Главная
страница 1


КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(ФИЛИАЛ) ОУП ВПО «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра экономики, менеджмента и управления персоналом

Согласовано:

Зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом ОУП ВПО «АТ и СО»

_______________ Е.К. Самраилова


Утверждено:

Заседанием кафедры протокол № от

. .2012 г.

Зав. кафедрой экономики, менеджмента и управления персоналом Куб ИСЭП

_________________ Н.В. Зинченко



Программа и методические указания

по организации и прохождению

преддипломной практики
(Для студентов заочного факультета,

обучающихся по специальности 080505.65

«Управление персоналом»)

Краснодар – 2012

Автор-составитель – к.э.н., доцент Н.В. Зинченко.

Программа и методические указания по организации и прохождению преддипломной практики предназначена для студентов заочного факультета, обучающихся по специальности 080505.65 «Управление персоналом». Программа и методические указания содержат тематический план практики, порядок ее организации и прохождения, требования к содержанию и оформлению отчета, порядок защиты отчета о практике. Составлена на основании программы и методических указаний по организации и прохождению производственной (организационно-экономической) и преддипломной практик ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений».

© Н.В. Зинченко

 Кубанский институт

социоэкономики и права, 2012


1. Программа преддипломной практики

1.1. Цели и задачи практики

Преддипломная практика является важным завершающим этапом в процессе подготовки квалифицированных специалистов по управлению персоналом.



Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в Академии, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.

Основные задачи практики:

1) закрепление практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

2) углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации (предприятия) – базы практики;

3) сбор материалов по теме дипломного проекта.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются особенностями конкретной организации – базы практики, темой дипломного проекта и отражаются в индивидуальной рабочей программе.
1.2. Базы практики и рабочие места студентов

Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между Академией и данной организацией на прохождение преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться прежде всего темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и так далее.


1.3. Содержание практики, методические рекомендации по ее проведению

Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин специализации «Рекрутмент», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.

Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа похождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.

Содержанием практики является выполнение двух заданий. Первое связно с составлением общей характеристики организации – базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе – с анализом содержания процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:

1. Изучить общие сведения об организации, ее организационно-правовую форму и форму собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

- специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

- производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

- организационную структуру управления организацией;

уровень специализации и кооперирования предприятия;

- общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

3. Проанализировать результаты производственно-хозяйст-венной деятельности и финансовой организации и дать оценку по некоторым показателям эффективности:

- объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

- затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

- прибыль (доход), рентабельность;

- организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;

- численность работающих, анализ состава персонала, производительность труда, состав фонда оплаты труда;

- финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует правления анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов: финансового отчета; отчета о финансовых результатах; бухгалтерского баланса; устава организации; штатного расписания; правил внутреннего распорядка; положений о подразделениях; должностных инструкций, положений по оплате труда, премированию, о вознаграждении по итогам работы за год.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.



Второе задание носит индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации и ее подразделений, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент должен проанализировать:

- процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

- состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;

- основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);

- существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агент-ствами);

- методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;

- программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;

- планы служебного роста работников организации;

- процесс управления деловой карьерой сотрудников;

- методы и процедуры деловой оценки и аттестации пер-сонала;

- организацию адаптации кадров;

- организацию подбора и расстановки кадров:

- управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

- управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

- способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

- организацию труда руководителей, использование ими рабочего времени;

- методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

- взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников.

При выполнении второго задания студентам рекомендуется:

1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:

- общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

- подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

- технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения схем и программ их выполнения;

- количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы организационной структуры управления организацией и изучения штатного расписания;

- состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);

- состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условий труда, организацию его охраны и техники безопасности.

2. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.

3. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.
Индивидуальное задание
В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать в зависимости от темы дипломного проекта следующее:

- организационную структуру системы управления персоналом;

- схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразделениями организации (должностными лицами организации);

- схему функционирования взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;

- схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;

- схемы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагается в дальнейшем совершенствовать.

Разработанные документы являются обязательными составляющими аналитической части дипломного проекта.
ПриложениЯ
Приложение 1

Форма титульного листа отчета

по преддипломной практике


КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(ФИЛИАЛ) ОУП ВПО «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Кафедра экономики, менеджмента и управления персоналом


ОТЧЕТ


по преддипломной практике
на (в) __________________________________________________

(название организации)

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения специальности 080505.65 «Управление персоналом» 4(6) курса

_______________



(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель практики

от кафедры

____________________

(ученая степень, звание)




(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель практики

от организации





(подпись) М.П. (инициалы и фамилия)

Отметка о защите отчета ________________

_____________________ «____» ___________

(подпись, инициалы и фамилия)

Краснодар – 20 ___
Приложение 2
Форма дневника прохождения практики

ДНЕВНИК

прохождения преддипломной практики

студента _____ курса заочного факультета

Куб ИСЭП ___________формы обучения _________________

(ФИО студента)

на ___________________________________ с ____________ 20___ г.



(наименование предприятия, организации)

по_______________20___ г.




Число, месяц, год

Краткое содержание выполненной работы





Студент _______________________ ФИО



(подпись)

Руководитель практики

от предприятия ____________________ ФИО

(подпись)

Печать


Дата

СОДЕРЖАНИЕ


Программа преддипломной практики ……………………

Цели и задачи практики ………………………………

Базы практики и рабочие места студентов …………

Содержание практики, методические рекомендации по ее проведению ……………………………………

Приложения …………………………………………………



3

3



3
3

7





Смотрите также:
Методические указания по организации и прохождению преддипломной практики Для студентов заочного факультета
123.89kb.
1 стр.
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики 1 Цель, задачи и объект преддипломной практики
327.68kb.
1 стр.
Методические указания к прохождению ознакомительной практики по туризму для студентов 1 курса дневной формы обучения специальности 050203 «Менеджмент организации»
104.44kb.
1 стр.
Новосибирская государственная академия водного транспорта
384.24kb.
5 стр.
Нижегородская государственная медицинская академия
299.33kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные работы для студентов заочного факультета
147.62kb.
1 стр.
Программа преддипломной производственной практики
131.98kb.
1 стр.
Методические указания по прохождению производственной практики для студентов специальности 5В050700 Менеджмент
163.54kb.
1 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Методические указания по выполнению контрольных работ, контрольные задания для студентов заочного отделения
2046.85kb.
13 стр.
Памятка по написанию отчета и содержанию преддипломной практики Содержание преддипломной практики
51.03kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета информационных систем и технологий по учебной дисциплине интернет технологии
359.26kb.
1 стр.