Главная
страница 1

1001 идея интересного занятия с детьми

АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ –НАШИ БРАТЬЯ И ДРУЗЬЯ.

Макарова Наиля Фаридовна

ГБ ОУ АО «СКШИ № 2 для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ 8 вида»

воспитатель

Астрахань

Предмет (направленность):воспитательское занятие.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс

Цели:

1.Обогащение и углубление знаний о татарской народной культуре.



2.Воспитание толерантности и патриотизма.

3.Развитие любознательности, расширение кругозора воспитанников, коррекция речи и высших психических функций.

Оборудование занятия: Иллюстрации с изображениями национальных костюмов, карточки с элементами одежды, раздаточный материал.
Играет татарская музыка, педагог говорит слова приветствия на татарском языке и на русском.

Кадерле дуслар хуш кильдегез Добро пожаловать дорогие друзья

Биген бездя байрам Сегодня мы познакомим вас с

Безь сизне татарлар тарифя билян Историей татарского народа.

Таныштрабыз.

История возникновения татарского государства относится к очень древним временам распада Татаро – монгольского государства Золотая Орда и образование Казанского ханства. В 1552 году Казанское ханство было присоединено к государству, с тех пор два наших народа живут в дружбе и согласии. Астраханские татары – это особое образование. Их история также начинается с распада Золотой Орды. Они населяли Астраханское ханство и история происхождения Астраханских татар тоже очень древняя. История Астраханского края немыслима без истории татарского народа, поскольку веками наши народы жили одной семьёй и имели общие радости и общие беды. На сегодняшний день Татарстан процветающее государство с очень сильной экономикой – развитой промышленностью, сельским хозяйством и очень богатой культурой.

Работа, начатая в прошлом году по изучению Астраханского края и изучению традиций и культуры татарского народа, была проделана с большим успехом. Наш класс подружился с представителями татарской диаспоры, с членами татарского общества «Дуслык», нас приглашали на праздники и экскурсии. Целью такого тесного сотрудничества было изучение традиций и культуры татарского народа. И о том, что же вы усвоили в результате этого взаимодействия мы сегодня и поговорим.

У каждого народа и у каждой страны есть своя история. В каждой стране есть своя символика. Что подразумевается под словом «символика»? /флаг, герб, гимн/

-Назовите столицу Татарстана и его президента?

-Чем отличается флаг Татарстана от Российского?

Российский флаг окрашен в три цвета белый, синий, красный, а флаг Татарстана зелёный, красный и посередине узкая белая полоса.

-Скажите, что изображено на Татарском гербе?

На гербе Татарстана изображен крылатый барс. Легенда рассказывает о мальчике – сироте, который нашёл, спас и выкормил барс.

-Какие были татарские семьи?

Татарские семьи были большие: родители, дети, внуки, бабушки и дедушки. Старших всегда уважали, а детей приучали к работе.

Музыка.


Игра «Потяг»

В эту игру играют и девочки и мальчики, сцепившись согнутыми в локтях руками, образуя цепь. Затем каждая цепь тянет в свою сторону, стремясь разорвать или перетянуть на свою половину. Выигрывает тот, кто перетянет. Играют до трёх раз.

-Какие жилища были у татар?

Татары издавна жили в рубленых избах с крышами на четыре ската, с маленькими в них окошечками. Двор представлял собой правильную четырёхугольную площадь: вправо была жилая, за избой – особая мазанка – кухня, за кухней кладовые, баня, амбары.

-Представьте себе, что вы оказались внутри татарской избы, что там находилось?

Внутрь избы надо пройти через крылечко. С крылечка двери вели в сени, где по стенам висели: сёдла, нагайки, уздечки, ружья, хомуты и разные домашние принадлежности. Комната обставлялась лавками покрытыми коврами. Пол застилался кошмой, паласами и коврами. В доме раскладывали длинные, узкие одеяла для сидения – курпыча. В центре был не высокий стол – достархан, на котором лежал Коран. Стены украшены коврами, вышитыми молитвами. У глухой стены большая печь с вмазанным котлом. Одежду хранили в сундуках и строили полки их досок, которые назывались полати.

-Ребята, а вы помните мы ходили в магазин «Файда» татарской одежды, где не только смотрели, но и примеряли татарскую национальную одежду. А теперь давайте поиграем и вспомним особенности татарской одежды.

Музыка.


Раздаю карточки и делю детей на две команды.

1 команда – собирает женский костюм;

2 команда – собирает мужской костюм.

Выигрывает тот, кто первым соберёт костюм.

-Из чего состоит мужской татарский костюм?

Мужчины надевали свободные рубахи, жилет, штаны с широким шагом, кожаные сапоги на мягкой подошве, калоши с заострённым носом (иногда одевали на сапоги). На голове у них была тюбетейка или чалма. В зимнее время одевали чапан, тулуп, бешмет.

-Расскажите, что одевали татарские женщины?

У женщин были платья свободного покроя, которая внизу состояла из оборочек и жилета, по кроям которого была вышивка или тесьма. Дома женщины носили нарукавники и нагрудники. Головные уборы женщин платки, калфаки. Обувь кожаные сапоги – читек, выполненные способом сшивной мозаики. Женщины также надевали калоши и лапти – чабата.

-Какие украшения носили женщины?

Женщины надевали серьги, цепочки, браслеты, кольца и большие перстни, бусы. Платья украшались монетами, шнурками и лентами.

Музыка.

- Мы неоднократно были в гостях у астраханских татар, где вас угощали. В татарской кухне преобладают изделия из муки. Сейчас мы поиграем в игру: «Буквы заблудились». Раздаю карточки, на которых зашифрованы слова татарских блюд (пельмени, кайнары, шурпа, треугольники). Даю по одной карточке, отгадывают и идут собирать нужные для этого слова продукты.



Музыка. Татарский танец в исполнении девочек.

-Вы были на различных татарских праздниках, что особенно запомнилось вам?

Танцы, песни, народные зрелища, игра на народных инструментах.

-Как это можно назвать, одним словом?

Народное творчество.

Правильно народное творчество или фольклор. Национальный татарский фольклор очень богат. Из поколения в поколение передавались от предков народная мудрость, сказания, были, пословицы и поговорки. Сейчас мы проверим насколько знаем татарский фольклор.

Пословицы.

Сила у птицы в крыльях, а у человека в друзьях.

Если друга нет, ищи, а найдёшь, береги.

Будешь уважать старших, будут уважать и тебя.

У скромного работает рука, а у хвастунишки кончик языка.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

С хорошим другом горы свернёшь, а с плохим горя хлебнёшь.

Работать зовут - совсем занемог, обедать зовут – бежит со всех ног.

-О чём эти пословицы?

О дружбе, о работе, об уважении старших.

-Что можно сказать о людях, которые сочинили эти поговорки?

Ценили дружбу, хорошо работали, уважали старших.

-А сейчас попробуем отгадать загадки.

1. Языка нет, а всё может объяснить (книга).

2. Есть море, а воды нет. Есть города, а народу нет. Есть леса , а леса нет. (географическая карта).

3. В раскрытом пять, а в сложенном один (кулак).

4. Может прыгать, а бежать не может (мяч).

5. Кушает траву, а даёт масло (корова).

6. Утром встаёт, вечером пропадает, на его место товарищ заступает (солнце и месяц).

-Мы с вами часто посещали татарскую библиотеку общества «Дуслык». Скажите, каких татарских писателей вы знаете?

Габдула Тукай, Габдула Алиш, Мусса Джалиль, Арсланов, Роберт Минулин (детский).
Давайте споем песню о родном крае.

Звучит музыка и поём песню: «Астрахань».

Из глубины своей тихо смотришь Астрахань

Твой юбилей прекрасный, как свет твоей судьбы.

Пусть свет звезды твоей всегда сияет высоко

Светлый город мира прими от нас поклон.

Припев:

Ты земля, родная земля. Астрахань



Ближе нет нигде уголка.

С тобою вместе я живу,

С тобою вместе я грущу,

С тобою вместе я пою.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

http://xacitarxan.narod.ru/  сайт татар Астрахани и области

Газета "Идель" [архив]

- Ансамбль татарской песни "Авылдашлар"



Концерт посвященный 10 летию ансабля "Nur" 



Смотрите также:
Макарова Наиля Фаридовна гб оу ао «скши №2 для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с овз 8 вида» воспитатель Астрахань Предмет (направленность): воспитательское занятие
54.13kb.
1 стр.
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Возрождение" предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
193.94kb.
1 стр.
Закон пензенской области о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
275.73kb.
1 стр.
Закон пензенской области о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
174.39kb.
1 стр.
Интеллектуальная игра «Умники и Умницы» 5 – 7 классы
65.46kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 21 декабря 2005 г. №73-З
285.51kb.
1 стр.
Сведения о руководителях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
449.6kb.
3 стр.
Закон мурманской области о дополнительных гарантиях по социальной поддержке
795.79kb.
3 стр.
Перепись морской жизни: итоги всемирного проекта Мыскова Ольга Петровна, учитель биологии моу «Красносельская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
75.25kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки законности и результативности использования средств бюджета мого «Ухта», выделенных в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей–сирот и
60.6kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о дополнительных мерах социальной поддержки
109.62kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о дополнительных мерах социальной поддержки
147.65kb.
1 стр.