Главная
страница 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЯХТЕННОЕ ДЕЛО, УПРАВЛЕНИЕ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ»

Программа разработана педагогом дополнительного образования Васильевым Михаилом Романовичем

Программа рассчитана на 3 года Возраст 9-18 лет

1. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа относится к научно-технической направленности с элементами физкультурно-спортивной направленности.

Программа включает в себя все основные компоненты типовых программ применяемых в «Клубах юных техников» и «Клубах юных моряков», рассчитана на учащихся 7~х-11"х классов и помогает ученикам, освоившим полный курс, при поступлении в морские и речные высшие учебные заведения

Полный курс спланирован на три года обучения и составляет 684 учебных часов, по 228 часов в каждый учебный год

Программа рассчитана три возрастные категории.


  • Младшая - возраст 9-11 лет.

  • Средняя - 12-15лет.

  • Старшая 16-18 лет

Научно-техническое направление

На этом этапе программа более ориентирована на самодеятельное творчество, работу с инструментами и материалами, применяемыми в судостроении и яхтенном деле.



  • постройки самодельных яхт по известным проектам,

  • ремонта судов, оснастки и подготовки их к будущим походам и соревнованиям в следующей навигации.

  • усовершенствования и наладке узлов и оснастки судов,

  • изучения приемов судовождения на тренажерах

  • изготовления учебных макетов и моделей судов

  • изучения свойств судов по поведению макетов и моделей

Физкультурно-спортивное

Парусный спорт один самых древних и романтичных видов спорта. Обучение искусству управления парусным судном всесторонне развивает личность, формирует характер, повышает мотивацию. Включает изучение:



  • основ правопорядка и безопасности на воде,

  • истории парусного флота,

  • устройства парусного судна,

  • теорию судна,

  • правил плавания на внутренних водных путях РФ,

  • правила парусных соревнований,

  • морской этики

  • приемы управления судном в различных условиях

  • приемы спасения и самоспасения на воде

  • выживания в трудных условиях

  • обучению плаванию

Занятия объединения строятся по циклам, что способствует реализации принципа "старшие обучают младших". Учебный процесс в неделю составляет 4 часа для группы первого года обучения и 6 часов для группы второго года обучения. В период с сентября по май ученики проходят базовый теоретический курс. Практические занятия проводятся для первого года обучения:

Сентябрь и октябрь - первичное ознакомление со способами и приемами управления яхтой. Апрель, май - закрепление навыков и участие в соревнованиях, подготовка к зачетному парусному походу.

Для учеников второго и третьего года обучения:

Сентябрь, октябрь - тренировки и соревнования для повышения уровня мастерства. Апрель, май - восстановление навыков, ослабленных в зимний период, соревнования, подготовка к зачетному походу.

В период с июня по август занятия проводятся за сеткой часов настоящей программы и включают в себя тренировочные занятия и многодневный поход.

Аудиторные занятия представляют собой лекции, практикумы и семинары. На лекциях, обучающимся, даются общие основные понятия по каждому изучаемому разделу.

Занятия организуются учебными группами по единому плану без разделения на начинающую и продолжающую, так как освоение материала строится по циклам и при повторении тем происходит углубление изучения материала. Оптимальный состав каждой учебной группы 10 человек. Минимальный состав учебной группы - 6 человек. Максимальный 12.


    1. ЦЕЛИ.

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

    1. ЗАДАЧИ

Из цели курса вытекают его основные педагогические задачи:

• обучающие - формирование умений и навыков творческой работы, овладение технологиями и проблематикой комплексных экологических исследований, углубление и расширение имеющихся у учащихся знаний о природе и истории родного края, формирование понятия о

целостности и диалектике природных комплексов и явлений, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, камеральной обработки и анализа материала;


  • воспитательные - воспитание экологической этики и ответственного отношения к природе осознание школьниками человека как части природы

  • развивающие - активное участие в практической деятельности по охране природы, развитие логического мышления, освоение методов анализа и синтеза, моделирование простых природных систем, развитие умения четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли; физическое развитие организма, формирование целостного экологоцентрического мировоззоения.

  • научить детей морской терминологии

  • научить детей самостоятельным навыкам управления яхтами и другими маломерными судами

  • научить детей правилам поведения на маломерных судах с малочисленным экипажем

  • научить детей правилам плавания судов

  • научить детей правилам безопасного поведения на судне и в море.

  • Развить память, силу воли. Физическую силу и выносливость, внимание и способность принимать самостоятельные решения

  • Воспитать чувство коллектива, целеустремленность

  • Воспитать бережное отношение к судну, судовому грузу, экипажу, пассажирам

  • Приобщить к ценностям морской культуры, истории и традициям

Основным результатом выполнения программы будет формирование у ребенка эстетического и нравственного мировоззрения, позволяющего ему правильно найти свое место в коллективе, ответственно и инициативно относиться к порученному ему делу, занять активную жизненную позицию. Одновременно, общаясь с юными моряками других клубов, с капитанами-профессионалами с большим опытом плаваний, приобщиться к великому морскому братству, осознать значимость своего дела.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. После первого года обучения После второго года обучения После третьего года обучения

В результате выполнения программы обучаемый должен: а) иметь общее представление:


  • - о морской культуре и хорошей морской практике

  • - об устройстве яхты, ее парусном вооружении;

  • - о теории паруса и движения яхты, основных мореходных качествах;

  • - о метеоусловиях и местных погодных признаках;

  • - о мерах безопасности при занятиях парусным спортом;

  • - об основных правилах парусных соревнований

б) уметь самостоятельно:

  • - вооружать и разоружать яхту, содержать яхту в яхт-клубе;

  • - отходить и подходить к причалу при разных ветрах;

  • - ходить под парусом на всех курсах и разными галсами;

  • - выполнять повороты оверштаг и через фордевинд;

  • - выполнять маневр «человек за бортом»;

  • - проводить расхождение с другими плавсредствами;

  • - выполнять маневры на стартовой и финишной линии;

  • - вести борьбу у знака;

  • - восстанавливать швертбот после переворачивания

В программе имеются общие вопросы со школьными программами

  • по математике,

  • физике,

  • географии,

  • природоведению,

  • истории,

  • черчению,

  • тригонометрии,

  • астрономии,

что окажет дополнительную помощь ученикам в учебе в общеобразовательной школе.

  1. Условия реализации программы;

Для реализации поставленных задач необходимо:

  • организовать участие детей в различных парусных и иных походах на правах членов экипажей

  • организовать сдачу государственного экзамена на право управления маломерным судном в течение зимнего периода провести необходимый теоретический «береговой» курс, который включает в себя Правила плавания по внутренним водам РФ, Международные правила предупреждения столкновения судов в море, Правила парусных соревнований, Правила поведения и нормы безопасности при проведении мероприятий на воде. Данный курс проводится в классе морской подготовки оснащенном плакатами по устройству судна, изображениями навигационных знаков, сигналов и огней судов.

  • В течение зимнего периода производить самостоятельную постройку детской яхты «Оптимист», проводить ремонт судов и снаряжения и для полноценной и безопасной эксплуатации в будущем навигационном периоде.

  • В течение летнего (навигационного) периода проводить учебные тренировочные занятия на воде, организовать участие детей в различных морских и парусных соревнованиях, организовать проведение летнего спортивного похода в рамках летней оздоровительной практики.

  1. Методика оценки получаемых результатов.

Для оценки усвоения теоретического материала необходимо проводится аттестации по разработанным тестам. (Приложение 1.)

Для оценки качества подготовки судов к навигации, суда представляются на ежегодный технический осмотр в технические комиссии при Федерации парусного спорта или парусных клубов, которые осуществляют допуск к тренировкам и соревнованиям, выдачу судовых билетов и отметки о состоянии судов.

Оценка практических результатов происходит во время проведения различных соревнований.


  1. Методическое обеспечение курса

Формы работы

Основными формами работами по предлагаемой программы являются лекции, практикумы, и выездные занятия - испытания, тренировки, соревнования, походы.

Лекции применяются для формирования системы теоретических знаний. Лекции используются вначале изучения каждого раздела программы. Основное лекционное время используется в разделах - Основы безопасности на воде, теория и устройство судна.

Практикумы применяются для выработки умений навыков работы с инструментами и материалами, такелажным делом, а также для овладения методами настройки и наладки снаряжения судна.

Тренировки, соревнования и походы применяются для комплексного закрепления материала и исследовательских умений. Практически все главные тематические разделы заканчиваются выездными занятиями. Эти занятия являются основной формой контроля знаний. На выездах проводится контрольный практикум. После выезда всегда проводится подведение итогов, полученных в результате выездных занятий.

В зимний период проводятся отчетные семинары и конференции, на которых подводятся итоги и результаты летних тренировок, походов и соревнований. Выявляются лучшие ученики, которые награждаются грамотами и дипломами.



  1. Наглядные пособия, и методические материалы

  • Учебные плакаты по устройству судна

  • Учебные плакаты по теории судна

  • Учебные плакаты по правилам плавания на внутренних водных путях РФ

  • Шкала силы ветра и волнений Бофорта

  • Шлюпочный компас;

  • Морские карты.

  • Учебные троса и такелажный инструмент

  • Тренажеры для вязания морских узлов

  • Тренажеры для отработки техники управления детскими яхтами


  • 7.
    Коллекции сигнальных флагов

Литература для педагога.

    1. «Спорт на воде». 3.П.Фирсов, В.В.Федоров, Б.М.Фомиченко и др. Минск,:Полымя, 1987.

    2. «Судоводителю любителю о правилах плавания». В.К.Елисеев. Москва, Транспорт, 1993.

    3. «Учебник судоводителя любителя». Б!Карлов, В.Певзнер, П.Слепенков. Москва, ДОСОАФ, 1972.

    4. «Управление парусными судами». С.Я.Мошковский. Учебное пособие. Москва, Ад фонтас, 2003.

    5. «Пионерская судоверфь». Ветров С. -Л. «Судостроение» 1981. 256 с.

    6. «15 проектов судов для любительской постройки», Справочник. Издание третье, переработанное и дополненное. (Л.: Судостроение, 1985)

    7. «Справочник яхтсмена». Б.Бонд. Судостроение 1989г., 336 с.

    8. Маломерные суда на водоемах России. В.В.Антонов, В.В.Романов. Москва, «Водный путь», 2002

    9. Гонки "Оптимистов", Слэтер Ф.: Издательство: Аякс-пресс Москва, 2008



8. Нормативные документы и правила

      1. Правила плавания по внутренним водным путям РФ 2003 год.

      2. Международные правила предупреждения столкновения судов в море. МППСС-72

      3. Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Московского бассейна

      4. Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ

Утверждены Приказом Минтранса №100 от 24.10.2002.

      1. Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в г. Москве

      2. Правила по пропуску маломерных судов через шлюзы канала имени Москвы.

      3. СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

9. Документы

        1. Аттестация судоводителей на право управления маломерными судами Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 498

        2. Государственная регистрации маломерных судов Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500

        3. Технический надзор за маломерными судами Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 501

Пользование маломерными судами на водных объектах Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 502

5, Специальные правила по элементам конструкции, оборудованию и снабжению однокорпусных и многокорпусных яхт и личному снаряжению экипажей (1998-1999)



10. Литература для детей.

          1. Управление парусными судами. С.Я.Мошковский. Учебное пособие. Москва, Ад фонтас, 2003.

          2. «Пионерская судоверфь». Ветров С. -Л. «Судостроение» 1981. 256 с.

          3. «Справочник яхтсмена». Б.Бонд. Судостроение 1989г., 336 с

          4. «15 проектов судов для любительской постройки», Справочник. Издание третье, переработанное и дополненное. (Л.: Судостроение, 1985)

Гонки "Оптимистов", Слэтер Ф., Издательство: Аякс-пресс Москва, 2008


Тематический план занятий по курсу "Яхтенное дело, управление маломерными судами"







группы первого года обучения







Тема

Часы




БЕРЕГОВОЙ КУРС, яхта "Оптимист"







ТАКЕЛАЖНОЕ ДЕЛО




10










Виды тросов

2




Заделка тросов

4




Морские узлы

4






















СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ




26

Ремонт и перешивка парусов

6




Изготовление и ремонт шпангоутов

4




Изготовление и ремонот стрингеров

4




Изготовление и ремонт обшивки

4




Изготовление и ремонт рулевого устройства

4




Изготовление и ремонт рангоута

4






















ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА




24

Классификация

4




Устройство судна

4




Судовые устройства, системы, снабжение

4




Эксплуатационные качества

4




Мореходные качества

4




Маневренные качества

4




ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ




16

Скоростное вязание морских узлов

6




Отработка техники смены галосов на тренажере

6




Отработка навыков постановки и уборки парусов

4




ПРАВИЛА ПАРУСНЫХ СОРЕВНОВАНИИ

18

18

ПАРУСНОЕ СУДНО "Оптимист"




16

Устройство парусного судна, понятия: рангоут, такелаж, виды парусов

4




Классификация парусных судов: Кэт, шлюп, иол, кеч, тендер, шхуна

4




Устройство и основные элементы паруса, понятия: шкаторины, углы, боуты, рифы, латы

4




Теория парусного судна, основные курсы: левентик, бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд

4













СУДОВОЖДЕНИЕ




12

Общая характеристика и обзор водных путей

2




Плавучие знаки

2




Береговые знаки

2




Маневрирование и расхождение судов

2










Огни судов

2




Сигналы судов

2




БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ




10

Причины аварий


Смотрите также:
Образовательная программа «яхтенное дело, управление маломерными судами»
136.62kb.
1 стр.
Научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские центры
28.48kb.
1 стр.
Программа «Управление современным издательским процессом»
86.4kb.
1 стр.
И. М. Губкина Мартынов В. Г. 2010г. Примерная основная образовательная программа
938.08kb.
6 стр.
Учебный план «Государственно-общественное управление образовательными системами»
424.21kb.
4 стр.
Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
73.7kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа для сотрудников индустрии гостеприимства Образовательная программа «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
36.55kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «биржевое дело»
84.45kb.
1 стр.
Образовательная программа по русской литературе для V-XI класса Составили
880.94kb.
4 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Программа вступительных испытаний по основам редактирования по направлению подготовки 035000. 68 Издательское дело
218.4kb.
1 стр.