Главная
страница 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Лесосибирска

Конспект урока развития речи и презентация

Тема: Сжатое изложение по рассказу В. Бианки

«Зинька выручила»

4 класс.

Автор презентации:



Андрюшкина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

Лесосибирск, 2013 г.
Тема: Сжатое изложение по рассказу В. Бианки

«Зинька выручила» («Март»)[1]



Цели:

  1. Формирование умения отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли.

  2. Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.

Ход урока

  1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи. (Слайд №2)

- Прочитайте отрывок из рассказа В Бианки «Март».

Зинька выручила

Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.


  • А где же тут спать? – спросила у них Зинька.

  • А ты делай, как мы, - говорят куропатки. – Вот гляди.

Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.

Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ.

Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Во т уж они её хвалили, благодарили!

- (Слайд №3) О ком написал этот рассказ Виталий Бианки? Знакома ли вам эта птичка? Как она выглядит? Опишите её внешний вид.

- У В. Бианки есть целая книга, посвящённая этой замечательной птичке. Называется она «Синичкин календарь».

- О каких птицах ещё говорится в этом отрывке? ( О куропатках)

- Что нового вы узнали о жизни куропаток? (зарываются в снег на ночь)

- Почему рассказ называется «Зинька выручила»? Из какой беды выручила Зинька куропаток?

- Прочитайте понравившийся отрывок. (2 – 3 человека читают отрывки)

- (Слайд №4) Задача нашего урока: кратко передать содержание текста. Запись в тетради темы урока и заголовка текста.

II. Составление плана работы.

- Что нужно сделать, чтобы хорошо подготовиться к краткому изложения?

(Учащиеся намечают операции, их необходимость и место в работе, затем на слайде №5 выводится общий план работы над изложением).

- Итак, мы уже выполнили первый пункт плана. Над чем теперь будем работать?



III. Определение темы и основной мысли. (Слайд №6)

- Какой вопрос нужно задать к тексту, чтобы понять его тему? (О чем или о ком говорится в тексте).

- Что помогает понять тему? (Заголовок)

- Определите тему рассказа. (В тексте говорится о том, как Зинька выручила куропаток из беды).

- Что отражает основная мысль любого текста? (Что главное хотел сказать автор, для чего написан этот текст).

- Чтобы определить главную мысль рассказа «Зинька выручила», подумайте сначала, как В. Бианки относится к Зиньке? (Он хочет нам показать храбрость синички, её находчивость и стремление помочь попавшим в беду куропаткам).

- Ну а теперь определите главную мысль этого рассказа.

IV. Составление плана и сокращение текста.

- Сколько частей можно выделить в тексте? (3 части)

1) О чём говорится в 1 части? (О том, что куропатки спали под снегом.)

- О чём говорится во 2 части? (О том, как куропатки не могли выйти из-под ледяной крыши.)

- О чём говорится в 3 части? (О том, как Зинька выпустила куропаток из ледяного плена.)

-Прочитайте первую часть. Ответьте на вопросы. (Слайд №7)

- Итак, что вы узнали из 1 части? (Где жили куропатки, чем питались, как выглядели, где спали.)

- Посмотрите, как куропатки зарываются в снег. (Слайд №8)

- Выделим главное в этой части.

- О чём обязательно надо сказать? (Выслушать ответы учащихся, затем выделить предложения на слайде №9: первое, первая часть второго и шестое предложение).

- О чём можно не говорить? (На слайде №9 исчезает ненужная часть текста.)

- Как связать оставшиеся предложения? (Спасли они под снегом. Смотрит Зинька: )

- Как озаглавим эту часть? (Как спали куропатки.) (Запись в тетрадь.)

2) Прочитайте вторую часть. (Слайд №10) Ответьте на вопросы. Запись заголовка в тетрадь.

- Подумаем, как сократить эту часть. Нам поможет следующий слайд. (Слайд №11)

- Что случилось за ночь? (Выделяются предложения)

- Кто увидел ледяную корку? (Зинька)

- Составьте короткое предложение, которое поможет перейти от первой части ко второй. (На слайде исчезает выделенная часть и вместо неё появляется предложение: А утром Зинька увидела на снегу ледяную корку.)

- Сколько предложений заменило это короткое предложение? (3)

- Прочитайте о том, что поняла Зинька, увидев корку. (В тексте выделяются предложения.)

- О чём не обязательно говорить, отвечая на этот вопрос? (О том, что синички – боевой народ)

- Как сказать коротко о том, что поняла Зинька? (На слайде исчезает часть текста, появляется предложение: Поняла Зинька, что куропатки попали в беду.)

3) Прочитайте 3 часть. (Слайд №12)

- Озаглавьте эту часть. (Зинька продолбила дырку.) Запись заголовка в тетрадь.

- Прочитайте о том, как Зинька продолбила дырку. (На слайде выделяются 2 предложения)

- Составьте из этих двух предложений одно. (На слайде исчезают выделенные предложения и появляется: Слетела Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку.)

- Какое доброе дело сделала Зинька? (На слайде выделяется предложение)

- Давайте свяжем эти два предложения. Какие слова помогут нам? (Так она…)

- Как закончить рассказ? (На слайде появляется последнее предложение.)

4) Давайте сделаем вывод. Как мы сокращали текст первой, второй и третьей части? (Выделяли предложения, которые нужно оставить, и те, которые можно опустить. Заменяли несколько предложений одним.)



V. Краткий пересказ текста. (Слайд №13)

- А сейчас используя уже знакомые вам картинки, перескажите кратко рассказ «Зинька выручила». (Заслушать 2 – 3 выступления. В процессе обсуждения выступлений ребят провести корректировку, обращать внимание на ненужную информацию.)



VI. Орфографическая подготовка.

Учащиеся объясняют правописание:



  1. Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением и в окончании существительных. (Слайд №14)

  2. Имени собственного и слова КУРОПАТКИ. [2] (Слайд №15)

VII. Самостоятельная работа. Запись текста.

VIII. Проверка работы.

- Прочитайте свою работу. На полях отметьте «+», если отвечая на мои вопросы говорите «да», и поставьте «-«, если не можете ответить на мой вопрос положительно:

- Получился ли у вас рассказ.

- Всё ли в нём понятно.

- Не пропущено ли что-то главное.

- Нет ли лишнего, о чём можно было бы и не писать.

- Проверьте свою работу, используя слайд №16.

IX. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Чему мы учились на уроке? (Как сокращать текст)



- Дома постарайтесь вспомнить и рассказать по памяти родителям всё, что вы узнали о куропатках, о синице. Подберите дополнительную информацию об этих птицах.
Литература.

  1. Уроки развития связной речи в начальной школе. Методическое пособие. Составитель – Г.С. Щеголева. «Специальная литература». Санкт-Петербург, 1996. 158с.

  2. http://www.pochemyneinache.com/


Смотрите также:
Сжатое изложение по рассказу В. Бианки
55.84kb.
1 стр.
Детские и взрослые сказки семьи Бианки
180.25kb.
1 стр.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
82.27kb.
1 стр.
Философия систематический курс
2399.65kb.
13 стр.
Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 7 класс. Выучить параграфы 45, 46. Выполнить письменно упражнения №277, 280. Написать сжатое изложение
38.58kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей
88.26kb.
1 стр.
Напишите сжатое изложение. Знакомство с любимым поэтом Успех «Русских сказок»
84.86kb.
1 стр.
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. 384 с
4855.89kb.
48 стр.
Викторина по жизни и творчеству В. Бианки Путешествие в мир природы
89.72kb.
1 стр.
Номинация «Иллюстрируем сказки В. Бианки» (рисунки к сказкам-несказкам В. Бианки): для учащихся 2-4 классов
49.89kb.
1 стр.
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
95.48kb.
1 стр.
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
56.15kb.
1 стр.