Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Конспект урока развития речи и презентация Тема: Сжатое изложение по рассказу В. Бианки «Зинька выручила» 4 класс. Автор презентации: Андрюшкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов Лесосибирск, 2013 г.
«Зинька выручила» («Март»)[1] Цели:
Ход урока
- Прочитайте отрывок из рассказа В Бианки «Март». Зинька выручила Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом. Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ. Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Во т уж они её хвалили, благодарили! - (Слайд №3) О ком написал этот рассказ Виталий Бианки? Знакома ли вам эта птичка? Как она выглядит? Опишите её внешний вид. - У В. Бианки есть целая книга, посвящённая этой замечательной птичке. Называется она «Синичкин календарь». - О каких птицах ещё говорится в этом отрывке? ( О куропатках) - Что нового вы узнали о жизни куропаток? (зарываются в снег на ночь) - Почему рассказ называется «Зинька выручила»? Из какой беды выручила Зинька куропаток? - Прочитайте понравившийся отрывок. (2 – 3 человека читают отрывки) - (Слайд №4) Задача нашего урока: кратко передать содержание текста. Запись в тетради темы урока и заголовка текста.
- Что нужно сделать, чтобы хорошо подготовиться к краткому изложения? (Учащиеся намечают операции, их необходимость и место в работе, затем на слайде №5 выводится общий план работы над изложением). - Итак, мы уже выполнили первый пункт плана. Над чем теперь будем работать? III. Определение темы и основной мысли. (Слайд №6) - Какой вопрос нужно задать к тексту, чтобы понять его тему? (О чем или о ком говорится в тексте). - Что помогает понять тему? (Заголовок) - Определите тему рассказа. (В тексте говорится о том, как Зинька выручила куропаток из беды). - Что отражает основная мысль любого текста? (Что главное хотел сказать автор, для чего написан этот текст). - Чтобы определить главную мысль рассказа «Зинька выручила», подумайте сначала, как В. Бианки относится к Зиньке? (Он хочет нам показать храбрость синички, её находчивость и стремление помочь попавшим в беду куропаткам). - Ну а теперь определите главную мысль этого рассказа.
- Сколько частей можно выделить в тексте? (3 части) 1) О чём говорится в 1 части? (О том, что куропатки спали под снегом.) - О чём говорится во 2 части? (О том, как куропатки не могли выйти из-под ледяной крыши.) - О чём говорится в 3 части? (О том, как Зинька выпустила куропаток из ледяного плена.) -Прочитайте первую часть. Ответьте на вопросы. (Слайд №7) - Итак, что вы узнали из 1 части? (Где жили куропатки, чем питались, как выглядели, где спали.) - Посмотрите, как куропатки зарываются в снег. (Слайд №8) - Выделим главное в этой части. - О чём обязательно надо сказать? (Выслушать ответы учащихся, затем выделить предложения на слайде №9: первое, первая часть второго и шестое предложение). - О чём можно не говорить? (На слайде №9 исчезает ненужная часть текста.) - Как связать оставшиеся предложения? (Спасли они под снегом. Смотрит Зинька: ) - Как озаглавим эту часть? (Как спали куропатки.) (Запись в тетрадь.) 2) Прочитайте вторую часть. (Слайд №10) Ответьте на вопросы. Запись заголовка в тетрадь. - Подумаем, как сократить эту часть. Нам поможет следующий слайд. (Слайд №11) - Что случилось за ночь? (Выделяются предложения) - Кто увидел ледяную корку? (Зинька) - Составьте короткое предложение, которое поможет перейти от первой части ко второй. (На слайде исчезает выделенная часть и вместо неё появляется предложение: А утром Зинька увидела на снегу ледяную корку.) - Сколько предложений заменило это короткое предложение? (3) - Прочитайте о том, что поняла Зинька, увидев корку. (В тексте выделяются предложения.) - О чём не обязательно говорить, отвечая на этот вопрос? (О том, что синички – боевой народ) - Как сказать коротко о том, что поняла Зинька? (На слайде исчезает часть текста, появляется предложение: Поняла Зинька, что куропатки попали в беду.) 3) Прочитайте 3 часть. (Слайд №12) - Озаглавьте эту часть. (Зинька продолбила дырку.) Запись заголовка в тетрадь. - Прочитайте о том, как Зинька продолбила дырку. (На слайде выделяются 2 предложения) - Составьте из этих двух предложений одно. (На слайде исчезают выделенные предложения и появляется: Слетела Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку.) - Какое доброе дело сделала Зинька? (На слайде выделяется предложение) - Давайте свяжем эти два предложения. Какие слова помогут нам? (Так она…) - Как закончить рассказ? (На слайде появляется последнее предложение.) 4) Давайте сделаем вывод. Как мы сокращали текст первой, второй и третьей части? (Выделяли предложения, которые нужно оставить, и те, которые можно опустить. Заменяли несколько предложений одним.) V. Краткий пересказ текста. (Слайд №13) - А сейчас используя уже знакомые вам картинки, перескажите кратко рассказ «Зинька выручила». (Заслушать 2 – 3 выступления. В процессе обсуждения выступлений ребят провести корректировку, обращать внимание на ненужную информацию.) VI. Орфографическая подготовка. Учащиеся объясняют правописание:
VII. Самостоятельная работа. Запись текста. VIII. Проверка работы. - Прочитайте свою работу. На полях отметьте «+», если отвечая на мои вопросы говорите «да», и поставьте «-«, если не можете ответить на мой вопрос положительно: - Получился ли у вас рассказ. - Всё ли в нём понятно. - Не пропущено ли что-то главное. - Нет ли лишнего, о чём можно было бы и не писать. - Проверьте свою работу, используя слайд №16.
- Чему мы учились на уроке? (Как сокращать текст) - Дома постарайтесь вспомнить и рассказать по памяти родителям всё, что вы узнали о куропатках, о синице. Подберите дополнительную информацию об этих птицах. Литература.
Смотрите также: Сжатое изложение по рассказу В. Бианки
55.84kb.
1 стр.
Детские и взрослые сказки семьи Бианки
180.25kb.
1 стр.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
82.27kb.
1 стр.
Философия систематический курс
2399.65kb.
13 стр.
Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 7 класс. Выучить параграфы 45, 46. Выполнить письменно упражнения №277, 280. Написать сжатое изложение
38.58kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей
88.26kb.
1 стр.
Напишите сжатое изложение. Знакомство с любимым поэтом Успех «Русских сказок»
84.86kb.
1 стр.
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. 384 с
4855.89kb.
48 стр.
Викторина по жизни и творчеству В. Бианки Путешествие в мир природы
89.72kb.
1 стр.
Номинация «Иллюстрируем сказки В. Бианки» (рисунки к сказкам-несказкам В. Бианки): для учащихся 2-4 классов
49.89kb.
1 стр.
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
95.48kb.
1 стр.
В. В. Бианки «Мышонок Пик» 56.15kb.
1 стр.
|