Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

Демографическая политика в Республике Башкортостан

 Российской Федерации Республика Башкортостан выделяется не только мощным природно-ресурсным и экономическим, но и развитым многонациональным демографическим потенциалом. Среди субъектов Российской Федерации по численности населения Республика Башкортостан занимает седьмое место после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ростовской, Свердловской областей и Краснодарского края.

Современная демографическая ситуация в Республике Башкортостан сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

В отличие от многих регионов России более обоснованная экономическая и социальная политика, проводимая в Республике Башкортостан, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.

Руководство республики уделяет большое внимание демографическим проблемам. Президентом Республики Башкортостан подписан ряд указов, в соответствии с которыми реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку молодых и многодетных семей. Правительство Республики Башкортостан систематически рассматривает вопросы, связанные с улучшением естественного движения и миграции населения.

В республике сложилась тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов. Меры, разработанные в соответствии с предыдущей Концепцией долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан до 2015 года, поэтапно выполняются.

Вместе с тем демографическая ситуация в республике недостаточно благополучная. Сложившийся уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, высок уровень смертности, особенно у мужчин в трудоспособном возрасте. За 2004 - 2006 годы существенно изменились миграционные процессы: сальдо миграции приняло отрицательное значение.

Начиная с 2000 года численность населения республики имеет тенденцию к сокращению. С 2009 года в трудоспособный возраст начнет вступать малочисленное поколение родившихся в 1990-х годах, а выходить из него - многочисленное поколение родившихся в 1950 - 60-х годах, в результате чего произойдет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост численности населения старше трудоспособного возраста.

Абсолютное сокращение численности населения республики началось намного позже и происходило более медленными темпами, чем в среднем по России. Если в Российской Федерации численность населения начала сокращаться с 1993 года, то в Республике Башкортостан - только с 2000 года.

Республика Башкортостан выделяется высокой плотностью населения: на один квадратный километр территории приходится 28,3 человека против 8,3 человека в среднем по Российской Федерации.

Рождаемость населения за последние пять лет не только стабилизировалась, но и несколько возросла. Однако сложившийся уровень репродуктивности не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причинами низкой рождаемости населения, помимо перехода семей на малодетность, стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие. Реализация приоритетов Концепции будет способствовать повышению уровня рождаемости в республике.

В области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения руководством Республики Башкортостан определены следующие приоритеты:

- усиление внимания органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан к совершенствованию организации и развитию качества медицинской помощи населению, реализации федеральных и республиканских программ;

- сохранение здоровья и жизни населения в трудоспособном возрасте, снижение смертности от внешних причин;

- создание и обеспечение доступности комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм.

Указанные приоритеты будут реализованы путем:

- усиления роли первичной медико-санитарной помощи, преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рационального и эффективного использования коечного фонда;

- дальнейшего развития консультативно-диагностических служб, восстановления работы выездных бригад поликлиник в целях обеспечения доступности медицинской помощи сельским жителям, развития сети реабилитационных, восстановительных отделений центральных районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-санитарной помощи в сельской местности;

- развития мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний; разработки и внедрения современных технологий в лечебно-диагностические процессы;

- внедрения программ по профилактике и раннему выявлению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в целях снижения осложнений и смертности;

- обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий;

- разработки мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети "телефонов доверия", совершенствования деятельности врачей-психиатров, психотерапевтов, педагогов и социальных работников;

- сокращения уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет улучшения подготовки водительского состава, качества дорог, организации дорожного движения, оперативности оказания медицинской помощи пострадавшим;

- существенного снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни;

- сокращения уровня смертности от ВИЧ/СПИД, наркомании и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний с применением новых технологий;

- развития геронтологической помощи;

- формирования ювенальной политики;

- координации действий органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями;

- развития услуг, предоставляемых санитарно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;

- активизации работы по организации и проведению профилактики инфекционных заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; принятия мер информационного воздействия, направленных на снижение наркомании, курения, потребления алкоголя; возрождения массового санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан; развития физической культуры;

- создания в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений (кабинетов) медико-социальной помощи подросткам по лечению и профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

- повышение материального благосостояния семей с детьми;

- улучшение жилищных условий молодых семей и семей, имеющих детей;

- формирование в обществе нравственных ценностей, установки на создание полной, состоящей в законном браке семьи с несколькими детьми;

- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- обеспечение воспитания и содержания детей из неполных, многодетных и малообеспеченных семьей, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов;

- обеспечение социальной комфортности семьям с детьми для проведения совместного семейного отдыха и досуга;

- улучшение и укрепление репродуктивного здоровья населения.

Указанные приоритеты будут реализованы путем:

- осуществления комплекса мер, направленных на повышение уровня и улучшение качества жизни населения, укрепление материального потенциала семьи, в том числе молодой семьи;

- совершенствования системы материальной поддержки семей с детьми, в том числе адресной социальной помощи малоимущим семьям с детьми, включая регулярный пересмотр и индексацию размеров социальных выплат;

- стимулирования молодежи к вступлению в зарегистрированный брак и рождению первого ребенка на начальной стадии формирования уклада жизни семьи;

- повышения доступности жилья для нуждающихся слоев населения, в том числе проживающих в условиях, не соответствующих стандартам качества и безопасности, за счет выделения безвозмездных субсидий в случае рождения ребенка, использования льготного кредитования, выделения безвозмездных субсидий на первоначальный взнос для приобретения жилья по механизму ипотечного кредитования;

- разработки и внедрения программ, способствующих адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни;

- пропаганды в средствах массовой информации, в том числе электронных, в образовательных программах необходимости укрепления семейных устоев и сохранения семейных ценностей;

- поощрения продукции средств массовой информации, предназначенной для детей и направленной на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

- формирования у подрастающего поколения представления о ценности стабильной семьи с несколькими детьми;

- создания системы семейных социально-психологических консультаций для оказания психологической помощи молодым семьям и лицам, решившим создать семью;

- проведения активной семейной политики;

- создания женщинам, в особенности имеющим малолетних детей, условий для совмещения семейных обязанностей и работы;

- сокращения безработицы среди граждан, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;

- совершенствования механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов;

- создания социально-психологических служб для родителей детей-инвалидов, приемных родителей и семей с опекаемыми детьми;

- создания в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также социальной и транспортной инфраструктуре;

- организации совместного отдыха семей с детьми;

- развития и совершенствования системы дополнительного образования (кружков, секций и т.д.), досуговых учреждений для детей, подростков и молодежи;

- развития сети различных дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности, повышения их качества, доступности и оптимизации оплаты;

- развития центров и служб планирования семьи и репродукции, деятельность которых направлена на воспитание ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья населения, в особенности подростков;

- сокращения числа преждевременного прерывания беременности в целях сохранения репродуктивного здоровья, обеспечивающего возможность иметь желаемое количество детей;

- разработки и внедрения прогрессивных организационных и перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным; внедрения в практику эффективных технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивных функций; проведения мероприятий по профилактике инфекций, передаваемых половым путем;

- компенсации расходов на лечение бесплодия;

- раннего выявления и профилактики осложнений здоровья женщины-матери и ее новорожденного ребенка.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

- сокращение оттока населения за пределы Республики Башкортостан;

- привлечение мигрантов в республику из других регионов Российской Федерации;

- привлечение иммигрантов, в первую очередь бывших соотечественников из государств СНГ;

- обеспечение адаптации и интеграции мигрантов в условия республики;

- снижение численности незаконных мигрантов.

Реализация приоритетов в области миграции и расселения предполагается путем:

- создания социально-экономических условий, способствующих сокращению оттока населения за пределы республики и сохранению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала республики;

- стимулирования притока мигрантов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на республиканском рынке труда, и создания необходимых условий для их трудовой деятельности;

- разработки социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Республики Башкортостан;

- стимулирования возвращения в республику выпускников учебных заведений - уроженцев Республики Башкортостан, получивших образование в других регионах Российской Федерации и за рубежом;

- обеспечения рационального расселения мигрантов на территории республики;

- содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах СНГ;

- создания условий для адаптации и интеграции иммигрантов в Республике Башкортостан, а также обеспечения толерантности местного населения переселенцам;

- обеспечения финансирования комплекса мер, направленных на стимулирование притока мигрантов (жилищное обустройство, занятость и др.);

- совершенствования механизмов профилактики, выявления и пресечения незаконной иммиграции.


Список используемых источников литературы:


  1. Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003,

  2. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

  3. Демографические ежегодники Российской Федерации.

  4. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.

  5. http://www.bashkortostan.ru – Служба государственной статистики по Республики Башкортостан

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Контрольная работа №1 по дисциплине «Демография» Аблин Роман Андреевич Группа з 478 б 2012
641.34kb.
4 стр.
Контрольная работа по дисциплине: «Отечественная история» Вариант №9 студентка фно специальность: Фик группа: дневная
165.5kb.
1 стр.
Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
846.71kb.
5 стр.
Контрольная работа по дисциплине: «теория бухгалтерского учета» Контрольная работа Исходные данные
69.83kb.
1 стр.
Контрольная работа По дисциплине: Маркетинг По теме: «Конъюнктура рынка и её оценка»
196.49kb.
1 стр.
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения, учебно-методический материалы по дисциплине, формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля, самостоятельная работа студентов
319.3kb.
1 стр.
Методические указания по дисциплине Экономическая информатика Контрольная работа Красноярск 2012
983.11kb.
6 стр.
Контрольная работа. Дисциплина: Мировая экономика. Факультет: Группа: э 34
191.78kb.
1 стр.
Контрольная работа Вариант № по дисциплине
73.26kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине: Материаловедение
87.06kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «Английский язык»
64.37kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» вариант №8
303.8kb.
1 стр.