Главная
страница 1страница 2 ... страница 15страница 16



А.Е. Пескин

ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

РАДИОТЕЛЕВИЗИОННОЙ АППАРАТУРЫ

Учебное пособие

Рассмотрены общие вопросы организации и технологии обслуживания и ремонта радиотелевизионной аппаратуры, применяемые в ней электронные компоненты, методика их проверки и измерения параметров, основные радиотехнические сигналы, а также основные схемы, узлы и блоки радиотелевизионной аппаратуры

Для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов сервиса радиотелевизионной аппаратуры, а также для студентов технических университетов и других учебных заведений соответствующих специальностей и направлений.

Может быть полезно руководителям сервисных служб и специалистам в области эксплуатации различных радиотелевизионных систем.

Пособие написано с использованием многолетнего опыта преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов в МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Предисловие
Современные высокотехнологичные приборы требуют наличия квалифицированного персонала для их обслуживания и ремонта. Поиск неисправностей, необоснованный логически или основанный только на смутных предположениях, и отсюда бессистемность действий в процессе поиска, влекут за собой существенные затраты времени и средств, а также снижают качество аппарата.

Поэтому грамотное техническое обслуживание требует от персонала наличия серьезных знаний в предметной области и быстрое восприятие системных взаимосвязей. В предлагаемом читателю учебном пособии и предпринята попытка обобщить эти знания и научить системному подходу при сервисном обслуживании аппаратуры с целью получения положительных результатов в кратчайшие сроки.

В пособии систематизировано изложены основные вопросы организации и технологии обслуживания и ремонта радиотелевизионной аппаратуры, а именно: нормативно-техническая и сервисная документация, используемая ремонтниками; виды и сертификация услуг по ремонту и техническому обслуживанию аппаратуры; надежность аппаратуры; оборудование и оснащение рабочих мест ремонтников; используемая ими контрольно-измерительная аппаратура, инструменты, принадлежности, испытательные сигналы и таблицы; технология монтажа, демонтажа и проверки радиотелевизионной аппаратуры после ремонта.

Рассмотрены основные электрические сигналы и схемы, применяемые в аппаратуре электронные компоненты и методика их проверки и измерения параметров, а также построенные на их базе основные узлы и блоки радиотелевизионной аппаратуры.

Пособие рекомендовано слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов сервиса радиотелевизионной аппаратуры, а также радиомеханикам и руководителям сервисных служб. Может быть полезно студентам технических университетов и других учебных заведений соответствующих специальностей и направлений.

Пособие написано с использованием многолетнего опыта преподавания на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов в МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана.


1. Вопросы организации обслуживания и ремонта радиотелевизионной аппаратуры
1.1. Общие сведения о радиотелевизионной аппаратуре
В настоящее время изготовлением радиотелевизионной аппаратуры занимается не одна сотня сколько-нибудь известных производителей более ста стран мира. На российском рынке, разумеется, известны не все они. Тон задают, в основном, транснациональные фирмы-гиганты – производители бытовой электроники (Consumer Electronics): SONY, MATSUSHITA Electric (торговые марки TECHNICS, PANASONIC), PHILIPS, TOSHIBA, SAMSUNG, LG, HITACHI, SHARP и др.

Многие из них специализируются на каком-либо одном или нескольких видах аппаратуры, а некоторые производят широкий спектр различной техники.

По каким же критериям можно охарактеризовать современный российский рынок радиотелевизионной аппаратуры? Выделим из них четыре главных.

1. Количество фирм-производителей аппаратуры из общего их числа фирмы стран СНГ составляют не более 5% с относительно малым объемом выпуска.

2. Уровень технических возможностей – от высококачественной современной продукции до весьма дешевой и не всегда добротной техники.

3. Широчайшая номенклатура изделий, включающая в себя широкоформатные цифровые телевизоры с жидкокристаллическими и плазменными экранами, классические кинескопные телевизоры, все виды видеотехники от цифровых камкордеров до недорогих DVD-проигрывателей как с широким диапазоном возможностей, так и с более скромным, аудиотехнику – мини- и микросистемы (музыкальные центры), магнитолы и кассетные магнитофоны, CD- и DVD-плееры, аудиоплееры, радиоприемники, усилители сигналов звуковой частоты (УЗЧ), акустические системы (АС), автомобильную аудиотехнику и многое другое.

4. Диапазон цен на аппаратуру, учитывающий интересы практически всех групп потребителей от миллионеров до пенсионеров.

Однако, несмотря на блестящий фасад российского рынка радиотелевизионной аппаратуры при анализе его сервиса обнаруживается, что только незначительная часть крупных зарубежных фирм имеет представительства в России. Подавляющее же большинство из них предпочитают пользоваться дистрибьюторскими услугами российских фирм.

Итак, современный рынок радиотелевизионной аппаратуры в нашей стране характерен огромным разнообразием моделей различных фирм-производителей – от простейших до весьма сложных.

Постоянное совершенствование технологий и внедряемые новинки технического прогресса позволяют производителям предлагать новые технические решения, направленные на улучшение потребительских свойств изделий. При этом наблюдается тенденция всеобщей унификации и стандартизации, присущая всем направлениям технических разработок и определяемая общностью рынков сбыта. В значительной степени это относится к компонентам, конструктивным и механическим решениям, а также дизайну моделей. Лучшие достижения очень быстро перенимаются, копируются и распространяются другими фирмами.

Для радиотелевизионной аппаратуры нет единых международных норм, позволяющих полностью оценить качество той или иной модели. Существуют рекомендации Международной Электротехнической Комиссии (МЭК – IEC) на методы измерений тех или иных параметров. Поэтому функционирующие сейчас испытательные центры самостоятельно разрабатывают шкалы оценок параметров с тем, чтобы помочь потребителю определить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Эта работа проводится по мере накопления статистических материалов по результатам испытаний того или иного вида техники.

Строго говоря, качество и надежность работы любого аппарата, даже при соблюдении всех правил его эксплуатации, во многом является делом случая. И вызвано это тем, что современный аппарат представляет собой сложнейшее устройство, состоящее из множества различных компонентов. И некачественность любого из них в итоге может привести к плохой работе аппарата в целом или выходу его из строя.

Однако в настоящее время уже хорошо известны правила, позволяющие с высокой вероятностью обеспечивать качественную и надежную работу подавляющего большинства электронных изделий. В принципе они не сложны и представляют собой требование соблюдения так называемой «культуры» производства. Она предусматривает качественную разработку и изготовление изделий, входной контроль используемых компонентов (деталей) и проверку в течение определенного периода времени качества работы готовых аппаратов.

И здесь, конечно, наилучшие результаты следует ожидать от крупных и известных зарубежных фирм, таких, например, как перечисленных выше.

При этом чаще всего оказывается даже не важным, где конкретно (в какой стране) находится сам завод-изготовитель. Дело здесь заключается в том, что, с одной стороны, современные высокоавтоматизированные производства, где практически не используется ручной труд, предъявляют невысокие требования к навыкам большинства рабочих, а с другой стороны, известные фирмы, заботящиеся о соблюдении престижа своей марки, обычно распространяют требования по качеству и правилам организации производства на все свои предприятия-филиалы. Надо отметить, что сейчас в ряде российских населенных пунктов (в Калининграде, Московской и Калужской областях и др.) уже функционируют заводы, осуществляющие сборку радиотелевизионной аппаратуры известных зарубежных фирм, таких, например, как PHILIPS, SAMSUNG, LG.

Именно низкой «культурой» производства и чрезмерной экономией на всех этапах производства вызвана неудовлетворительная работа изделий ряда малоизвестных фирм. И в этих случаях однозначное решение об ожидаемой надежности работы прибора без анализа его схемы и ознакомления с качеством его изготовления – т.е. только по его внешнему виду – невозможно. Ну и, уж конечно, если аппарат работает неустойчиво даже в магазине, то ожидать от него надежной работы в дальнейшем тоже нет оснований.

Таким образом, только имя фирмы (а отнюдь не цена изделия, как это принято считать) позволяет делать предположения об ожидаемом качестве и надежности работы телевизора без его вскрытия и анализа специалистами.

Попытаемся теперь привести хотя бы приближенную классификацию радиотелевизионной аппаратуры, присутствующей сегодня на российском рынке.

Ее условно можно разделить на три группы: радио- и аудиоаппаратуру, видеоаппаратуру и автомобильную аппаратуру.

К первой группе можно отнести усилители сигналов звуковой частоты и акустические системы, радиоприемники и тюнеры, устройства магнитной записи и воспроизведения звука (магнитофоны, аудиоплееры, диктофоны), минидискманы (MD-плееры) и MP3-плееры, музыкальные центры и аудиокомплексы, различные комбинированные приборы, например, портативные аудиосистемы с радиоприемником, проигрывателем компакт-дисков и CD-проигрывателем и т.п.

Ко второй группе относятся, прежде всего, телевизоры (классические кинескопные, ЖК- и плазменные панели), а также цифровые видеокамеры и камкордеры, DVD-проигрыватели, видеопроекторы и др.

К автомобильной аппаратуре, прежде всего, можно отнести так называемое «головное устройство» – раньше это была магнитола (кассетный магнитофон с радиоприемником) или CD-ресивер (проигрыватель компакт-дисков с радиоприемником), а сейчас пригрыватель мини-дисков или DVD-проигрыватель. Другая составляющая – фронтальная и тыловая акустические системы.


1.2. Нормативно-техническая документация, используемая при обслуживании и ремонте радиотелевизионной аппаратуры
Прежде всего, напомним: все, что связано с любой техникой – ее разработкой, проектированием, изготовлением, эксплуатацией и ремонтом – всегда и обязательно начинается с технической документации. В зависимости от поставленной цели и предстоящего объема работ в том или ином случае применяются разные ее виды. К примеру, любая разработка нового изделия начинается с комплекта проектной документации, который может включать в себя техническое задание, технико-экономическое обоснование и еще десятки других документов.

При сборке радиоаппаратуры на конвейере радиозавода единственным техническим документом для монтажника является специальная монтажная карта, на которой отражены последовательность и содержание операций, которые этот монтажник обязан выполнить.

А для регулировщика собранного приемника или телевизора рабочими документами являются карта режимов, карта сопротивлений и (или) частоты настройки тех или иных резонансных контуров.

Работнику сервисного центра или мастерской для производства качественного ремонта разных аппаратов совершенно необходимы как минимум принципиальные схемы каждого из них. Поэтому разных видов технической документации используется довольно много.

Рассмотрим, прежде всего, требования к сервисным предприятиям и исполнителям в части нормативно-технической базы и документации.

Ремонтные предприятия обязаны иметь:

- вывеску (табличку) с названием (наименованием) предприятия, местом его нахождения (юридическим адресом) и режимом работы;

- документы, подтверждающие легальность деятельности (Свидетельство о регистрации, Устав);

- разрешения по установленной форме Санэпиднадзора, Госпожнадзора, Горрекламы на занимаемые помещения и ведение деятельности;

- документы на аренду или собственность занимаемых помещений;

- оборудованные инструментом, оснасткой и поверенной контрольно-измерительной аппаратурой рабочие места радиомехаников;

- персонал, имеющий необходимую квалификацию и опыт работы;

- помещения для приемки аппаратуры и оборудованные складские помещения;

- стандарты по безопасности;

- сервисную документацию на ремонтируемую технику; комплектующие изделия в необходимом объеме;

- помещенную на видном месте информацию для клиентов, где обязательно должны быть помещены «Закон о защите прав потребителей», «Книга жалоб и предложений» и «Правила бытового обслуживания», которые должны содержать:

– перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

– обозначения стандартов, обязательным требованием которых должны соответствовать услуги (работы);

– сроки оказания услуг (выполнения работ);

– данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

– гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

– цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

– сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

- «Правила бытового обслуживания»;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнения работ);

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Основными документами, которые должны быть в ремонтном предприятии, являются государственные стандарты, в которых определены требования электробезопасности к отремонтированной аппаратуре. Это, прежде всего:

- ГОСТ Р МЭК 60065–2002 «Аудио-, видео и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности»;

- ГОСТ Р 50936–96 «Услуги бытовые. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Общие технические условия»;

- ГОСТ Р 50829–95 «Безопасность радиостанций, радиоэлектронной аппаратуры с использованием приемопередающей аппаратуры и их составных частей. Общие требования и методы испытаний».

К нормативным документам низшего уровня относятся отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), а также технические условия (ТУ), технологические процессы (ТП) и другие рабочие документы, непосредственно разработанные под технологию производства, ремонта и технического обслуживания аппаратуры с обязательными требованиями электробезопасности.

В последние годы в связи с большим ассортиментом в основном зарубежной аппаратуры ремонтные предприятия используют фирменную сервисную документацию и инструкции (Service Manual, Technical Guide и т.п.).

Крупные авторизованные сервисные центры получают эти инструкции централизованно в обязательном порядке. Что же касается мелких мастерских и частных мастеров, то им приходится приобретать необходимые инструкции чаще всего на радиорынках. Разумеется, это уже не оригинальная документация, а ее ксерокопия, в лучшем случае сделанная качественно.

В последнее время сервисная документация ряда фирм стала появляться не только на бумажном носителе, но и на компакт-дисках. Каждый такой диск вмещает не один десяток Service Manual’ов. Качество дисков, также как и бумажных инструкций, весьма различно. Если это оригинальный, фирменный диск, то и качество его высокое, если это пиратская копия, то – как повезет. Необходимо только помнить, что пользование дисками – вещь весьма специфическая. Если изучение бумажной схемы – процедура привычная и позволяет охватить ее взглядом всю целиком, то компьютер показывает только участки схемы и для перехода к другому участку необходима работа «мышью», в то время как предыдущие участки схемы забываются. Многие к этому быстро привыкают, однако большинство остается приверженцами старого испытанного способа – схемам на бумажном носителе (лишь бы они отчетливо читались).

Говоря о сервисной документации, нельзя не упомянуть достаточно много технической литературы, посвященной ремонту и обслуживанию аппаратуры, выпускаемой рядом издательств.

Справедливости ради надо отметить, что в основной своей массе эти пособия, содержащие принципиальные схемы устройств и методические указания по их регулировке и устранению неисправностей, могут оказать и оказывают существенную помощь мастерам. Поэтому приобретение таких пособий крайне желательно, особенно индивидуальным мастерам, зачастую не имеющим другого доступа к фирменной документации. Крупные же сервисные центры чаще всего пренебрегают такой литературой, так как имеют возможность работать с фирменной документацией.

Помимо пособий, в последние годы на российском рынке появились и специализированные периодические издания (журналы) по вопросам обслуживания и ремонта аппаратуры. Обладая рядом преимуществ по сравнению с книгами (оперативность выхода в свет, сообщение какой-либо срочной юридической информации, более доступная цена и т.п.), эти издания имеют и недостатки. Прежде всего, это их так называемая эклектичность, т.е. попытка охватить в одном номере изрядное количество тем, далеко не все из которых в данный момент требуются специалисту.

Чтобы разговор о документации, используемой ремонтными предприятиями, был исчерпывающим, необходимо сказать несколько слов о так называемых регистрационных документах. Так, для регистрации любого ремонта у диспетчера (или приемщика) предприятия должен быть специальный журнал или реестр, в который заносится следующая информация: номер заказа-наряда, название изделия, его изготовитель, модель, марка, вид ремонта (гарантийный, послегарантийный, повторн), неисправность (со слов клиента либо по результатам предварительного анализа), Ф.И.О. клиента, его адрес и телефон, а также дата и время приема заказа. На основании всех этих данных выписывается наряд-заказ.

Если мастер выезжает на дом к клиенту, то у него, как правило, должны быть следующие документы: упомянутый наряд-заказ, пронумерованные, проштампованные двойные квитанции (дополнительные бланки, если производится гарантийный ремонт по договорам с фирмами-производителями), удостоверение личности с печатью предприятия и фотографией мастера; копия прейскуранта с печатью предприятия и подписью директора и необходимая сервисная документация на ремонтируемый аппарат.
1.3. Виды и сертификация услуг по ремонту и техническому обслуживанию аппаратуры
Перечень услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиотелевизионной аппаратуры предусмотрен общероссийским классификатором услуг ОК 002–93.

Он распространяется и на следующую аппаратуру: телевизионную аппаратуру (телевизоры всех типов, мониторы и т.п.); видеоаппаратуру (DVD-проигрыватели, видеомагнитофоны, видеокамеры и т.п.); радиоаппаратуру (радиоприемники, магнитолы, тюнеры, музыкальные центры и т.п.); акустические приборы (акустические системы, приемники проводного радиовещания и т.п.); аппаратуру магнитной записи (магнитофоны, магнитофонные приставки и т.п.), усилительные устройства (усилители звуковой частоты, эквалайзеры и т.п.), антенные устройства (антенные усилители, конвертеры, телевизионные антенны коллективного и индивидуального пользования и т.п.).

Перечень услуг включает следующие виды работ:

- установку, подключение и настройку аппарата, например, телевизора, на принимаемые в данном месте программы;

- проверку уровня сигнала в антенне;

- подключение антенны и проводку кабеля в квартире (доме);

- ремонт крупногабаритной аппаратуры на дому у владельца;

- ремонт в стационарной мастерской переносной аппаратуры, а также крупногабаритной, если ее невозможно отремонтировать на дому у владельца;

- доставку аппаратуры в стационарную мастерскую для ремонта и обратно владельцу после ремонта;

- оценку качества работы аппаратуры на соответствие нормативной документации;

- периодическое техническое обслуживание аппаратуры (чистку внутренностей телевизора с помощью пылесоса и т.п.).

Для производства услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры организация обязана иметь сертификат соответствия. Это следует из федеральных законов «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».

Сертификация (в переводе с латыни – «стало верно») – деятельность, процедура по подтверждению соответствия продукции (услуги) установленным требованиям по безопасности и качеству.

Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона (независимая от потребителя-заказчика и исполнителя-продавца) дает документально подтвержденную гарантию, что продукция (товар, услуга) соответствует заданным требованиям.

В системах сертификации третьей стороной является орган по сертификации, признанный независимым ни от заказчика, ни от исполнителя.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Наличие сертификата уберегает сервисное предприятие от многих конфликтных ситуаций с клиентами.

Существуют два одновременных способа, подтверждающие соответствие требованиям стандартов и защиты прав потребителей – сертификат соответствия и знак соответствия.



Сертификат соответствия – это документ государственного образца с Госзнаковой защитой, выданный по правилам сертификации и подтверждающий, что идентифицированный товар (услуга) соответствует установленным требованиям.

Знак соответствия – это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется на основании законодательных положений и обеспечивает подтверждение соответствия товаров (услуг) требованиям технических регламентов. Основными аспектами сертификации являются безопасность и экологичность. Сертификация является необходимым условием для выхода предприятия или организации на международный рынок. Сертификация проводится по инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системе сертификации.

Система сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры (далее – система) разработана в соответствии с «Правилами по проведению сертификации и порядком сертификации услуг» и устанавливает организационную структуру, перечень нормативных документов и порядок проведения работ по сертификации услуг.

Система предназначена для проведения добровольной сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры с целью обеспечения безопасности для жизни, здоровья потребителей, охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей в соответствии с федеральными законами «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».

Система предусматривает сертификацию услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры как отечественного, так и импортного производства.

Сертификация услуг по ремонту и техническому обслуживанию радиотелевизионной аппаратуры осуществляется в соответствии с системой сертификации ГОСТ Р «Услуги по ремонту и техническому обслуживанию радиоэлектронной аппаратуры» органами сертификации, аккредитованными Госстандартом России в установленном порядке.

Вопросы, рассматриваемые при проведении сертификации, регламентируются требованиями федерального закона «О защите прав потребителей», устанавливающего право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах).

Данная информация подтверждается наличием на продукции, товарах (и документах при оказании услуг) знака соответствия установленного образца (рис. 1.1).



следующая страница >>
Смотрите также:
А. Е. Пескин обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры учебное пособие
2627.5kb.
16 стр.
О нормах трудовых затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов
317.71kb.
1 стр.
Расчет затрат 2012 года Лошаковского с\п, д. Некрасовка
98.61kb.
1 стр.
Услуги бытовые ремонт и техническое обслуживание стиральных машин
113.57kb.
1 стр.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012
3455.98kb.
18 стр.
Учебное пособие для магистрантов и студентов гуманитарных специальностей Павлодар
2151.47kb.
9 стр.
Учебное пособие (075) Печатается
5189.84kb.
20 стр.
Учебное пособие для студентов металлургических специальностей Павлодар
1618.77kb.
9 стр.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений экономических специальностей
826.38kb.
4 стр.
Гусев Н. Ю. Статистика: основы методологии: Учебное пособие
13.17kb.
1 стр.
Учебное пособие 28365942 Москва 2008 ббк 66. 0 П 50
2984.78kb.
13 стр.
Учебное пособие для студентов четвертого курса специальности 032301. 65 Регионоведение Чита 2011 (075)
558.84kb.
8 стр.