Главная
страница 1




Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

________________ И.В. Семченко

«____»____________ 2010 г.

Регистрационный № УД- ___________/р.





КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02

«Социальная педагогика. Практическая психология»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогики
Курс (курсы) 3
Семестр (семестры) 5, 6
Лекции 34 часа
Семинарские занятия 24 часа
Самостоятельная управляемая

работа студентов 14 часов Экзамен 6 семестр


Всего аудиторных часов

по курсу 72 часа


Всего часов Форма получения

по дисциплине 140 часов высшего образования дневная


Составитель: Е.Е. Кошман, ассистент

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной регистрационный номер ТД-____________ / тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики

___ ______________2010г., протокол №____
Заведующий кафедрой
____________________________Ф.В. Кадол

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом

факультета психологии и педагогики
___ ______________2010 г., протокол №____
Председатель

________________________Л.Н. Городецкая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном историческом этапе во всем мире открылись перспективы изменений в системе специального образования, связанные с новыми отношениями к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции. Эволюция отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями во многих странах сейчас проходит период от изоляции к интеграции: человеку с ограниченными возможностями даны те же права, что и всем остальным членам общества: право жить, учиться, работать. В связи с этим возникла необходимость подготовки специалистов учреждений социокультурной сферы и образования, обладающих не только профессиональными знаниями, но и современным мировоззрением в отношении человека с особенностями психофизического развития.

В нашей стране признается равноправие всех детей в получении образования. Приветствуется стратегия гуманизации. Международные правовые акты, Закон Республики Беларусь «Об образовании», гарантируют создание необходимых условий для обучения детей с нарушениями в развитии, их адаптацию и интеграцию в общество. Социальные преобразования позволили осуществить концепцию интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии.

На сегодняшний день сохраняет актуальность проблема недостаточности знаний по вопросам, затрагивающим область коррекционной педагогики и специальной психологии в системе подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений. Такая ситуация во многом связана с тем, что по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормативный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.

Правильная и грамотная организация психолого-педагогической и социальной работы в учреждениях образования, обеспечивающих получение дошкольного и среднего образования позволит обеспечить предупреждение, своевременное выявление и полноценную коррекцию тех или иных дезадаптивных состояний у детей, подростков и юношества. На современном этапе развития образования важной задачей становится развитие личности ребенка с особенностями психофизического развития, вопросы его адаптации и социализации.

Педагоги, психологи учреждений образования сегодня должны быть готовы к работе с детьми с особенностями психофизического развития: знать их особенности и образовательные возможности, владеть специальными приемами и способами обучения и воспитания при возникновении затруднений, выработать позитивное отношение к своим воспитанникам. Данная дисциплина призвана вызвать профессиональный интерес у педагогов и психологов массовой системы образования к проблеме обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, раскрыть перед ними потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития, а также распространить оптимистические взгляды на возможности развития и включения в жизнь общества тех, кто «не такой, как все» и убежденность, что, благодаря образованию и воспитанию, отклонение в развитии перестает быть удручающим обстоятельством для самого ребенка с особенностями, для его семьи и для общества.

С учетом обозначенных приоритетов и теоретических концепций дисциплина «Коррекционная педагогика» предполагает ознакомление студентов с понятийным аппаратом, задачами и принципами, проблемами коррекционной педагогики, содержанием коррекционной работы в рамках учебно-воспитательного процесса, а также условиями обучения, воспитания, развития и социализации детей с особенностями развития и поведения.

Целью изучения дисциплины «Коррекционная педагогика» на недефектологических факультетах является формирование у студентов первичных представлений об основных проблемах этой науки как педагогической области знаний, об интегрированном (совместном) воспитании и обучении обычных и детей с особенностями в развитии как ведущей тенденции современной системы специального образования, формирование гуманистического мировоззрения в отношении человека с особенностями психофизического развития. Знание этого материала поможет студентам более успешно функционировать в своей профессиональной сфере.

Главные задачи изучения дисциплины:

– овладение основными теоретическими понятиями и категориями коррекционной педагогики;

– формирование представлений о структуре современной системы специальных образовательных услуг;

– формирование представлений об организации и обеспечении коррекционно-направленного образовательного процесса

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:



знать:

– основные теоретические понятия и категории коррекционной педагогики;

– международные и национальные нормативные правовые документы, регулирующие сферу специального образования и отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития;

– структуру современной системы специальных образовательных услуг;

– особенности организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития, а также с их семьями;

– основы теории и практики коррекционной работы;



уметь:

– правильно использовать современную терминологию в области специального образования;

– осуществлять педагогическую диагностику;

– осуществлять анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

– оказать помощь в выборе коррекционно-образовательных услуг;

– оказать помощь в выборе адекватных форм взаимодействия взрослых и сверстников с детьми с особенностями психофизического развития;

– осуществлять выбор основных направлений коррекционной работы с различными категориями детей с особенностями психофизического развития.

Данная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика. Практическая психология». Содержание программы отражает современный уровень развития коррекционной педагогики в странах СНГ и за рубежом, опирается на данные общей педагогики и психологии, предметов медико-биологического цикла, социологии, философии.

Всего часов по программе 140, из них аудиторных 72, лекции – 48 часов, практические и семинарские занятия – 24 часа.
Методы (технологии) обучения
Основными методами (технологиями) обучения являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– научно-исследовательский характер технологии обучения.

– интерактивные и личностно ориентированные коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол, сочинение-эссе и др.);

– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
Самостоятельная работа студентов
Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов, а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.
Диагностика компетенций студента
Согласно типовым учебным планам, общее количество часов по дисциплине составляет – 140, из них 72 часа – на аудиторные занятия, лекционных – 48, семинарских – 24. Форма контроля – экзпмен.

Для осуществления контроля и проведения диагностики уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций рекомендуется использовать промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА»
Тема 1. Коррекционная педагогика: предмет, задачи

Коррекционная педагогика как теория и практика обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Объект и субъект изучения. Задачи коррекционной педагогики. Предметные области коррекционной педагогики. Межпредметные связи. Родственные науки: общее и специфическое в их содержании. Проблемы коррекционной педагогики. Подходы к специальному образованию. Подготовка специалистов: исторический аспект и современное состояние. Личность и ведущие черты профессионального характера педагога, оказывающего помощь ребенку с особенностями психофизического развития. Персоналии коррекционной педагогики.


Тема 2. История становления специального образования

Первый период: от агрессии к призрению. Законы Ликурга. Роль христианства в изменении отношения к людям с недостатками в развитии. Первые приюты. Второй период: от призрения к обучению. Первые государственные специальные школы. Третий период: становление системы специального образования. Закон об обязательном начальном образовании. Четвертый период: дифференциация системы специального образования. Основные виды специальных школ: для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата. Новые типы дошкольных учреждений. Пятый период: от «институализации» к интеграции.

История становления специальной педагогики за рубежом. История становления специальной педагогики в России и Беларуси.

Научные основы современной коррекционной педагогики (философские, социальные, экономические, правовые, клинические, психологические).


Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики

Понятия «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «коррекция», «педагогическая коррекция», «психологическая коррекция», «компенсация», «абилитация», «реабилитация», «социальная дезадаптация», «образовательный маршрут». Общие педагогические категории. Термины, используемые в различных отраслях коррекционной педагогики. Медицинский контекст терминологии. История возникновения социально-педагогической терминологии. Проблема единой терминологии и классификаций для лиц с нарушениями психического и физического развития. Основные современные термины, зафиксированные в нормативно-правовых документах и используемые в области специального образования. Основные категории детей с нарушениями в развитии.


Тема 4. Система специального образования на современном этапе

Принципы специального образования: общие и специфические. Законодательно-нормативная база оказания помощи детям с особенностями психофизического развития. Организация системы специального образования. Вертикальная структура системы образования. Учет уровня психофизического развития при построении горизонтальной структуры системы образования. Цензовое, нецензовое, абилитационное образование. Формы получения специального образования. Ступени системы специального образования. Создание банка данных о детях с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Основные учреждения, оказывающие помощь детям с особенностями психофизического развития. Проблемы содержания и качества специального образования.


Тема 5. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование

Ранняя педагогическая помощь. Причины обращения к организации ранней помощи. Значение ранней диагностики и коррекции в формировании и развитии личности ребенка с особенностями развития и поведения. Раннее вмешательство (интервенция). Задачи создания системы ранней помощи. Программы ранней помощи. Зарубежный и отечественный опыт создания ранней помощи.

Принципы организации дошкольного обучения и воспитания. Коррекционная направленность воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Социально-педагогическая работа в системе дошкольного образования.
Тема 6. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития

Специальные школы-интернаты. Назначение и задачи специальной школы. Структура, контингент учащихся, наполняемость классов, сроки обучения. Общая характеристика образовательного и лечебно-реабилитационного процесса в специальной школе. Противопоказания к приему в специальную школу. Особенности процесса обучения в специальной школе.

Законодательные акты, закрепляющие право на профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью. Профессиональная ориентация: трудности и перспективы. Службы профориентации и диагностики профессиональной пригодности. Система профессионального образования (среднее специальное и высшее). Профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Общественные объединения и их роль в профессиональном самоопределении людей с ограниченной работоспособностью. Основные направления социально-педагогической помощи.
Тема 7. Специфика организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью. Образование детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. Образование детей с нарушениями речи. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.


Тема 8. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса

Коррекционная направленность педагогического процесса. Основные направления коррекции. Принципы, методы и формы организации образования в коррекционной педагогике. Формы организации специального образования. Методы специального образования. Средовой подход к организации коррекционной работы.

Традиционные и альтернативные средства коррекции. Особенности организации педагогического общения с детьми с особыми потребностями. Модели поведения и коммуникативные педагогические действия. Невербальные средства коммуникации. Альтернативная коммуникация: дактильная и жестовая речь, система Брайля, пиктографическое письмо или пиктограмно-идеограмное общение (словарь общественных знаков и социальных символов, система Блисса, ЛЁБ-система, Макатон-система и др.). Положительные и негативные моменты альтернативного общения. Искусство как средство коррекционно-направленного образовательного процесса. Музыкальные и изобразительные средства. Ручной труд. Художественно-речевая и театрализовано-игровая деятельности. Особенности использования наглядных средств при работе с детьми с особыми потребностями. Требования к дидактическому материалу. Технические средства обучения. Новые информационные технологии в специальном образовании. Психолого-педагогическая целесообразность использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития.
Тема 9. Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития

Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи. Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития. Структура современной социально-педагогической помощи. Психолого-педагогическое сопровождение. Содержание деятельности социального педагога как участника группы психолого-педагогического сопровождения. Социально-психологические методы профилактики, диагностики и коррекции деструктивного поведения у детей с особенностями психофизического развития.

Понятие о поддерживаемом проживании как системе комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития. Основные службы сопровождения. Кемпхильское движение. Общины Жана Ванье. Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.
Тема 10. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации.

Современное понятие интеграции. Влияние гуманистических идей педагогики Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера на организацию интегрированного обучения. Основная идея и принцип интегративной педагогики. Достоинства и недостатки идеи интеграции. Условия организации педагогического процесса в интегрированных группах. Виды интеграции: социальная и образовательная. Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Внешние и внутренние показания к интегрированному обучению. Определение степени потребности в интегрированном обучении. Особенности работы социального педагога в условиях интегрированного обучения и воспитания. Направления и содержание социально-педагогической помощи. Проблема школьной адаптации. Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения и воспитания. Основные направления социально-педагогической помощи. Опыт организации интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.


Тема 11. Программа изучения поведения ребенка с особенностями психофизического развития

Основные подходы к решению проблемы «норма-патология». Абсолютная норма. Понятие «среднестатистическая норма», «функциональная норма». Уровни формирования требований к воспитанию. Педагогическое понимание нормы поведения. Проблема нарушения психофизического развития в социальном контексте.

Методы изучения в педагогике. Наблюдение за детьми в различных ситуациях. Контент-анализ. Беседа с родителями и ребенком. Изучение положения ребенка в группе сверстников. Психодиагностические методы. Принципы и направления комплексного изучения поведения ребенка. Карта-программа изучения поведения ребенка. Карта психолого-педагогического обследования учащихся с трудностями в обучении: задачи, средства, интерпретация.
Тема 12. Коррекция нарушений сенсомоторики у детей с особенностями психофизического развития

Основные сенсорные нарушения у детей с особенностями психофизического развития. Цель коррекции нарушений сенсорики. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание. Коррекция нарушений зрительного восприятия. Коррекция нарушений слухового восприятия. Коррекция нарушений тактильного восприятия. Коррекция нарушений обоняния и вкуса. Полисенсорный подход к обучению и сенсорная интеграция. Сенсорный и психомоторный тренинг.

Недостатки физического развития детей с особенностями психофизического развития. Цель, направления и средства коррекции нарушений моторики. Коррекция нарушений мелкой моторики: направления и содержание. Коррекция нарушений артикуляционной моторики: направления и содержание. Коррекция нарушений общей моторики: направления и содержание. Параолимпийские игры инвалидов. Международное движение Special Olympics. Программа соревнований.
Тема 13. Коррекция нарушений познавательной сферы у детей с особенностями психофизического развития

Особенности познавательной сферы детей с особенностями психофизического развития. Понятие «интеллект», «познавательные функции», их значение в коррекционно-воспитательной работе. Цель, направления и средства коррекции нарушений познавательной сферы. Коррекция нарушений внимания. Коррекция нарушений мышления: направления и содержание. Коррекция нарушений памяти: направления и содержание. Коррекция нарушений речи: направления и содержание. Основы работы по коррекции нарушений высших психических функций.


Тема 14. Коррекция нарушений развития личности детей с особенностями психофизического развития

Особенности развития личности у детей с особенностями психофизического развития. Факторы, приводящие к возникновению поведенческих и эмоциональных расстройств. Условия коррекции нарушений развития личности. Задачи и этапы коррекции эмоциональных нарушений. Психолого-педагогические методы коррекции эмоциональных нарушений. Специальные формы и методы коррекции эмоциональных нарушений (агрессивности, тревожности, депрессивных состояний и др.). Коррекция нарушений самооценки и саморегуляции. Формирование коммуникативных умений. Социализация: этапы и содержание. Подготовка к выполнению социальных ролей.

Основные направления социально-педагогической помощи. Направления и содержание воспитательной работы с детьми с особенностями психофизического развития. Формирование представлений о здоровом образе жизни. Участие лиц с особенностями психофизического развития в общественной жизни.
Тема 15. Содержание коррекционной работы с детьми с особенностями психофизического развития

Учет структуры нарушений психофизического развития при определении направлений коррекционной работы. Учет возрастной динамики психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. Учет индивидуального латерального профиля в обучении.

Феноменология основных трудностей в обучении. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Формирование операционального обеспечения психических процессов. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Основные направления коррекции трудностей в обучении, обусловленных задержкой психического развития. Формирование приемов учебной деятельности.

Особенности коррекционной работы с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью. Формирование сферы социальных отношений. Формирование процесса построения замысла продуктивных действий. Формирование практических и умственных действий. Формирование произвольности деятельности.

Социально психологическое сопровождение процесса обучения детей с выраженной умственной отсталостью. Задачи и этапы оказания помощи лицам с выраженной умственной отсталостью. Примерная программа коррекционной работы.

Система коррекционной работы при нарушениях сенсорной системы и речи.
Тема 16. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития

Сложности и недостатки семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Роль матери и семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития. Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. Роль семьи в формировании у ребенка с особенностями психофизического развития навыков самообслуживания, развитии знаний и представлений об окружающем, формировании учебных и социальных навыков.



Модели оказания помощи родителям. Программы помощи родителям. Идея самопомощи. Объединения родителей. Помощь семье в формировании позитивного отношения к ребенку с особенностями психофизического развития. Коррекция детско-родительских отношений. Создание консультаций и служб психологической помощи семьи. Организация социально-педагогического патроната семьи.


Смотрите также:
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Социальная педагогика) Краснодар
296.65kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
120.2kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Учебная программа дисциплины дисциплина опд. Ф 1 Психология: Социальная психология Укрупненная группа 040000 Социальные науки
98.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.