Главная
страница 1страница 2 ... страница 35страница 36




п/п

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

1

Обращение к акционерам Председателя Совета директоров и Генерального директора Общества

4

1.1.

Основные финансовые и производственные показатели отчетного года

6

1.2.

Введенные в строй за прошедший год объекты основных средств

14

1.3.

Участие Общества в реформировании отрасли железнодорожного транспорта России

14

1.4.

Основные вехи развития Общества в отчетном году, достигнутые за год результаты

15

1.5.

Задачи, стоящие перед Обществом в предстоящем году

15

1.6.

Перспективы развития Общества в ближайшие годы

20

1.7.

Проблемные вопросы, которые необходимо решать в ближайшие годы

21

2

Общие сведения, положение Общества в отрасли

23

2.1.

Географическое положение

23

2.2.

Краткая история

30

2.3.

Организационная структура Общества

33

2.4.

Основные показатели деятельности Общества

34

2.5.

Конкурентное окружение Общества и факторы риска

36

3

Корпоративное управление

38

3.1.

Принципы.Документы

38

3.2.

Информация о членах органов управления и контроля Общества

38

3.2.1.

Совет Директоров

38

3.2.2.

Ревизионная комиссия

42

3.2.3.

Генеральный директор

43

4

Основные производственные показатели

47

4.1.

Структура и объем произведенной продукции и оказанных услуг с указанием загрузки производственных мощностей и имеющихся резервов

47

5

Основные показатели бухгалтерской и финансовой отчетности Общества

50

5.1.

Основные положения учетной политики Общества

50

5.2.

Анализ динамики результатов деятельности и финансового положения компании (в том числе анализ структуры и динамики чистых активов)

50

5.3.

Бухгалтерский баланс Общества за отчетный период

54

5.4.

Отчет о прибылях и убытках Общества за отчетный период

59

6

Распределение прибыли и дивидендная политика

65

7

Инвестиционная деятельность

66

8

Перспектива технического переоснащения и развития Общества

71

8.1.

Внедрение новых технологий производства и динамика развития Общества

71

9

Развитие сети связи Общества и Internet-технологий

76

10

Кадровая и социальная политика. Социальное партнерство

79

10.1.

Структура работающих по категориям

79

10.2.

Возрастной состав работников

81

10.3.

Источники восполнения и движения кадров

83

10.4.

Качественный состав работников (уровень образования). Система развития персонала

87

10.5

Система оплаты труда и мотивации работников Общества

94

11

Задачи и перспективы Общества на будущий год, решение стратегических задач

98

11.1.

Стратегия развития Общества

98

11.2.

Совершенствование управления и корпоративных процедур

104

11.3.

Эмиссионная политика Общества

104

12

Справочная информация для акционеров

105

12.1.

Адреса, телефоны, контакты, банковские реквизиты, адрес Общества в Internet, краткая информация об аудиторе, реестродержателе и оценщике (ах) Общества

105




ПРИЛОЖЕНИЯ:

106

1

Отчет об исполнении бюджета продаж

106

2

Отчет об исполнении бюджета производства

107

3

Отчет об исполнении бюджет доходов и расходов

109

4

Отчет – расшифровка расходов к бюджету доходов и расходов

113

5

Отчет об исполнении бюджета инвестиций

114

6

Отчет о дебиторской и кредиторской задолженности

116

7

Отчет об исполнении бюджета движения денежных средств

119

8

Отчет об исполнении прогнозного баланса

121

9

Отчет о финансово-экономических показателях

123

10

Организационная структура

128

11

Реестр договоров за 2010 год

129

12

Справка по повышению квалификации работников аппарата управления ОАО «Свердловская пригородная компания» в 2010 году

207

13

Состав и форма сведений о соблюдении кодекса корпоративного поведения

209

14

Перечень сделок с заинтересованностью совершенных Обществом

219

15

Список аффилированных лиц на 31.12.2010

227



Раздел 1. Обращение к акционерам Председателя Совета директоров и Генерального директора Общества
Обращение Председателя Совета директоров Общества
Уважаемые акционеры!

Работа в сфере организации пригородных железнодорожных перевозок должна носить комплексный характер, и должна обеспечиваться совместной, взаимодополняющей деятельностью федеральных и региональных органов государственной власти; ОАО «РЖД» и перевозчиков – пригородных железнодорожных компаний.

Подводя итоги работы ОАО «Свердловская пригородная компания» за 2010 год, в первую очередь необходимо отметить сложную экономическую ситуацию, которая сложилась в стране, что существенно повлияло на снижение объемов пригородных перевозок на полигоне деятельности Компании и выполнении производственных показателей.

В 2010 году, как и в предыдущие годы, ОАО «Свердловская пригородная компания» выполняло возложенные на него задачи, оказывая качественные услуги пассажирам, обеспечивая потребности населения в пассажирских перевозках.

С 01.01.2010 Свердловская пригородная компания расширила полигон перевозочной деятельности на Тюменскую область и Ханты-Мансийский автономный округ.

Ключевые финансово-экономические показатели Общества свидетельствуют о том, что оно несет существенные убытки.

Если говорить о поддержке пригородных перевозок ОАО «СПК» со стороны регионов, то она увеличилась с 0,3 до 0,5 млрд. руб. Существующие параметры субсидирования не позволяют обеспечить безубыточность перевозок, а. следовательно, их устойчивое осуществления пригородными перевозчиками.

Убыток от перевозок в 2010 году составил 0,965 млрд. руб. без учета субсидий, субсидии возместили Обществу 52,6% убытка, таким образом, убыток составил 0,46 млрд. рублей.

Убыточность перевозок, в первую очередь, обусловливалась отсутствием четкой и сбалансированной системы правовых и экономических взаимоотношений между заказчиком перевозок (регионами) и исполнителем (перевозчиком).

Лидером как по отправлению пассажиров (16 млн. 307 тыс. чел.), так и по пассажирообороту (907 млн. 105 тыс. пасс-км) является Свердловская область - ее доля по обоим показателям превышает 50%.

Обществом сформированы и планомерно выполняет собственную программу развития, состоящую, в том числе, и в обеспечении социально-экономической стабильности на территории, где работает ОАО «Свердловская пригородная компания».




    1. Основные финансовые и производственные показатели отчетного года.

Обращение к акционерам Генерального директора Общества

Открытое Акционерное Общество «Свердловская пригородная компания» создано в соответствии с программой структурной реформы железнодорожного транспорта 28 июня 2005 года совместно ОАО «РЖД» и Правительством Свердловской области.



Уставный капитал ОАО «СПК» составляет 100 тыс. руб., доля ОАО «РЖД» в уставном капитале компании составляет 51%, доля области – 49%.

С момента создания по 30 сентября 2008 года ОАО «Свердловская пригородная компания» осуществляло свою деятельность и получала доходы по договорам оказания услуг Свердловской железной дороге – филиал ОАО «РЖД».

4 августа 2006 года ОАО «СПК» получило лицензию № 6603313 на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

1 октября 2008 года ОАО «СПК» начало осуществлять свою деятельность в статусе перевозчика по территории Свердловской и Тюменской областей.

1 января 2010 года ОАО «СПК» стало осуществлять перевозочную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Основные виды деятельности Общества:

- обслуживание пассажиров на вокзалах, железнодорожных станциях и в пригородных поездах;

- реализация проездных документов в пригородном пассажирском сообщении;

- эксплуатация, содержание и ремонт зданий, сооружений, технических средств, находящихся на балансе Общества;

- организация и осуществление контроля за проведением мероприятий по защите объектов, работников Общества и пассажиров железнодорожного транспорта в пригородном сообщении от террористических актов;

- организация и осуществление деятельности по обеспечению экологической безопасности, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, осуществление производственного экологического контроля;

- организация внедрения новых технических средств, перспективных технологий и оборудования;

- обеспечение безопасных условий и охраны труда работников Общества, организация контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах в структурных подразделениях Общества;

- организация контрольно-ревизионной работы в пригородных поездах;

- организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение защиты государственной тайны;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В 2010 году ОАО «Свердловская пригородная компания»» реализовало перевозочную деятельность:

- по трем субъектам РФ: Свердловской области, Тюменской области, ХМАО – Югре;

- четырем отделениям Свердловской железной дороги: Свердловское отделение, Нижнетагильское отделение, Тюменское отделение, Сургутское отделение;

- осуществляло перевозку пассажиров электропоездами повышенной комфортности в стыковке с Южно-Уральской и Западно–Сибирской железной дорогой.

С 30.05.2010 года ОАО «Свердловская пригородная компания» осуществляло

перевозку пассажиров только в пригородном сообщении, поезда повышенной комфортности 800 нумерации переданы в ОАО «ФПК».

За отчетный период деятельности компании наблюдается следующая динамика объемных показателей в пригородном сообщении:



  • Отправлено 19 323 тыс. человек – 115% к плану, 85% к 2009г;

в том числе:

  • Платных пассажиров 9 609 тыс. человек – 107% к плану, 91% к 2009г;

  • Федеральных льготников – 2 952 тыс. чел – 139% к плану, 70% к 2009г;

  • Региональные льготники – 1 868 тыс. чел – 181% к плану, 95% к 2009г;

  • Учащиеся – 1 791 тыс. человек 101% к плану, 88% к 2009г;

  • Работники ОАО «РЖД» - 3 074 тыс. чел – 104% к плану, 77% к 2009г;

  • Военнослужащие – 29 тыс. чел. – 125% к плану, 86% к 2009г.;

  • Пассажирооборот 1 114 млн. пасс – км. – 105% к плану, 83% к 2009г.

Рисунок 1



Так называемое «падение» пассажиров определяется не как ухудшение показателей, а как повышение достоверности учета поездок.

Наибольшее влияние на снижение объемов перевозок в пригородном сообщении в 2010 году к уровню прошлого года в пригородном сообщении составило сокращение объема движения пригородных поездов в среднем на 13%, а также по категориям федеральных льготников и работников ОАО «РЖД» дополнительно повлияло сокращение количества человек, пользующихся правом проезда и переход на оформления разовых билетов.



Федеральные льготники.

Снижение количества поездок граждан, пользующихся федеральными льготами

на 30% к уровню прошлого произошло по следующим причинам:


  • переход по оформлению проездных документов на разовые билеты федеральным льготников с 1 января 2010 г.;

  • уменьшение на 18% к уровню прошлого года граждан, имеющих право на получение социальной услуги по бесплатному проезду в пригородном сообщении (01.01.2009 – 446 тыс. чел, 01.06.2010 – 365 тыс.чел.).

  • на основном Екатеринбургском регионе снижение количества отправленных пригородных поездов составило 13% к уровню 2009 года.

Работники ОАО «РЖД».

  • снижение к уровню 2009 года составило 23%, что связано с изменением системы начисления НДФЛ с марта 2009года. В результате чего значительно сократился объем пассажиров данной категории с 2 квартала 2009 года. В 2010 году количество требования выданных подразделениям ОАО «РЖД» в сравнении с 2009 годом по предварительным данным составило 80%.

Для исключения основных недостатков в работе при организации перевозок в 2010 году был проведен ряд мероприятий, дополняющих существующую систему работы:

- открытие дополнительных пунктов продажи билетов;

- установка дополнительных терминалов самообслуживания навесного типа;

- впервые в России на Свердловской железной дороге работают терминалы самообслуживания с функцией сдачи денежных средств;

В период массовых летних перевозок 2010 года функционировало 350 пунктов продажи пригородных билетов, что в 2 раза больше, чем в 2009 году.

Открытие дополнительных пунктов продажи билетов позволило оптимизировать работу пригородных касс с учетом данных анализа программы АРМ ОАО «СПК», снизить нагрузки с билетных касс при переходе льготников федерального уровня на разовые поездки. В результате был обеспечен оптимальный охват пассажиропотока, повышение качества обслуживания пассажиров.

Организация режимов работы разъездных контролеров кассиров с учетом работы перронного контроля, режимов работы билетных касс привело к снижению количества безбилетного проезда в пригородных поездах.

Работа компании в статусе перевозчика по итогам работы за 2010 год, как и планировалось, оказалась убыточной.

Таблица 1

Наименование статей

Год, тыс. руб.

Отклонение, %

Факт 2008

Факт

2009


План 2010

Факт

2010


2010/ 2009,%

2010 факт/ 2010 план,%

2009/ 2008,%

2010/

2008,%


Доходы по обычным видам деятельности

561 245

1 325 544

1 168 422

1 293 999

97,6

110,7

236,2

230,6

Расходы, всего

790 732

2 469 456

2 240 524

2 252 773

91,2

100,5

312,3

284,9

Прочие доходы

71 718

257 316

658 779

548 734

213,2

83,3

358,8

765,1

Прочие расходы

15 128

43 231

16 948

47 159

109,1

278,3

285,8

311,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

-172 898

-929 828

-430 272

-457 199

49,2

106,3

537,8

264,4

Чистая прибыль

-136 564

-752 091

-340 584

-366 936

48,8

107,7

550,7

268,7

План по сбору денежной выручки от реализации перевыполнен на 125 577 тыс. руб., или 10,7%.

Расходы компании за 12 месяцев 2010 года составили 2 252 773 тыс. руб., что больше плана на 12 249 тыс. рублей или 0,5%. Перерасход к плану связан с эффективной коммерческой деятельностью предприятия, результатом которой являются дополнительно полученные доходы в размере 28,48 млн. руб. к плану.

Финансовый результат до налогообложения по итогам работы за 2010 год составил (-) 457 199 тыс. рублей, что на 26 927 тыс. рублей (или на 6,3%) больше запланированного (- 430 272 тыс. руб.).

Финансовый результат (убыток) за вычетом налоговых обязательств составил (-366 936) тыс. руб.

Связано это с планированием субсидий по Свердловской области в соответствии с соглашением между субъектом РФ и ОАО «РЖД» на 2010 год в размере 50% от убытка, фактически перечислено на 49,23 млн. руб. меньше чем 50% от фактически состоявшегося убытка. Кроме этого, по Тюменской области не компенсированы убытки по согласованной организации движения поезда Тюмень-Вагай-Ишим в размере 15,762 млн. руб., достигнута договоренность о компенсации данного убытка в 2011 году.

В связи с убытком компании распределение прибыли в 2011 году не рассматривается.



Таблица 2

Ключевые показатели, характеризующие текущие цели



п/п

Показатель

Ед.изм.

2009 г.

2010 г.

% 2010 г. к 2009 г.

 

Финансы

 

 

 

 

1

Первый уровень

 

 

 

 

1.1.

Чистая прибыль

млн. руб.

-752.09

-366.94

48.79%

1.2.

Расходы

млн. руб.

2 512.69

2 299.93

91.53%

1.3.

Выручка

млн. руб.

1 325.54

1 246.90

94.07%

1.4.

ROA

%

-151.10%

-44.74%

29.61%

1.5.

EBITDA

млн. руб.

-917.58

-441.96

48.17%

1.6.

ROIC

%

236.78%

90.00%

38.01%

1.7.

ROE

%

150.47%

34.54%

22.95%

1.8.

Чистые активы

млн. руб.

-499.84

-1 060.96

212.26%

1.9.

Минимальная рентабельность продаж

%

-76.36%

-68.98%

90.34%

2

Второй уровень

 

 

 

 

2.1.

Управленческие и коммерческие расходы

%

9.93%

11.69%

117.63%

2.2.

Финансовый результат от прочих доходов и расходов

млн. руб.

214.09

548.67

256.29%

 

Процессы

 

 

 

 

1

Первый уровень

 

 

 

 

1.1.

Реальная производительность труда

млн. руб. на 1 чел.

10.46

11.61

110.97%

1.2.

Прибыль от реализации услуг

млн. руб.

-929.83

-459.14

49.38%

1.3.

Объем дотаций от всех уровней бюджетов

млн. руб.

250.55

507.89

202.71%

2

Второй уровень

 

 

 

 

2.1.

Населенность вагона

чел/ваг

21.97

21.75

99.01%

 

Потребители

 

 

 

 

1

Первый уровень

 

 

 

 

1.1.

Число претензий

%

0.0037%

0.0035%

95.39%

2

Второй уровень

 

 

 

 

2.1.

Процент исполнения графика движения

%

99.76%

99.78%

100.02%

 

Персонал

 

 

 

 

1

Первый уровень

 

 

 

 

1.1.

Текучесть кадров

%

14.40%

16.60%

115.28%

1.2.

Процент сотрудников,

работающих по специальности



%

67.20%

74.50%

110.86%

2

Второй уровень

 

 

 

 

2.1.

Затраты на обучение одного сотрудника

тыс.руб.

24.20

13.06

53.98%

2.2.

Процент сотрудников с высшим образованием

%

10.50%

12.00%

114.29%

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционные показатели

 

 

 

 

1

Свободный денежный поток для акционера (FCFE)

млн. руб.

-515.31

-75.27

14.61%

2

Cтоимость бизнеса (PV)

млн. руб.

-1 041.68

-1 378.53

132.34%

Чистая прибыль, млн. руб. – часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов, резервов и реинвестиций в производство. Динамика изменения чистой прибыли свидетельствует об эффективной работе компании по снижению убыточности. Убыток в 2010 году составил 48,79 % от убытка 2009 года.

Расходы общества, млн. руб. – представляют собой сумму себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих расходов, управленческих расходов, процентов к уплате, прочих расходов.

Снижение расходов в 2010 году по отношению к 2009 году составило 212,76 млн. руб. или 8,47%, что обусловлено снижением расходов за услуги ОАО «РЖД», относимых на себестоимость, а также отсутствием процентов к уплате.



Выручка, млн. руб. – это доходы от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В 2010 году выручка составила 94,07 % от выручки 2009 года, что обусловлено снижением количества отправленных пассажиров (в 2009 г. - 23 513 тыс. человек, а в 2010 г. - 19 323 тыс. человек).



Рентабельность активов (ROA), % - показатель отражает общую доходность, отнесенную к активам, а также характеризует способность руководства эффективно использовать его активы для получения прибыли.

В 2009 году – ROA= -151,10% .

В 2010 году – ROA= - 44,74%.

Показатели рентабельности активов свидетельствуют о ежегодном росте доходности компании, в 2010 году наблюдается уменьшение убытка компании, соответственно и показатель рентабельности активов выше. На уменьшение убытка повлиял рост прочих доходов (в 2,13 раза больше, чем в 2009 году), в которых учтена компенсация потерь в доходах от регулирования субъектами РФ тарифов на пригородные перевозки (субсидии), который стал результатом продуктивной работы компании с субъектами РФ.



Прибыль до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации (EBITDA), млн. руб. – показатель используется для долгосрочной оценки эффективности операций компании. Он представляет собой прибыль компании, освобожденную от влияния налогового окружения и способов финансирования, а также от влияния организации учета (в частности амортизации). Это позволяет сравнивать отчетность различных компаний, а также эффективность работы компании.

В 2009 году – EBITDA= - 917,58 млн. руб.

В 2010 году – EBITDA= - 441,96 млн. руб.

Уменьшение убытка до налогообложения и отсутствие процентов к уплате, вследствие того, что компания не прибегает к использованию кредитов, привело к постепенному увеличению показателя EBITDA, следовательно, прослеживается положительная динамика в эффективности работы компании.



Рентабельность инвестиционного капитала (ROIC), % - представляет собой отношение чистой прибыли к величине инвестированного капитала (задействованного капитала). Рентабельность инвестированного капитала является основным относительным показателем эффективности операционной деятельности компании и показателем создания стоимости, поскольку стоимость создается только в том случае, если данный показатель превышает средневзвешенную стоимость капитала. Рост показателя в динамике является необходимым условием создания стоимости.

В 2009 году – ROIC = 236,78% .

В 2010 году – ROIC = 90,00%.

В 2010 году показатель чистой операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов составил 48,79% от показателя 2009 года, в виду снижения доходов на 6%, ростом прочих доходов на 131 % и снижения себестоимости на 10 %, тогда как показатель инвестированного капитала равен 38,01% от показателя 2009 года, соответственно и процент отношения чистой операционной прибыли к величине инвестированного капитала стал меньше. Такое снижение показателя инвестированного капитала связано с увеличением кредиторской задолженности на 548 555 тыс. рублей по сравнению с показателем кредиторской задолженности 2009 года.



Рентабельность собственного капитала (ROE), % - рассчитывается как отношение чистой прибыли после уплаты налогов к акционерному капиталу.

В 2009 году – ROЕ = 150,47% .

В 2010 году – ROЕ = 34,54%.

В 2009 – 2010 гг. компания не имела прибыли, а напротив, несла убытки. В форме № 1 бухгалтерского баланса, собственный (акционерный) капитал – это отрицательная величина и в 2009г., и в 2010г. так как в данный показатель включен непокрытый убыток.

В 2009 году убыток компании равен 752 091 тыс. руб., а собственный (акционерный) капитал равен – 875 889 тыс. руб., в 2010 году убыток компании равен 366 936 тыс. руб., а собственный капитал равен – 1 249 006 тыс. руб., соответственно так как в 2010 году убыток меньше, а показатель собственного капитала больше, то и показатель ROЕ снижается.

Чистые активы, млн. руб. – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету, расчет в соответствии с Приказом Минфина № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29.01.2003.

В 2009 году – чистые активы = - 499,84 млн. руб.

В 2010 году – чистые активы = - 1 060,96 млн. руб.

Основное влияние на величину показателя чистых активов оказывает сумма кредиторской задолженности, в 2010 году кредиторская задолженность увеличилась на 548 555 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом.



Минимальная рентабельность продаж, % - показатель отражает доход компании на каждый заработанный рубль и является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

В 2009 году – рентабельность продаж = - 76,36 %.

В 2010 году – рентабельность продаж = - 68,98 %.

Минимальная рентабельность продаж зависит от валовой прибыли и выручки от реализации.

В 2009 году – валовая прибыль = - 1 012,222 млн. руб.

В 2010 году – валовая прибыль = - 860, 157 млн. руб.

Валовая прибыль находится как отношение выручки от реализации к себестоимости.

В 2009 году – выручка от реализации = 1 325,544 млн. руб.

В 2010 году – выручка от реализации = 1 246, 903 млн. руб.

Показатель себестоимости в 2010 г. снизился на 9,87% по отношению к 2009г., показатель выручки снизился на 5,93% к 2009г.



Свободный денежный поток (FCFE) – общее изменение денежных средств за отчетный период. Эти денежные средства предназначены для выплаты процентов по кредитам, выплаты основного долга, выплаты дивидендов либо для реинвестирования в действующий бизнес.

В 2009 году – FCFE = - 515,31 млн. руб.

В 2010 году – FCFE = - 75,27 млн. руб.

Основные показатели, которые имеют непосредственное влияние на показатель Свободного денежного потока:

- Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- Кредиторская задолженность;

- Денежные средства;

- Погашение кредитов и займов;

- Поступление от кредитов и займов;

- Выручка от реализации;

- Инвестиционные вложения.

Погашение кредитов и займов происходило только в 2009 году, в размере 91,500 млн. рублей. Динамика изменений вышеперечисленных показателей проанализированы ранее, из чего следует отрицательное значение показателя FCFE.



Общая стоимость бизнеса определяется как сумма приведенной стоимости свободных денежных потоков в течение прогнозируемого периода и приведенной стоимости остаточной стоимости компании в прогнозный период.

В 2009 году – RV = - 1 041,68 млн. руб.

В 2010 году – RV = - 1 378,53 млн. руб.

Общая стоимость бизнеса определяется: чистой прибылью, процентами к уплате, номинальным ростом бизнеса (5 %), коэффициентом реинвестирования свободных денежных потоков.



Величина коэффициента реинвестирования свободных денежных потоков зависит от величины инвестиционных вложений, амортизационных отчислений, изменения оборотного капитала и операционной прибылью за вычетом скорректированных налогов.

Основное влияние на величину коэффициента реинвестирования свободных денежных потоков оказывают:

- выручка от реализации;

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

- денежные средства;

- кредиторская задолженность;

- инвестиционные вложения.


    1. Введенные в строй за прошедший год объекты основных средств.

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров, обеспечения учета отправленных пассажиров по категориям, а также увеличения сбора денежной выручки компания за счет собственных средств выполнила ряд мероприятий по закупке, оснащению и внедрению необходимой техники и оборудования:

  • приобрели транспортные средства общей стоимостью 2 961 тыс. рублей;

  • в соответствии с реализацией инвестиционной программы приобрели 53 платежных терминала общей стоимостью 11 574 тыс. рублей;

  • введено в эксплуатацию 15 штук ККМ ПКТК для разъездных контролеров кассиров, а так же 77 штук ККМ ФР Прим-08ТК.




    1. Участие Общества в реформировании отрасли железнодорожного транспорта России.

С 01.10.2008 г. ОАО «СПК» приступило к самостоятельному перевозочному процессу железнодорожным транспортом на территории Свердловской и Тюменской областей. Таким образом, достигнута одна из основных целей Концепции структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001г. № 384 – вывод пригородных пассажирских перевозок в конкурентный сектор.

В ОАО «СПК» разработана и реализуется программа поэтапного перехода к полному возмещению разницы между экономически обоснованным и установленным тарифом в пригородном железнодорожном сообщении. По сути, данная программа - переход к государственному заказу на пригородные пассажирские перевозки. Именно органы власти субъектов РФ должны определять на каких направлениях и по какой стоимости будет осуществляться перевозка пассажиров, и, соответственно, возмещать расходы перевозчика в полном объеме.

С момента перехода компании в статус самостоятельного перевозчика ОАО «СПК» выстраивает новую систему отношений со смежными подразделениями ОАО «РЖД». Пассажиры требуют комфорта в подвижном составе, качественного обслуживания. В связи с этим ОАО «СПК» требует качественного и своевременного проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава от балансодержателя, при этом оплачиваются лишь те работы, которые были действительно выполнены. Организация процесса на основании денежных отношений требует кардинального пересмотра взглядов на надлежащее состояние подвижного парка – ведь мастер, отвечающий за обслуживание, начинает понимать, что от качественно выполненной работы зависит его заработная плата, а дополнительным стимулом выступит развитие конкуренции среди ремонтных предприятий.


    1. Основные вехи развития Общества в отчетном году, достигнутые за год результаты.

1. Расширена перевозочная деятельность на территории ХМАО – Югры.

2. В ежедневном режиме по станциям Тюмень, Нижний Тагил и Свердловск-пассажирский работает перронный контроль;

3. Осуществляются постоянные проверки работы РКК в пригородных поездах сотрудниками АУР «СПК»;

4. Совместно с ОАО «РЖД» дополнительно проведено 112 выездных рейдов с участием ЧОП, ревизоров, перронных контролеров по пресечению безбилетного проезда;

5. Проведены экзамены у разъездных контролеров кассиров по правилам проезда, охране труда и этике поведения;

6. Внедрена программа АСППБ;

7. Запущены в действие 100 терминалов самообслуживания по продаже проездных документов.

8. Проведены 3 акции «Призовой билет» среди всех категорий пассажиров.

9. Проведены 26 совместных проверок с Региональным центром безопасности ОАО «РЖД».

10. Осуществляются проверки по выполнению договорных обязательств работниками ЧОП.

11. Осуществляются усиленные проверки в предпраздничные, праздничные дни.
1.5. Задачи, стоящие перед Обществом в следующем году

В условиях сложной экономической ситуации в стране, убыточной деятельности, а также заинтересованности Общества в повышении скорости, качества и безопасности передвижения требуются новые подходы к развитию железнодорожного комплекса в целом, для укрепления позиций в статусе перевозчика Общество проводит в жизнь ряд мероприятий:



1. Переход работы ОАО «Свердловская пригородная компания» на безубыточный уровень.

Ключевой целью существующей стратегии Общества на 2008-2015гг. является повышение доходности пригородных пассажирских перевозок, достижение критерия безубыточности в 2011 году. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с ОАО «РЖД» и субъектами Российской Федерации по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы, установления тарифов и выделения бюджетных средств на компенсацию убытков, возникающих от перевозки льготных категорий пассажиров. ОАО «СПК» стремится к реализации стратегии и придерживается решения следующих задач:

- разработка и внедрение системы учета поездок, совершаемых железнодорожниками, обеспечение возмещения со стороны ОАО «РЖД» затрат на перевозку данной категории пассажиров;

- взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросу разработки стратегии формирования социального заказа на перевозку;

- разработка и внедрение системы учета поездок, совершаемых региональными льготниками, разработка технологии взаимодействия с субъектами федерации по компенсации убытков;

- привлечение субъектов федерации к реализации совместных проектов в части приобретения современного подвижного состава;

- взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования, в т.ч. установления базового тарифа основанного на безубыточности перевозок, внедрения новых видов тарифных планов.

2. Реализация совместно с ОАО «РЖД», Правительством Свердловской области социально значимых инвестиционных проектов:

Проект «Рельсовый автобус «Екатеринбург - В.Пышма» реализуется совместно с Правительством Свердловской области, администрацией г. Екатеринбурга, г. В. Пышма, ООО «УГМК_Холдинг», ОАО «Уралмашзавод», ОАО «РЖД», целями которого являются развитие транспортного пассажирского сообщения между г. Екатеринбург и В. Пышма, а также городами, расположенными на севере Свердловской области, транспортная разгрузка магистралей города.

В 2009г. данный проект временно приостановлен инвестором.

3. Передача муниципального автотранспорта Свердловской, Тюменской областей, ХМАО в ведение ОАО «Свердловская пригородная компания».

Реализация проекта предполагает:



  • снижение уровня затрат по перевозке пассажиров на маршрутах пригородных электропоездов, на которых используется тепловоз, так как эксплуатация автобуса значительно дешевле эксплуатации тепловоза;

  • повышение комфорта доставки пассажиров за счет сокращения времени нахождения в пути;

  • по возможности незначительное изменение в расписании движения;

  • увеличение прибыли компании за счет снижения себестоимости перевозок.


4. Обеспечение транспортной безопасности и безопасности пассажиров, работников на железнодорожном транспорте.

С целью создания эффективной системы обеспечения необходимого уровня защищенности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы и её защиты от актов незаконного вмешательства, а также безопасности пассажиров и работников на железнодорожном транспорте Общество реализует следующие мероприятия:



- Приобретение и установка систем цифрового видеонаблюдения и регистрации на поездах пригородного сообщения ОАО "СПК" позволит снизить риск террористической деятельности на транспорте, предотвратить различные формы противоправного вмешательства в функционирование транспортной системы, так же проводить масштабные маркетинговые исследования.

- Привлечение частных охранных предприятий с целью обеспечения безопасности проезда, правопорядка, безопасности пассажиров и контролеров-кассиров во время поездки, увеличения собираемости платной выручки в электропоездах.

5. Формирование всё большего спроса на перевозки, повышение их скорости, качества, комфорта, доходности.

Внедрение на вокзалах и остановочных пунктах Автоматизированной системы контроля доступа (АСКД) - аппаратно-программный комплекс, состоящий из аппаратной части – турникетных стоек УТ-2000, УТ-2005, персонального компьютера, необходимых для работы Системы периферийных устройств и программной части – клиентского ПО «Концентратор турникетов». Позволяет осуществлять контроль прохода пассажиров пригородных поездов в зоны посадки/высадки с использованием проездных документов, оформленных клиентскими устройствами Системы, а также транспортных карт ОАО «СПК».

Приобретение и установка терминалов по продаже проездных железнодорожных билетов на линиях на поезда пригородного сообщения ОАО "СПК", что позволит оптимизировать расходы по оплате труда и аренде касс при замене стационарных билетных кассиров на терминалы по продаже проездных железнодорожных билетов на линиях на поездах пригородного сообщения по нерентабельным направлениям, а также увеличить выручку от продажи проездных железнодорожных билетов на линиях на поезда пригородного сообщения.

В настоящий момент функционирует более 100 терминалов, установленных на станциях Свердловской железной дороги Свердловской и Тюменской областей.

За 2010г. закуплено еще 53 терминала самообслуживания для приобретения проездных документов, еще 190 терминалов планируется установить в 2011г. на территории обслуживания ОАО «Северо-западная пассажирская пригородная компания». В декабре 2010г. ОАО «СПК» и ОАО «РЖД» заключили договор на поставку 280 терминалов самообслуживания с встроенным принтером БСО. К концу 2010г. 90шт из них установлены на территории обслуживания ОАО «Центральная пассажирская пригородная компания» (г. Москва).

Для перехода работы компании к безубыточной деятельности в 2011 году планируется замена нерентабельных электропоездов на автобусы.



6. Проведение маркетинговых исследований для принятия решений по оптимизации графика и населенности пригородных поездов.

  • Анализ конкурентов (товаров-заменителей);

  • Разработка интермодальных схем движения электропоездов;

  • Изучение оборачиваемости станций, на которых имеется билетная стационарная касса;

  • Изучение пассажиропотока электропоездов;

  • Еженедельные мониторинги «Экспресса Кольцово» и «Городского электропоезда».

7. Замена посадочных талонов на пластиковые персонифицированные карты.

В настоящее время ОАО «Свердловская пригородная компания» и Свердловская железная дорога реализовали проект «Внедрение автоматизированных систем продажи проездных документов в пригородном комплексе».

Создание системы позволило осуществлять автоматизированный, более полный учет перевозок данной категории пассажиров; упростило систему предъявления расходов между предприятиями дороги за осуществленные перевозки.

На первом этапе реализации данного проекта создана система оформления проездных документов для работников Свердловской железной дороги, имеющих право льготного проезда в поездах пригородного сообщения, которая периодически обновляется.

Для бесперебойного функционирование системы необходимо:

- формирование единого персонифицированного реестра работников СвЖД, с указанием категорий льгот по каждому работнику;

- эмитирование электронных бесконтактных карт стандарта Mifare (электронных транспортных требований) для каждого работника СвЖД (производится за счет средств ОАО СПК);

Следующим этапом в развитии транспортной карты ОАО «СПК» планируется автоматизация процесса оформления билетов для региональных и федеральных льготников и совместимость транспортной карты ОАО «СПК» с транспортной картой Свердловской области (Е-картой).



8. Осуществление торговой, коммерческой и рекламной деятельности.

Общество планирует реализацию следующих сопутствующих видов деятельности:



  • Оказание дополнительных услуг по реализации продуктов торговли в электропоездах повышенной комфортности и пригородных поездах на локомотивной тяге;

  • Оказание дополнительных услуг по реализации печатной продукции и других сопутствующих товаров в пригородных поездах;

  • Подготовка и представление предложений по коммерческому использованию площадей вокзалов, перронов, остановочных пунктов;

  • Оказание услуг пассажирам по доставке билетов на дом.

Кроме того, для более эффективной работы в качестве перевозчика, учитывая текущую демографическую и социальную ситуацию в стране перед компанией в 2011 году стоят следующие концептуально важные задачи:

  • Оптимизация численности компании

  • Оптимизация расходов компании

  • Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение доходности компании.

9. Развитие туристических услуг

В развитии железнодорожного туризма ОАО «СПК» видит свою роль:



    • в обеспечении трансфера туристов к местам отдыха;

    • в разработке ряда собственных туристических маршрутов (спортивная, религиозная, экскурсионно-познавательная, деловая, культурная и лечебно-оздоровительная направленность);

    • в реализации совместных проектов с другими участниками туристического рынка.

Развитие туристической деятельности ОАО «СПК», а также выход с конкретными предложениями и сформированным туристическим продуктом на туристический рынок достигается путем решения следующих задач:

  1. создание собственного туристического продукта;

  2. взаимодействие с другими участниками туристического рынка;

  3. развитие сайта ОАО «СПК» в разделе «туризм»;

  4. развитие рекламной деятельности компании в СМИ;

  5. координация деятельности структурных подразделений ОАО «СПК» по сбору, систематизации и анализу информации, относящейся к сфере туризма.

Результаты, которых предполагается достичь в ходе реализации туристической деятельности ОАО «Свердловская пригородная компания» и участников туристического рынка:

  • внедрение эффективной системы продвижения регионального туристического продукта и формирование положительного имиджа Свердловской области как региона, благоприятного для развития туризма;

  • увеличение туристического потока въездного международного туризма и увеличение емкости туристического обслуживания в Свердловской области на рынке внутреннего и въездного туризма;

  • обеспечение привлекательности Свердловской области как с точки зрения увеличения потока иностранных туристов, так и притока иностранных инвестиций.

Реализация вышеперечисленных мероприятий Обществом создаст предпосылки для выведения транспортных услуг области на конкурентоспособный уровень, позволит создать экономически эффективную систему пассажирских перевозок, существенно улучшить их условия.


    1. Перспективы развития Общества в ближайшие годы.

Целевое позиционирование Общества на рынке пригородных перевозок будет характеризоваться устойчивым положительным имиджем у клиентов и партнеров, узнаваемостью бренда, репутацией ответственного перевозчика.

Достижение данного состояния возможно через реализацию стратегических задач Общества, результатом которой будет являться следующее:

- на территории Свердловской и Тюменской областей Обществом реализована концепция построения единой эффективной транспортно-логистической пассажирской сети;

- Обществом реализуется политика развития маршрутной сети на востребованных направлениях, в том числе во внутригородском сообщении;

- в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года» произошла коренная модернизация подвижного состава, подвижной состав постоянно находится в технически исправном и соответствующем санитарном состоянии;

- тарифная политика Общества призвана удовлетворить все категории спроса, разработаны и внедрены покилометровые, гибкие (по периодам суток, дням недели), зонные регрессирующие и другие виды тарифов;

- совместно с субъектами РФ реализованы механизмы социального заказа на перевозку;

- реализуется комплекс мер, направленный на стимулирование спроса, разработаны и внедрены программы лояльности;

- для пассажиров на выбор доступны различные способы приобретения проездных документов;

- для пассажиров доступны различные справочно-информационные сервисы;

- график движения разрабатывается и утверждается не по остаточному принципу, а в соответствии с потребностью пассажиров; безусловное выполнение графика движения поездов;

- в пригородных поездах обеспечено высокое качество условий проезда, в том числе обеспечена личная безопасность пассажиров.

- созданы качественные условия на вокзалах и остановочных пунктах, в том числе полноценное информационно-справочное обслуживание и квалифицированный персонал.

Реализация данных задач будем способствовать не только удержанию существующей доли рынка в пригородном сообщении, но также выйти на сопряженные географические рынки, позволит сфокусировать усилия Общества на диверсификации бизнеса и освоению конкурентного (автотранспортного) рынка.




    1. Проблемные вопросы, которые необходимо решать в ближайшие годы

Главной стратегической целью в области пригородных перевозок, по-прежнему остается переход к безубыточной деятельности, и в долгосрочной перспективе – создание эффективного бизнеса.

Деятельность пригородных пассажирских компаний, их взаимоотношения с органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, с ОАО «РЖД», регламентируются:



  • Федеральными нормативно – правовыми актами (в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, предусматривающим право субъектов Российской Федерации осуществлять государственное регулирование тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950, устанавливающим порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий);

  • Региональными нормативно – правовыми актами;

  • Руководящими документами ОАО «РЖД», Министерства путей сообщения России, Министерства путей сообщения СССР.

Правительством РФ осуществляется планомерная работа по определению концепции государственного регулирования пригородных перевозок.

В целях повышения доходности компании, необходимо развитие законодательства в части:



  • Изменения положений по налогу на добавленную стоимость

Основная часть расходов пригородных пассажирских компаний составляют расходы по договорам оказания услуг по доступу к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и аренде подвижного состава, предъявляемых ОАО «РЖД» пригородным компаниям для осуществления перевозочной деятельности. К этим расходам в соответствии с действующим законодательством применяется налог на добавленную стоимость.

В связи с тем, что пригородные пассажирские компании осуществляют социально значимую функцию – организуют пригородные пассажирские перевозки, и делают это, в первую очередь, с учетом платежеспобности населения, предлагаем законодателю обратить внимание на данную проблему и внести изменения в действующие нормативно – правовые акты, в части установления перевозчикам в пригородном сообщении ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0%.



  • Компенсации расходов на перевозку федеральных льготников

ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и ряд иных федеральных законов, предусматривают право отдельных категорий граждан на льготный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

П.п. 12, 23, 24 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 предусмотрено, что средства на компенсацию расходов на перевозку граждан, имеющих право на льготы, в пригородном железнодорожном транспорте направляются ОАО «РЖД» в соответствии с заключенным между Минздравсоцразвития РФ и ОАО «РЖД» договором.

Однако, ОАО «РЖД» не является распорядителем бюджетных средств и в соответствии со ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

На практике договоры, заключаемые пригородными пассажирскими компаниями с ОАО «РЖД», фактически предусматривают суммы, обеспечивающие не полное возмещение выпадающих доходов от льготного проезда федеральных льготников. Это объясняется действующим порядком пропорционального распределения ОАО «РЖД» поступившей от Минздравсоцразвития суммы между всеми работающими в качестве перевозчиков пригородными компаниями.

В результате у пригородных пассажирских компаний возникают дополнительные убытки.

Как вариант, предлагаем рассмотреть порядок заключения договоров между пригородными пассажирскими компаниями и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с обеспечением 100% компенсации из бюджета Российской Федерации выпадающих доходов, возникающих вследствие проезда льготников федерального регистра.

Понимая, что заключение отдельных договоров с каждой компанией-перевозчиком значительно увеличит объем работы Минздравсоцразвития РФ, возможно рассмотреть вопрос о передаче договорной работы с ППК, в том числе вопросы контроля и оплаты на региональный уровень.


  • Установления ответственности за безбилетный проезд.

Не решенными остаются вопросы пресечения безбилетного проезда. Действенными механизмами пресечения остаются препятствование допуска в подвижной состав граждан, не имеющих проездного документа, либо их удаление из вагона в пути следования. Положительной оказалась практика применения комиссионного сбора за оформление проездного документа в составе.

Необходимо пересмотреть процедуры взимания штрафа, расширить полномочия перевозчика в части обеспечения надлежащего поведения в подвижном составе, в том числе путем использования механизмов принуждения.



следующая страница >>
Смотрите также:
П под занавес года стр. 2 Новый год: история возникновения праздника стр. 3 Символ 2010 года стр. 4 Вера в чудеса стр. 5 Проба пера стр. 6 А знаете ли вы? стр. 7 Узнай свой год по гороскопу! стр. 8 ервый номер газеты вышел 7 марта 2007 г
112.62kb.
1 стр.
Содержание: стр
4530.96kb.
18 стр.
Содержание стр
714.21kb.
8 стр.
Т. А. Маслова основная образовательная программа начального общего образования содержание Целевой раздел. Стр. 3-46
4446.37kb.
21 стр.
Руководство по лётной эксплуатации 2 Общее
39.73kb.
1 стр.
Содержание стр. Введение
866.53kb.
4 стр.
Справочник Содержание г. Владикавказ стр
919.79kb.
6 стр.
Правила аттестации спортивных судей фтср содержание: обшие положения стр. 2-3 правила аттестации спортивных судей третьей и второй категорий стр. 3-5
97.74kb.
1 стр.
Пояснительная записка стр. 3-7 Планируемые результаты освоения образовательной программы стр. 7-11 Учебный план стр. 11-13
2003.46kb.
10 стр.
Стр. 3 Глава I. Краткая характеристика основных мировых систем управления стр. 5 Глава II. Особенности японской системы менеджмента стр. 11 Заключение стр. 18 Библиография стр. 19
201.58kb.
1 стр.
Курсовая работа Анализ цен на квартиры в г. Находка
75.67kb.
1 стр.
Содержание стр
768.33kb.
6 стр.