Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


Министерство образования

Российской Федерации


Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности
Э.Г. Винограй
ФИЛОСОФИЯ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС


Учебное пособие
Часть I

Кемерово - 2003



ББК 71.0

М25

УДК: 101 (075)
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского технологического института пищевой промышленности.


Рецензенты:

    • доктор философских наук, профессор П.И. Балабанов (Кемеровская государственная Академия культуры и искусств);

    • доктор философских наук И.Ф. Петров

(Кемеровская государственная Академия культуры и искусств)
Э.Г. Винограй. Философия. Систематический курс. В 2 ч. Ч. 1. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2003. 179с.
ISBN 5-89289-113-5
Целью работы является сжатое, систематическое изложение вузовского курса философии. Основное внимание уделено формированию у слушателей целостного конструктивного мышления и мировоззрения, развитию строгости и точности в осмыслении сложных проблем, использованию философских знаний в практической деятельности. Особенностью курса является приложение философских идей к осмыслению состояния и перспектив современного мира и России.

Для аспирантов и студентов всех специальностей.

В ББК 71.0

 Винограй Э.Г. 2003.

ISBN 5-89289-113-5  Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2003.



Предисловие
Основным назначением философии является формирование современной культуры мышления. Философия стремится дать человеку стратегические ориентиры целостного видения мира и общества, глубокого понимания происходящего, истинного познания и результативной деятельности. В ситуации духовного кризиса, переживаемого Россией, философское образование, развивающее эти качества, приобретает первостепенное значение. Без него невозможно ни современное полноценное специальное образование, ни формирование настоящего гражданина России, способного внести достойный вклад в ее развитие.

При подготовке настоящей работы мы руководствовались стремлением дать слушателям максимально емкое, четкое и, в то же время, достаточно целостное изложение вузовского курса философии. В предлагаемом пособии изложены основные темы первой части философского курса ("Введение в мир философии") В дальнейшем предполагается издание второй части курса ("Социальная философия"), посвященной философскому осмыслению проблем общества.

Одной из важнейших задач настоящего пособия является ознакомление слушателей с основами современной теории диалектики в ее новейшем, системном варианте. Диалектика, являющаяся ядром философии, содействует внесению в мышление и познание качеств целостности, глубины, конструктивности.

С целью большей доступности для усвоения текст пособия особым образом структурирован. Основные понятия и положения выделены жирным шрифтом. Содержание наиболее сложных и многоаспектных разделов систематизировано в виде структурно-логи-ческих схем. Каждая из тем завершается перечнем вопросов для самоконтроля и списком литературы для углубленного изучения, подготовки рефератов и контрольных работ. Для более полного изучения курса рекомендуем обратиться к учебной и справочной литературе по философии, список которой приведен в конце пособия.

Надеемся, что овладение философскими идеями поможет Вам глубже понимать действительность, эффективнее организовать свои знания и практическую деятельность.

Часть I. Введение в мир философии

“Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука - сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь - механизм”


П. Лавров

Истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени... Она представляет собой живую душу культуры”

К. Маркс
Тема 1. Философия как ядро духовной культуры общества


  • Понятие о предмете философии и ее основных проблемах. Место и функции философии в духовной культуре общества.

  • Взаимосвязь философии с конкретными науками и практикой. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием.

  • Соотношение философии, религии и мифологии. Структура философского знания.

  • Коренной вопрос философии, его мировоззренческое и жизнеориентирующее значение. Материализм и идеализм, их исторические формы. Основные положения диалектико–материалистическо-го мировоззрения, его значимость для развития науки и общества. Перспективы преодоления односторонностей материализма и идеализма в духовном опыте человечества.

  • Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии.




  1. Понятие о предмете философии и ее основных проблемах

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("филео" - люблю, "софия" - мудрость). Современная философия – это, прежде всего, наука и, более того, - ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Но что такое мудрость? Какие качества делают человека не просто умным, образованным, а именно мудрым? Интуитивно ясно, что мудрость связана с таким видением и пониманием действительности, которое превосходит обыденные и конкретно-научные, специальные знания своей целостностью, глубиной, масштабностью, практической действенностью. Известен афоризм, дающий сжатую, но весьма точную характеристику различий между умным и мудрым человеком: "Умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый никогда в это положение не попадет". Рассматривая формирование мудрых начал в человеческом разуме как главную цель философии, попытаемся определить основные качества, которые эта наука стремится развить в каждом из вас:



  • Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта. Несомненно, мудрость - синоним большого жизненного опыта. Этот опыт человек накапливает на основе осмысления своей собственной жизни, жизни природы, других людей, общества в целом. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом осмыслении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.

  • Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего. Необходимым условием формирования мудрости является систематическое осмысление и обобщение происходящего. Мудрый человек извлекает уроки из прошлого и учитывает их в планировании будущего. Систематическое обобщение событий и получаемых знаний позволяет неуклонно совершенствовать стратегию своей жизни и деятельности. Философия, являясь предельно общей наукой, всем своим строем стремится развить у изучающего ее человека способность к обобщению. При этом она ориентирует не только на осмысление опыта успешных действий, но и на выявление ложных путей, типичных ошибок с целью их предотвращения в будущем.

  • Всесторонность видения действительности. Всесторон-ность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, "простых" решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать". (Б. Спиноза).

  • Развитие рефлексивного мышления. Рефлексивность мыш-ления означает развитую способность человека к самоанализу, объективной самооценке, самокритике. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям. Особенно актуально это для российского человека, которому на нынешнем тяжелейшем изломе отечественной истории крайне важен трезвый, объективный самоанализ, критическое отношение к происходящему и прежде всего к самому себе. Ибо суровая самокритика - это действенный импульс к развитию. И те страны, цивилизации, в культуре которых укоренен дух самокритичности, обретают тем самым важный фактор динамичности, ускоренного движения.

  • Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традиции. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершила полной его противоположностью, именуемой даже в странах Запада "звериным", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

  • Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф "мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо". Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Таким образом, даже краткая и далеко не полная характеристика основных ориентиров мудрости, которые стремится выработать философия, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая наука, необходимая современному человеку и обществу. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости. Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1.1. Основные функции философии. Главное назначение философии - помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

  • софийная;

  • мировоззренческая;

  • методологическая;

  • интегративная;

  • критическая;

  • духовно-гуманистическая.

Софийная функция философии - т.е. функция формирования ориентиров мудрости уже была кратко охарактеризована. На наш взгляд, она является ведущей в философии, связывает в единое целое все другие ее функции, является их результирующим, концентрированным выражением.

Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем: какова природа, происхождение и перспективы мира, в котором мы живем? Чем вызываются изменения, происходящие в мире? В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии? Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития? Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности? Характеризуя мировоззренческую функцию философии, важно отметить следующее:

I. Вклад в развитие мировоззрения вносит не только философия, но и частные, конкретные науки: астрономия, физика, химия, биология, геология, экология, инженерные науки и др. Однако эти науки формируют фрагментарные, односторонние картины мира (физическую, химическую, геологическую и др.). Задача философии - объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом, связывающие жизнь людей с жизнью Природы, отражающие мировой Универсум как среду жизнеобитания человека. Именно всеохватность, космичность философского видения мира обусловливает особый интерес философии к предельным основаниям бытия и познания, границам существования Космоса, жизни, человечества, укорененности человека во Вселенной.

II. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся придти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия же, наоборот, ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям. Например, обобщая закономерности эволюции материи, философия ставит вопрос об особенностях и перспективах эволюции человечества. Осмысляя новейшие данные о физической природе мира, соотношении фундаментальных физических констант, философия стремится понять укоренено ли человечество в физической структуре Вселенной закономерно и необходимо или же возникновение жизни и человека, как ее высшей формы, - это уникальное явление Космоса, продукт редчайшего и неповторимого стечения обстоятельств.

III. Стремление философии к целостному постижению Универсума вовсе не означает, что она "изучает все". Осмысляя мир в целом, философия имеет своим предметом наиболее общие законы природы, общества, мышления. Поэтому философия, не претендуя быть "царицей наук", тем не менее все же является наиболее фундаментальной из наук в смысле всеобщности, универсальности ее положений.

Методологическая функция философии состоит в формировании наиболее общих методических ориентиров продуктивной деятельности. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика в области физических явлений, биология в области явлений живой природы и т.д.). Поскольку главной сферой философии является всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.

Закономерен вопрос: как же соотносятся в реальной деятельности методы философии и методы конкретных наук? Нельзя ли в решении конкретных проблем обойтись без философии или наоборот при отсутствии конкретных методов воспользоваться чисто философскими рекомендациями? Практика человеческой деятельности убеждает, что для достижения надежных результатов в решении сложных проблем необходимы и методы философии и методы конкретных наук. Они не заменяют, а взаимодополняют друг друга, соотносятся друг с другом как стратегия и тактика. Философия определяет стратегические ориентиры исследования объекта; методы частных наук дают тактические конкретные приемы познания и деятельности, отражающие специфические особенности изучаемого объекта. И подобно тому как в военном деле стратегия бессмысленна и бесполезна без эффективной тактики, а тактика близорука и неэффективна без продуманной стратегии, методы конкретных наук не могут дать должного эффекта без надежных философских ориентиров.



Методологическую функцию выполняет все содержание философии. Однако наиболее значимую роль в осуществлении этой функции играет особый раздел философского знания - диалектика. Диалектика - это учение о наиболее фундаментальных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. Диалектика выделяет и исследует такие фундаментальные качества действительности как ее противоречивость, связность, развитие, системность и др. На основе изучения этих качеств она разрабатывает философские методы познания объектов как целостных систем, изучения их в развитии, выявления их глубинных связей и др. Диалектика является ядром научной философии. Однако в различных направлениях и течениях философии исторически сформировались не только истинные, но и искаженные, односторонние методы познания действительности, противостоящие диалектике. Эти представления и методы будем в дальнейшем называть метафизикой. В своих наиболее примитивных вариантах метафизика диаметрально противоположна диалектике, является ее антиподом. Если диалектика рассматривает мир как связный, противоречивый, развивающийся, то метафизика видит его застывшим, статичным, без противоречий, без единства и связей между объектами. В более изощренных своих формах метафизика противостоит диалектике не столь жестко и даже признает связность объектов, их развитие, противоречивость, системность и др. Но при этом она дает этим качествам искаженные, односторонние, поверхностные истолкования. Следует подчеркнуть, что с точки зрения диалектики различие между ней и метафизикой относительно. Диалектика, исторически развиваясь, преодолевает свои собственные метафизические односторонности и неточности. Иными словами, диалектика развивается в борьбе не только с противостоящей ей метафизикой, но и с метафизическими качествами своего собственного содержания и формы.

Интегративная функция философии обусловлена ее ориентацией на целостное постижение Универсума. Философия стремится выявить основы родства человека с Космосом, найти глубинные корни единства и взаимозависимости всего сущего, доискаться до первоначал, обусловливающих целостность бытия. В сфере научного познания философия, осмысляя опыт развития конкретных наук, выявляет интегративные взаимосвязи между ними, формирует целостную научную картину мира, объединяет отдельные науки в сложные комплексы для решения крупных, многоаспектных проблем. В духовной сфере философия интегрирует (и тем самым взаимообогащает) не только отдельные науки, но и все ветви культуры (художественной, религиозной, политической, нравственной) в единый духовный опыт человечества.

Критическая функция философии отражает присущий здравому человеческому разуму дух сомнения, противоречия, критического мышления. Философия, являясь самосознанием науки, культуры, общества в целом, неизбежно становится критическим зеркалом, выявляющим изъяны, трагические разломы развития, предупреждающим о возможных дисгармониях и катастрофах. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижения перед обществом назревающих глубинных проблем.

Духовно-гуманистическая функция философии состоит в развитии у человека высокой духовности, стремления овладеть богатствами культуры и нравственности, чувства сопричастности и отзывчивости ко всему живому, человеческому, где бы оно ни находилось. Философия стремится защитить человека от духовной серости, потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь. Функция гуманизации и защиты духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, ослепленности потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, глухоты к тому, что неограниченный рост потребностей ведет к необратимой деградации природной среды - приобрела в современных условиях небывалую остроту. Вот факты, опубликованные Организацией Объединенных Наций: ежегодно в мире от голода и болезней умирает 30 миллионов человек. Чтобы спасти этих людей, необходим всего 31 миллиард долларов. Но этой суммы как бы нет. Зато на рекламу табака, алкоголя, косметики тратится ежегодно 435 миллиардов долларов. Мы все втянуты в абсурдный, жестокий, нечеловеческий мир. Для человеческого сознания такое положение дел непереносимо... Ряд гуманистически мыслящих ученых, политиков, простых людей рассматривают это как свидетельство провала человеческой цивилизации в ХХ веке. Философия взывает ко всем людям объединиться в товарищество духа, братство мысли и дела, соборности человеческих проявлений... Она указывает пути к спасению1.

Таким образом, без овладения основами философского мышления невозможно осмысленно жить и действовать в современном все более сложном, во многом безумном и искореженном мире, где нарастает спутанность всех ориентиров и оценок. Без философии невозможно основательно и надежно решить стратегический вопрос современности: "в каком направлении необходимо менять фундаментальные основы человеческого бытия, для того, чтобы "очеловечить человека"2.


2. Взаимосвязь философии с конкретными науками и практикой. Исторические этапы развития философии,

изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием
2.1. Философия и конкретные науки. Как отмечалось в "Предисловии", научный статус философии неоднократно ставился под сомнение. Попытки принизить или даже отрицать ее научное значение предпринимались еще в ХIХ веке, но особенно назойливыми стали во второй половине ХХ века. Однако реальная жизнь убеждает не только в необходимости, но и в возрастающей ценности именно научных функций философии. Специфика философии в том, что будучи фундаментальной наукой она, в то же время, являет собой нечто значительно большее чем наука. Философия - это еще и мировидение, учение о нравственности, красоте, смысле жизни, т.е. ядро всей духовной культуры общества.

Научный статус философии отличается отмеченными ранее особенностями: всеобщностью (универсальностью) положений, ориентацией на постижение бытия в целом, обращенностью к человеку. Наряду с этими особенностями философия как наука характеризуется также следующими качествами:



следующая страница >>
Смотрите также:
Философия систематический курс
2399.65kb.
13 стр.
Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер курс
4874.22kb.
17 стр.
Программа дисциплины «Философия постмодерна»
192.12kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по философии
151.09kb.
1 стр.
К истории реализма
4634.92kb.
17 стр.
Части I, II курс лекций Мозырь 2004 содержание тема Введение в учебный курс «философии» 4 Лекция Философия как феномен культуры 4
3162.98kb.
14 стр.
Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей университета) Москва 2003 Содержани е Тема Философия, круг ее проблем и роль в обществе стр. 3-12
1393.7kb.
8 стр.
Философский факультет
53.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины «современная философия»
134.83kb.
1 стр.
Философия: основной курс
67.4kb.
1 стр.
Философия Курс лекций
8949.19kb.
46 стр.
Кафедра «философия» философия
567.95kb.
3 стр.