Главная
страница 1страница 2страница 3

Функции фронтальных зон. Ретикулярная формация ствола мозга и неспецифический таламус тесно связаны с корой больших полушарий. Особое место в системе этих связей занимают фронтальные зоны коры. Предполагается, что возбуждение ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса по прямым восходящим путям распространяется на передние отделы коры. При достижении определенного уровня возбуждения фронтальных зон по нисходящим путям, идущим в ретикулярную формацию и таламус, осуществляется тормозное влияние. Фактически здесь имеет место контур саморегуляции: ретикулярная формация изначально активизирует фронтальную кору, а та в свою очередь тормозит (снижает) активность ретикулярной формации. Поскольку все эти влияния носят градуальный характер, т.е. изменяются постепенно, то с помощью двухсторонних связей фронтальные зоны коры могут обеспечивать именно тот уровень возбуждения, который требуется в каждом конкретном случае.

Таким образом, фронтальная кора важнейший регулятор состояния бодрствования в целом и внимания как избирательного процесса. Она модулирует в нужном направлении активность стволовой и таламической систем. Благодаря этому можно говорить о таком явлении, как управляемая корковая активация.




Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение вниманию и назовите его виды.

  2. Что является физиологической основой внимания?

  3. Как описал И. П. Павлов ориентировочную реакцию?

  4. Назовите компоненты ориентировочной реакции.

  5. Опишите механизм ориентировочной реакции с точки зрения концепции нервной модели стимула, предложенной Е. Н. Соколовым.

  6. Почему ориентировочная реакция не всегда возникает при изменении параметров стимула?

  7. Назовите и опишите четыре уровня факторов, провоцирующих ориентировочную реакцию.

  8. Какие мозговые структуры задействованы в процессах внимания?

  9. Какую роль играет таламус в процессах внимания?

  10. Какую роль играют фронтальные зоны в процессах внимания?

Задания к контрольной работе
1. Предмет и задачи психофизиологии как науки, ее проблемы. Психическое, нейропсихологическое содержание науки.

2. Психофизиология восприятия, чувственные органы, рецепторы восприятия, их топография, пути передачи информации.

3. Стимулы восприятия. Продолжительность актов восприятия, причины, их определяющие, последствия для организма человека.

4. Кодирование информации в нервной системе. Нейронная активность и сенсорные системы. Характеристика нейрона как клетки.

5. Проблема образования кодов и их функционирования в ЦНС. Частота разрядов нейронов как одна из теорий передачи информации в нейронной системе передачи информации.

6. Функциональные системы психической активности: афферентный синтез и принятие решений, обоснование результата (эффективная деятельность).

7. Системные кванты психической деятельности. Мыслительная деятельность. Информационные механизмы мыслительной деятельности.

8. Эмоциональные основы мыслительной деятельности. Некоторые ее нарушения (агнозия, аноксия, афазия).

9. Динамика мыслительной деятельности. Системогенез, саморегуляция, мотивация. Особенности творческой деятельности.

10. Психофизиология сознания, технология сознательной деятельности. Структуры мозга, участвующие в формировании процесса сознания.

11. Поведенческие признаки сознания: основные положения реализации сознания. Функциональные и структурные предпосылки формирования сознания.

12. Теории механизмов сознания: «Теория светлого пятна», «Структурная теория», «Теории повторного входа информации» и др.

13. Сознание и медитация. Сознание и гипноз. Сознание и кома. Связь нормы и патологии в формировании сознания.

14. Психофизиология речи. Первая и вторая сигнальныя системы. Взаимодействие этих систем, формирование речи в процессе филогенеза.

15. Язык и его роль в формировании сигнальных систем. Развитие языка. Особенности языка и речи. Виды и характеристики языка в разных странах мира.

16. Межполушарная ассиметрия мозга и речь. Особые свойства левого и правого полушарий в формировании речи и сознания.

17. Общие представления о мышлении. Виды мышления. Особенности наглядного, словесного, образного, творческого, интуитивного мышления.

18. Мышление и речь как единственные системы общения людей. Эволюционное развитие человека и формирование речи. Функции речи. Речевая информация, ее особенности в сравнении с другими источниками информации.

19. Структура процесса мышления. Этапы решения задач в процессе мышления. Анализ информации, используемой в технологии мышления.

20. Проблема внимания в психофизиологии. Понятие «внимания». Выделение кризисной информации при принятии решений.

21. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, их особенности. Роль внимания в познавательной деятельности и изучении окружающей среды.

22. Ориентировочный рефлекс и непроизвольное внимание. Механизмы активации внимания, направленное на его углубление и расширение.

23. Психофизиология эмоций. Общая характеристика эмоций. Влияние факторов внешней и внутренней среды на проявление эмоций.

24. Приспособительное значение эмоций в жизни человека. Первый, второй и третий постулаты эмоций. Эмоции и здоровье человека, наличие связи.

25. системные механизмы эмоций. Эмоциональное состояние. Положительные и отрицательные эмоции, причины их формирования и последствия.

26. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций: корковая, теория внутренних реакций, теория несогласованности внутренних систем.

27. Эндогенные и экзогенные эмоции. Механизмы их развития, особенности их реакций. Пути управления эмоциями в разных жизненных ситуациях.

28. Эмоции и побуждения, различия данных понятий. Последствия для человека эмоций и побуждений. Положительные и отрицательные характеристики побуждения.

29. Некоторые особые функции, характеризующие побуждения: временные характеристики побуждений, качественные показатели побуждений. Общность информации эмоций, большая конкретность побуждений.

30. Эмоции и боли. Уровни боли: клеточный, нервный, физиологический, психологический. Управление чувствами боли. Примеры малоуправляемых болей.

31. Застойные эмоции. Эмоции и обучение. Произвольные и непроизвольные эмоции, их характер, источники формирования, управления.

32. Понятие «функциональные состояния», классы этих состояний. Состояние «оперативный покой». Экстремальные состояния. Формирующиеся реакции на их реализацию.

33. Роль ретикулярной формации в формировании регулирования функциональных состояний. Уровни бодрствования, его роль в состоянии моделирующих систем.

34. Методы диагностики функциональных состояний. Альфа, бета, гамма и другие виды ритмов. Биологическая характеристика выявляемых ритмов.

35. Исследование функционального состояния с помощью полиграфа (детектора лжи), как прибор для исследования функциональных состояний.

36. Циклические изменения функционального состояния. Биологические ритмы. Циркадные ритмы. Функциональные состояния и здоровье человека.

37. Виды сна: наркотический, гипнотический, патологический и др. Гипноз как особое состояние сознания. Особенности гипнотического состояния, переход его в состояние бодрствования.

38. Летаргический сон, его причины, особенности течения. Монофазный и полифазный сны, особенности их течения по отдельным фазам.

39. Общие свойства сенсорных систем. Процессы и пути передачи сигналов в сенсорных системах. Особенности сенсорной информации: источники ее формирования, пути передачи.

40. Методы исследования сенсорных систем, их моделирование. Общие принципы организации систем: многослойность, многоканальность, их роль в системе передачи информации.

41. Понятие «сенсорные воронки». Расширяющиеся и сужающиеся воронки в зрительных и слуховых системах. Физиологический смысл воронок в формировании количества и качества информации.

42. Дифференциация сенсорных систем по вертикали и по горизонтали. Нейронные слои и нейронные отделы сенсорных систем как «элитных» центров обработки и эфферентации информации.

43. Вкусовая система. Вкусовые точки в слизистой оболочки полости рта. Вкусовые ощущения. Опорные и рецепторные клетки, воспринимающие вкусовые раздражения.

44. Вкусовые ощущения, виды представительства полости рта. Особенности сладкого и кислого ощущений. Источники, раздражители соленого и кислого ощущений.

45. Центральные вкусовые пункты продолговатого мозга: лицевой языкоглоточный и блуждающий нерв. Волокна нейронов, идущие к центру вкуса.

46. Обонятельная система, рецепторы, ее формирующие. Обонятельный нерв и его окончание. Первичные обонятельные ощущения. Обонятельная луковица.

47. Висцеральная сенсорная система, ее назначение. Виды рецепции и источники информации, необходимые для регуляции функций внутренних органов.

48. Виды рецепторов висцеральной сенсорной системы. Проводящие пункты и центры висцеральной системы. Висцеральные ощущения и восприятие.

49. Сон, стадии его развития. 15 стадии. Связь каждой из стадий с такими состояниями, как дремота, сонные веретена, парадоксальный сон, дельта-сон и др.

50. Роль сна в жизнедеятельности человека, последствие недостаточного сна или его полного лишения. Последствия, нарушения функций организма при недостатке сна. Медленноволновой и парадоксальный сон.

51. Психофизиология потребностей человека. Потребность к активности. Потребность и необходимость. Витальные потребности и их характер.

52. Социальные потребности, их виды. Идеальные потребности: потребность в новизне, компетентности и т.д.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Баллонов, Л. Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин. Л. : Наука, 1976. – 218 с.

  2. Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов /А. С. Батуев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 317 с.

  3. Гринфилд, С. Путешествие в тайны разума. Этот загадочный мозг / С. Гринфилд; пер. с англ. – М. : ООО «ТД «Мир книги», 2006. – 192 с.

  4. Зеки, С. Зрительный образ в сознании и мозге / С. Зеки // В мире науки. – 1992. – № 11-12. – С. 33-41.

  5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Издательство МГУ, 1973. – 374 с.

  6. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – 2-е. изд. – М. : Издательство ЛКИ, 2007. – 256 с.

  7. Николаева, Е. И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник для студ. биологических, психологических, медицинских факультетов университетов / Е. Н. Николаева. – Новосибирск «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 2001. – 442с.

Св. план 2011, поз. 20



Учебное издание

Пархоменко Дарья Александровна

Физиология

высшей нервной деятельности

и сенсорных систем
Методическое пособие

для студентов специальности 1 – 58 01 01

«Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий»

заочной формы обучен

Редактор Т. П. Андрейченко

Корректор

Подписано в печать Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура «Таймс» Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. 1,7 Тираж 100 экз. Заказ 47

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ЛИ № 02330/0494371 от 16.03.2009. ЛП №02330/0494175 от 13.04.2009.



220013, Минск, П. Бровки, 6.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Методическое пособие для студентов специальности 1 58 01 01 «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий»
418.48kb.
3 стр.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
99.78kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие infotech hardware москва 2009
810.67kb.
8 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Учебная программа для специальности: ( рабочий вариант) 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
160kb.
1 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Методическое пособие для практических занятий студентов по специальности "География"
364.84kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение»
590.08kb.
4 стр.
Методическое пособие для студентов специальности 1  70 01 01 «Производство строительных изделий и конструкций»
487.32kb.
4 стр.
Методическое пособие по курсу персональная электроника жидкокристаллические мониторы Для студентов специальности 200800
254.83kb.
1 стр.
Методическое пособие по курсу «Язык разметки xml. Часть 1» Методическое пособие для студентов специальности «Компьютерные системы и сети»
682.79kb.
3 стр.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология"
1007.82kb.
6 стр.