Главная
страница 1страница 2
Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет



УТВЕРЖДАЮ





Проректор по научной работе




________________А.Ф. Крутов




«____»_______________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«История культурологических учений»

(ОД.А.05.1; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта»

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по отрасли 24.00.00 – Культурология,

специальность 24.00.01 – Теория и история культуры)

Самара 2011

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки.
Составители рабочей программы: Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук.

Рабочая программа утверждена на заседании ученого совета социологического факультета

протокол № 1 от 22.09.2011 г.

Декан социологического факультета


«___»____________2011 г. ____________ В.Я. Мачнев

(подпись)



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по истории культурологических учений.

Задачи дисциплины:

  • сформировать представление об истории зарубежной и отечественной культурологической мысли;

  • сформировать представление о месте философии культуры в системе наук о культуре и ее методологической значимости в исследовании феноменов культуры;

– сформировать представление о рефлексии бытийных оснований культуры в мировой и отечественной философской традиции;

– сформировать представление о ведущих методологических подходах к постижению культуры, об основных проблемах и концептуальных дискуссиях в рамках культурологических исследований;



  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных культурологических исследований.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • иметь представление: о функциях культурологического знания на различных этапах мировоззренческой эволюции культуры; о философии культуры как необходимой теоретической и методологической базе современного научного знания о культуре;

  • знать: многообразие научных интерпретаций культуры, содержание ведущих теоретических подходов и методологических стратегий в области анализа культуры;

  • уметь: критически анализировать различные культурологические подходы, их продуктивность и границы применения; выявлять методологические основания культурологических исследований; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по истории отечественной и зарубежной культуры от древнейших времен по начало ХХI века, философии, теории и социологии культуры в объеме высшего профессионального образования, а также знаний по курсу ОД.А.03 «Теория культуры» основной образовательной программы подготовки аспиранта.


1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)



2 год аспирантуры; вид отчетности – зачет.

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


108 / 3

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

в том числе:




лекции

2

семинары

0

практические занятия

2

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

104

в том числе:




Подготовка к практическим занятиям

4

Подготовка реферата

0

Подготовка эссе

0

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

100

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Название раздела
дисциплины


Объем часов / зачетных единиц

лекции

семинары

практические занятия

самостоят. работа




РАЗДЕЛ I. Классические теории изучения культуры

2

0

0

40

1

Методология и методы исследования истории культурологических теорий

2

0

0

4

2

История культуры и история знания о культуре

0

0

0

4

3

Проблематика философии культуры и идея культуры в античном и средневековом европейском сознании

0

0

0

4

4

Просветительская философия культуры

0

0

0

6

5

Философия культуры И.Канта

0

0

0

4

6

Проблематика культуры в философии Гегеля

0

0

0

8

7

Романтическая философия культуры

0

0

0

4

8

Культрно-историческое направление развития культурологической мысли и его влияние на философию культуры

0

0

0

4

9

Марксистская философия культуры

0

0

0

2

10

Позитивистская философия культуры

0

0

0

4




РАЗДЕЛ II. Постклассический этап развития культурологических учений

0

2

0

60

11

Тема кризиса классической модели культуры в постклассических культурологических учениях

0

0

0

4

12

Аксиологическая философия культуры:

0

0

0

4

13

Символическая философия культуры

0

0

0

4

14

«Философия жизни» и ее влияние на культурологические учения

0

0

0

4

15

Экзистенциалистская философия культуры

0

0

0

6

16

Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX в.

0

0

0

4

17

Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)

0

0

0

4

18

Психоаналитическая философия культуры

0

0

0

4

19

Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)

0

0

0

4

20

Структуралистская и постструктуралистская философия культуры

0

0

0

6

21

Философия культуры постмодерна

0

0

0

10

22

Философия культуры на пороге XXI века

0

0

2

6




Итого:

2

0

2

180



2.3. Лекционный курс.

Тема 1.1. Методология и методы исследования истории культурологических теорий

Методология как система принципов классификации теоретических концепций, направлений, школ в изучении культуры как целостного явления. Связь методологии с культурно-историческим контекстом. Междисциплинарные аспекты истории культурологии. Историография и источниковедение. Особенности смыслового и ценностного функционирования культуры и способов их интерпретации.

Понятие метода исследования как совокупности аналитических приемов и процедур, используемых в анализе культуры

Рубеж 60-70-х годов ХХ века как особый этап в развитии философии культуры. Рефлексия собственно культурологии над методологией своей науки. Историография и основные работы современных исследований по истории культурфилософских концепций.


2.4. Практические (семинарские) занятия.

№ п/п

Номер раздела

Количество

часов


Тема практического занятия

1.

2

2

Философия культуры на пороге XXI века

3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний
3.1. Контрольные работы – не предусмотрены.

3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено.

3.3. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:


  • библиография по проблемам теории культуры;

  • публикации (в том числе электронные) источников по теории культуры;

  • научно-исследовательская литература по актуальным проблемам теории культуры.

Конспектирование и реферирование первоисточников и научно-исследовательской литературы по тематическим блокам.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение аспирантов:
РАЗДЕЛ I. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1.2. История культуры и история знания о культуре

«Открытие культуры» - начало и исток философского знания о культуре. Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Европейская культура как синтез античной и христианской традиции. «Открытие культуры» как реабилитация античной культуры в глазах средневекового человека: эпоха Возрождения. Понятие «секуляризация культуры». Гуманизм («открытие человека») – исходное основание культурфилософского знания. Границы человеческого существования в мире как границы культуры.



Тема 1.3. Проблематика философии культуры и идея культуры в античном и средневековом европейском сознании

Натуралистический фундамент культурфилософской мысли античности. Антиномия природного и нравственного у софистов. Критика культуры киниками. Греческие представления о культуре в контексте понятий «пайдейя», «техне». Пантеистическое признание единства природы и бога. Телесно-пластическое представление о мире и эстетические основания культуры. Основные ценности «пайдейи» и «мусическое воспитание».

Понятие «культуры» в римской античности. Разработка культуркритических мотивов стоиками и эпикурейцами.

Истолкование трансцендентальной природы культуры христианством. Двойственное положение человека в мире, дуализм бога и мира. Трансцендентизм и персонализм христианства. Роль Библии и книжный характер культуры. Культура как духовное совершенствование. Теологическое понимание истории культуры (провиденциализм) Августином Блаженным.

Обращение к культурфилософским идеям античности и их интерпретация в эпоху Возрождения.
Тема 1.4. Просветительская философия культуры

Идеология и идеалы Просвещения. Просветительский культ Разума. Культура как разумность человека. Просвещение и просветительство. Критика авторитета и традиции («предрассудков»).

Энциклопедия Дидро и Даламбера – теоретико-культурная программа Просвещения. Культура и природа – культура как «разумная природа». Антиметафизическая направленность и натурализм просветительского сознания. Эвдемонизм и «разумный эгоизм» как базовые ценности культуры. Идея прогресса и ее историко-культурный смысл. Нравственная апология «естественного состояния» и критика цивилизации в произведениях Ж.Ж. Руссо.

Руссоизм в России: Н.М. Карамзин, А.И. Радищев. Масонство в споре с материализмом и вольтерьянством – столкновение двух концепций Просвещения.

Дж. Вико о циклическом развитии культуры, философском и поэтическом постижении мира в книге «Основания новой науки об общей природе вещей». Понимание культуры как гуманистической формы организации духовной жизни.

И.Г. Гердер о культуре как духовности и гуманности («Идеи к философской истории человечества»). Идеалы свободы и милосердия как ценности культуры. Значение просвещения и образования в нравственном совершенствовании человека.

Критика невежества, деспотизма и суеверий Вольтером, М.-Ж. Кондорсе, Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым.

Просветительская мысль XIX века в России: П.Л. Лавров о разделении цивилизации и культуры. «Просвещенческий гуманизм» В.Г. Белинского, идеи просвещения и «разумного миросозерцания» Д.И. Писарева, историософские идеи «просвещенства» Н.Г. Чернышевского.


Тема 1.5. Философия культуры И.Канта

Кантовская «критика разума» как всеобъемлющая философия культуры. Отношение Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры.

Моральная ценность культуры: полемика Канта с Руссо относительно назначения и ели человеческой культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков («культура умения») и моральное совершенствование человека («культура воспитания»). Социальный антагонизм как условие развития культуры. Учение канта о прекрасном и возвышенном. Антинатурализм и моральный утопизм кантовской философии культуры.
Тема 1.6. Проблематика культуры в философии Гегеля

Синтез разума и истории: попытка преодоления противоположности между Просвещением и романтизмом. Культура как «образование индивида»: его подъем от природной единичности к духовной всеобщности». Дух» как «субъект» и «субстанция» культуры, основные формы его становления – религия, искусство, философия. Культура в виде понятия – высшая форма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культура в системе социально-политических координат: разделение труда, гражданского общества, государства.

Русское гегельянство. Усвоение идей Гегеля в России XIX века. Гегельянские кружки (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). Идея строительства культуры по западному пути. Ответственность за историю, непосредственное влияние на жизнь культуры – основные вопросы русской философской публицистики.

Эстетический гуманизм В.Г. Белинского: от гегельянства к началам философского персонализма. А.И. Герцен и тип русского гегельянства, вырастающего из французской культуры. Крушение панлогизма Гегеля и кризис секулярной идеологии.

Позднее гегельянство. Разведение сферы познания и веры, культуры и церкви. Б.И. Чичерин: диалектика – «верховная философская наука», движущая причина развития культуры. Феномен культуры в системе «умеренного гегельянства П.А, Бакунина.
Тема 1.7. Романтическая философия культуры

Классицизм и романтизм – основные культурфилософские и эстетические системы Нового времени. Хронологически, географические и дисциплинарные рамки романтизма. Особенности романтического сознания: критика просветительского «разума», приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества на результатом, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Предтече романтизма: культура как воспитание гуманности (И.Г. Гердер); культура как «царство эстетической игры и видимости», как синтез естественного и разумного (Ф. Шиллер); пантеистические мотивы в творчестве Гете; проблема свободы в философии Фихте; творчество и свобода в философии Шеллинга.

«Романтическая ирония» (Ф. Шлегель). Культура как «естественное» и «искусственное образование» (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры. Соотношение сознательного и бессознательного в культурном творчестве. История культуры как история литературы. Становление «наук о культуре».

Романтическая философия культуры в России. Русские романтики 1820-1830-х гг.: В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырев. Романтическая критика новоевропейской цивилизации и русское славянофильство – цельность духа в противоположность западному рационализму.

Критика рационализма как опыт построения новой философии культуры. Православие как основа нового подхода к культуре и жизни Судьба философии как «судьбы всей умственной жизни», «всей культуры» (И.В. Киреевский). Ф. Степун о влиянии немецкого романтизма на философию кубльтуры славянофилов. К. Леонтьев как предтеча неоромантического движения в России рубежа XIX-XX вв.
Тема 1.8. Культурно-историческое направление развития культурологической мысли и его влияние на философию культуры

Эволюционизм как направление культурно-исторической школы и его эмпирическая база. Основные идеи эволюционизма: единство культурно-исторического процесса развития человечества, стадии и многообразие форм культуры. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике. Развитие неоэволюционизма в США в 1960-х гг..

Диффузионизм как школа исследования культурно-исторических процессов. Понятие культурного пространства. Картографирование культурных ареалов и изучение первичных очагов культуры. Роль культурных контактов и механизмы функционирования культуры. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. Идеи диффузионизма в современной культуре и геополитике.

Историческая типология культур Н. Данилевского.

Стиль и образ культур в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Аполлоническая, фаустовская, магическая культуры. Физиогномика и портретирование культур. Типология городской культуры.

Динамика развития культуры и цивилизации в работе А. Тойнби «Постижение истории». Архаизм, футуризм, преображение как поиск преодоления кризиса. Универсальное государство, Вселенская церковь как модели согласия.


Тема1.9. Марксистская философия культуры

К. Маркс: «общественный» и «всеобщий» труд как источник культуры. «Практика» и «отчуждение». Трудовая теория культуры. История как «самовоспроизводство человека» в процессе труда. Культура в соотношении с природой и обществом. Соотношение экономики, политики, культуры. Классовая природа культуры: формационный принцип членения культурно-исторического процесса. Роль сознания в развитии культуры: культура и идеология. Культура в системе капиталистического производства: понятие «духовного производства». Социальнаябаза культуры: буржуазия, рабочий класс, интеллигенция. Культура и нации: интернациональное и национальное в развитии культуры. Проблема культурного кризиса капитализма. Коммунизм как культурная альтернатива буржуазии и всей предшествующей цивилизации. «Свободная индивидуальность» как основной результат и условие культурного творчества. Свободное время как базовое условие будущей организации общественной жизни.

Марксизм в России. Критика «умозрительного историзма» наук о культуре. Тотальная детерминированность культуры горизонтом практики. Замена категории «абсолютного» категорией «должного» и включение ее в систему реалий культуры.

Сфера социального потребления как единственная сфера бытия культуры. Принципы монистического соиаокультурного единства и социологического детерминизма (Г.В. Плеханов). Зависимость культуры от формационного развития общества. Функциональный метод анализа культуры (И.И. Иоффе). Концепция пролетарской культуры А.Богданова. Деятельность Пролеткульта и его критика В.И. Лениным и Л.Д. Троцким.

Культурная революция как социальная революционная сила («революция культурой» - В.И. Ленин). Понятие социалистической культуры.
Тема 1.10. Позитивистская философия культуры

Абсолютизация естественных наук в качестве образца для социального и гуманитарного познания. Методологический и онтологический натурализм. Наука – высший (позитивный) этап культурно-исторического развития, приходящий на смену теологическому и метафизическому (закон «трех стадий» О. Конта). Утилитаристские истолкования морали и культуры (И. Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С. Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г. Спенсер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре.

Русский позитивизм. Влияние позитивизма на опыт подчинения философии науке в России. О. Конт и философия культуры П. Лаврова, И. Лапшина, В. Лесевича. Научно-философское творчество В. Вернадского. Судьба поисков «научной философии» Н. Грота. Социология культуры в русском позитивизме.
РАЗДЕЛ II. ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Тема 2.1. Тема кризиса классической модели культуры в постклассических культурологических учениях

Социокультурные изменения в развитии западного общества на рубеже XIX-XX вв.: понятие «индустриального» и «массового» общества. Кризис классического идеала рациональности, европоцентризма и гуманизма. Крах культурного антропоцентризма. Различные подходы к интерпретации кризиса культуры в культурологических исследованиях.

Философия культуры в функции логики и методологии «наук о культуре» и ее критики с позиции философии жизни. Методологический спор между трансцендентализмом и герменевтикой, рационализмом и историзмом в понимании культуры. Распад и критика проекта Просвещения.


Тема 2.2. Аксиологическая философия культуры

Самоопределение аксиологии в истории философско-культурологического знания. Предпосылки и основные этапы формирования ценностных категорий. Аксиологический этап в истории философского знания.

В. Виндельбанд о номотетических и идеографических науках: сопряжение всеобщего и индивидуального начал как основание культурного космоса и его познания. Определение культуры в качестве особого объекта изучения. «Отнесение к ценности» – «методологическая основа наук о культуре». Понятие ценности как априорной нормы человеческой деятельности и особой метафизической реальности. Несовместимость ценностных суждений и оценок, т.е. логических операций и психологических реакций.

Проблема конструирования объекта исследования «историческими науками о культуре» у Г. Риккерта: ценностная характеристика объектов культуры и снятие различия между объектом и предметом культурологического исследования.

Трансцендентальная составляющая наук о культуре в концепции М. Вебера: культура в человеке и человек в культуре.

Влияние неокантианства на развитие русской философской мысли. Деятельность междунароного журнала по философии культуры «Логос».

Ценность и оценка как аксиологические категории и социокультурные явления. Проблема типологии и иерархии ценностей. Понятие общечеловеческих ценностей. Духовные ценности и духовная культура.
Тема 2.3. Символическая философия культуры

Марбургская школа неокантианства как обоснование возможности научного познания культуры в ее систематичности и историчности (Г. Коген). Культура как символическая система. Эрнст Кассирер: от «критики разума» к «критике культуры». Природа символа и понятие символической формы. Принцип систематизации символических форм. Проблема языка, мифа и сознания в качестве символических образований.

Человек и культура. Определение человека в терминах человеческой культуры. Примат структурного подхода к анализу культуры по отношению к исторической точке зрения. Культура как целостность. Философия в поисках основания единства культуры.

Символизм как проявление русского неоромантизма начала ХХ века. А. Белый. Символизм и религиозная метафизика: П. Флоренский, Вяч. Иванов. Символизм и феноменологическая диалектика А.Ф. Лосева.


Тема 2.4. «Философия жизни» и ее влияние на культурологические учения

Формирование философии жизни в работах В. Дильтея. В. Дильтей об объекте и предмете «наук о духе»: поиск единства объективного духа и жизни, трансцендентального и эмпирически конкретного в науке, обращенной к пониманию специфики культурного бытия. Жизнь как динамическое начало, являющееся источником творения новых форм. Дихотомические пары «культура-цивилизация» (О. Шпенглер), «воля-разум» (Ф. Ницше), «жизненный порыв-материя», «творчество-автоматизм» (А. Бергсон) и значение идеи становления для формирования особого предмета «наук о духе». Культура перед лицом мира «как воли» (А. Шопенгауэр). Культуроборчество Ф. Ницше: переосмысление античного и христианского культурного наследия.

Основная антиномия философии культуры: культура как жизнь и культура как дух. Деление наук на науки о природе и науки о духе (В. Дильтей). Теоретическое обоснование этой антиномии в исторической парадигматике: гуманизм и схоластика, органицизм и механицизм, рационализм и иррационализм, философия жизни и сциентизм. Теоретическое обоснование «интуитивного направления» у А.Бергсона, дискурсивного у Э. Кассирера. Доведение антиномии до кризиса: трагедия культуры (Зиммель) и трагическое чувство жизни (М.де Унамуно). Культурные следствия этой идеи в истории ХХ века. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры на ступени цивилизации.

«Философия жизни» как герменевтика культуры.

Влияние «философии жизни» на состояние русской философской мысли. «Воля к жизни» и «воля к культуре» как признаки цивилизации и культуры в работе Н. Бердяева «Смысл истории». Критика орудийной цивилизации М.Гершензоном.
Тема 2.5. Экзистенциалистская философия культуры

Существование в мире – главная тема философии культуры экзистенциализма. Конечность, рациональная невыводимость, самоконструирование – основные черты экзистенции. К. Ясперс: человек в ситуации исторического мира. Проблема «осевого времени» и «философской» веры. Ж.-П. Сартр: человеческое бытие как «свобода» и как «ничто». Экзистенциализм как гуманизм, его отличие от классического гуманизма. М. Хайдеггер: поворот от культурно-исторической герменевтики к герменевтике бытия. Бытие и сущее. Язык как «дом бытия» Техника, наука, искусство в интерпретаии позднего Хайдеггера.

Русский экзистенциализм. Романтическая духовная установка Н. Бердяева и экзистенциализм. Творчество и объективация. Примат свободы над бытием. Персоналитическая метафизика Н. Бердяева. Иррационализм и философия трагедии Л. Шестова.
Тема 2.6. Философия культуры русской религиозной метафизики начала XX в.

Концепция всеединства Вл. Соловьева и новваяутопия «религиозной общесвтенности» первой четверти ХХ века. Коллективные творческие проекты, воплощенные в сборниках «Вехи», «Из глубины». Концепция кризиса культуры в русской религиозной метафизике. Рождение метафизики культуры и идеи эсхатологического развития общества. Культура как воплощение духовного всеединства мира и условие рождения личности. Диалектика личного и всечеловеческого в духе, воплощенном в культуре (Н. Бердяев).

Культура как путь приобщения к духовной сущности мира.
Тема 2.7. Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)

Герменевтический подход: история возникновения и развития. Герменевтика как «опыт» существования человека в мире. Ф. Шлейермахер о герменевтике как методе понимания исторических памятников и текстов. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидальности. Г.-Г. Гадамер и его работа «Истина и метод». Оппозиция «объяснение – понимание». Понимание и предпонимание. Понимание прошлой культуры как способ существования в собственной культуре. Понятие интерпретации. Текст как объект Герменевтика как искусство и теория истолкования текстов. Процедура интерпретации текста как рождение нового смысла. Этапы и специфика герменевтической процедуры. Принцип отстранения и о-странения.

Типология культурных текстов. Процессы означения (референции) и понимания (интерпретации) как деятельность в культуре. Текст и контекст. Диалог с текстом.

Тексты - объекты оперирования гуманитарного познания культуры; текст как произведение культуры.

Язык как посредник между разными культурами, как условие их диалога.
Тема 2.8. Психоаналитическая философия культуры

Взаимоотношения культуры и личности. Структурная природа сознания. З Фрейд о превращении инстинктивной энергии в культурные формы. Влияние бессознательного на мотивы поведения человека. Эрос и Танатос как всеобщие влечения. Труды З. Фрейда «О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи».

К.Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере. Символы культуры. Работы К.Г. Юнга «Психологические типы» и «Проблемы души нашего времени».

А.Адлер о происхождении, развитии и возможности компенсации комплекса неполноценности. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «о невротическом характере».

К. Хорни об особенностях мужской и женской личностях. Типы потребностей в обращении и возможности для самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины».

Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу. Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».

Э. Эриксон о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис».

Влияние психоанализа Ж. Лакана на современную философию культуры.

Психологический онтологизм русской философии. А.М. Пятигорский «О психоанализе из современной России».
Тема 2.9. Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)

Критическая теория общества как путь выделения сферы культуры. Философия в качестве способа самосознания культуры, ее истока и тайны (Г. Маркузе. «Философия и критическая теория»).

Оценка Просвещения Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Анализ феномена философии в культуре Хоркхаймера. Критика инструментального разума.

Идея кризиса буржуазного общества и элитарности культуры. Проблема культурной индустрии. Конепия «одномерного человека» Г. Маркузе. Эрос против цивилизации и одномерности человеческого существования в обществе.

Проблема соединения философии и искусства в философии культуры франкфуртской школы. Идея трансформации статуса культурной ценности и забвения традиций в культурфилософии В Беньямина.

Проблема «новой общественноси» и «коммуникативного разума» в работах Ю. Хабермаса.

Философия культуры франкфуртской школы как путь социального эскапизма.
Тема 2.10. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры

Структурализм как философия и методология науки ХХ века. Структурная антропология К. Леви-Стросса – философская основа структурализма. Роль бессознательного в научной методологии К. Леви-Стросса.

Структурный психоанализ Ж. Лакана. Структуралистский тезис «смерти человека». От структурализма к постструктурализму. Проблема власти и репрессии в археологиях М. Фуко. Р. Барт структуралистского периода. «Сущность дискурсивных практик». Философские основы семиологического анализа современной культуры.

Деконструктивизм Ж. Деррида. Деконструкция текстов гуманитарной культуры как способ выявления в них базовых понятий бытия. Уничтожение центрального положения Запада в качесвте традиционного ядра современной культуры.

Понятие эпистемы как общего пространства знания, сферы формирования специфического языка различных культурных эпох.

Поструктурализм Ж. Делеза, Ф. Гваттари – проблема ризоматики культуры. Философско-историческая концепция шизоанализа.

Относительность методологических границ структурализма и постструктурализма в философской интерпретации культуры.
Тема 2.11. Философия культуры постмодерна
Формирование неклассической парадигмы познания культурного бытия. Междисциплинарный дух эпохи. Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззренческих установок постренессансной культуры.

Плюрализм смыслов и интерпретаций децентрированного мира. Плюрализация жизненных стилей.

Отрицание постструктурализмом попыток рационального обоснования феноменов культуры. Критика универсализма идеи прогресса в культуре. Утверждение принципа «методологического сомнения» по отношению к «позитивным истинам». Внимание к нестабильному, случайному, фрагментарному в культуре. «Поворот к языку» и критика дискурсивных практик. Феномен деконструктивизма. Внимание к скрытым стратегиям власти в культуре.

Концепции французского постструктурализма как теоретическая основа направления в целом (Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар).

Феминистская критика как явление постмодернизма.

Внимание к проблемам потребительской культуры.

Изучение диффузности высокой и массовой культуры. Масса и толпа. Человек «массы». Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Маргиналы в современной культуре. Культура элиты. Отказ в современных исследованиях от дихотомии «массовая/элитарная культуры». Теории «популярной культуры».

«Визуальный поворот» в современной гуманитаристике. Введение в проблематику, методологические установки визуальных исследований. Предмет, специфика, междисциплинарный статус парадигмы визуальных исследований. Визуальная культура и повседневность, искусство и технология. Понятие «визуального поворота» (У.Т.Дж. Митчелл). «Потребление зрелища» как доминанта современной культуры: симулятивный характер потребления в обществе позднего капитализма. Образы как «социальные объекты», общественное производство искусства.

Дискуссия о постмодернизме в России.
Тема 2.12. Философия культуры на пороге XXI века

Трактовка культуры в современных теориях и моделях информационного общества. Феномен глобализации и превращение культуры в глобальную проблему современности. Тотальность изменений социокультурной сферы в эпоху постмодернизма. Цели и методы прогнозирования глобальных процессов культурного развития в мировом сообществе XXI века. Мировой порядок XXI века и формирование глобального пространства культуры. Поиск путей гармонизации внутрисоциальных, внутрикультурных и экологических отношений. Становление культуры антропоцентристского типа. Культура как главная интегративная сила развития человечества на рубеже ХХ и XXI вв. Культурные различия в эпоху глобализации.

Культура и природа. Противостояние культуры и природы в технократической цивилизации и экологические проблемы современности. Движение к диалогу человека с природой и формы его воплощения в культуре. Спор о научно-техническом прогрессе и способности человека овладеть сложнейшими изобретениями современности. Положение о культурных смыслах науки.

Культура и культуры. Тенденции сепаратного развития малых наций, возрождения национальных традиций. Проблема глобализации культур. Взаимодействие культур и вопросы межкультурной коммуникации. Феномен культурошока и пути его преодоления. Идея «конвергенции» (З. Бжезинский), понятие толерантности и диалога культур.

Культура и общество. Социальные проблемы эпохи фундаментальной модернизации. Общество и личность: конфронтация или партнерство в «цивилизации индивидуальностей». Понятие «политической культуры» в открытом демократическом обществе. От социальной конфронтации к диалогу. Феномен футурошока (А. Тоффлер) и формы его проявления.

Культура и коммуникация. Проблема бытия в информационной реальности. Господство «четвертой власти». Интернет и вопросы информационной безопасности.

Феномен «музеефикации» и «мумификации» современной культуры. Трансформации идеи культурного наследия в идею актуализации прошлого «здесь и сейчас». Поиск путей преодоления антагонизма массовой и элитарной культуры, традиционализма и новаторства.

Социокультурные проблемы фундаментальной модернизации России как поиск новых ценностных ориентаций.


3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:

  • Список литературы и источников для обязательного прочтения.

Примерный список работ по философии культуры,

рекомендуемых для изучения


  1. Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

  2. Белый А. Символизм и философия культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

  3. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука: Сб. ст., посв. А.Ф. Лосеву / Редкол. Б.Б. Пиотровский (пред.) и др. - М.: Наука, 1985. - С.303-312.

  4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1989.

  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 442с.

  6. Библер В.С. Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления // Механизмы культуры / Под ред. Б.А. Успенского. - М.: Наука, 1990. - С.248-266.

  7. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С.31-42.

  8. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

  9. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.

  10. Бурдье П. Начала: Пер. с фр. – М.: Socio-Logos, 1994.

  11. Вебер А. Избранное: Кризис европейкой культуры. – СПб., 1998.

  12. Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.7-56.

  13. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.557-603.

  14. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.57-68.

  15. Гердер И.Г. идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

  16. Горичева Т., Орлов Д., Секацкий А. От Эдипа к Нарциссу. Беседы. – СПб.: Алетейя, 2001.

  17. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.297-330.

  18. Данилевский Н.А. Россия и Европа. – М., 1991.

  19. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежные эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.108-135.

  20. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. – Москва: Художественный журнал, 1999.

  21. Иванов Вяч., Гершензон М. переписка из двух углов // Иванов Вяч. Родное и вселенское. – М., 1994. С.113-137.

  22. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

  23. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч. в 6-ти т. Т.6. - М.: Мысль, 1966. - С.27-35.

  24. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Карсавин Л.П. Сочинения. – М., 1993. – С.157-216.

  25. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.

  26. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. Антология. ХХ век. - М.: Юрист, 1995. - С.104-162.

  27. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. Антология. ХХ век. - М.: Юрист, 1995. - С.163-212.

  28. Клакхон К. Зеркало для человека. СПб., 1998.

  29. Конев В.А. Декартовы и Дантовы координаты (или проблема определения человека) // Философия культуры: Межвуз. сб. науч. статей. - Самара: Самарский ун-т, 1995. - С.3-23.

  30. Кребер А. Избранное: Природа культуры. – М., 2004.

  31. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  32. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура // Успенский Б.А. Избранные труды: В 3 т. Т.1. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - С.433-459.

  33. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. Культура и взрыв. - М.: Гнозис-Прогресс, 1992

  34. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. - Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 82 с.

  35. Манхейм К. проблема интеллигенции. Демократизация культуры. – М., 1983.

  36. Мережковский Д.С. Атлантида – Европа: Тайна Запада. – М., 1992.

  37. Ортега и Гассет Х. Дегуманизация искусства. Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991. С.230-263.

  38. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - С.69-103.

  39. Розанов В.В, Апокалипсис нашего времени. – М., 1990.

  40. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. - М., 1991.

  41. Трубецкой Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань. 1991. №2.

  42. Уайт Л. Культурология // Культурология. 1997. №2-3. С.5-14.

  43. Федотов Г.П. Завтрашний день (письма о русской культуре) // Культурология. 1987. №2-3. С.67-90.

  44. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.

  45. Фромм Э. Недовольство в культуре // Философские науки. 1989. №1.

  46. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

  47. История сексуальности: в 3 т. – М., 1996–1998.

  48. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

  49. Швейцер А Упадок и возрождение культуры: Избранное. – М., 1993.

  50. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

  51. Эли Фор. Дух форм / Пер. с фр. – СПб., 2001.

  52. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Эрн В.Ф. Сочинения. - М., 1991. С.198-219.

  53. Эрн В.Ф. Культурное непонимание // Эрн В.Ф. Сочинения. - М., 1991. С.109-126.




следующая страница >>
Смотрите также:
Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
360.85kb.
1 стр.
Мачнев Виктор Яковлевич, профессор, кандидат исторических наук; Левитская Ирина Виленовна, доцент, кандидат философских наук рабочая программа
462.58kb.
2 стр.
Любовь небесного цвета
3369.93kb.
23 стр.
Актуальные вопросы психологии, социологии и социальных технологий санкт-петербург
1757.96kb.
10 стр.
Составитель: кандидат исторических наук, ст
709.95kb.
5 стр.
Программа дисциплины этнология
513.24kb.
2 стр.
Предпринимательство (малое): состояние, проблемы и перспективы развития в Республике Таджикистан
270.72kb.
1 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду
29.41kb.
1 стр.
Методика построения военно-геральдических знаков
197.06kb.
1 стр.
Личная информация
109.98kb.
1 стр.
Деникин Анатолий Васильевич Кафедра «Философия» Доктор философских наук, профессор. Образование
38.83kb.
1 стр.
Марюшкин михаил григорьевич. Профессор кафедры. Кандидат философских наук, доцент
24.17kb.
1 стр.