Главная
страница 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №36 имени М.П. Одинцова





Внеклассное мероприятие

для учащихся 8-11 классов

проведено 27 января 2013 г.

Автор: Постникова

Алена Александровна

учитель истории школы

2013 г.

Цели мероприятия:

- Расширение знаний по темам “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;

- закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность” (терпимость), “Холокост”;

- показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма.

- воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, чувств толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагменты (начало войны, в немецких концлагерях, партизаны, документальный фильм «Холокост – катастрофа европейского еврейства», «Освенцим»)

Участники: учащиеся 8-11 классов

Ход мероприятия

Учитель: Холокост (Холаауст, Голакауст, Холокаст) – всесожжение (греч.) – термин, употребляемый обычно в США и Западной Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны.

Аналогичный термин “Катастрофа” (Шоа) – несчастье, разруха (иврит) употребляется в Израиле. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Холокост. Непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Думал ли будущий лауреат Нобелевской премии американский писатель Эли Визель, что метафора, оброненная им в 1963 году в статье об Освенциме, станет символом одной из величайших трагедий XX века?

Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший свое государство Израиль (вот еще один подтекст метафоры Э.Визеля) не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”. Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”. (слайд)

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев (слайд)

В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р.Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов (гетто), а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти. К концу 1940 г. все евреи Польши были изолированы в гетто, где царили рабский труд, темнота, голод и эпидемии. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи.

Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики нацистов, так называемое «окончательное решение» еврейского вопроса. Сначала к смерти были приговорены евреи СССР, а затем уже и все евреи Европы.

Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. 20 января 1942 г. в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой представители нескольких ведомств Рейха обсуждали план проведения мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, назвав 33 государства, где их предстоит уничтожить.

В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелмно, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов (слайд).

Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем (слайд). Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения. В Освенцим направляли не только евреев, но и поляков, русских военнопленных, а также цыган и политических заключенных со всей Европы. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей. Прибегало к этому "экспериментальному полигону" и военное ведомство. Комендантом лагеря Освенцим был Р. Гесс (слайд). Существует мнение, что большинство заключенных были евреями, но это не так. Почти все евреи не успевали стать заключенными, и сразу уничтожались в газовых камерах (слайд). Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска на немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным, что, конечно, было ложью. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть (слайд).

На фото видны протезы, оставшиеся от инвалидов. Всех больных, слабых, старых, беременных, маленьких детей убивали сразу по прибытию в лагерь (слайд). Всех убитых в газовых камерах сжигали в крематории, который работал круглосуточно. Одно тело сгорало в печи, работающей на коксовом угле за 30-40 минут, таким образом, в день пропускная способность крематория равнялась 360 сожженным трупам (слайд). За любую провинность заключенный помещался в карцер. Например, если арестант подбирал окурок, который бросил эсэсовец, то он должен был сутки простоять в карцере. Карцер был размером 90 на 90 сантиметров, на фото видны три карцера, стена разобрана специально. Залезть в него можно было только на четвереньках. В одну камеру карцера помещали по 4 человека (слайд). На фото — санитарный барак, туалет. В этом же бараке находились и умывальни — большие ванны с водой, которой можно было помыть себя. Не было ни бумаги, ни сидений. Заключенные приходили в туалет по расписанию, два раза в день, утром и вечером (слайд). Над заключенными проводились медицинские эксперименты (слайд). 27 января 1945 г. лагерь был освобожден советскими войсками (слайд). В последние годы появилось мнение, подвергающее сомнению холокост по разным фактологическим моментам. Но подобная политика должна подвергаться моральной критике (слайд).

История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов. Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов...

Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в контексте всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву.

Патриотизм - это не только любовь к себе, это ещё и уважение к другим.

Я сам стою здесь как беззвучный крик

Над тысячами тысяч погребенных.

Я – каждый здесь расстрелянный старик.

Я – каждый здесь расстрелянный ребенок

(Е. Евтушенко)

Просмотр фрагментов фильмов, посвященных памяти жертв Холокоста.

Написание учащимися эссе на тему «Холокост – катастрофа человечества»




Источники

1. http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200301903

2. http://holocaust2001.narod.ru/holocaust_russian/osvenzim.html

3. http://www.holokost.net/opinion/97-what-our-children-know-about-the-holocaust.html

4. http://www.interethnic.org/News/120105_1.html

5. http://www.istorichka.ru/texts/1094015120/view/

6. http://www.jerusalem-korczak-home.com/jek/kard/sod.html

7. http://www.look- http://www.look-catalog.org/catalog.php?categoryid=46

8. http://www.migdal.ru/links/history/holocaust/

9. http://www.mitsva.kz/events/2006/sems2002/index.shtml

10. http://www.neteratura.ru/read.aspx?pid=AB8C38AE2BAC

11. http://www.newsru.com/background/04may2005/memoryday.html

12. http://poipkro.pskovedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=993&Itemid=29

13.http://ru.wikipedia.org/wikihttp://rutube.ru/tracks/1153278.html?v=357e4e17edfa0021d5099314. b4a58db2e1

15. http://www.samopal.net/stixi/7005

16. http://www.tooday.ru/01/holokost.php

17. http://works.tarefer.ru/33/100638/index.html

18. http://www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/





Смотрите также:
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов проведено 27 января 2013 г
67.78kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов. Конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи удалось решить на необходимом уровне и получить соответствующие им результаты обучения
147.44kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов «Канун Дня Всех Святых»
50.54kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие Для учащихся 9-11 классов Подготовила
160.47kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 7-х классов на тему: виват история
81.54kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «спокойной ночи, малыши!» Для учащихся 6-7 классов по химии
78.14kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «От кого, кому, кем и о ком
323.31kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по биологии в 7 классе «Амфибии. Ода земноводным»
81.26kb.
1 стр.
Космос в физике и музыке
76.35kb.
1 стр.
Сценарий общешкольного мероприятия для 8 11 классов «Осенний бал»
74.38kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для 6-11 классов Цель : ознакомление учащихся с разнообразием военных песен. Задачи
71.76kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Европа для малышей»
55.49kb.
1 стр.