Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7



«Организация работы экспериментальной площадки в начальной школе по реализации ФГОС»

Кульпина Екатерина Сергеевна

Заместитель директора МБОУ Гимназии №2,

учитель иностранного языка,

окончила Московский государственный

педагогический университет,

образование – высшее,

квалификационная категория – высшая,

стаж работы – 15лет
В настоящее время в системе образования Российской Федерации вводятся новые федеральные государственные образовательные стандарты. Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развитиястраны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании» (2004), Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (2009), НОИ «Наша новая школа». Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной,ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию,а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»1.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия. Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.

С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметногообщеучебного умения) проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:

1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;

2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;

4) контроль уровня сформированности данного УУД.

Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Данный теоретический вывод подтверждается многолетним опытом экспериментальной работы различных научных школ. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»2.

Наиболее продуктивному прохождению учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам способствует дидактическая система деятельностного метода, построенная на теоретической основе общей теории деятельности.

Чтобы организовать прохождение учащимися этапов 2 и 4 формирования ОУУ был разработан надпредметный курс «Мир деятельности» (под ред. Л.Г.петерсон), целью которого является создание теоретического фундамента для освоения УУД и критериальной базы системы их диагностики.

В 2000–2006 гг. дидактическая система деятельностного метода пошла апробацию на 108 экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000...» в 36 регионах России (Премия Президента РФ в области образования за 2002 г., лицензия государственной СЭС от 30.07.01 г., заключение РАО от 30.07.06 г.).

В 2006–2011 гг. в рамках ГЭП Департамента образования города Москвы «Построение образовательного пространства обучения на системно-деятельностной основе (38 школ, 15 ДОУ, 3 педколледжа и 3 ОНМЦ)проведена первичная апробация надпредметного курса«Мир деятельности» и соответствующего диагностического инструментария с позиций непрерывности формирования УУД на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа,апробация системы методического сопровождения педагогов школ и ДОУ и системы работы с родителями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ, в условиях ФГОС и ФГТ.

В связи с этим, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2 в 2011 году становится экспериментальной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа». (диплом № 113/183-2011, выписка из протокола заседания Учёного совета ФГОУ ДПО «АПК и ППРО» от 18.10.2011г. № 42/2011). 14 октября 2011 года был заключён договор № 113-ФЭ о проведении экспериментальной работы между Центром СДП «Школа 2000…», в лице директора Л.Г.Петерсон, и МОУ гимназией №2, в лице директора Т.М.Хавренковой. срок действия договора: до 01 июня 2016 года. Согласно приказу АПК и ППРО 3 16-д от 01 марта 2012г. Л.Г.Петерсонназначена научным руководителем эксперимента.

Необходимо отметить, что построение на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) норм УУД, механизмов их формирования и диагностики обеспечит их соответствие общим законам функционирования и развития мира деятельности, придаст им объективный и критериальный характер и повысит надежность и качество реализации ФГОС.

При этом назначение методической службы школы при освоении педагогами деятельностного метода обучения заключается в создании мотивационных установок и организационных условий для движения педагога вперед по индивидуальной траектории саморазвития, построенной на основе системно-деятельностного подхода.

В системе подготовки и методического сопровождения педагогов, а также при построении системы работы с родителями должна использоваться та же система дидактических принципов системно-деятельностного подхода, что и при организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.

Подробное исследование на базе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий,О.С. Анисимов и др.) процедурного состава учебной деятельности и состава операций в ходе отдельных действий ученика, законов общения, коммуникативного взаимодействия и других УУД позволили построить их нормы, механизмы формирования и соответствующие средства диагностики.

Применение новых технологических и дидактических средств на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа при условии создания их модификаций, учитывающих возрастные особенности детей, но при этом сохраняющих концептуально-методологические основания системно-деятельностного подхода, создает условия для организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса деятельностного типа, обеспечивающего прохождение учащимися всех 4 этапов формирования УУД в их полноте.

Замысел эксперимента заключается в том, что тщательная и всесторонняя проверка разработанных дидактических средств формирования универсальных учебных действий и умения учиться и соответствующего диагностического инструментария в ходе специально организованной экспериментальной апробации на базе образовательных учреждений различных регионов России позволит провести их необходимую доработку и коррекцию, которая обеспечит возможность их эффективного использования в практической деятельности массовой общеобразовательной школы.

Объектом экспериментирования являются процессы формирования и диагностики УУД в системе непрерывного образования и построения единого образовательного пространства деятельностного типа.

Предметом экспериментирования являются процессы формирования и диагностики УУД на ступенях ДОУ − начальная школа − средняя школа и построения образовательного пространства школы и ДОУ в партнерстве с семьей на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

Целью эксперимента является апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и интегративных качеств дошкольников, представленных вФГТ на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школаи построения образовательного пространства школы и ДОУ на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

Задачи эксперимента на 2011–2015 гг.

1. Уточнить тезаурус и педагогический инструментарий формирования и диагностики метапредмтеных результатов ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

2. Апробировать механизмы, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой в условиях реализации ФГОС и ФГТ.

3. Апробировать надпредметный курс «Мир деятельности» как необходимое ключевоезвено формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом у учащихся начальной школы при работе по открытой образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон(открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»).

4. Апробировать методы формирования интегративных качеств личности ребенка в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»(научный руководитель – Л.Г. Петерсон).

5. Апробировать новый диагностический инструментарий метапредметных результатовФГОС и интегративных качеств личности ребенка, представленных в ФГТ.

6. Построить и апробировать систему методической работы в школе и ДОУ при переходе к реализации ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

7. Построить и апробировать систему работы с родителями в начальной школе и ДОУ при переходе к реализации ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

8. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки воспитателей и учителей к реализации ФГОС и ФГТ.

Гипотеза эксперимента

Если в ходе эксперимента будут уточнены на основе системно-деятельностного подхода и апробированы:


  • содержание и методики надпредметного курса «Мир деятельности», ориентированного на создание теоретического фундамента формирования метапредметных результатов ФГОС НОО и проведение соответствующей подготовительной работы в ДОУ на основе механизмов непрерывности образовательного процесса;

  • средства диагностики метапредметных результатов ФГОС и интегративных качеств дошкольников, представленных вФГТ;

  • система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС и ФГТ;

то это позволит:

  • сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС и ФГТ, с позиций непрерывности образования на ступенях ДОУ − начальная школа средняя школа;

  • создать в школе и ДОУ локальные образцы образовательного пространства деятельностного типа;

  • повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании УУД на выделенных ступенях обучения на уровне технологии, содержания и методики;

  • повысить профессиональный уровень педагогов-участников эксперимента;

  • создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательными учреждениями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ.

Инновационные модули эксперимента

В рамках программы эксперимента в гимназии реализуется проект по следующему направлению «Механизмы реализации ФГОС НОО на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».



Организация экспериментальной деятельности

В данном эксперименте при апробации механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС выделены следующие этапы.

На констатирующем(К)этапе эксперимента организуется положительное самоопределение его участников, подготовка педагогических кадров к экспериментальной деятельности, проводится комплексная диагностика учащихся экспериментальных классов (ЗУН, УУД, психическое развитие), организуется в пилотном режиме первичная апробацияучебно-методических, технологических и дидактических средств, фиксируются возникающие противоречия и выявляются их причины.

На проектировочном (П)этапе эксперимента предполагается организовать проектную деятельность по внесению уточняющих корректив в апробируемые учебно-методические, технологические, дидактические, диагностические и организационные средства.

На формирующем(Ф)этапе эксперимента проводится апробация уточненных вариантов учебно-методических, технологических, дидактических, диагностических и организационных средств, контроль результатов экспериментальной деятельности.

Данный цикл экспериментальной деятельности осуществляется при апробации учебно-методических, технологических, дидактических, диагностических и организационных средств реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсондля каждой возрастной ступени обучения.




№ этапа апробации

Год

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

К и Пэтапы

Ф этап

1 этап

2011–2012

1 класс



2этап

2012–2013

2 класс

1 класс

3 этап

2013–2014

3 класс

2 класс

4 этап

2014–2015

4 класс

3 класс

5 этап

2015–2016



4 класс


План реализации задач экспериментальной деятельности

«Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсонс позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа»

1 этап: 2011–2012 гг.

1. Подобрать образовательные учреждения России для реализации проекта, оформить соответствующую документацию.

2. Сформировать педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента для проведения первого этапа эксперимента.

3. Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности на первом этапе, провести подготовку учителей-экспериментаторов к реализации задач первого этапа.

4. Разработать и согласовать систему функционирования инновационной сети иплан реализации первого этапа эксперимента.

5. Уточнить тезаурус системно-деятельностного подхода к реализации задач ФГОС, основанного на общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

6. Уточнить концептуальные основания построения непрерывного образовательного процесса, направленного на формирование УУД, и его критериальное обеспечение.

7. Уточнить с помощью модельных образцов учебно-методических средств методикиформирования УУД в 1 классе начальной школы с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа.

8. Апробировать в пилотном режиме и соотнести с требованиями ФГОС диагностический инструментарий уровней сформированности УУД у учащихся 1 класса, программы, и учебно-методические комплексы образцов-сценариев уроков по формированию у учащихся 1 классаУУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» и курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»);

9. Уточнить алгоритм проектирования программы развития партнерских отношений между школой и семьей при переходе к реализации ФГОС.

10. Апробировать и соотнести с требованиями ФГОС программу взаимодействия школы с родителями учащихся 1 класса.

11. Провести рефлексивный анализ хода первого этапа эксперимента, консультации педагогов-экспериментаторов, семинары, вебинары, круглые столы, конференции по обмену опытом экспериментальной работы для выявления затруднений, своевременной коррекции экспериментальной деятельности и при необходимости компенсации негативных проявлений.

12. Внести уточняющие коррективы в апробируемые учебно-методические, технологические и дидактические средства и диагностические материалы для 1 класса начальной школы.

13. Согласовать с руководителями школ предварительный план экспериментальной работы на следующем этапе эксперимента и план построения методической работы на первом (мотивационном) этапе освоения инновации.

14. Провести информационно-мотивационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности с ходом и результатами первого этапа эксперимента.

2 этап: 2012–2013 гг.

1. Уточнить список образовательных учреждений России для реализации второго этапа эксперимента, оформить соответствующую документацию.

2. Уточнить педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента на втором этапе, провести подготовку педагогических кадров.

3. Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности на втором этапе, провести подготовку учителей-экспериментаторов к реализации задач второго этапа.

4. Уточнить систему функционирования инновационной сети иплан реализации второго этапа эксперимента.

5. Апробировать учебно-методические, технологические и дидактические средства формирования УУД в 1 классе начальной школы по образовательной системе «Школа 2000...».

6. Провести в экспериментальных 1 классах входную и итоговую диагностику уровней сформированностиУУД.

7. Уточнить с помощью модельных образцов учебно-методических средств методикиформирования УУД во 2 классе начальной школы с позиций непрерывности образовательногопроцесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа.

8. Апробировать в пилотном режиме и соотнести с требованиями ФГОС диагностический инструментарий уровней сформированности УУД у учащихся 2 класса, программы, и учебно-методические комплексы образцов-сценариев уроков по формированию у учащихся 2 классаУУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» и курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»);

9. Провести в педагогических коллективах входную диагностику уровнеймотивации и профессиональных компетенций педагогов по дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (ДСДМ).

10. Организовать обучение заместителей директоров по проблеме построения методической работы в образовательном учреждении в условиях освоения ДСДМ.

11. Уточнить содержание и средства методической работы на первом (мотивационном) этапе работы школы по освоению ДСДМ.

12. Организовать апробацию организационно-структурной модели построения методической работы школы при переходе к реализации ФГОС по образовательной системе «Школа 2000...» на первом (мотивационном) этапе освоения инновации.

13. Разработать и апробировать образцы-сценарии методических мероприятий для первого (мотивационного) этапа методической работы школы по освоению ДСДМ.

14. Апробировать диагностический инструментарий уровней мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации ДСДМ на первом (мотивационном) этапе методической работы по освоению инновации.

15. Внести уточняющие коррективы в апробируемый алгоритм проектирования программы развития партнерских отношений между школой и родителями при переходе к реализации ФГОС; уточнить содержание, направления и формы работы с родителями учащихся 1 класса.

16. Апробировать и соотнести с требованиями ФГОС программу взаимодействия школы с родителями учащихся 2 класса, диагностический инструментарий эффективности взаимодействия школы родителями.

17. Провести рефлексивный анализ хода второго этапа эксперимента, консультации педагогов-экспериментаторов, семинары, вебинары, круглые столы, конференции по обмену опытом экспериментальной работы для выявления затруднений, своевременной коррекции экспериментальной деятельности и при необходимости компенсации негативных проявлений.

18. Внести уточняющие коррективы в апробируемые учебно-методические, технологические, дидактические средства, диагностические материалы для 2 класса начальной школы и организационно-структурную модель построения методической работы школы на первом (мотивационном) этапе освоения инновации.

19. Согласовать с руководителями школ предварительный план экспериментальной работы на следующем этапе эксперимента и план построения методической работы на втором (мотивационно-практическом) этапе освоения инновации.

20. Провести информационно-мотивационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности с ходом и результатами второго этапа эксперимента.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Семинар «Механизмы реализации фгос»
1568.58kb.
7 стр.
Начальник Муниципального отдела управления образованием
245.2kb.
1 стр.
Дополнительное образование детей в условиях реализации фгос второго поколения
85.07kb.
1 стр.
Дополнительное образование детей в условиях реализации фгос второго поколения
92.29kb.
1 стр.
Инструкция по введению электронного документооборота, Положение об учебном кабинете с учетом требований фгос ноо
103.84kb.
1 стр.
Семинар «Механизмы организации совместных научных исследований»
50.16kb.
1 стр.
Работа с родителями по новым фгос с 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
70.86kb.
1 стр.
Программа экспериментальной работы «Обеспечение преемственности в реализации фгос начального и основного общего образования на институциональном уровне»
342.41kb.
1 стр.
План внутришкольного контроля внедрения и реализации фгос 2012-2013 учебный год
104.45kb.
1 стр.
Практический семинар «Современный урок в контексте фгос»
44.61kb.
1 стр.
Социально-экономического развития
1992.11kb.
19 стр.
Дистанционные образовательные технологии при реализации фгос второго поколения основного общего образования
55.64kb.
1 стр.