Главная
страница 1
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краевед-исследователь»

(направление «Исследовательское краеведение»)

Введение
В последние годы в образовательных учреждениях растёт популярность научно-исследовательских обществ. Занятия в НОУ развивают у ребят интерес к изучению краеведения, научным ис­следованиям, развивают самостоятельное творче­ское мышление, воспитывают целеустрем­ленность, настойчивость, умение организо­вать свой труд. Краеведение возбуждает интерес школьников к изучению истории своего края, воспитывает уважение к истокам, к родной земле, позволяет познакомиться с интересными людьми, которые своей трудовой деятельностью, активной жизненной позицией, внесли значительный вклад в развитие экономики, науки, культуры края, обратиться к их жизненной истории.

Программа интегрированная, так как включает в себя сведения из географии, литературоведения, культурологии, этнографии, школьного курса истории. Предлагаемая программа реализуется в общеобразовательной школе среди учащихся 7-10 классов, занимающихся в музейных школьных объединениях, направлена:



  • На поиск и поддержку одаренных и талантливых учащихся в школе;

  • Создание ситуации успеха у учащихся;

  • Создание условий для овладения навыками исследовательской и краеведческой деятельности учащихся.

Форма проведения занятий: лекции, встречи, стационарные экспедиции, семинары, практические занятия, лекции с использованием мультимедийных средств.

Цели и задачи:

Цель программы:

Формирование успешной личности школьника, способной творчески самореализовываться и интеллектуально развиваться.

Восстановление связи между поколениями, содействие передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.



Задачи:

  • Пробуждать интерес к истории как к науке через знакомство с историей края, судеб людей, живущих рядом с нами. Создание условий для формирования общественной активности учащихся как в школе, так за ее пределами.

  • Развивать творческие способности и самостоятельность суждений учащихся.

  • Создание условий для формирования знаний, умений, навыков самостоятельной исследовательской деятельности, навыков по технологиям подготовки, проведения, оформления и защите научно-исследовательских работ.

  • Показать на примере реальных человеческих судеб, трудовых династий, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

Предполагаемое получение, в ходе реализации программы, знаний, умений, навыков учащихся:

  • Знать классификацию исторических источников;

  • Владеть методикой описания вещественных, письменных и устных источников;

  • Владеть методикой регистрации, классификации экспонатов, различных документов, находящихся в школьном музее;



  • Владеть методикой проведения интервьюирования;

  • Составлять вопросники для интервьюирования по определённой тематике;

  • Собирать краеведческий материал;

  • Наблюдать и описывать предметы материальной культуры, исторические памятники, события, традиции;

  • Работать с каталогами, краеведческой и справочной литературой, документами, архивными материалами;

  • Обобщать, систематизировать, делать выводы, заключения;

  • Составлять сообщения, доклады, рефераты;

  • Владеть приёмами публичных выступлений, уметь защищать свою работу.


Учебно-методический план 1 - го года обучения.

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1




2.

Программа «Будущее Алтая»

4

4




3.

Роль научного познания в истории человечества

12

8

4

4.

Алтайский край

10

4

6

5.

Город Барнаул

20

4

16

6.

Исторические источники.

29

6

23

7.

Основы систематизации и учёта

10

2

8

8.

Основы экскурсоведения

20

6

14

9.

Летопись

6

2

4

10.

Родословие

25

4

21

11.

Начальный этап исследования

20

12

8

12.

Работа с литературой

16

6

10

13.

Исследование на выбранную тему

19

1

18

14.

Анализ собранного материала

24

8

16



















ИТОГО

216

68

148

Содержание 1 - го года обучения

  1. Введение. Понятие краеведения. Краткий обзор по темам программы. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Программа «Будущее Алтая». Понятие – конкурс, научно-практическая конференция. Виды конкурсов, условия участия в конкурсе, конференции. Этапы подготовки к конкурсу.

  3. Роль научного познания в истории человечества.

  4. Алтайский край. История образования, занимаемая территория, границы края в разные годы. Первые поселения на территории края, города. Первооснователи населённых пунктов края, Барнаул, Змеиногорск, Колывань, Бикатуньская крепость. Демидовские заводы. Колыванский камнерезный завод. Чуйский тракт. Здравница Алтая – Белокуриха.

  5. Город Барнаул. История основания. Серебро-плавильный завод. Ползунов и его паровая машина. Братья Фроловы. Архитектура Барнаула, «Барнаул – маленький Петербург». Барнаул купеческий. Знаменитые личности Барнаула и Алтайского края: Геблер, Верещагин, Штильке, Шукшин, Титов, Лазарев. Виртуальная экскурсия по Барнаулу. История названия улиц в городе Барнауле. Влияние времени на названия улиц города. Значимые проекты современности – «Алтайская экспедиция в Антарктиду», развитие туризма на Алтае.

  6. Исторические источники. Классификация источников. Вещественные источники, письменные источники, устные исторические источники. Описание вещественных источников, составление легенды. Вещественный источник, как музейный экспонат и предмет для написания сообщения. Изучение истории края через изучение вещественных источников школьного музея. Письменные источники. Виды источников: документы, письма, фотодокументы, дневники, воспоминания и т.д. Работа с письменными источниками, расшифровка записей. Использование письменных исторических источников в написании сообщений по определённой тематике, использование в исследовательской работе. Устные источники. Виды источников: материалы интервьюирования, опроса населения, легенды, рассказы очевидцев, частушки, песни, легенды и т.д. Использование устных источников в исследовательской работе. Методы интервьюирования. Интервьюирование, как один из методов АРТ-терапии. Составление вопросников для проведения интервью, первичная обработка материалов интервьюирования, оформление материалов для передачи в архив музея.

  7. Основы систематизации и учёта. Книги регистрации, учёт экспонатов, письменных документов, воспоминаний, полученных в ходе интервьюирования. Систематизация по определённым темам, ведение картотеки. Создание архива, обучение поиску документов в школьном, государственном архиве.

  8. Основы экскурсоведения. Понятие «экскурсия», её функции. История экскурсионного дела. Показ и рассказ в экскурсии. Составление экскурсии на материалах школьного музея. Составление лекции – экскурсии на тему события краевого, либо городского значения.

  9. Летопись. Понятие летописи - древнерусские летописи, летопись родных мест, летопись школы и т.д. Знаменитые летописцы. Принцип написания летописи.

  10. Родословие. Понятие родословия, как науки изучения истории семьи. Семейные родовые гербы. Принцип составления семейного герба, значение символов и цвета при составлении герба. Семейные традиции и обычаи семьи. Свадьба, рождение ребёнка, крестины. Изучение генеалогии. Семейное древо. Способы составления семейного древа. Компьютерные программы в помощь составления древа. Основы написания родословия. Имена и фамилии в родословии. Составление плана сбора материалов для родословия, оформление записей. Использование сайтов Интернета для поиска информации по истории семьи (Сайт Мемориал.ру). Оформление собранных материалов.

  11. Начальный этап исследования. Способы сбора первичной исходной информации: полевые наблюдения, эксперементально-библиографический поиск.

  12. Работа с литературой. Поиск аналогов теории в различной литературе, обзор научных журналов по изучаемой теме

  13. Исследование на выбранную тему. Выбор темы, определение источников получения материала, разработка плана, постановка цели и определение задач. Сбор материала, обработка, оформление полученного материала. Защита исследовательской работы. Использование наглядного материала при защите.

  14. Анализ собранного материала. Анализ собранного материала, как поиск проблемной ситуации. Правила составления реферата. Библиографический поиск (принцип разных источников) как основа для сравнительного, критического ознакомления.

Учебно-методический план 2 - го года обучения.

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Исследование

35

4

31

3

Поиск и сбор информации

20

12

8

4

Алтайский край. Ленточные боры и целинные земли

16

5

11

5

Город Барнаул

14

4

10

6

Исторические источники.

29

6

23

7

Основы систематизации и учёта

10

2

8

8

Основы экскурсоведения

20

6

14

9

Летопись

4

1

3

10

Родословие

15

4

11

11

Требования к содержанию и оформлению публикаций

42

20

22

12

Подготовка устного выступления доклада по результатам исследования

10

4

6




ИТОГО

216

59

157

Содержание 2 - го года обучения

  1. Введение. Краткий обзор по темам программы. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Исследование. Выбор темы, определение источников получения материала, разработка плана, постановка цели и определение задач. Сбор материала, обработка, оформление полученного материала. Защита исследовательской работы. Использование наглядного материала при защите.

  2. Поиск и сбор информации. Способы сбора первичной информации: натуральные, наблюдения и эксперементально-библиографический поиск. Выстроенная структура и последовательное описание при полевых наблюдениях.

  3. Алтайский край. Ленточные боры и целинные земли.Алтайский край в годы Гражданской войны. Партизанское движение. Алтайский край во время Великой Отечественной войны. Эвакуированные заводы на Алтай. Село во время войны. Воспоминания старожилов. Понятие – ленточный бор. История возникновения, особенности лесов Алтайского края. Виды почв в Алтайском крае. Целина. Освоение целины. Целинные районы. Участие населения Алтайского края в освоении целины. Воспоминания участников, развитие города и края во время освоения целины. Герои – целинники Алтайского края

  4. Город Барнаул. Барнаул во время Великой Отечественной войны. Развитие города, эвакуированные заводы. Госпитали. Кинотеатры и театры во время войны. Развитие города в послевоенное время. Строительство. Площадь Октября, площадь Советов. Храмы Барнаула.

  5. Исторические источники. Описание вещественных источников, составление легенды. Работа с письменными источниками, расшифровка записей. Использование письменных исторических источников в написании сообщений по определённой тематике, использование в исследовательской работе. Использование устных источников в исследовательской работе. Методы интервьюирования. Изучение интервьюирования, как одного из методов АРТ-терапии, применение метода на практике. Составление вопросников для проведения интервью. Организация и проведение интервью с участниками ВОВ, узниками концлагерей, фашистских гетто, тружениками тыла, респондентами, которые во время войны были детьми, респондентами, находящимися во время войны на оккупированной врагом территории. Первичная обработка материалов интервьюирования, оформление материалов для передачи в архив музея. Использование материалов интервьюирования при написании исследовательской работы.

  6. Основы систематизации и учёта. Книги регистрации, учёт экспонатов, письменных документов, воспоминаний, полученных в ходе интервьюирования. Систематизация по определённым темам, ведение картотеки. Создание архива, обучение поиску документов в школьном, государственном архиве.

  7. Основы экскурсоведения. Применение методики приёма рассказа и показа при проведении экскурсии. Экскурсия – погружение в прошлое, когда зрители становятся активными участниками проведения экскурсии. Движение во время экскурсии. Техника проведения экскурсии. Составление экскурсии на материалах школьного музея. Составление лекции – экскурсии на тему события краевого, либо городского значения. Составление и проведение экскурсии с использованием компьютерных технологий.

  8. Летопись. Летопись школы. Летопись своей семьи. Семейные легенды. Использование семейной летописи при написании исследовательской работы.

  9. Родословие. Семейные реликвии, традиции, обычаи. Понятие – реликвия. Реликвия в моей семье. Описание, запись легенды, фотографирование, запись рассказов очевидцев рождения легенды. Традиции семейных праздников, общение в семье, передача жизненного опыта старшего поколения младшему. Соблюдение семейных обычаев. Составление родового древа.

  10. Требования к содержанию и оформлению публикаций. Требования к оформлению таблиц. Необходимость иллюстраций, рациональное количество, требования к оформлению, форма ссылок. Составление аннотаций, введение, изложение исходных данных, анализ, обобщение. Выводы, обсуждение результатов. Составление списка используемой литературы.

  11. Подготовка устного выступления доклада по результатам исследования. Основные требования к докладу, форма организации и представление информации. Подготовка иллюстративного материала.



Год обучения

Ожидаемые результаты


Знаний, пониманий


Умений, навыков

Первый

  • Знание особенностей деятельности НИО «Исследователи - краеведы» в рамках краевой программы научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • Знание последовательности подготовки научно-исследовательского проекта;

  • Знание истории Алтайского края и города Барнаула.

  • Понимание принципа составления родословия, родового древа, составление семейной летописи.




  • Составлять карты-схемы, уметь систематизировать, вести картотеку

  • Писать тексты экскурсий и научных исследований;

  • Владеть приёмами ведения экскурсии;

  • Владеть методами интервьюирования;

  • Владеть навыками работы с научной литературой, Интернет-ресурсами и программами по проблеме




Второй

  • Знание основных этапов развития региона в военное и послевоенное время;

  • Понимание особенностей ведения поисково – исследовательской работы;

  • Владение терминами и понятиями, отражёнными в программе;

  • Дополнить имеющиеся знания о содержании и последовательности процесса исследования;

  • Понимание важности сохранения семейных ценностей, традиций для развития и формирования гармоничной личности современного общества.




  • Уметь словесно описывать культурно-исторические события;

  • Владеть навыками работы с архивными документами

  • Владение навыками выполнения библиографического поиска и составления реферата на заданную тему;

  • Владеть навыками публичных выступлений, уметь защищать рефераты;

  • Владеть навыками ведения интервьюирования с целью сбора материала по определённой тематике.




Используемые методы при проведении занятий:

  • Словесные

  • Методы практико – ориентированной деятельности

  • Графические работы

  • Метод наблюдения

  • Исследовательские методы

  • Методы проблемного обучения

  • Проектные и проектно – конструкторские методы

  • Метод игры

  • Наглядный метод обучения

  • Проведение занятий с использованием средств искусства

  • Проведение занятий с использованием мультимедийных средств

  • Психологические и социологические методы и приемы

Необходимое условие эффективной реализации программы это тесное сотрудничество с семьёй, при проведении практических занятий по интервьюированию предполагается использование в качестве респондентов старшее поколение семьи. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи обучающихся, предлагаются рекомендации, помощь.

Литература.

Используемая литература:



  1. Барнаул. История культуры. Пособие для учителя. - //Барнаул: РИА «Алтапресс», 2000, - 180с.

  2. Богданов В., Попова С.. История обыкновенных вещей - //М.: Педагогика – Пресс, 1992.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. Методическое пособие – //М.: Вербум-М, 2001.-48с.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – //М.: КДУ. 3-е изд, 2003.- 296с.

  5. Земля сибирская, алтайская…: Учебное пособие по регионоведению. / Сост.: Г.И.Витовтова, А.Р.Ивонин, Н.С. Цивина. -// Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1999. Ч.1. Древний период – первая половина XIX в. – 264с.

  6. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. –// М.: Изд-во ВЛОАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256с.

  7. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. Учебник для средних специальных учебных заведений. – // М.: Изд. Норма, 1996. – с.172, с. 177. - 224с.

  8. Труевцева О. Общественные и муниципальные музеи Сибири. //Барнаул: Издательство Алтайского государственного технического университета. – 1988. 130с.

  9. Труевцева О. Музеи Сибири во второй половине XX века //Томск: Изд-во Томского университета. – 2000. 336с.

  10. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. //М,: ЦДЮТиК, 2002. 154с.

  11. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – // М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

  12. Худяков А.А. Историко-краеведческая работа в школах Алтайского края - //Барнаул, Изд-во «Азбука», 1962. – 58с.

  13. Щеглова Т.К. Методы интервьюирования. Методическое пособие - Барнаул: БГПУ, 1998. –19с.

Список рекомендуемой литературы

Детство, опалённое войной. Сборник воспоминаний детей военного времени./под ред. Т.М.Ивановой. – //Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007. – 232с.

Много писать мне мешали бои…: Фронтовые записи 1941-1945гг. – //М.: Новое издательство, 2005. - 208с.

Муравьёв А.С. Неизвестный Алтай. Лихолетье войны. – //Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2010. – 264с.

Письма с фронта любимым… Сборник писем и воспоминаний военных лет./Составитель-редактор Г.Н. Белоглазова. – //Барнаул: Изд. «А.Р.Т.», 2007. – 384с.

Пока жив и здоров, что будет дальше, неизвестно…: Фронтовые письма 1941-1945гг. – //М.: Новое издательство, 2005. - 164с.



Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история: монография. - //Барнаул: БГПУ, 2008. – 528с.


Смотрите также:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краевед-исследователь» направление «Исследовательское краеведение»
175.83kb.
1 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.
Образовательная программа «литературное краеведение»
125.47kb.
1 стр.
Образовательная программА дополнительного образования детей «Основы рукопашного боя» по направлению: спортивно- техническое
297.76kb.
1 стр.
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" Для детей
125.51kb.
1 стр.
Образовательная программа Основы фитнес-аэробики для детей 7-13 лет
278.69kb.
1 стр.
Образовательная программа Фитнес-аэробика для детей 13-17 лет на 2009-2010 учебный год
431.24kb.
3 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей добро пожаловать в мичуринск
216.13kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей научно-техническая направленность
163.48kb.
1 стр.
Программа по легкой атлетике Программа дополнительного образования детей от 7 до 18 лет
616.55kb.
3 стр.
Образовательная программа «атлетическая гимнастика»
196.09kb.
1 стр.
Образовательная программа по предмету «Гармонь» (Отдел народных инструментов) 5 летний срок обучения, для детей от 5 лет
227.7kb.
1 стр.