Главная
страница 1
Ивкова А. Станция «Счастливая» : [об истории здания автозаводского Дворца бракосочетания] // Нижегородский рабочий. – 2012. – 6 марта. – С. 26
Станция «Счастливая»

Приютила Дворец бракосочетания



В середине прошлого века в связи со строительством ав­тозавода остро встал жилищ­ный вопрос. По всей стране тогда возводились крупные промышленные предприятия, и отмечался массовый при­ток сельского населения в город. Для них, да и для ко­ренных горожан требовалось большое количество жилья, которое к тому же должно было находиться рядом с предприятием.
ГОРОД БУДУЩЕГО

Именно так и родилась идея строительства Соцгорода. Он должен был располагаться не­далеко от автозавода. Название Соцгород не случайное. Боль­шевики, коммунисты всегда стремились к идеалам социа­лизма, которые советские архи­текторы и попытались воплотить в Соцгороде — городе будуще­го, где людям будут обеспечены равные и комфортные условия быта и досуга. Так появились на Автозаводе дома необычной для нас архитектуры, широкие и зеленые улицы Соцгорода.

На его окраине построили ко­нечную станцию Детской желез­ной дороги. Считалось, что де­тям с детства надо прививать любовь к труду и давать зна­ния о профессиях. Они долж­ны делать все самостоятельно, своими руками, только тогда из них получатся грамотные и ква­лифицированные специалисты. Для этого детям нужно создать все условия. И взрослые их соз­давали. Яркий пример тому — строительство самой про­тяженной детской железной дороги Советского Союза. Она открылась в 1939 году.

Ее длина с четырьмя станциями (Родина, Маяковского, Пушкин­ская, Счастливая) составляла 9,1 километра. Сейчас маршрут несколько сокращен. Детская железная дорога соединяла ста­рейший район Заречья, Канавино, с новостройками Автозавода.

Строительство началось 30 мая 1939 года. Как и все дет­ские железные дороги дово­енной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсо­мольских субботников. Всего в ее возведении участвовали бо­лее 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень. Из бюд­жета города не было выделено ни копейки, зато посильную по­мощь оказывали предприятия. Горьковский автозавод постро­ил станцию Счастливая, худож­ники театра оперы и балета расписали потолок на станции Родина, завод «Красное Сор­мово» переоборудовал парово­зы. Даже Горьковский цирк не остался в стороне: он дал три благотворительных представле­ния, деньги от которых перечис­лил на строительство дороги.

Общими усилиями дорогу по­строили всего за пять с полови­ной месяцев. 8 ноября 1939 года по Малой Горьковской прошел первый поезд. ДЖД была осна­щена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализа­ции. Имелись телефонная, теле­графная, телетайпная связь. Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо (со смотровой канавой и ремонтными мастер­скими), которому было присвое­но имя Чкалова. По специаль­ному заказу Горьковское вагон­ное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудован­ных по типу вагонов Москов­ского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65. Капот об­текаемой формы сделал их похожими на очень популяр­ный в те годы паровоз ИС — Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере, на более поздних фотографиях они уже не видны.

В то время поезда ходили по ДЖД круглый год по нескольку раз в день, причем не только пассажирские, но и грузовые. В кружках по подготовке юных железнодорожников азы про­фессии осваивали более 800 школьников. Каждую неделю у них было три часа теории и столько же практики. Через год в кружках занимались уже 1500 детей. В 1940 году на ДЖД от­крылся музей железнодорожно­го транспорта.

Конечную станцию дороги на­звали Счастливая. Возможно, название навело на мысль сде­лать впоследствии из нее Дво­рец бракосочетания. Несмотря на то, что здание поменяло свое предназначение, в архитектуре изменений почти не произошло. Пожалуй, только убрали пионеров с горнами и знаменем, сто­явших на четырехколонном пор­тике с балюстрадой (аналогия со станцией Родина). Здание по­строено в 1932 году архитекто­ром Анисимовым. Сегодня оно находится под охраной государ­ства как памятник архитектуры советского периода.


ВОЗРОЖДЕНИЕ УТРАЧЕННОГО

После Великой Отечествен­ной войны Детская железная дорога развивалась и посте­пенно возвращала себе звание лучшей в стране. Но в середине лета 1965 года судьба дороги круто изменилась. В феврале 1965 года с началом массово­го жилищного строительства в этом районе встал вопрос о переносе ДЖД. Гориспол­комом был утвержден проект изменения трассы. Как потом выяснилось, для его реализа­ции потребовалось бы снести 48 жилых домов. Естественно, этот проект реализован не был. Началась разработка нового проекта. Не дожидаясь ее за­вершения, А. Д. Проскурин при­нимает единоличное решение о расшивке пути Детской желез­ной дороги, что и было сделано. Никакого наказания за разру­шение ДЖД чиновник не понес. А для полной реабилитации 6 августа 1966 года — через год! горисполком задним числом утверждает решение Проскури­на. От девяти с лишним оста­лось всего полтора километра дороги и единственная станция Родина. Вокзал на станции Счастливая был передан под Дворец бракосочетания. Не­когда лучшая детская железная дорога страны практически пе­рестала существовать.

После событий 1965 года до­рога долго эксплуатировалась в урезанном виде и лишь в 1991 году начались работы по ее реконструкции. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги и новая станция, названная Счастливой в память о старой.

Теперь на плане дорога пред­ставляет собой треугольник, в вершинах которого находятся три тупиковые станции — Роди­на, Счастливая и Пушкино (не путать со станцией Пушкинская, которая была на старой дороге. — Прим. автора). На каждой из них тепловоз перецепляется в другой конец состава, после чего поезд отправляется на сле­дующую станцию.

Первое время после рекон­струкции эксплуатировался только перегон Родина — Пуш­кино. Станция Счастливая была временно законсервирована. Впоследствии было открыт движение и до нее. Сейчас пла­нируется увеличить длину доро­ги до 12 километров.

В 1996 году был проведен капитальный ремонт паровоза Кп-4-430, который с 1955 года и до середины 80-х годов про­шлого века водил поезда по Горьковской ДЖД. В результа­те с 1997 года на Горьковской Детской железной дороге была восстановлена паровая тяга, что для современных дорог являет­ся большой редкостью. Правда, паровоз используют лишь дваж­ды в год — в день открытия до­роги и в День города.

В 1999 году в локомотивном депо станции Тумская по спец­заказу, как и в 1939-м, было из­готовлено два новых открытых пассажирских вагона «дили­жанс». Впрочем, если раньше изготовление вагонов по спецзаказу было признаком при­надлежности к элите, то теперь другого пути обновления под­вижного состава просто нет, по­скольку серийное производство узкоколейных пассажирских вагонов в нашей стране было свернуто еще в 1995 году.

Анна ИВКОВА,



экскурсовод ЗАО «Турист».


Смотрите также:
Станция «Счастливая»
45.6kb.
1 стр.
1. На поезде с Курского вокзала г. Москва
15.19kb.
1 стр.
Я. А. Маюров оптимализм счастливая, трезвая жизнь учебное пособие
1351.04kb.
9 стр.
Улетая на крыльях ветра
28.77kb.
1 стр.
«А был ли мальчик?» (по повести Л. Д. Басовой «Зойка и пакетик»)
73.56kb.
1 стр.
Новый фильм бориса хлебникова долгая счастливая жизнь
28.57kb.
1 стр.
Счастливая история усыновления российских сирот американской семьей. Источник: Первый канал
108.1kb.
1 стр.
Исследовательская работа учащихся по творчеству Х. К. Андерсена. Можно ли сказать, что в сказках Андерсена, как в зеркале отражается его трудная,печальная,но всё же счастливая судьба
79.68kb.
1 стр.
Пермский край нытвенский район станция чайковская
1005.77kb.
6 стр.
Дж. Стивенс. Приручи своих Драконов
7138.57kb.
26 стр.
Russian London Courier n 336, 19 Feb 2010 Счастливая Ксюша
28.62kb.
1 стр.
Год 22 июня этот день должен был стать счастливым днём для тысяч мальчиков и девочек
65.55kb.
1 стр.