Главная
страница 1
Конспект открытого урока по музыке в 4 классе

по теме "Музыкальные инструменты России"

Учитель Паничева О.А.
Учебник: «Музыка» Г.П.Сергеева, Т.Шмагина, М., «Просвещение»
Цель: формирование и развитие творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся.
Образовательные задачи:

формирование практических умений и навыков;

пополнение знаний по темам «Музыкальные инструменты России», «Русские народные песни»;

совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого пения;

закрепление навыков игры на народных инструментах.
Воспитательная направленность урока:

пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов;

воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ;

приобщение к старинным календарным традициям.


Развивающие задачи:

развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

активизация творческого воображения, фантазии;

формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности.


Здоровьесберегающие задачи: :

сохранение и укрепление здоровья школьников;

создание благоприятного психологического климата, способствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;

снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;

повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.
Тип урока: комбинированный (урок-концерт) с элементами мастер-класса

Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание, драматизация с включением танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах

Оборудование: музыкальный центр, , набор музыкальных инструментов, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности;

Сценарий урока


1. Организационный момент
У.: Мы приветствуем дорогих гостей в нашей школе №2 сегодня мы встречаем их встречаем песнями да танцами, шутками да прибаутками…:

Пока не поет их народ,

Песни еще не песни,

А когда их поет народ,

Сочинитель уже известен.

Такая судьба без сомненья, всем песенникам суждена,

Остаются их сочинения,

Забываются их имена.


Ты сделай так, чтобы в людях

Хранилась песня твоя.

Пусть не твоя она будет,

А каждого и ничья.

Пусть растворится твой голос

В тысячах голосов.

Ты имя отдашь во имя

Бессмертия твоих слов.

(Ст. Мануэля Мачадо в переводе с испанского В.Столбова)
У.: Народные песни… Поем их и тянется ниточка через века от неизвестного сочинения к нам – современным людям, от нас - нашим детям, к будущим поколениям. В народной песне сливаются воедино «свое» и «чужое», причем последнее - это отобранные веками интонационные формулы, отразившие чувства и мысли многих поколений, в которых соединились воедино мудрость и красота. Что же отражается в песнях народных?

Д.: Героическое прошлое, думы и переживания, удачи и трудности, воспоминания о прошлом и мечты о будущем, страдания, радость и веселье, красота родной природы…



У.: Песня-душа народа. Какие черты характерны русской песне?
2 Д/З какие песни знает 1 ряд

какие рисунки нарисовал 2 ряд

Д.: распевание слогов, напевность, вариативность, повторы, подголоски, один запевает, другой –«подхватывает» мелодию.


У.: Какие жанры русских народных песен вы знаете?

.

Д.: Лирические («Ты река ль…»), былины («Об Илье Муромце», Садко), солдатские («Солдатушки, браво, ребятушки»), колыбельные («А, баю-баю…»), частушки, хороводные («Со вьюном..», «Во поле…»), плясовые («Уж как по мосту-мосточку»), обрядовые (колядки), трудовые («Земелюшка-чернозем..») и др.



У: Мы с вами уже знаем, что обрядовые песни календарного и семейного циклов, праздники, проводы солдат сопровождались игрой на …?
Д.: Музыкальных инструментах.

У.: Процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа и даже дерево) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Широкое использование музыкальных инструментов на народных праздниках и в обрядах подтверждают многочисленные упоминания в устном народном творчестве.



3 Работа в группах Обыграть куплеты, о каких муз инструментах сложили мифы, легенды?

На лугу у нас играют,

Ребятишек забавляют:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Перепелки – в сопелки,

Канарейки – в жалейки,

Чайки – в балалайки,

Лисицы – в скрипицы,

Кони – в гармони,

Бараны – в барабаны.
Ты катись, наш звонкий бубен,

Быстро-быстро по рукам.

Где найдешь ты остановку-

Там на нем сыграют нам.


4..У.: Загадки для детей ( работа с рисунками у доски)

От калитки до калитки

Натянуты стальные нитки.

Под нитками – яма,

В яме-гамма (гусли)
Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Ребят созывает (барабан)


Ящик на коленях скачет -

То поет, то горько плачет (гармонь)

Купи, денег не жалей, Со мной ехать веселей (колокольчик)

Треугольная доска,

А на ней три волоска,

Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)


5.У.: В Орловской области были широко известны ансамбли гармонистов и ложечников. Наигрыши на гармошках зачастую рождались из мелодики народных песен, творчески интерпретированных народными музыкантами. Каждый день впитывая красоту русской природы, подстраиваясь под ее ритм, пастух в своей игре самовыражался, отображая с помощью музыкальных средств свои эмоции и размышления, проявляя свою индивидуальность.
6 Звучит №1 плясовые наигрыши…№1 или №5

Какие инструменты, какие песни?

У: На каком инструменте научились играть ваши одноклассники?

У.: На каких инструментах начинают учиться играть дети еще в детском саду?

Д.: На ложках.
7 – Разучивание игры «Варим щи», сопровождая ее игрой на ложках (физкультминутка).
1. Кастрюлю с водой ставим на огонь.

Припев: Варим борщ, варим борщ, вкусный овощной.


2. Раз – картошка, два – картошка, варится картошечка.

Припев:
3. От капусты стало густо, стало густо.

Припев:
4. Свеклу и морковку-чик, режем-чик, ловко-чик.

Припев:
5. Добавляем помидоры, режем-чик, ловко-чик.

Припев:
6. Лук (щелчок), лучок (щелчок),

Петрушка (щелчок) и укроп (щелчок)

Припев:
– Все сварили?А что забыли?

– Соль забыли.



8 Пение

Пение Ваше настроение сегодня говори о том, что дети любят свою родину.Пусть не русская наролдная , а композиторская…



Ладошки( лиза и полина) 35-36№4…№3

Работа с книгой



9. Д.ети в роли музыкантов оркестра народных инструментов.
Дети исполняют в оркестре аранжировку р.н.п. «Светит месяц» №4
10.♫Викторина

Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин?

(На гуслях.)

♫ Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу?

(Гусли.)

♫ Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент и каков его возраст?

(Свирель, которой около 34 тысяч лет.)

♫ Что в России в старину называли «ямской гармонью»?



11. Итог урока –
Оценки за урок, их комментирование.

12.Оранжевая песенка№3 №2


Смотрите также:
Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме "Музыкальные инструменты России"
56.97kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
-
55.91kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе по программе Е. Д. Критской. Учитель Зайруллина Л. Г. Тема урока «Русские народные инструменты»
56.86kb.
1 стр.
Конспект открытого урока в 2 классе по теме: «Путешествие в Лондон»
36.82kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»
81.82kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 10 классе по теме Welcome to Kolomna
56.73kb.
1 стр.
Урок по музыке в 1 классе по теме «Музыкальные инструменты»
41.4kb.
1 стр.
Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествия»
48.15kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе по теме «Славный праздник Рождества»
67.87kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
40.3kb.
1 стр.