Главная
страница 1страница 2страница 3
Тема урока: Коррекционное занятие
Темы:

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры.

Лексическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный мягкий знак.

Цели:

- развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

- формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы;

- развивать слуховую память и слуховое восприятие; закрепить умения обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь;

- прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слов;

- развивать морфологический анализ и синтез;

- расширять словарный запас прилагательных и глаголов по теме «Зима».

Оборудование:

Кроссворды; карточки с записями однокоренных слов; карточки с записями предложений, синонимов; карточки с изображением животных; сигнальные карточки; таблица «Звуко – буквенный анализ слова».


План и ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Беседа о зиме.

Поговорим о приметах зимы:

- Какая погода зимой?

- Что бывает зимой? (холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель).

- Да, зима – это холод, мороз, вьюга, метель, снег, лыжи, коньки, веселье (предварительная запись на доске).

В каких словах пишется Ь?(вьюга, метель, снег, лыжи, коньки, веселье).

После каких букв пишется Ь, и в словах?



  1. Работа с однокоренными словами.

Зимой ребята очень любят – играть в снежки. Сейчас и мы поиграем в игру – соревнование «Кто дальше бросит снежок?». Выиграет тот, кто назовёт больше однокоренных слов (каждому ученику даётся лист с изображением фигуры мальчика и траектории полёта снежков).

- Условие игры следующее: сколько однокоренных слов внизу листа вы запишите, столько снежков можно закрасить, а потом мы узнаем, кто дальше всех смог бросить «снежок». Однокоренные слова вы сможете выбрать из записанных на доске и придумать, свои слова.



Речевой материал:

  1. Зима – зимний, зимовье, зимушка;

  2. Лыжи – лыжник , лыжница, лыжня;

  3. Лёд – льдинка, ледяной, оледенеть;

  4. Снег – снежок, снеговик, снежинка;

  5. Мороз – морозный, морозец, заморозить;

  6. Весело – веселье, весёлый, веселить.

- Найдите и выделите в этих однокоренных словах корень. Подчеркните слова с Ь. (определяется победитель).

  1. Разгадывание кроссворда.



Ь











































































Дефектолог: Порисуем, на снегу (каждому даётся карточка с пустым кроссвордом).

- Отгадаем кроссворд. Впишите следующие слова:



  1. Слово, противоположное слову ночь (день);

  2. Слово, близкое по значению словосочетанию дикое животное – (зверь);

  3. Слово, близкое по значению слову вьюга (метель);

  4. Слово, близкое по значению слову полынья (прорубь).



  1. Звуко – буквенный анализ слова.

Прорубь.

  1. Физкультминутка.

  2. Подбор прилагательных и глаголов к словам кроссворда.

Ученики подбирают карточки с прилагательными или глаголами. У каждого свой вариант.

Дефектолог: Сейчас мы будем подбирать к словам кроссворда прилагательные и глаголы.

- Первое слово день; Какой может быть день зимой? (короткий, холодный, морозный, солнечный, зимний).

- Второе слово – зверь. Подберите слова, которые отвечают на вопрос «Что делают звери зимой?» (Медведь – спит в берлоге. Волк – бродит по лесу. Заяц – прячется под кустом).

- Третье слово – метель. Подберите слова, которые отвечают на вопрос: «Что делает метель?» (метель воет, гудит, шумит).

- Четвёртое слово – прорубь; Какая вода в проруби? (ледяная, холодная).

VIII. Дидактическая игра «Охотник».

Детям предоставляется раздаточный материал: с одной стороны изображены следы зверей и птиц, а на обратной стороне изображения самих зверей и птиц: лисьи следы, заячьи следы, воробьиные следы, медвежьи следы, оленьи следы, беличьи следы. Дети выбирают изображение следов животных и ставят рядом с ним свою карточку. Проверка осуществляется переворачиванием изображения. Дети записывают, слово со своей карточки и подчёркивают разделительный Ь. Ученики указывают, какие буквы разделяет Ь.


IX.Выделение слов с разделительным мягким знаком из текста.

- За всеми зимними развлечениями дети не забывают и о зимующих птицах. Какие это птицы? (снегирь, воробей, ворона).

- Одна из этих птиц будет у нас почтальоном. Название этой птицы оканчивается мягкими согласным звуком. Кто это? (снегирь); вывешивается изображение снегиря.

- Снегирь принесёт вам маленькие рассказы о зиме. Выпишите из этих рассказов только те слова, в которых есть разделительный Ь.



X. Диктант (объяснительный)

Снег пушистыми хлопьями засыпал сучья деревьев, землю, крыши. Мороз сковал льдом реку. Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дуба проводит зиму серенькая белка. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы.



XI. Рефлексия

XII. Подведение итогов занятий.

Тема: Слова – «неприятели»

( антонимы)
Цели:

- расширять и обогащать словарный запас детей путем введения в речь антонимов;

- качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

- воспитывать любовь к русской речи;

- развивать языковое чутье, связную речь, память;

- закреплять умение выделять мягкие согласные в словах, мягкость которых обозначена вторым способом (при помощи мягкого знака).


Оборудование:

Картинки, карточки с заданиями, таблицы, мяч, записи на доске.


Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дефектолог:

Каждый день – всегда, везде:

На занятиях, в игре

Смело четко говорим

И тихонечко сидим.

- Посмотри, все ли готово к занятию?


II. Речевая разминка.

Дефектолог (читает плакат)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Прочитайте сами эти стихи выразительно («птичьим базаром»). Отгадайте загадку. О ком в них говорится?



Дети. О дятлах.

Дефектолог. Почему дятла называют лесным доктором?

Ответ детей.



Дефектолог. Слова «друг» и «враг» имеют противоположный смысл. Такие слова называют словами «неприятелями» или антонимами.
III. Работа с иллюстративным материалом.

- Подберите к данным словам антонимы. (Проверка – показ картинок со словами антонимами).

Пустая – полная, мелкая – глубокая, низкая – высокая, длинное – короткое, толстый – тонкий, надевает – снимает.
IV. Игра «Скажи наоборот».

Дефектолог бросает мяч, произносит слово. Ребенок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением.

День с- ночь, утро – вечер, восход – закат, весна – осень, зима – лето, завтра – вчера, рано – поздно, близко – далеко.
V. Работа по карточкам.

Каждому ребенку даются карточки. Выписать слова – антонимы данных слов. Обозначить мягкость согласных при помощи ь.

Дети зачитывают полученные слова.

1. Друг, печаль, враг,

высокий, большой, низкий,

ночь, сутки, день.

2. Длинный, большой, короткий,

радость, радостный, печаль,

большой, низкий, маленький.

3. Поднимать, опускать, брать,

белый, длинный, черный,

давать, продавать, брать.

4. Тяжелый, длинный, легкий,

День, утро, ночь,

Добро, друг, зло,

5. Жара, прохлада, холод,

Юг, запад, север,

найти, отдать, потерять,

6. Высокий, большой, помогать

Смеяться, помогать, низкий,

Вздох, выдыхание, выдох.


VI. Физкультминутка.
VII. Работа с пословицами (выделение антонимов).

Спишите. Подчеркните в каждом предложении существительные антонимы.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Ученье – свет, а неученье – тьма.


VIII. Работа у доски.

- Я буду зачитывать антонимы, а вы запишите их в два столбика.

Что хорошо, а что плохо?

Подчеркните мягкие согласные мягкость, которых обозначается мягким знаком.

Ложь – правда, горе – радость, отвага – трусость, сила – слабость, вражда – дружба,

Здоровье – болезнь, вежливость – грубость, ненависть – любовь, веселье – грусть.



IX. Рефлексия.

X. Итог занятия.
- Что нового узнали на занятии?

- Какие слова мы называем «неприятели» или антонимы?


Тема: « Дифференциация фонем, имеющих акустико-сертикуляторное сходство. Звонки и глухие парные согласные Д-Т. Звукобуквенный анализ слова».
Цели:
1. Учить уточнять и сравнивать по артикуляции звуки [д – т].

2. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [д – т] в словах.

3. Развивать у детей слуховое внимание, память.

4. Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

5. Развивать коммуникативную сторону речи, активизировать словарный запас, развивать связную речь детей.

6. Воспитывать любовь к родному языку.


Оборудование: доска, мел, карточки с буквами, зеркала, таблицы, карточки с заданиями, картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка домашнего задания.

- Какие парные звонки глухие согласные знаем? Назовите.

- Составление по слоговой таблицы слов с изученными парными звонками и глухими согласными.

Послушайте новую скороговорку:

Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил как долотом.

- Какие звуки встретились в слове долото?

II. Основная часть

1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке (в начальной позиции).

2. Сравнение звуков [д] и [т] по артикуляции (сходство и различие).

- Возьми зеркала, и сравните звуки [д] и [т] по артикуляции. Чем они похожи? Чем отличается?

Мимическая гимнастика.

3. Работа с текстом.

- Возьмите, пожалуйста, карточки. Прочитайте текст. Назовите после прочтения по 2 слова со звуками [д] и [т].

4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и звучанию; составление с ними предложений (устно).

дачка – тачка душ – тушь

дом – том удочка – уточка

дочка – точка кадушка – катушка

Запишите слова в тетради, подчеркни звонкий согласный звук (д) – одной чертой, глухой (т) – двумя чертами.

5. Закончите предложение, выбрав подходящее слово:

У сестрицы Аленушки на сердце…(тоска)

На крыльце подгнила… (доска)

Ветер … последние листья. (стул)

Придвиньте гостю…. (сдул)

Брат… последний экзамен (стал)

Я… хорошим учеником. (сдал)

Найдите имена существительные в именительном падеже. Обозначьте падеж.



III. Гимнастика для глаз, физкультминутка.

IV. Работа на дифференциацию звуков (д – т).

  1. Запишите слова под диктовку в две колонки (по наличию д.т.).

Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Правильно ли вы написали слова.

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кто одну? Две?

2) Добавить недостающий слог та или да:


  1. Устно с перекидыванием мяча.

Лопа- , приро- , ребя- , воро- , горо- , мач- , боро- , гуся- , темно- , меч- , посу- , глухо- , свобо- , просту- , звез- , холо- , бесе- , кар- .

3) Записать глаголы с приставкой до- .

Подчеркните букву д – одной чертой, т – двумя чертами.

Образец: тянул – дотянул.

Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал.

- Какой смысловой оттенок придаёт глаголам приставка до-?

- Составьте предложение с глаголами с приставкой до-?

4) Звукобуквенный анализ слова дует.

V. Рефлексия.

VI. Итог занятия.

- Какие парные звонкие и глухие согласные мы учились сегодня различать?




Таблица № 1

У И Е Е Т

3 Ю С В Я

Ф М Э Ш Ч

Б О Н

Ы Ж Ж Г Ь

Й Ц Л Р

Д П П А

X Ъ К Щ Ё



Таблица № 2

Ч Ц

А Й Д М

Ш П

Р Э Г О X

Е Ъ З

К И Л Ф

В С Б Ю Н

Т Ы Ж

У Я Ё Щ Ь

1. Покажи буквы в порядке алфавита.

2. Покажи согласные, гласные буквы.

3. Покажи буквы слов: журнал, медведь, минута и др.



4. Поиграйте с товарищем. Кто быстрее найдёт букву, буквы слов.

Таблица № 3

Слоговая таблица




А

О

У

Ы

И

Е

Ё

Е

Ю

Я

Э

Б































В































Г































Д































Ж































З































К































Л































М































Н































П































Р































С































Т































Ф































X































Ц































Ч































Ш































Щ

































  1. Покажи слоги: ра, бо, ми, зё, и др.

  2. Покажи слоги слов: корова, ракета и др.


Таблица № 4

Слоговая таблица «Шахматка»




А

Б

В

Г

Д

Ж

3

И

к

Л

1




а

о

и

У

ы

е

я

ё

е

ю

2

н

на

но

ни

ну

ны

не

ня

нё

ню

3

:>

с

са

со

си

су

сы

се

ся

сё

се

сю

4

к

ка

ко

ки

КУ

кы

ке

кя

кё

юо

5

т

та

то

ти

ту

ты

те

тя

тё

тю

6

л

ла

ло

ли

лу

лы

ле

ля

лё

лю

7

м

ма

мо

ми

му

мы

ме

мя

мё

мю

8

р

ра

ро

ри

РУ

ры

ре

ря

рё

ре

рю

9

в

ва

во

ви

ву

вы

ве

вя

вё

вю

10

п

па

по

пи

пу

пы

пе

пя

ё

пе

пю

11

3

за

зо

зи

зу

зы

зе

зя

зё

зю

12

б

ба

бо

би

бу

бы

бе

бя

бё

бю

13

д

да

до

ди

ду

ды

де

дя

дё

де

дю

14

г

га

го

ги

гу

гы

ге

гя

гё

гю

15

ч

ча

ЧО

чи

чу




е




Ё




16

ш

ша

шо

ши

шу




ше




шё

шю

17

ж

жа

жо

жи

жу




же




жё




18

х

ха

хо

хи

ху




хе










19

ц

ца

цо

ци

иу

цы

це

ця







20

щ

ща

що

щи

щу




ще




щё

щю

21

ф

фа

фо

фи

фу

фи

фе

фя

фё

фю

22

ь

ъ

с/

й






















  1. Прочитай слово по координатам: Б2, ВЗ, аЗ и т.д.

  2. Составляй координаты своих слов, предложений.

  3. Называй их товарищу, прочитай слова по его координатам.

Таблица № 5

Б

И

А

К

Я

А

Е

Т

Т

И

У

Р

Р

Т

К

К

X

Н

А

П

Н

Т

А

Е

С

И

Н

А

Н

А

А

А

Р

С

П

А

Р

Т

А

К

С

М

А

р

А

Л

Е

Г

И

Я

Н

А

М

О

Р

Е

С

У

А

Ш

Ц

Е

В

О

Р

О

О

Т

К

И

М

А

В

Т

О

Т

К

А

Д

Н

В

Ф

А

Р

Г

А

Ч

Б

А

А

А

Р

Т

Е

Л

Т

Р

Л

Л

К

следующая страница >>
Смотрите также:
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях
69.33kb.
1 стр.
Коррекционное занятие
580.34kb.
3 стр.
Международное гуманитарное право. Вводное занятие
61.25kb.
1 стр.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
32.86kb.
1 стр.
Государственное казенное специальное (коррекционное)
125.16kb.
1 стр.
Занятие «Вода путешественница»
65.25kb.
1 стр.
Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов
22.26kb.
1 стр.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей
187.67kb.
1 стр.
Занятие 12 Практическое занятие 12. Создание электронных форм
87.88kb.
1 стр.
Занятие по ознакомлению с окружающим «Государственные символы. Флаг. Гимн»
85.3kb.
1 стр.
Литература ко всем темам: 1 1 занятие. Государство и государственная политика 2 2 занятие. Холодная война между СССР и сш
676.72kb.
7 стр.
Занятие для средней, старшей группы по ритмике
198.67kb.
1 стр.