.

Учитель выписывает на доске только разные варианты ответов. Если все выбрали один вариант, учитель предлагает другие ответы.

- Поднимите руки те, кто точно уверен, что его ответ правильный.

- Значит, в чем вы не уверенны, что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)

- Молодцы! Вы поняли в чем ваша трудность. Назовите, какой шаг следующий? Что вы должны сделать дальше? (Подумать и выяснить, почему эта трудность возникла.)

3. Выявление причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли? (Определяли, как правильно обратиться за помощью к семье, если возникла трудность в домашнем задании.)

-Почему вы не можете точно ответить на этот вопрос? (Мы не знаем точно, как правильно обратиться за помощью к семье, если возникла трудность в домашнем задании.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель вы перед собой ставите на этом уроке? (Узнать, как правильно обратиться за помощью к семье, если возникла трудность в домашнем задании.)

- А что значит правильно? (Чтобы сохранялось главное правило ученика.)

- Какое правило ученика? (Ученик учится сам.)



5. Реализация построенного проекта.

1. Давайте разбираться. Почему ученик должен учится сам? (Чтобы получить хороший результат, иначе он не будет знать, уметь…)

- Рассмотрите первую карточку. Получит ли ученик свой результат при выполнении домашнего задания, если близкие выполняют работу за него, расскажут, как надо делать? (Нет)

- Конечно, такое выполнение задания никому не поможет, так как в этом случае родители будут выполнять вашу роль – ученика. Хотя иногда многим ребятам кажется, что так будет легче. Но стоит с подобным заданием встретиться ещё раз, как они опять не смогут выполнить, так как дома за них его выполнял кто-то другой.

- Теперь разберем следующий ответ. Правильно ли ученику ждать когда родители станут заставлять его делать задание, наказывать, сердиться? (Нет)

- Почему? (Все расстроятся, а новых знаний от этого не добавится)

- Какой же вариант остался? (Попросить помочь найти способ.)

-Давайте его разберем. Вспомните, как я вам помогаю на уроках: даю вам задание – и сразу начинаю помогать? (Нет, мы в начале пробуем делать задание сами.)

- А когда возникает трудность, вы что вначале делаете? (Определяем в чем она состоит)

- Как вы думаете, каждый ли ученик дома может попробовать сам выполнить задание, определить, в чем его трудность? (Да)

- Значит в этом ученику помощь не нужна, он это всегда должен сделать сам до того, как обратится за помощью.

- Повторите хором, какие шаги всегда должен делать ученик при выполнении домашнего задания? (Попробую сделать сам; определю в чем его трудность)

- Но бывает так, что ученик никак не может найти способ преодолеть эту трудность. И тогда он обращается за помощью к близким, к семье.

2.Задание для работы в группах:

- Я предлагаю уточнить ваш вариант ответа, составив памятку, которая поможет вам и вашим близким получить хороший результат.

. Детям предлагается поработать в группах.

- Вам надо подумать и выстроить карточки в том порядке, в каком вы должны действовать, а ваши близкие будут вам помогать. Ведь вы и ваша семья всегда помогают друг другу? (Да)

- Их помощь позволит вам получить свой результат самим.

Группам раздаются карточки, по одному набору на группу.



  • Как делал?

  • Расскажи задание

  • В чем трудность?

  • Повтори и примени правило

Группам отводится на работу 1 минута. После этого группы проверяют и корректируют свою работу по образцу.

- Проверьте свою работу по образцу, который подготовил для вас Смайлик.

1. Расскажи задание

2. Как делал?

3. В чем трудность?

4. Повтори и примени правило

- Почему сначала надо рассказать взрослым, какое дано задание и как его делал? (Если не знаешь, какое задание, и как делал, не найдёшь ошибку…)

- Зачем надо определять, в чем трудность? (Чтобы найти правило…)

- После того, как поняли, с каким правилом надо работать, что дальше? (Повторить и применить правило)

- Кого вы попросите задать вам вопросы, которые вы сегодня узнали, если у вас возникнет затруднение?(Маму, дедушку, сестру…)

- Верно, а вы должны сами отвечать на эти вопросы?(Да)

- Я вам предлагаю вспомнить, кто выполняет роль помощника в школе?(Учитель)

-Конечно, я задаю вам домашнее задание, поэтому, если вы не смогли выполнить его сами и с помощью близких, значит, нужно обратиться ко мне.

- Посмотрите, у вас получился эталон.

- Для кого предназначен эталон?(Для нас и наших близких, когда они нам помогают)

- Давайте немного отдохнем.



Физминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какое новое знание вы сегодня открыли? (как правильно обратиться за помощью к семье, чтобы получить наилучший результат.)

- Чтобы лучше запомнить эталон, нужно научиться им пользоваться. Сейчас мы попадем в семью одного ученика. Я буду учеником, а вы – родителями. Я обращаюсь за помощью, а вы задаете по эталону нужные вопросы.

Пример диалога:

- Мама, помоги мне решить пример.

- Расскажи задание

- Надо из 9 вычесть 6

- Как делал?



- Я использовал числовой отрезок

- В чем трудность?

- У меня получается 15, а это больше, чем 9, не пойму почему…

- Повтори и примени правило

- При сложении перемещаемся по числовому лучу от числа вправо, а при вычитании - влево на нужное количество единиц. А, понял! Перемещаюсь от 9 на 6 единиц влево. Получается 3.

- Молодцы! Теперь вы поработаете в парах. Один из вас будет в роли папы или мамы, а другой – роли ученика, выполняющего домашнее задание.

7. Включение в систему знаний.

- Вы все молодцы, отлично разобрались с заданием.

- Ваши близкие вам помогают с выполнением заданий, связанных со школой. – Как вы думаете, зачем ваши близкие переживают за ваши результаты в учебе и стараются во всем вам помочь?(Они нас любят…)

- Правильно, а когда говорят «семья», кого вы себе представляете? (Ответы детей)

- Давайте вместе закончим предложение

- Семье человек считает близких людей, которые заботятся о нем и помогают в жизни.



8. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какое затруднение вы преодолели сегодня на уроке? (Мы поняли, как семья может помочь нам в учебной деятельности)

- Дома расскажите своим близким, как правильно учится настоящий ученик, обязательно поблагодарите их за помощь.

- На этом наш урок заканчивается, спасибо за работу.



Открытый урок по русскому языку в 4 «б» классе


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Семинар «Механизмы реализации фгос»
1568.58kb.
7 стр.
Начальник Муниципального отдела управления образованием
245.2kb.
1 стр.
Дополнительное образование детей в условиях реализации фгос второго поколения
85.07kb.
1 стр.
Дополнительное образование детей в условиях реализации фгос второго поколения
92.29kb.
1 стр.
Инструкция по введению электронного документооборота, Положение об учебном кабинете с учетом требований фгос ноо
103.84kb.
1 стр.
Семинар «Механизмы организации совместных научных исследований»
50.16kb.
1 стр.
Работа с родителями по новым фгос с 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
70.86kb.
1 стр.
Программа экспериментальной работы «Обеспечение преемственности в реализации фгос начального и основного общего образования на институциональном уровне»
342.41kb.
1 стр.
План внутришкольного контроля внедрения и реализации фгос 2012-2013 учебный год
104.45kb.
1 стр.
Практический семинар «Современный урок в контексте фгос»
44.61kb.
1 стр.
Социально-экономического развития
1992.11kb.
19 стр.
Дистанционные образовательные технологии при реализации фгос второго поколения основного общего образования
55.64kb.
1 стр.