Главная
страница 1


Содержание

Введение 3



  1. Биография А.А. Дейнеки 5

  2. Творчество А.А. Дейнеки. 1920-1930-е гг. 7

  3. Творчество А.А. Дейнеки в период Великой Отечественной Войны 10

  4. Творчество А.А. Дейнеки в послевоенный период 12

  5. Анализ картины 14

Заключение 15

Библиография 17



Введение

«Самая маленькая жизнь

неотделима от жизни Родины –

моя тоже».

Александр Александрович Дейнека — мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.

На всех этапах творческого пути Дейнека испытывал глубокую слитность с историческим процессом, ощущал себя выразителем народных интересов и устремлений.1

Дейнека рано осознал, что стиль нельзя выдумать. Он изображал то, что создавалось печалями и надеждами людей, их насущные интересы и чувства. Само время, новизна вещей и явлений рождают современную форму, подсказывают новые выразительные приемы работы.

Разработанная Дейнекой система изображения отмечена повышенной функциональной активностью и пластической ощутимостью слагаемых элементов, острой, концентрированной подачей отобранного материала. Вместе с тем его индивидуальный стиль преломлял импульсы определенной социальной среды, нес на себе явственный отпечаток вкусов и личных привязанностей художника, обнаруживал устойчивый интерес к большим советским темам, искреннюю увлеченность романтикой созидания и борьбы. Этот стиль неотделим от жизненных предпочтений Дейнеки, от его органической тяги ко всему здоровому, ясному, чистому, природной склонности к решительным поступкам, совершенно естественной для него любви к спорту, технике, живому рабочему городу. Редкое произведение художника не насыщено светом, динамикой, молодой энергией. Стержневым началом художественной концепции Дейнеки была философия действия, вера в безграничные возможности свободного человеческого коллектива.

По складу таланта, характеру чувствования и мышления Дейнека – монументалист, изображавший жизнь крупным планом, с широким событийным и композиционным размахом. Он – выразитель массовых действий, всеобщих усилий и переживаний, правдивый истолкователь стремлений народа, реализованных в больших делах и событиях.

Эволюция творчества Дейнеки представляет собой внутренне закономерный процесс, хотя и не лишенный определенных сложностей, противоречивых моментов, сопровождавшийся как великими прозрениями, так и невольными заблуждениями.

Одно из важных назначений современного художника, по мнению Дейнеки, состоит в раскрытии поэтической ценности явлений, рожденных перестройкой действительности, социальной борьбой и трудовой активностью масс.1

Дейнека никогда не был способен уходить и замыкаться в пассивном и бездеятельном созерцании. Ему как воздух было небходимо постоянно и непосредственно соприкасаться с жизнью, с массами людей, с их работой, с их радостями и горем. Поэтому в его искусстве нет никаких сочиненных чувств, но зато так много покоряющей всех зрителей художественной правды.



  1. Биография А.А. Дейнеки

Родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске.

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915—1917). В 1919—1920 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агитационного театра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920—1925), в том числе у В.А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.

В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. В ОСТ входили Ю.И. Пименов, П.В. Вильямс, К.А. Вялов, Б.И. Волков, В.Ф. Люшин, С.А. Лучишкин, А.А. Лабас, А.Г. Тыналу, А.Д. Гончаров. Молодежь любила собираться в небольшой канцелярии Музея живописной культуры, где помощником директора работал П.В. Вильямс.1

1921-1925 гг. – Начал участвовать в художественных выставках.

1932 г. – Первая премия на Международной выставке в Питсбурге за картину «На балконе».

!935 г. – Творческая командировка в США, Францию, Италию. Создает большой цикл картин.

1937 г. – Получил большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за панно «Знатные люди Страны Советов».

1938-1939 гг. – мозаичный цикл для станции метро «Маяковская».

1958 г. – Получил большую золотую медаль на Брюссельской Международной выставке за панно «Демонстрация за мир во всем мире».

1961 г. – Мозаичный фриз Кремлевского Дворца съездов.

1964 г. – Присуждена Ленинская премия за мозаичное панно «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты».

Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962-1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960.

Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934-46 и 1957-63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1952, директор в 1945-48), Московском архитектурном институте (1953-57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.1

Умер 12 июня 1969 г. в Москве.



2. Творчество А.А. Дейнеки. 1920-1930-е гг.

В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Уже в это время в живописи и графике Дейнеки сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Дейнека стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых, то торжественно-напряжённый, то бурный ритм труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны ("На стройке новых цехов"). В этот же период Дейнека создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему - картину "Оборона Петрограда" (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918-1920 гг., как гимн героической смерти во имя революции.

Одновременно с плакатной графикой Дейнека успешно работает в области книжной иллюстрации, в особенности над оформлением детской литературы. В том, что художник взялся за иллюстрирование книг для детей, была своя логика, во-первых, обусловленная насущной актуальностью самого жанра, а во-вторых, специфическими особенностями раннего журнального творчества мастера, в котором публицистичность сочеталась с по-детски чистой любовью к искусству, высокий аналитизм комплексного мышления – с глубиной переживаний.

В 1930-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы ("Мать", 1932, Третьяковская галерея, «Портрет девушки с книгой», 1934).

Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Дейнеки этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека ("Донбасс. Обеденный перерыв", 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; "Будущие лётчики", 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Дейнекой на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934-1935 («Негритянский концерт», «Юноша-негр», «Набережная Сены»,"Улица в Риме", 1935, Третьяковская галерея).

К 1930-м гг. относятся лучшие у Дейнеки изображения обнаженного тела – «На балконе» (1931), «Купающиеся девушки» (1935, Третьяковская галерея), «Купальщица, стоящая на коленях» (1935).

В этот период характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах («Бег», 1932—1933, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея).

Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938—1939) этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев.

Важным элементом творчества Дейнеки становится пейзаж, отражающий красоту новых общественных отношений, несущий в себе отголоски энтузиазма и нравственного подъема, которыми жила страна в эпоху первых пятилеток.1


  1. Творчество А.А. Дейнеки в период Великой Отечественной Войны

Годы Великой Отечественной войны были для Дейнеки при всех возможных тогда трудностях временем очень большого подъема, вполне подготовленного его творчеством 1930-х гг.

Художник одинаково пережил трагическую и героическую глубину чувств военного времени: его мучительно тревожили образы гибели и страдания («В оккупации», 1944, «Сгоревшая деревня», 1942), его захватывали сцены борьбы с врагами и победы над ними, и в этих сценах он находил поразительные по своей безжалостной и суровой правде образы («Сбитый ас», 1943). Проявился с новой силой культ героической смерти.

Дейнека сумел найти словно синтезированное воплощение тревоги и вместе с тем мощи Москвы военных лет («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941).1

В годы Великой Отечественной войны Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину "Оборона Севастополя" (1942, Русский музей, Ленинград), скорбная и вместе с тем величественная эпопея о подвиге защитников Севастополя.

Дейнека создает суровые, драматические пейзажи ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, Третьяковская галерея, «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», 1941), героические образы защитников Родины («Солдат в плащ-палатке», 1942).

Работая над пейзажами военной поры, художник в отборе и художественной концентрации натурного материала всячески акцентирует его связь с реальным историческим процессом и коллективной человеческой деятельностью, с подлинными настроениями и помыслами народа.2

Картина «Берлин в день подписания декларации» (1945) наполнена энергией, радостью Победы.

Произведения Дейнеки военного периода – бесценный художественный документ эпохи, во всей подлинности отразивший величайшую драму народной жизни, раскрывший непреходящий исторический смысл одержанной победы, духовную красоту людей, выигравших жестокую битву с фашизмом.1



4. Творчество А.А. Дейнеки в послевоенный период

В послевоенный период Дейнека вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920-30-е гг. ("У моря", 1956-57, Русский музей).

В конце 1950-х гг. для художника наступает пора нового творческого подъема, художественные творения мастера обретают убедительность и внутреннюю монументальность («Тракторист», «В Севастополе», 1956).

В работах этого периода заметно усложнилась пластическая и цветовая характеристика образа, обозначилось стремление углубить концепцию типического героя эпохи, в большей мере наделить ее признаками конкретной личности, увязать с особенностями личной судьбы человека.

Его по-прежнему влечет красота ясных орнаментальных силуэтов, выразительность крупных цветовых планов, монументальный лад пластического и композиционного ритма. В то же время он становится еще внимательнее к особенным проявлениям жизни, старается полнее передавать многообразие оттенков видимого.

Истоки убедительности коренились не только в загадочной сфере творческой субъективности, но и в глубоком знании действительной жизни.

Ряд наполненных поэтическим содержанием вещей Дейнека создает в жанре городского пейзажа. Характерными для мастерства художника приемами с использованием необычной точки зрения сверху и динамичной расстановкой форм в пространстве решен пейзаж «Москва. Пейзаж» (1952). Как не похожа приветливость его облика на суровый облик московских пейзажей военной поры. Созданный Дейнекой образ большого индустриального города значителен своей внутренней атмосферой, характеризующей надежды и ожидания людей послевоенной эпохи, радостный пафос надвигающихся перемен.1

5. Анализ картины

Вершиной творчества Дейнеки 1930-х гг. можно считать картину «Мать» (1932) – одну из самых замечательных картин всей советской живописи вообще.

Монументальная, верно найденная простота образного строя, продуманная сдержанность цвета и вместе с тем смелая и свободная естественность композиции придают этой картине не только большую значительность, но и в полной мере современное звучание, в этой вещи сочетается правдивое душевное волнение и столь же реально ощутимое возвышенно-героическое величие.

Заключение

Мировой известностью пользуется обширная (свыше 800 экспонатов) и разнообразная коллекция работ А.А.Дейнеки в Курской картинной галерее, с 1969 г носящей его имя. Начало коллекции было положено подаренными автором в 1935 г двумя картинами: «Футболист» (1932) и «Пионер» (1934). В галерее представлены графические листы для агитационно-массовых журналов 1920-х гг. «Безбожник» и «Безбожник у станка», авторские работы к детским книжкам-картинкам «В облаках», «Парад Красной Армии», «Электромонтер», акварели 1930-х гг., среди которых шедевры - «Гроза заходит. Дождь» (1934), «Рим. Площадь Испании» (1935), плакаты, эскизы росписей различных общественных зданий, эскизы мозаик для станций метро «Маяковская», «Новокузнецкая», мозаики, графика военных лет, скульптура, фарфор, терракота. Среди живописных работ – «Портрет К.Вялова» (1923), «В воздухе» (1932), «Отдыхающие дети» (1933), «Сухие листья» (1933), «Портрет С.И.Л.» (1936), «Итальянский мотив» (1935) и другие. Многие произведения А.Дейнеки из собрания галереи экспонировались за рубежом: в Германии, Австрии, Венгрии, Японии, Италии, США, Финляндии.1

Творчество Дейнеки невозможно рассматривать как в отрыве от истории страны, так и вне определенной культурной среды, порождением которой оно является.

В работах Дейнеки нет сухой правильности, он не выносил чрезмерную изощренность манеры, его раздражало искусство, перенасыщенное фактографическими приемами. Органичная близость декоративной культуры народа проступала в творчестве художника, в цветовом и пластическом строе его картин, мозаики, фресок.2



Наследие Дейнеки внушительно по объему, но привлекает прежде всего необычайным разнообразием состава. Оно насчитывает многие сотни журнальных рисунков, набросков, зарисовок, плакатов, книжных иллюстраций Разные виды и жанры включает живопись художника. К этому надо прибавить немалое число скульптур, мозаик и фресок, исполненных в синтезе с архитектурой.1

Библиография

  1. Александр Александрович Дейнека.- М.: Искусство, 1959.- 70 с.

  2. Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- 328 с.

  3. Дейнека. Образ и цвет. Альбом/ Авт.-сост. В.П. Сысоев.- М.: Изобразительное искусство, 1981.- 17 с.

  4. Дейнека Александр Александрович.- М.: Искусство, 1959.- 70 с.

  5. Живопись 20-30-х гг. Сост. А.М.Муратов. Автор вст. ст. В.С. Манин.- СПб.: Художник РСФСР, 1991.- 200 с.

  6. Журнальная графика Дейнеки. 1920 - нач. 1930 гг./ Авт.-сост. Г.Л. Демосфенова.- М.: Советский художник, 1979.- 88 с.

  7. Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской советской живописи.- Л.: Художник РФСР, 1964.- 408 с.

  8. История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов/ под ред. Д.В. Сарабьянова.- М.: Высш. шк., 1989.- 448 с.

  9. Ненарокова И.С. «Люблю большие планы….». Художник Александр Дейнека.- М.: Советский художник, 1987.- 208 с.- (Рассказы о художниках).

  10. Русские художники от «А» до «Я».- М.: Слово/SLOVO, 2000.- 216 с.

  11. http://vshapes.bip.ru/personals/deineka/

  12. http://kursk.amr-museum.ru/Gal/russian/vv/vv_1_rus_1.htm



1 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 206.

1Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 32.

1 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 33.

1 http://vshapes.bip.ru/personals/deineka/

1 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 125.


1 Александр Александрович Дейнека.- М.: Искусство, 1959.- с. 12.


2 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 208.

1Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 324.

1Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 268.


1 http://kursk.amr-museum.ru/Gal/russian/vv/vv_1_rus_1.htm


2 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с. 137.

1 Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- с.7.




Смотрите также:
Биография А. А. Дейнеки 5 Творчество А. А. Дейнеки. 1920-1930-е г
132.66kb.
1 стр.
Биография А. С. Пушкина в литературоведении 1920−1930-х годов в СССР и русском зарубежье: генезис, эволюция, методология
731.7kb.
3 стр.
Фесянова Н. Л., ассистент филиал кгу в г. Набережные Челны американская колумнистика XIX века
76.53kb.
1 стр.
Царицынское (сталинградское) краеведение в 1920-1930 х годах
358.6kb.
1 стр.
Социально-демографическое развитие центрального черноземья в 1920-1930-е гг
392.62kb.
2 стр.
Между идеологией и реальностью. Конец 1920-х – 1930-е гг. 1 Аманжолова
191.85kb.
1 стр.
Становление и развитие советской высшей школы в 1920-1930 гг
803.24kb.
5 стр.
Художественное своеобразие отечественной метапрозы 1920-х начала 1930-х годов
470.25kb.
3 стр.
Влияние книжной культуры на становление советского гражданина в 1920-1930-е годы
85.3kb.
1 стр.
Агиттеатр 1920–1930-х гг на страницах «Живой театрализованной газеты»: жанровая специфика
88.43kb.
1 стр.
Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в бсср в 1920-1930-е гг
81.27kb.
1 стр.
Люди и судьбы Русского Зарубежья
196.19kb.
1 стр.