Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

ГЛАВА 5: ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА


Сложное оборудование собирается на заказ и состоит из множества узлов и компонентов. Сходным случаем можно считать различные комплектации автомобилей (базовая, премиум и т.д.), но комплектация оборудования для строительных работ более различна, так как оно выпускается для более узких областей применения. В связи с этим каталоги запчастей и комплектующих для оборудования этого рода собой довольно обширный общий список, содержащий спецификации и чертежи, не всегда понятный конечному пользователю.

Разрабатываемая система обработки заказов позволит набирать из имеющихся объектов готовую комплектацию. При заказе запчастей это позволит сопоставлять конкретному устройству набор доступных для него деталей.

Каждое устройство состоит из некоторого числа узлов. Часть узлов является базовыми, т.к. посредством них формируется основное предназначение устройства, часть – опциональными. Некоторые узлы также могут быть взаимоисключающими. В свою очередь каждый узел может содержать различный набор компонентов.

Таким образом, получается трёхуровневая модель оборудования – на уровне деталей, на уровне совокупности деталей, формирующих узел, и на уровне единицы оборудования как совокупности узлов. После первичного заполнения базы данных станет возможным быстро формировать общий вид оборудования на основании ранее внесённой информации о составе узлов.

Также необходимо предусмотреть возможность ведения отчётности по изменениям в комплектации оборудования, для отслеживания изменений с конкретной конфигурацией и возможности исправления возможных ошибок путём возвращения к предыдущей версии комплектации. В частности, для этого отслеживается, какой оператор и в какое время сделал последнее изменение.

Доступ к системе будет осуществляться посредством web-интерфейса.

Это позволит реализовать все функции в рамках одного приложения без отдельной установки клиентской части (в её роли фактически выступает браузер), что значительно упрощает работу с системой для конечного пользователя, так как технические требования к аппаратуре клиента аналогичны таковым для браузера. Пользователь не будет привязан к какому-либо определённому устройству.

Для специалистов, занятых продажей оборудования это открывает возможность иметь доступ к системе из любого места, где есть подключение к сети internet.

Пользовательский интерфейс разделяется на несколько частей – административную и клиентскую. С помощью административной части операторы компаний-поставщиков вносят записи об оборудовании, а с помощью клиентской осуществляется просмотр списков оборудования, узлов и деталей. С помощью этого интерфейса необходимый элемент можно внести в заказ. Если у пользователя уже имеется какое-либо оборудование, он сможет просмотреть списки деталей и узлов, относящихся конкретно к его экземпляру.



5.1. Аналоги

Danfoss Web Application

Веб-приложение, используемое компанией Danfoss, производящей оборудование для теплоснабжения.




Рис.3 Общий вид интерфейса
Оборудование можно найти с помощью встроенного поиска, или дойдя до нужного пункта в древовидном списке. На самом нижнем уровне этого списка открывается либо спецификация (рис.3) с возможностью фильтрации по параметрам оборудования, либо pdf-файл, представляющий из себя отдельный каталог. Также есть возможность отслеживания связи между несколькими продуктами. Связанные объекты можно просмотреть на отдельной странице (рис.4).

Вид общего списка (и, соответственно, фильтр) меняется в зависимости от выбранного типа оборудования.

Чертежи и подробное описание оборудования находятся в отдельном файле. Чтобы перейти к конкретному файлу, нужно раскрыть древовидный список до нижнего уровня иерархии.

danfoss2

Рис. 4 Связи между объектами

Список связей отражает вхождение выбранного оборудования в комплекты поставки, с указанием типа связи. Каждый связанный элемент отображается в виде строки из соответствующей данному типу таблицы.

Табличное представление разнородных данных вносит некоторую путаницу в отображении.

danfoss3

Рис.5 Форма заказа

Идентификаторы оборудования вносятся в форму заказа автоматически, пользователю предоставляется информация о наличии оборудования на складе или о возможных сроках поставки оборудования



BITZER EPARTS
Интерфейс того же типа, что и в Danfoss Web Application, но отсутствует поиск по всей продукции. Выбор оборудования осуществляется также путём поиска по древовидному списку.
bitzer1

Рис.6 Интерфейс Bitzer Eparts
Имеется возможность просмотра чертежа оборудования в увеличенном масштабе и фильтрации списка деталей.

В остальном функционал аналогичен Danfoss Web Application, за исключением отсутствия общего поиска по всем видам оборудования.

Это приложение обладает удобным интерфейсом для просмотра данных по спецификации узла.

Bitzer Epart представляет собой java-апплет, поэтому не может функционировать в браузере с отключенной поддержкой java, и работает значительно медленнее описанного выше Danfoss Web Application.

5.2. Интерфейс оператора.


Рис.7 Диаграмма вариантов использования(Use Case Diagram) для оператора
На верхнем уровне комплектации оператор создаёт информационный объект, соответствующий модели оборудования, внося в базу его первоначальное описание – название модели, описание, тип, стоимость.

Остальные параметры задаются после сохранения объекта в базе данных для обеспечения возможности ссылаться на только что созданное оборудование.




Рис.8 Общий вид интерфейса для добавления нового оборудования.
Также для оборудования задаются атрибуты – числовые или строковые. Атрибуты имеют вид «название-значение», для числовых атрибутов в этом случае добавляется единица измерения - килограммы, метры, давление и так далее. С помощью этих атрибутов можно задать параметры, которые не зависят от необязательных узлов оборудования – например, линейные размеры машины – длину, ширину и высоту.

К оборудованию можно прикреплять файлы – чертежи и фотографии.

После сохранения нового объекта оператор может добавлять к нему связанные элементы.

Различные группы элементов размещены на отдельных панелях. Возможность перемещать и сворачивать панели помогает оператору настроить вид интерфейса удобным для него образом.

Списки элементов представлены в виде таблиц. В случае добавления узлов оператор может как выбрать один из ранее созданных, так и добавить новый. При отсутствии элементов в списке на панели отображается кнопка «Добавить». При нажатии этой кнопки в списке атрибутов появляется новая строка, которую можно внести в список после заполнения, нажав на кнопку «+».


Рис.9 Интерфейс редактирования оборудования.
Загрузка файлов осуществляется путём поиска расположения этого файла в доступных пользователю директориях Выбрав файл, оператор нажимает на кнопку «+». После этого изображение загружается на сервер, путь к нему записывается в базу данных и связывается с объектом, к которому относится это изображение.

Далее оператор может добавить узлы, из которых состоит данная модель. Оператор может выбрать ранее описанный узел для оборудования того же типа, или же внести запись о новом узле. В первом варианте оператор просто выбирает узел из предложенного списка, добавляя его так же как атрибут в ранее рассмотренном примере, во втором – переходит к созданию нового узла.



Рис.10 Создание нового узла
Для узла также вводится его наименование и стоимость.

После сохранения узла и привязки его к какой-либо модели оборудования, оператор имеет возможность выбрать статус узла – обязательный или не обязательный. Также имеется возможность сделать несколько узлов обязательными, но взаимоисключающими. Для этого в свойствах узла необходимо указать те узлы, которые являются несовместимыми с ним. К узлу также можно прикрепить описывающие его изображения – чертежи и фотографии.





Рис.11 Интерфейс редактирования узла
Для упрощения формирования узла оператор может просмотреть состав других узлов, относящихся к тому же типу оборудования, и добавить в комплектацию узла детали, из которых они состоят.

Далее в рамках каждого узла формируется набор деталей, из которых он состоит. Работа на этом, более низком уровне, в принципе аналогична предыдущему. Задаётся название, стоимость и минимальное количество для заказа.

Отображение детали или узла как зависимой сущности не означает её привязки к строго к конкретному узлу. При удалении связанного узла деталь остаётся в базе данных.



Рис.12 Интерфейс создания детали. Деталь не привязана к узлу
При связывании детали с узлом указывается количество этих деталей, используемое в данном узле. Деталь также имеет собственные атрибуты – как минимум линейные размеры или краткое описание, но они не являются обязательными. Для деталей также возможно добавление чертежей.


Рис.13 Интерфейс редактирования детали, добавление атрибутов и изображений

После первичного заполнения базы данных оператор получает различные наборы узлов, из которых потом может достаточно быстро собрать готовую комплектацию. Для этого используется функция создания нового объекта на основе существующего оборудования – например, если для робота, выполняющего работы по гидродемонтажу требуется отделить модель, в комплект поставки которой входит водомёт другой мощности, пользователь вносит информацию только об одном новом узле, а остальные остаются прежними.

Изменения в базе данных, произведённые оператором, будут использоваться для построения отчётности – когда и кем вносилась запись о конкретном узле, информация об использования узлов/деталей в оборудовании с различными серийными номерами.

5.3. Интерфейс пользователя

Для доступа к личному кабинету пользователь должен зарегистрироваться, но для просмотра информации об оборудовании ему будет достаточно ввести серийный номер в строку поиска, без обязательной авторизации.

Пользователь имеет возможность просматривать списки оборудования и его комплектующих и вносить их в заказ. У пользователя есть свой личный кабинет, в котором хранится:



  1. список совершённых заказов с указанием статуса (выполнен, ожидание)

  2. список сохранённых, но ещё не совершённых заказов в виде предварительно выбранного комплекта оборудования

  3. список оборудования, владельцем которого является пользователь.



Рис.14 Личный кабинет со списками заказов и оборудования

В общих списках оборудования, отобранных по фильтрам, пользователь может добавить само оборудование и компоненты к заказу.

При наборе в «корзину» у пользователя есть выбор – сделать заказ, сохранить для последующей доработки или очистить корзину.

При просмотре текущих и выполненных заказов пользователь может перейти к просмотру детального описания оборудования (с возможностью скрывать неиспользуемые элементы интерфейса), в который входят:



  1. чертежи

  2. спецификация деталей по узлам с указанием обязательности данного узла

  3. технические характеристики оборудования

Интерфейс просмотра в целом по внешнему виду аналогичен интерфейсу оператора, с поправкой на невозможность редактирования каких-либо данных. Пользователь может добавлять в заказ отдельные детали и узлы оборудования.

Из данных о выполненных заказах формируется список имеющегося у пользователя оборудования, который используется для подбора деталей и узлов к определённому агрегату.

Помимо отображения на странице заказов, с которой пользователь может перейти на описание конкретного заказа, приложением генерируется как документ на основании выбранных для заказа деталей и узлов, который может быть загружен и распечатан.

Использование отдельных панелей, в которые включены функциональные блоки, хорошо проявило себя в различных классах программ – например, в системах электронного документооборота. Пользователь постоянно имеет доступ к большому объёму информации, но способен манипулировать этим представлением согласно своим предпочтениям.

Такой способ организации интерфейса позволяет компактно разместить большой объём данных без ущерба количеству предоставляемой информации, так как любая скрытая информация может легко быть сделана вновь доступной. Если заголовки блоков достаточно точно передают их содержимое, пользователь может быстро и с небольшим количеством ошибок переключаться между различными блоками.

Также пользователь не испытывает давление от большого количества информации, которое вынужден воспринимать единовременно – ему достаточно скрыть ненужные в данный момент блоки. Так как разрабатываемое приложение не относится к классу диспетчерских программ и не использует каких-либо сигналов, которые требуют от оператора немедленного обращения внимания, такое скрытие блоков не приносит существенного вреда при работе с программой. Для напоминания оператору о не выполненных действиях достаточно вывести ему сообщение о незаполненных полях.

Так как в программе отсутствует необходимость в сложной обработке данных, и её цель состоит более в оптимизации хранения и отображения этих данных, ошибки пользователя не влекут за собой какие-либо нарушения бизнес логики, а логическую целостность данных достаточно надёжно контролирует система управления базами данных и средства приложения, занимающиеся валидацией (проверкой) вводимых пользователем значений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автоматизация работы во многих областях человеческой деятельности сталкивается с проблемами. В частности, производители мелкосерийного высокотехнологичного оборудования обычно не имеют возможности содержать в штате отдел разработки программного обеспечения, автоматизирующего бизнес-процессы компании, а заказ системы конкретно под свои нужды зачастую бывает достаточно дорогим.

В аспекте обработки заказов и формировании каталогов оборудования и запчастей желательно задать единые принципы представления и обработки информации, с целью дальнейшего использования несколькими предприятиями, при условии, что производимую продукцию можно представить в рамках определённой модели.

В ходе анализа и построения модели предметной области было выявлено, что различные виды сложного оборудования можно свести к единому иерархическому представлению. Такое представление корректно воспроизводится с помощью реляционной модели данных, широко используемой в различных областях информационных технологий.

Разбиение сложносоставного оборудования на отдельные элементы, формирующие его, позволяет реализовать программу-конструктор. С помощью программы такого вида производитель имеет возможность быстро формировать информационное представление новых моделей оборудования, используя готовые элементы. В свою очередь такое разделение оказывается удобным и для заказчика, который без проблем может установить соответствие между имеющимся у него оборудованием и доступными запчастями.

Для улучшения взаимодействия заказчика и производителя был проведен анализ бизнес-процесса заказа оборудования и формирования набора поставки для нужд заказчика. По результатам этого анализа будет целесообразной реализация единого программного комплекса, сочетающего в себе как интерфейс для получения данных заказчиком, так и интерфейс-конструктор для производителя.

Наиболее удобным для обеих сторон (и возможных посредников) является поставка такого программного комплекса в виде веб-приложения. В частности, такая реализация избавляет обе стороны от процесса непосредственной установки программного обеспечения, и предъявляет к пользователю только одно требование – подключение к сети Интернет. Пользователь имеет возможность получать доступ к системе с разных видов устройств, и при использовании системы всегда имеет доступ к актуальной информации.

Таким образом, предлагаемая реализация системы обработки заказов позволяет существенно упростить взаимодействие производителей и заказчиков, обеспечивает быстрый обмен информацией о каких-либо изменениях (в отличие от традиционных каталогов оборудования и запчастей) и позволяет отображать и хранить информацию в виде, удобном для обеих сторон процесса.




Список литературы




  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Карпова И.П. Введение в базы данных. Учебное пособие. – Московский Государственный институт электроники и математики. – М.: 2005. – 75 с.

  3. http://www.firebirdsql.org/

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Пояснительная записка к дипломной работе на тему
417.05kb.
4 стр.
Пример оформления задания по дипломной работе
29.14kb.
1 стр.
Пояснительная записка к дипломному проекту на тему: Тема дипломного проекта
14.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка к дипломному проекту на тему: Тема дипломного проекта
14.42kb.
1 стр.
Требования по оформлению
150.55kb.
1 стр.
Пояснительная записка к Отчёту о работе архивного отдела администрации муниципального образования Куйтунский район за 2012 год
136.32kb.
1 стр.
Пояснительная записка к годовому отчету ОАО кб «Торжокуниверсалбанк»
867.03kb.
6 стр.
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине: «Электроника и микросхемотехника» 030502. 06 005. Пз
166.66kb.
1 стр.
Предварительное распределение научных руководителей по преддипломной практике и дипломной работе Группа 711 з
225.78kb.
1 стр.
Пояснительная записка к конкурсной работе «Мультимедийный урок»
16.8kb.
1 стр.
Положение о дипломной работе студента факультета психологии и социальной работы по специальности педагогика и психология
254.18kb.
1 стр.
Пояснительная записка к отчету о работе Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
1025.85kb.
4 стр.