Главная
страница 1страница 2страница 3



Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова


История зарубежной социологии


Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова


Факультет истории и права
Кафедра социологии и политологии

История зарубежной социологии


Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей

Павлодар

Кереку


2008

УДК 316.25(075)

ББК 60.5я73


З-78

Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГУ

им. С.Торайгырова




Рецензенты:

К.Ф. Загупаров - кандидат философских наук, профессор;

М.А. Сулейменов - кандидат исторических наук, доцент;

А.Ж. Кудабаев - кандидат философских наук, доцент.



Составители: Т.Н.Зозуля, Г.Т. Артыкбаева
З-78 История зарубежной социологии: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей / сост. Т.Н. Зозуля, Г.Т. Артыкбаева – Павлодар : Кереку, 2008. – 55 с.
ISBN 9965-583-81-1

В учебно-методическом пособии рассматривается история становления и развития зарубежной социологии. Пособие выполнено по принципу развития социологической науки зарубежных стран в хронологическом порядке.

Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов всех специальностей, изучающих социологию.

ISBN 9965-583-81-1 УДК 316.25 (075)


ББК 60.5 я 73


© Зозуля Т.Н., Артыкбаева Г.Т., 2008

© Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова, 2008

предисловие

Социология относительно молодая наука: с момента её появления прошло чуть больше полутора века. Однако за этот короткий срок социология пережила ряд серьёзных перемен, внутренних перестроек. Предмет социологии по сей день находится в процессе развития, уточнения, роста. Изучение общественных отношений, человека в социальной сфере, влияния окружающей социальной среды на него не теряет своей актуальности, напротив становится одним из главных тем научных исследований современности.

Общество и жизнь в нём человека интересовала учёных и мыслителей издревле. Первые теоретические представления об обществе появились в самом начале возникновения и развития человеческой цивилизации. Первые наиболее развитые системы теоретического знания об обществе сформулированы в философских школах древних Индии и Китая, Вавилона, античной Греции, Римской империи. Наиболее известными из них являются учения Конфуция, Платона, Аристотеля.

В средние века в Западной Европе получают широкое распространение идеи Аврелия Августина, Фомы Аквинского. Дальнейшее развитие обществоведческая концепция получила в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Данте Алигьери, Леонарда да Винчи, Т.Мора, Т.Кампанеллы, Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо, Ш.-Л.Монтескье, М.Вольтера, Д.Дидро, Г.Гегеля и т.д.

И только в 30-х годах XIX века появляется наука, которая по замыслу её создателя О.Конта должна была стать «новой религией человечества», установить гармонию в обществе и рай на земле.

На сегодняшний день социология самостоятельная, развитая наука. Она может предложить решение насущных проблем общества, установить связующую нить между политикой и обществом, с её помощью люди могут интегрироваться, лучше понимать друг друга, опрос мнения сотни людей благотворно влияет на демократизацию общества, и этих достоинств у относительно молодой, но, безусловно, перспективной науки - множество.

Данная книга поможет студентам, магистрантам и преподавателям, интересующимся тенденцией развития социологической мысли, желающим самостоятельно отследить и проанализировать формирование науки социология, и понять насколько реализовалась идея создать особенную науку об обществе великого мыслителя Огюста Конта.

1 Социология как отрасль научного знания





    1. Что изучает социология?

В современной социологической науке не существует единства взглядов относительно ее предмета. Можно выделить три точки зрения на данную проблему.

Первая точка зрения, которая не является популярной, определяет социологию предельно широко - как совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений. Данная трактовка не позволяет определять социологию как самостоятельную теоретическую науку, а сводит её к совокупности приёмов и методов социологического анализа (интервьюирование, анкетирование, опрос и т.д.).

Вторая точка зрения, напротив, рассматривает социологию узко – как науку о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками. Термин «социальное» в этом случае не является тождественным понятию «общественное», а понимается как определённый вид бытия групп, слоёв, общностей. Социальная жизнь интерпретируется как одна из сфер общественной жизни, содержанием которой являются процессы организации, взаимодействия и взаимовлияния человеческих групп и общностей.

Преобладающей является третья точка зрения, согласно которой социология изучает не отдельную сферу жизни общества, а ценность общественной жизни в системном единстве всех её компонентов. Системный анализ предполагает изучение общества в трёх взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом. Социология рассматривает человеческое общество, исходя из того, что поведение конкретного индивида обусловлено занимаемой им строго определённой позицией или социальным статусом. В соответствии с занимаемым статусом каждый индивид и социальные группы вступают во взаимодействие с другими общностями с целью реализации своих потребностей. Следовательно, социология – это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующиеся в действиях, взаимодействиях индивидов, групп и общностей.

Социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообщества (семья, коллектив сотрудников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и т.п.), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества. Другими словами, социология – это наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.


    1. Метод социологии

Метод (от греческого methodos – буквально “путь к чему-либо”)

– способы постижения сущности предмета. Социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приёмы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: а. общенаучные; б. частно-научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, наблюдение, эксперимент и др. Эти методы используются с учетом специфики предмета социологии.

К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.

В социологии широко применяется опора в изучении социальной реальности на эмпирическое её исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.


    1. Место социологии в системе наук об обществе

Социология является одной из наук, изучающих поведение людей в обществе и функционирование социальных структур наряду с другими, также имеющих сходный объект исследования. Наиболее близким по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию. Исторически тесная связь существует между философией и социологией. Они имеют общие аспекты в изучении социальной реальности, ибо и та, и другая наука рассматривают общество в целом, в его системности. Основное различие социологического и философского подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия – сосредотачивается на философском осмыслении теоретических источников.

Много общего между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь на исследовании конкретных фактов общественной жизни.. Но при этом, если история как наука изучает только то, что уже свершилось, ушло в прошлое, то социология в основном исследует современное общество. Историческая наука изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, социология же – только «социальное» в обществе.

Социологическая наука тесно связана с политологией. Безусловно, социология и политология – разные науки: социология исследует социальную жизнь, а политология – политическую реальность, политическую жизнь. Однако, политология раскрывая закономерности политической жизни объективно вынуждена учитывать особенности общества как целостной социальной системы, на что направлен социологический анализ. Но при этом нельзя понять общество, пытаться реформировать его без учета воздействия на его развитие политических режимов.

Взаимная связь существует между социологией и экономическими науками, социологией и правовыми науками, этикой и педагогикой. Необходимо отметить, что все общественные науки взаимосвязаны, составляют единую науку об обществе, но выделяют различные аспекты исследования.


1.4 Функции социологии

Роль и значение науки обусловлены её способностью дать ответы на актуальные вопросы, поставленные жизнью. Известно, что появление социологии в Европе в ХIХ веке было обусловлено необходимостью осмыслить перемены, вызванные в обществе промышленной революцией, развитием политической демократии. Более прагматический характер социология как наука имела в США, где она была призвана сформулировать способы борьбы с нищетой, преступностью, отчуждением людей от общества.

Значение социологии в жизни общества или отдельно взятого индивида проявляется в её функциях. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных элементах и процессах. Значение этой функции социологии растёт в связи с ускорением развития человеческого общества, усложнением его социальной структуры. Особенно важное значение приобретает эта функция в период модернизации общества, когда требуется увидеть тенденции развития. Только на основе объективных знаний о происходящих в обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, можно обеспечить устойчивое развитие страны.

Социология, в процессе выявления острейших социальных проблем, дает объективное научное знание о происходящих социальных процессах в стране. В этом проявляется познавательная функция социологии.



Практическая функция социологии проявляется в том, что исследуя общество как целостную систему, она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества. Социология, как никакая другая из общественных наук, обладает большим прагматическим эффектом. Познавая социальную реальность, социология вырабатывает конкретные рекомендации по совершенствованию общественных отношений, повышению управляемости социального развития. В этом проявляется практически-политическая функция социологии. Её важным аспектом является выявление причин негативных социальных явлений (преступности, нищеты, безработицы, наркомании и т.д.) и разработка эффективных способов решения данных проблем.

Важна и актуальна гуманистическая функция социологии, состоящая в утверждении ценностей гуманизма, прав человека, всестороннего развития личности, её свободы и т.д. Социологическое знание базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. В современном обществе сложно осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационнного обеспечения. На основе собранной объективной информации социолог вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики.

Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая объективную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.
2 История становления и развития социологии


    1. Этапы развития социологии

Первоначально различные формы общества описывали философы. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) рассматривал общество с помощью абстрактного и дедуктивного методов, а его ученик Аристотель (384-322 гг. до н.э.) для анализа общественных явлений использовал эмпирические наблюдения. Позже французы Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Анри де Сен-Симон (1760-1825) и шотландец Адам Фергюссон (1723-1816) применяли для этого политические и экономические термины. Но по праву основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Он не только ввёл в научный оборот термин «социология», но и определил предмет и метод социологии, резко противопоставив эту новую научную дисциплину философии.

Основная идея Конта заключалась в том, что социальные явления, поведение людей подчиняются действию определённых законов. О.Конт сформулировал закон трёх стадий прогресса человеческого общества, в основе которого лежит «прогресс духа», прогресс человеческого разума. Он считал, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивной.

Теологическая стадия продолжалась до 1300 г. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание отождествляло эти силы с властью племенных вождей. Но развитие общества продолжалось, старая система постепенно разрушалась.

Вторая стадия – метафизическая, продолжалась с 1300 по 1800 гг. Но дальнейший прогресс общественного развития положил начало третьей стадии – научной или позитивной, характеризующейся распространением наук, ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремёсел и промышленности.

Процесс становления социологической науки был растянут во времени. По сути О.Конт удачно применил термин «социология» к тому, что уже в течение 2,5 тысяч лет было объектом научного исследования. До О.Конта мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Необходимо отметить лишь то, что О.Конт считал необходимым изучение отдельных социальных фактов, их сопоставления, отрицая роль и значение общей теории в их объяснении.

Позже, благодаря работам К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, произошло оформление социологии в самостоятельную науку. Именно они сформулировали теоретические основы изучения социальных явлений, опираясь на идеи предшественников социологической мысли.

Таким образом, появление социологии связано со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений учёных и её развитие можно условно разделить на три периода:


  1. предыстория социологии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии;

  2. этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод;

  3. классический период - этап признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.




    1. Предыстория социологии

С древнейших времён учёные и мыслители пытались понять причины объединения людей в социумы, тайные механизмы, управляющие поведением человека среди других людей. Первое (и достаточно полное) представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Их называют социальными философами. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Платон (427-347 гг. до н.э.). Первым в истории трудом по общей «социологии» считают «Государство» Платона. В ней представлены законы строения общества (то есть теория социальной стратификации), его развития и функционировании. Согласно его теории, любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы).

Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). ученик Платона – Аристотель во многом отличался от своего учителя во взглядах на общество. У него опорой порядка в его известной работе «Политика» выступал средний класс. Кроме того, существует ещё два класса – богатая плутократия и лишённый собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, по Аристотелю, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

Принципиально важным для будущей социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном – он называет его «политическим животным», то есть существом инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Государство, согласно Аристотеля, является самой совершенной формой человеческого общения, которая ограничивает проявление животных инстинктов людей. Оно создаётся для лучшей жизни граждан, достижения всеобщего счастья, воплощения справедливости и права. Поэтому государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается.




    1. Социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Непосредственными предшественниками научного этапа социологии являются мыслители эпохи Возрождения и Нового времени Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень, Н.Макиавелли, Дж.Локк, Т.Гоббс и др. Многие европейские мыслители XVII-XIX вв. (Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс) задолго до официального рождения социологии писали о правах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей.

Николло Макиавелли (1469-1527 гг.). В своем главном произведении «Государь» этот талантливый итальянский политик создал оригинальную теорию общества и государства. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе. Объективное изучение наблюдаемых фактов (действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления.

Он выделяет ряд законов:



- во первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

- во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их проблемы и ожидания;

- в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх;

- в-четвёртых, подданые могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;

- в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчинённых, а где зависимость -там нерешительность, малодушие, легкомыслие. Эффективный лидер должен опираться на принцип: «цель оправдывает средства», что означает – все средства хороши в достижении поставленной цели.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти.



Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.) – французский философ. Основные труды: «Персидские письма» (1721), «Рассуждения о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748). Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы , которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.

Среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил:

а) мир, как первый естественный закон;

б) хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище;

в) стремление к общению и т.д.

Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. Монтескье доказывал, что в странах с холодным климатом люди крепче, уравновешаннее, нравственнее; в жарких, напротив – расслабленные и малодушные. Климат определяет различия в потребностях, которые обусловливают различия в образе жизни, а последний вызывает расхождение в законах.

Размер территории серьёзно влияет на форму правления. Демократия возможна лишь на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.

Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические. Не случайно в социологической науке Шарля Монтескье принято считать непосредственным отцом социологической науки.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар
726.15kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
1434.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 20. 1я7 Б81
1215.69kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 ббк удк социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей /
924.63kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Павлодар Кереку 2011 (07) ббк 75. 711 я 7 м 54
552.35kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей Павлодар '1 (075. 8) Ббк 81. 2Рус -923 Р89
746.63kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар (574)(075. 8) Ббк 67. 404(5Каз)я73 Г75
789.63kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения
1189.86kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999
526.62kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.