Главная
страница 1


Irina V. Alyoshina, Alshan Alyoshin,

Globalization of Markets, Nanoindustry,

and RF Nanoproducts’ Internet-promotion Strategy
Алешина И.В., к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой маркетинга Государственного университета управления по НИР,

Алешин Э.Б., слушатель ВКС IH

Глобализация рынков, наноиндустрия

и стратегия интернет-продвижения нанопродуктов РФ 1

АННОТАЦИЯ

Формирование российской наноиндустрии происходит в условиях глобализации рынков продуктов, произведенных с помощью нанотехнологий или использующих нанокомпоненты. Это рынки таких отраслей, как электроника, фармацевтическая, авиакосмическая, автомобильная и машиностроение, медицина и здравоохранение. Ведущие игроки на этих рынках - глобальные компании, - Intel, IBM, Samsung, GE, HP, Toyota, Toshiba, Procter&Gamble, Nestle и др. Глобализация рынков наноиндустрии - отраслей применения нанотехнологий и, соответственно, нано-технологических инновационных цепочек и сетей, свидетельствует о необходимости глобального маркетинга и продвижения российской нанопродукции и нанопродуктов в глобальной информационной среде Интернет.




1. Глобальная среда маркетинга наноиндустрии РФ



Наноиндустрия (nanoindustry) – это сфера разработки и производства нанопродуктов, т. е материалов и структур, устройств нанометрового (1-100 нанометров) диапазона. Нанометр – это миллиардная доля метра, или 10 - 9 метра. Особое значение наноиндустрии для развития экономки РФ обусловлено возможностью создания продуктов с новыми свойствами и возможностями, значительно превосходящими существующие.

В Программе развития наноиндустрии РФ до 2015 г., принятой в 2008 г., наноиндустрия определяется как интегрированный межотраслевой и междисциплинарный комплекс бизнес-структур, промышленных, научных, образовательных, финансовых и иных предприятий различных форм собственности, обеспечивающих и осуществляющих целенаправленную деятельность по разработке и коммерциализации нанотехнологий. В этой Программе нанотехнологии определяются как технологии, направленные на создание и эффективное практическое использование нанообъектов и наносистем с заданными свойствами и характеристикам. По определению академика Ю.Третьякова [Третьяков, 2008], нанотехнологии – это совокупность методов и приемов, применяемых при изучении, проектировании, производстве и использовании структур, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и модификацию формы, размера, интеграции и взаимодействия составляющих их наномасштабных элементов (1-100 нанометров) для получения объектов с новыми химическими, физическими, биологическими свойствами.



Роль нанотехнологий для РФ, по мнению М.Ковальчука, превосходит значение атомного и космического проектов [Медведев, 2009], реализуя по сути, миссию перехода в новую цивилизацию. В отличие от традиционных технологий металлургии, металлообработки, машиностроения, нанотехнологии позволяют собирать материальный мир с заданными свойствами из атомов практически без отходов, с минимальными затратами энергии. Новые НБИК-технологии, интегрирующие нано-био-инфо-когнитивные решения, позволяют создавать биороботы, интеллектуальные системы, новые средства вооружений, способные изменить геополитическое равновесие в мире.

В последние несколько лет в мире происходит бурный рост, развитие рынка нанотехнологий и включающих нанокомпоненты производств. Оптимистические прогнозные оценки этого рынка в 2014 г. достигают величины 2,4 триллионов долларов США (рис. 1.1, [ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/nanotechnology/docs/nanoarticle_hullmann_nov2006.pdf].





Рис. 1.1. Прогнозные оценки размера мирового рынка наноиндустрии,

[ ftp://ftp.cordis.europa.eu/pub/nanotechnology/docs/nanoarticle_hullmann_nov2006.pdf ]

Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе своего становления; доля России в общемировом технологическом секторе составляет около 0,3%, а на рынке нанотехнологий — 0,04%, [Глазьев, 2009 Б] . Россия вступила в мировую наногонку с отрывом в 7 лет от США.

Глобализация рынков (как обретение рынками общемировых масштабов), начавшаяся в 1980-х гг., - закономерный контекст развития современной наноиндустрии, поставляющей сегодня новые и улучшенные материалы, приборы, компоненты практически во все отрасли экономики. Наноиндустрия РФ – как сфера производства нанопродуктов – формируется в условиях глобального, общемирового контекста и рассматривается как одна из основных сфер инновационного развития. По данным О.Нарайкина [Нарайкин, 2008], нанотехнологии относятся к высокотехнологичной сфере, поскольку доля НИОКР в стоимости продукции нанотехнологий превышает 70%. Взаимосвязи и взаимозависимости процессов глобализации и развития новых технологий рассматриваются в работах Levitt T. (1984), Chesbrough H. (2006), Семеновой Н.Н. (2008) и др.

Развитие нанотехнологий сегодня происходит в ситуации глобального экономического кризиса. Согласно исследованиям известных ученых в области инновационного развития [Глазьев, 2008, 2009А, 2009Б], текущий экономический кризис - проявление эволюционного процесса замещения пятого технологического уклада (ядро которого составляет электронная промышленность) новым, шестым, ядро которого составляют нанотехнологии (вместе с био- и информационно-коммуникационными технологиями). М.Ковальчук видит с ситуации экономического кризиса 2008-2009 гг. последствия глобального системного кризиса, начавшегося в середине ХХ века – кризиса ограниченности мировых природных ресурсов для стремительно развивающегося массового потребления [Ковальчук, 2009]. В условиях глобализации отраслей потребления нанотехнологий - электроника, фармацевтическая, авиакосмическая, автомобильная и обрабатывающие отрасли, - мировой рынок нанопродуктов представляет собой глобальную макросреду для российской наноиндустрии. Эта макросреда задает правила игры на мировом рынке, где РФ имеет ограниченные возможности влияния.

Мировой рынок нанопродуктов включает наноматериалы, наноинструменты, наноприборы. По данным американской аналитической компании BCC research, мировой рынок нанотехники в 2008 году достиг объема 12,7 млрд.долларов (http://www.bccresearch.com/report/NAN031C.html). и в 2013 он должен составить 27,0 млрд. долл. при среднегодовом приросте в 16,3%. (Рис.1.1).

В ближайшие годы прогнозируется высокий рост применения нанотехнологий в электронике (30,3%), биомедицине (56,2%) и в потребительской сфере (45,9%).



Сегодня на мировом рынке представлено более 800 потребительских продуктов, произведенных с помощью нанотехнологий – электроника, одежда, косметика, продукты питания, фармпрепараты, бытовая техника (www.nanotechproject.org/ inventories/ consumer).


Рис 1.1 - Мировой рынок нанотехнологической продукции, 2007-2013 (млн. $), ( http://www.bccresearch.com/report/NAN031C.html)
Маркетинговый интерес представляет классификация нанопродуктов, разработанная в 2004 г. американской независимой исследовательской компанией Lux Research (http://www.luxresearchinc.com/pxn.php). Классификация была разработана в процессе исследования проблем коммерциализации нанотехнологий для расчета фондового индекса наноиндустрии - The Lux Nanotech Index ™ . Классификация строится по критерию положения нанопродукта в нанотехнологической цепи ценности (The Nanotechnology Value Chain) и включает 4 группы нанопродуктов (рис.1.2.):

1) наноматериалы (nanomaterials)- наночастицы, нанотрубки, квантовые точки, фуллерены, дендримеры, нанопористые материалы;

2) наноинтермедиаты (nanointermediates, наноинтермелиаты, нанопосредники), или нанокомпоненты – покрытия, ткани, чипы памяти и обработки информации, контрастные носители, оптические компоненты, ортопедические материалы, суперпроводящие волокна);

3) продукты, содержащие нанокомпоненты т.е. наноинтермедиаты - (nano-enabled products) – автомобили, одежда, авиалайнеры, потребительская электроника, фармпрепараты, произведенные продукты питания, пластические контейнеры, домашние приборы;

4) наноинструменты (nanotools) – атомно-силовые микроскопы, оборудование для литографической печати, программное обеспечение для молекулярного моделирования).

Аналитическая компания Lux Research (США) выделяет следующие сегменты рынка нанотехнологий



  • Аэрокосмическая промышленность;

  • Автомобильная промышленность;

  • Строительство;

  • Электроника;

  • Энергетика и защита окружающей среды;

  • Производство;

  • Медицина и фармацевтика;

  • Нефте- и газопереработка.



Рис. 1.2. Классификация нанопродуктов Lux Research



(http://www.luxresearchinc.com/pxn.php).
Согласно докризисным прогнозам Lux Research, рынок конечных нанопродуктов в 2014 г. должен был приблизиться к оценке 3 триллиона долл. (Рис.1.3). Величина продаж собственно наноматериалов в сравнении с продажами конечной наносодержащей продукции настолько мала (порядка 0,5% ), что практически не заметна на графике).

Экономический кризис 2008-2009 гг. вносит коррективы в прогнозы по всей цепочке создания ценности. Падение спроса на конечные нанопродукты вызывает снижение спроса на наноинтермедиаты и наноматериалы . В результате LuxResearch ожидает падения продаж всех нанопродуктов к 2015 г. примерно на 20 % [Jusko J., 22.07.2009] от предкризисных прогнозов - до 2,4 триллионов долларов. Спад спроса на конечную продукцию, инкорпорирующую нанотехнологии, - электроники, автомобилестроения, строительной отрасли - влечет за собой снижение спроса на нанокомпоненты и наноматериалы.




Рис. 1.3. Прогноз роста рынка конечных продуктов Lux Research до 2014 года

http://www.nanowerk.com/spotlight/spotid=1792.php


О глобализации рынка нанотехнологий и нанопродуктов говорит характер его оценки. Аналитические компании и организации разных стран мира сегодня оценивают этот рынок – нанопродуктов и нанотехнологий - в мировом масштабе – как по объему, динамике, так и по сегментам – по типам продуктов, по сферам применения и регионам (рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Глобальные продажи продуктов, включающих нанотехнологии, по регионам мира, Lux Research, 2004 (htpp://ftp.cordis.europa.eu/pub/nanotechnology/docs/nanoarticle_hullmann_nov2006.pdf


Рост рынка нанопродуктов в развитых странах связан с осведомленностью населения о нанотехнологиях. По данным опросов в США (The Woodrow Wilson International Center for Scholars) и в РФ 2007г. (ФОМ) и 2008 г. (ВЦИОМ), американцы более осведомлены как о нанотехнологиях, так и о рисках их использования, чем россияне (табл. 1).



Таблица 1.

Осведомленность аудитории РФ и США о нанотехнологиях и отношение к ним, весна 2007 ФОМ и апр.2008, ВЦИОМ

( http://bd.fom.ru/report/cat/cult/sci_sci/d071826,

http://wciom.ru/fileadmin/content/Report_nano.ppt

http://www.nanotechproject.org/file_download/files/HartReport.pdf

Показатели положения аудитории на лестнице

коммуникационных эффектов


WWCS

Sept. 2007,

USA


2007 (весна),

ФОМ, РФ,%



2008, апр.

ВЦИОМ,


РФ, %

1.

Осведомленность населения о нанотехнологиях, %

57

33

43

2.

Знание смысла слова нанотехнологии, %

30

9

30

3.

Интересуются развитием нанотехнологий (готовность получать новые знания), %




н/д

41

4


Отношение к нанотехнологиям

4.1.Нанотехнологии принесут людям пользу (2008, РФ),

4.2.их надо финансировать в первоочередном порядке (2007 РФ 0,33 х 0,2 = 0,066 )

4.3. (2007 США), преимущества перевешивают риски


15

6,6

81


5.

Готовность купить нанопродукт, %

2007 – не доступно



н/д

н/д

52

По данным пилотного опроса 96 студентов ГУУ в мае 2009 г. специальностей «Управление инновациями» (1,2,3-й курсы) и «Маркетинг» (3-й курс), проведенного авторами, не более 15% студентов смогли объяснить значение слова «нанотехнологии» и еще меньше - привести конкретные примеры наноматериалов, нанокомпонентов, наноприборов и наноустройств.

Развитие нанотехнологий и рынков нанопродуктов в странах-лидерах обусловлено в значительной мере высоким уровнем развития коммуникативных систем и высокой коммуникативной активностью участников рынка.

Участниками рынка нанопродуктов являются разработчики, производители нанопродуктов, а также компании, включающие нанокомпоненты в свои продукты. Американская исследовательская компания BCC Research в отчете о состоянии рынка нанопродуктов приводит список из 166 компаний мира - производителей нанопродуктов и нанокомпонентов, (http://www.bccresearch.com/report/NAN031C.html). В этом списке – известные глобальные компании: General Motors Corporation, Hewlett-Packard, IBM Corporation, Xerox Corporation. В этом списке нет российских компаний – NT MDT, «Концерн Наноиндустрия», что свидетельствует о недостаточной известности российских производителей нанопродукции в мире.

В составе компонентов фондового индекса нанотехнологий - Lux Nanotech Index – компании – производители, а также и потребители нанотехнологий. В числе нанотехнологических компании - Accelrys и Nanophase Technologies (электроника и ИТ; наноинструменты), Altair Nanotechnologies (материалы и производство, наноматериалы), Nanosphere (здравоохранение; конечные продукты). В составе индекса – глобальные компании – потребители нанотехнологий - General Electric (материалы и производство, конечные продукты), а также Hewlett-Packard, Intel, IBM (электроника и ИТ), Toyota и 3М (материалы и производство, нанокомпоненты и конечные продукты). Включение глобальных компаний, участников цепочки создания ценности (value chain) в фондовый индекс нанотехнологий говорит о высокой степени взаимосвязи нанотехнологий и глобальных сфер их коммерциализации.

2. Наноиндустрия и нанопродукты РФ

Специфика наноиндустрии РФ – это ее эмбриональное состояние. Российский рынок нанопродуктов находится в начальной стадии формирования и развития в сравнении с мировым рынком, на котором лидируют экономически развитые страны – США, Япония, Германия. Тем не менее, цели Правительства РФ в области развития наноиндустрии достаточно амбициозны (табл. 2. ).

Таблица 2.

Объем производства продукции наноиндустрии (программа развития наноиндустрии РФ до 2015 г.), (www.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/nano15.doc)




Показатели развития наноиндустрии

2008

2015

Темп роста 2015/2008, %

Мировой рынок нанопродукции

млрд. долл. США

700

1200-1500


171,4 -214,2

Объем производства продукции наноиндустрии в РФ, млрд. руб.





20

900,

в т.ч. 180

– экспорт


4500

Доля РФ на мировом рынке


нанопродуктов, %

0,07%

3%

4285,7

Россия все еще значительно уступает США по общему числу научных статей в области наноматериалов и нанотехнологий, по числу международных патентов в области нанотехнологий и в развитии национальной инновационной системы – в т.ч. в умении инкорпорировать нанотехнологические прорывы в новое производственное оборудование и готовые продукты (Программа развития наноиндустрии до 2015 г., с. 7).

Сайт формирующейся российской национальной нанотехнологической сети (http://www.rusnanonet.ru) представляет информацию о предприятиях-участниках наносети, информацию по нанопродуктам в разрезе отраслей применения, а также информацию по разработкам в конкретной области нанотехнологий . Число разработок по отраслям применения превышает здесь число готовых продуктов, что свидетельствует о недостатке коммерциализации результатов НИОКР в РФ.

Российская нанотехнологическая сеть на октябрь 2009 г. - это



  • 326 организаций-участников

  • 90 научно-производственных предприятий

  • более 200-т исследовательских, научных, образовательных организаций;

  • 13 направлений работы; с числом организаций по направлению:

1. Информационные системы - 8

2. Инфраструктура - 22

3. Композитные наноматериалы - 47

4. Конструкционные наноматериалы - 22

5. Метрология и сертификация - 8

6. Нанобиотехнологии - 24

7. Наноинженерия - 16

8. Наноэлектроника - 49

9. Оборудование - 38

10. Подготовка кадров - 86

11. Системы безопасности - 13

12. Содействие развитию -39

13 Функциональные наноматериалы - 72

Российская нанотехнологическая сеть, это -



  • 111 продуктов, в т.ч. 73 - товары народного потребления (В2С)

водоочистители, покрытия (для стекол, пластика, дерева), присадки, смазки для автомобилей, косметика (кремы, гели, маски);

  • 84 единицы оборудования, из которых 45 - оборудование российских производителей: Cканирующие зондовые микроскопы (ООО «Аист НТ», Зеленоград; ООО НПП «Центр перспективных технологий», Москва) ; Модульные платформы НаноФаб (НТ-МДТ, Зеленоград), Установки плазменных нанотехнологий (травления, отжига, напыления) - ЗАО «Инструменты нанотехнологии», Москва; ЗАО «Научное и технологическое оборудование, СПБ); Лазеры (наносекундный, узкополостной) -ЗАО «Техноскан», Новосибирская обл.; измерительное оборудование - Концерн «Наноиндустрия,» «Академия Биосенсор,» Москва; Реактор синтеза углеродных наноматериалов, Тамбовский з-д «Комсомолец» и др. Почти половина оборудования на сайте ННС (39 единиц) – иностранного, в основном, американского (Nanometrics) и японского (JEOL Ltd) производства.

  • 36 программ, - образовательные услуги по направлению «нанотехнологии» и «химические и биотехнологии»

В числе наиболее известных российских компаний на мировом рынке – несколько компаний, включенных в международные англоязычные директории: NT-MDT Co. (Molecular Devices and Tools for Nanotechnology), Concern Nanoindustry (Nanotech.ru); AIST-NT Co., Smart Whisker, Advanced Technologies Center (ATC), Molecular Devices and Tools for Nanotechnology , NanoCarbLab (NCL) http://www.nanowerk.com/nanotechnology/nanomaterial/ commercial_country.php?country=Russia .

Состав российских компаний потенциального российского фондового индекса нанотехнологий (ОАО «ГМК "Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др., [Маркетинговый анализ, 2008]) свидетельствует о значимости ориентации российских нанотехнологий на мировые рынки. Так, например, миссия Норильского никеля – «укрепление ведущей позиции в мировой горно-металлургической отрасли . . » (http://www.nornik.ru/_upload/year2008/ mission_strategy.pdf). Экспортные по-ставки Северстали составляют 60-70% (http://www.rosinvest.com/news/557344/ ). А наноприборы зеленоградской компании НТ-МДТ, не включенной в этот индекс, продаются в 40 странах мира, в т.ч. в США, Англии, Германии.

Развитие наноиндустрии в РФ в значительной мере сегодня зависит от государственных ресурсов, выделяемых в рамках ФЦП. Госуправление наноиндустрией реализуют Правительство РФ, а также Минобразования, Минэкономразвития, Минпромторг, Минздравсоцразвития и ряд других федеральных органов. При этом актуальной остается задача роста негосударственного сектора в области инвестиций в наноиндустрию.

Маркетинговая активность (по элементам комплекса маркетинга) участников российской наноиндустрии относительно невысока, и в частности, в Интернет, особенно в его англоязычной области. Состав основных предлагаемых нанопродуктов приведен на сайте национальной нанотехнологической сети. Ценовая политика не афишируется компаниями, хотя представление товаров в Интернет говорит о готовности продаж. Для продвижения нанотехнологий в РФ используются специализированные журналы (например, Российские нанотехнологии), конференции, а также сайты – тематические (www.nanometer.ru , www.nanonewsnet.ru), компаний (www.ntmdt.ru/) и различных организаций (в т.ч. Национальная нанотехнологическая сеть, rusnanonet.ru; Нанотехнологическое общество России, http://www.ntsr.info/nor/).

Наиболее известные по ТИЦ (тематическому индексу цитирования) и GPR (Google Page Rank) организации-участники наноиндустрии в РФ - Институт химической физики им. Н.Н.Семенова РАН (ТИЦ 7800, GPR – 6), Авангард–Элионика ЗАО (ТИЦ- 5300, GPR – 1), Томский государственный университет, ГОУ ВПО, (ТИЦ 4700, GPR – 7), Анализ показывает, что наиболее представленными являются вузы и исследовательские организации, а информация производственных компаний представлена в Интернет значительно меньше. Некоторые из них (ФГУП «НИИ «Волга», Саратов) не имеют своих интернет-сайтов.

3. Стратегии маркетинга наноиндустрии и интернет-продвижения нанопродуктов РФ

Основные правительственные решения и программы в области развития наноиндустрии РФ ( Стратегия развития наноиндустрии (2007), Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 (2008)) содержат стратегические цели, однако не отражают в достаточной мере маркетинговых решений по их достижению. В условиях планируемого роста доли частного бизнеса в наноиндустрии, стратегия маркетинга наноиндустрии РФ представляется необходимой и значимой.

Для формулирования маркетинговой стратегии развития наноиндустрии может быть использован метод SWOT-анализа (табл.3). Исходной информацией служат публикации открытых источников (Глазьев (2009,2008, 2007), Ананян (2007,2008), Нарайкин (2008), Малинецкий (2009), Ковальчук (2008), Медведев (2009) и др.), исследования аналитических компаний, опросы, экспертные оценки. Следует учитывать, что сфера нанотехнологий в РФ:

1) достаточно «политизирована», поскольку использует значительные суммы госфинансирования, распределяемые между конкурирующими группами, и

2) мультидисциплинарна, и потому требует многостороннего и многоаспект-ного анализа, в т.ч. в области рисков – экологических и социальных.

SWOT анализ наноиндустрии РФ Табл. 3.



Opportunities (O) / Возможности

Threats (T) / Угрозы

1. Россия – большой рынок для нанопродуктов (142 млн.

населения)

2. Перетекание ресурсов из стагнирующих отраслей в сферу

нанотехнологий.

3. Развитие международных ресурсов (информационных,

технологических и др.) в области нанотехнологий и

продвижения нанопродуктов.

4. Высокий рост численности интернет-аудитории.



1. Угроза захвата рынка нанопродуктов РФ иностранными

компаниями.

2. Снижение госфинансирования в условиях секвестра госбюджета в

ситуации продолжения экономического спада/стагнации экономики

3. Недостаток собственных ресурсов частного бизнеса и научных, обраовательных центров РФ для нанонауки и нанотехнологических инноваций


Strengths (S) /Сильные стороны)

Weaknesses (W) / Слабые стороны

1. Высокий уровень госфинансирования (сопоставим с США).

2. Высокий уровень разработок на отдельных направлениях.

3. Наличие квалифицированных кадров по отдельным

направлениям (образование, наука) .





1. Отставание в сроках начала реализации национальной программы

развития наноиндустрии на 7 лет от США и Западной Европы.

2. Малые масштабы отрасли (670 млн. долл. – РФ и 700 млрд. долл.

- мировой рынок).

3. Недостаток частных инвестиций, основное финансирование –

госсредства.

4. Невысокий уровень общей инновационной активности в РФ.

5. Низкая известность нанопродуктов РФ на мировом рынке.

6. Недостатоток информации об экологических и социальных рисках

нанотехнологий



Стратегия маркетинга для наноиндустрии (фрагмент):

1. Развитие НИОКР, создание условий для инноваций и растущего производства нанопродукции в отраслях: электроника, обрабатывающие, энергетика, здравоохранение, транспорт и строительство

2. Интеграция в мировые инновационные и производственные нанотехнологические цепи.

3. Использование интернет как глобальной информационной среды для продвижения нанотехнологий и нанопродуктов на российском и международном рынках.

4. Социальная ответственность (анализ экологических, социальных рисков нанотехнологий и информирование об этом общественности)


Разработка промоциональных решений как составляющей маркетинговой стратегии также требует стратегического подхода. Необходимо формулирование вИдения, миссии, целей, стратегии развития наноиндустрии РФ. Ключевыми словами ВИдения являются «глобализация», «наногонка», «шестой технологический уклад», «инновации», «развитие». Миссия наноиндустрии РФ может быть сформулирована: «Наноиндустрия РФ - это средство перехода российской экономики в новый, 6-ой технологический уклад, сохранения и развития экономического потенциала РФ на базе прогрессивных эффективных технологий; поддержка геополитической позиции России». Цели развития наноиндустрии объявлены в ФЦП.

В условиях развития глобальных интернет-коммуникаций, ограниченности ресурсов в условиях экономической стагнации, значимости достижения молодежной среды, интернет-продвижение нанопродуктов РФ представляется наиболее перспективным. Стратегия интернет-продвижения нанопродуктов РФ в составе основных элементов показана на рис.3.

Стратегическая значимость инновационного развития РФ закономерно предполагает использование рыночных механизмов, функционирующих в странах-лидерах нанотехнологического развития. В условиях глобализации рынков нанопродукции разработка стратегий маркетинга наноиндустрии и интернет-продвижения нанопродуктов представляется необходимой для интеграции российских участников в уже существующие в мире и формирующиеся инновационные и производственно-технологические цепочки.




Рис.3. Основные элементы стратегии Интернет-продвижения нанопродуктов РФ


Список использованной литературы и источников


  1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: Экмос, 2006. – 480 с.

  2. Алешин Э.Б. Маркетинговые коммуникации в продвижении нанопродуктов. «Реформы в России и проблемы управления – 2009». Материалы 24-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов 24.04.09., Выпуск 2. с 231-233

  3. Алешин Э.Б. Разработка стратегии интернет-продвижения нанопродуктов РФ. Дипломный проект. М.: ГУУ, 2009, 88 с.

  4. Ананян М. Есть опасность упустить рынок. 3.08.2007. http://www.vz.ru/economy/2007/8/7/99398.html

  5. Ананян М.А. Наноиндустрия – вектор развития. 15.05.2008. http://www.nonlin.ru/node/165

  6. Балабанов В. Нанотехнологии. Наука будущего. М.: Эксмо, 2009. -247 с.

  7. Глазьев С. (2009 А). Новый технологиечский уклад в современной экономике. Казахский экономический вестник, 2009, №1, сс.4-32, www.kea-economics.kz/file_download/18/glazyev-01-2009.pdf

  8. Глазьев С. (2009 Б). России необходимо формирование нового технологического уклада. 14-1-2009, Российские вести, 14.01.2009., http://rosvesty.ru/1943/society/?id=1000000502

  9. Глазьев С. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. 24 декабря 2008г. http://www.glazev.ru/econom_polit/2477

  10. Глазьев С. Великий последний шанс (Выступление на конференции в ГУУ 14.11.2007), http://www.glazev.ru/nir_razdel/2368

  11. Келлер К. Котлер Ф, Маркетинг менеджмент. Спб.: Питер, 2007. - 816с.

  12. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. М.: Бином, 2008.-134с.,

  13. Ковальчук М. Интервью. ""Роснано" — нетривиальное изобретение власти". Приложение к газете Коммерсантъ, №221(4038) от 04.12.2008

  14. Малинецкий Г.Г. Риски и возможности нанотехнологий, 9.04.2009, www.reflexion.ru/club/9-04-09Malinecky.ppt



  1. Медведев Ю. Полет на ядре. Российские ученые готовят нанотехнологическую революцию. Интервью с М.Ковальчуком. РГ, 25.09.2009., http://www.rg.ru/2009/09/25/nano.html

  2. Охапкин И., Чулкин Д, Пресс-тур в компанию НТ-МДТ, 29.09.2009, http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/press-tur-v-kompaniyu-nt-mdt

  3. Нарайкин О. Формирование научно-прогностической базы нанотехнологической системы. 09.12.2008. http://www.rian.ru/online/20081209/156910381.html

  4. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. М:Техносфера, 2008.-349.с

  5. «Маркетинговый анализ рынков нанопродуктов» Шифр лота «2008-02-2.2-003», Отчет, Этап 1. Исследование макропараметров рынка нанопродуктов и разработка рекомендаций по их регулированию. М.: ГУУ, 2008, 559 с.

  6. Определение уровня осведомленности россиян о нанотехнологиях и о создании ГК «Роснанотех. ВЦИОМ, апрель 2008. http://wciom.ru/fileadmin/content/Report_nano.ppt

  7. Программа развития наноиндустрии в РФ до 2015 (принята в 2008 г.) http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/nano15.doc

  8. Рекламные программы Google. GoogleAdwords http://www.google.ru/intl/ru/ads/

  9. Семёнова Н. Н. Глобализация и открытые инновации. /Наука. Инновации. Образование. 2008, вып. 6, сс. 8-24, www.riep.ru/works/publications.php

  10. Стратегия развития наноиндустрии. (Президентская инициатива от 24 апреля 2007 г.), portalnano.ru/files/229.

  11. Третьяков Ю.Д. Фундаментальные основы нанотехнологий. Лекция 1. МГУ, 2008, http://nano.msu.ru/files/basics/lecture01_Tretyakov.pdf

  12. Что известно россиянам о нанотехнологиях? 03.05.2007, Опрос Населения ФОМ. http://bd.fom.ru/report/cat/cult/sci_sci/d071826

  13. Школа Контекстной Рекламы компании Begun.http://www.begun.ru/school/

  14. Яндекс Direct. Купи слона . http://direct.yandex.ru/?id=hdr

  15. Chesbrough H. Open Business Models. Cambridge, Massachusetts: Harvard Business Press, 2006.

  16. Jusko J. Poor Economy Tempers Nanotech's Growth. Carbon nanotubes suffer as auto industry struggles. 22.07.2009. http://www.industryweek.com/articles/poor_economy_tempers_nanotechs_growth_19594.aspx?SectionID=4

  17. Levitt T. Globalization of Markets. The McKinsey Quarterly, Summer, 1984, pp. 2-20, http://www.vuw.ac.nz/~caplabtb/m302w07/Levitt.pdf

  18. Lux Research Nanomaterials State of the Market Webinar: The Recession’s Ripple Effect on Nanotech, July 14, 2009

  19. Marketing Management. Terry Clark, dep. of Mark, College of business, Southern Illinois University, 2007, http://users.cba.siu.edu/clark/mktg304/ppt/ppt11.ppt

  20. Phillips D. Online Public Relations. The Institute of Public Relations.-224 pp.

  21. Project on Emerging Nanotechnologies. September, 2007. http://www.nanotechproject.org/about/mission/

  22. USA, National Nanоtechnology Initiative, http://www.nano.gov/

  23. The Woodrow Wilson International Center for Scholars. Report Findings.

http://www.nanotechproject.org/file_download/files/HartReport.pdf

  1. http://nanodigest.ru/content/view/22/40- Интернет-журнал о нанотехнологиях

  2. http://www.opec.ru - Открытая экономика

  3. http://www.bccresearch.com/report/NAN031C.html - BCC Research, отчет

  4. http://www.luxresearchinc.com/pxn.php - Lux Research

  5. http://www.rusnanonet.ru - Российская национальная нанотехнологическая сеть

  6. http://www.kiae.ru/index312.html - РНЦ, Курчатовский институт

  7. http://www.nanotech.ru/nan/- Национальная ассоциация наноиндустрии

  8. http://www.nanotech.ru/- Концерн «Наноиндустрия»

  9. http://www.ras.ru/ - Российская академия наук

  10. http: //.www.ntmdt.ru/ - Компания «НТ-МДТ»

  11. http: //www.nanonewsnet.ru - Сайт о нанотехнологиях в России

  12. http: //www.nanometer.ru - Нанотехнологическое сообщество

  13. http: //www.rusnano.com – Госкорпорация «Роснано»

  14. http://www.i2r.ru/static/358/out_21734.shtml - Библиотека Интернет-наноиндустрии




1 Статья представлена в журнал «Маркетинг в России и за рубежом» 17.11.2009 и опубликована с некоторыми сокращениями в № 3, 2010, сс.104-115.



Смотрите также:
Nanoindustry, and rf nanoproducts’ Internet-promotion Strategy Алешина И. В
233.76kb.
1 стр.
1 Понятие Internet. Ресурсы Internet
2266.79kb.
16 стр.
1 Cеть Internet, веб-браузер Windows Internet Explorer
146.07kb.
1 стр.
Windows Internet Explorer (читается интернет эксплорер, ранее Microsoft Internet Explorer или просто Internet Explorer, сокращённо msie или ie) серия браузеров, разрабатываемая корпорацией Microsoft с 1995 года
84.25kb.
1 стр.
Теоретическая часть 3 Понятие информации 3
437.58kb.
4 стр.
История создания и становления интернет
237.55kb.
1 стр.
Режимы Internet Explorer
49.42kb.
1 стр.
Алешина Виктория Космос и кое-что ещё…
25.57kb.
1 стр.
Hd медиаплеер O!Play Air hdp-r1/R3
17.14kb.
1 стр.
Работа с использованием Microsoft Internet Explorer. Начало работы Навигация Работа с использованием почтовой программы Microsoft Outlook. Настройка списка глобальных адресов (на примере Microsoft Outlook) Контактная информация
123.49kb.
1 стр.
«Русские немцы» мы рекомендуем систему поиска в internet google
100.23kb.
1 стр.
Инструкция по настройке Интернета на d-link dsl 2760U (Routing). Запустите интернет-браузер Internet Explorer и введите в адресной строке
73.22kb.
1 стр.