Главная
страница 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

профессор ___________ М. И. Демчук

«____» _____________________ 2009 г.
«Философия и социология образования»
Учебная программа переподготовки преподавателей высшей школы

Специальность: Современные технологии университетского образования 10801 74

Квалификация специалиста: Преподаватель высшей школы

Форма обучения: очная дневная (с отрывом от производства)



Минск



Автор-разработчик:

Левко А.И. — доктор социологических наук, профессор по специальности «Социологии культуры, образования, науки (22.00.06)», профессор кафедры философии и методологии университетского образования ГУО «Республиканский институт высшей школы».



Рецензенты:


Рекомендована к утверждению:


Кафедра философии и методологии университетского образования

Протокол заседания кафедры № от 2009г.
Научно-методическая комиссия ГУО РИВШ

Протокол заседания НМК №____ от «_____» __________2009г.



Введение


Учебная программа «Философия и социология образования» предназначена для изучения мировоззренческих и социальных институциональных основ учебного и научного знания и образования в целом как исходного пункта освоения и разработки современных технологий университетского образования. В основу учебной программы положен методологический подход, предусматривающий обучение преподавателей высшей школы стратегическому и креативному мышлению, основных принципов его развития в форме классической, неклассической и постнеклассической рациональности, реализация которых служит основной предпосылкой для последующей разработки и реализации классических и стохастических технологий современного университетского образования.

Цель программы: формирование новых компетенций у преподавателей высшей школы, развитие их способностей к овладению современными технологиями университетского образования.

Задачи:

  • Постижение социально-культурной природы научных и других знаний, целей образования и основных факторов его развития и их роли в разработке образовательных технологий;

  • рассмотреть основные принципы организационного проектирования процесса эффективного взаимодействия между наукой и другими формами общественного сознания, философским мировоззрением как исходным пунктом и конечным результатом познания в системе высшей школы;

  • рассмотреть основные тенденции развития социологии знания и образования в целом и их роль при разработке современных технологий университетского образования.

В результате изучения курса слушатели должны знать:

  • классификацию различных типов рациональности и закономерности их развития, сущность, задачи и основные этапы инновационной деятельности;

  • сущность научной парадигмы и тенденции ее трансформации в рамках соответствующего социального времени и пространства;

  • основные принципы интеграции различных форм общественного сознания в единое философское мировоззрение и его обусловленность личным жизненным опытом ;

  • теоретические и методологические основы формирования и развития учебно-методического и научного знания, его социально-культурную природу и сущность;

  • принципы и методы разработки классических и стохастических образовательных технологий;

  • основы социологии знания;

  • основы институциональной деятельности в системе образования;

  • социально-культурную сущность образования и основные социально-философские и социологические технологии его трансформации;

  • роль государственной идеологии и политики, уровня развития гражданского общества в развитии университетского образования;

  • различия между философскими, научными, обыденными и другими знаниями, их значениями и смыслами;

  • мировоззренческие и духовно-ментальные основы развития философской и научной рациональности, различия между «чистым», абстрактно-логическим и конкретным социально-культурным мышлением.

Слушатели, изучившие курс должны уметь:



  • определять пути приоритетного направления развития университетских технологий;

  • разрабатывать инновационную стратегию развития высшей школы, исходя из анализа существующей социально-культурной ситуации и порождаемого ею типа мышления.

  • рассчитывать предполагаемую эффективность познавательной деятельности на основе интеграции знания в соответствующее философское мировоззрение;

  • проектировать региональную, поселенческую, духовно-национальную образовательную среду функционирования и развития высшего образования;

  • определять показатели качества образования и возможности его интеграции в национальную, европейскую и мировую образовательные системы;

  • использовать существующий культурный потенциал вуза, его региональную и поселенческую специфику для управления инновационными образовательными проектами.

Курс рассчитан на 42 аудиторных часа. Формы занятий: лекции; семинарские и самостоятельные занятия, включая интерактивные методы обучения; круглые столы и тематические. Форма контроля знаний – зачет.



Тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов




Всего

Распределение
по видам занятий




(в т.ч. с исп. ВТ)

Лекции

Прак. зан.

Семинары

Тема. дискуссии,

кр. Столы



Дел. игры

Самост. раб.




1

2


3

4

5

6

7

8

9

10




1.

Модуль 1. Философия как форма общественного сознания, и ее роль в становлении и развитии образования

Тема 1. Философское мировоззрение как исходный и конечный пункт познания и его роль в функционировании и развитии образовательных систем.

6




2




2







2




2.

Тема 2 Типы научной рациональности и основные философские парадигмы образовательной и педагогической деятельности

6




2




2







2




3.

Тема 3. Философия образования и проблема современного педагогического мышления. Принципы и методы его технологической реализации. Классическая и стохастическая педагогические технологии.

6




2




2







2




4.

Тема 4 Проблема культуры в философии образования, и ее разрешение на уровне классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Понятие нового философского мышления и его роль в развитии образовательной практики.

6




2




2







2




5.

МОДУЛЬ II. Основы социологии образования и социологии знания и их роль в разработке технологий университетского образования

Тема 5 Социология образования как отрасль социологического знания.




























6.

Тема 6 Понятия социальной и образовательной среды, их социологическая диагностика как исходный пункт перехода от классических к стохастическим педагогическим технологиям.


6




2




2







2




7.

Тема 7. Диагноз социально-культурного пространства и времени в разработке образовательных технологий

6




2




2







2

8.

Тема 8. Социология и культурология образования. Ценностно-нормативные основы современных технологий университетского образования.

6




2













2




Круглый стол: Социология образования и социология знаний как теоретико-методологическая и эмпирическая основа проектирования образовательных систем.













2










Всего




42




14




14







14


Содержание программы

МОДУЛЬ I. Философия как форма общественного сознания, и ее роль в становлении и развитии образования

Тема 1. Философское мировоззрение как исходный и конечный пункт познания и его роль в функционировании и развитии образовательных систем. Мировоззрение как интеграция принципов духовно-практического и теоретико-эмпирического освоения мира. Обыденное, религиозное, научное мировоззрение и их взаимообусловленность. Народная, религиозная и научная педагогики и их специфика. Проблемы мировоззренческого синтеза. Особенности философского мировоззрения и формы, выражаемого им знания. Метафизическое и научное мировоззрение как основа образования. История становления и развития образовательных систем и педагогической науки. Мировоззрение и культура. Проблема текста и контекста и его роль в образовании. Искусство, мораль, право и наука в системе образования. Научная парадигма как культурный образец соответствующего социального времени и ее влияние на процесс образования. Историческая трансформация понятия «философия» и ее влияние на судьбы образования. Понимание и философская герменевтика в образовании. Философия и динамика университетского образования. Понятия «классического» и «доклассического» университета. Социальная общность и социальная организация как феномены культуры и их роль в становлении и развитии образования. Естественнонаучная и социально-культурная парадигмы образования и их социально-философские и социально-политические основания. Мировоззренческие проблемы социальной солидарности и индивидуальной свободы и их отражение в образовательной практике. Образование как феномен западноевропейской культуры. Христианство и его конфессии в становлении и развитии образования. Проблемы глобализации и национализации образования. Традиция и инновация в образовании.
Тема 2. Типы научной рациональности и основные философские парадигмы образовательной и педагогической деятельности. Классическая рациональность и теория отражения как основа традиционной педагогической науки. Метафизика и философский позитивизм в становлении и развитии образовательных систем. Кризис позитивистского мышления и кризис образования. Трансформация образовательных систем и ее социально-культурная и политико-экономическая обусловленность. Проблема общения в познании и образовании. Суть неклассической рациональности и ее роль в развитии философии и социологии образования. Ценностно-нормативные, социально-культурные основы постнеклассической рациональности и ее роль в развитии образовательных технологий.

Аспекты философского исследования образовательных проблем: образование как атрибут человеческого бытия, образование как феномен культуры, образование как социальный институт.

Онтология образования: образование как атрибут человеческого бытия, как отношение единичного и всеобщего субъектов деятельности и познания. Аксиология образования: образование как феномен культуры, как становление и развитие индивидуальной культуры в культуре общества. Гносеология и логика образования: образование как познавательный процесс. Социология образования: образование как социальный институт. Методология образования: образование как взаимодействие «учитель – ученик».

Тема 3. Философия образования и проблема современного педагогического мышления. Принципы и методы его технологической реализации. Классическая и стохастическая педагогические технологии.

Опосредованность представления о педагогике и педагогической деятельности философским мировоззрением. Народная, религиозная и научная педагогики и их отличительные особенности. Современная информационная революция, и ее влияние на систему образования. Проблема приемлемости традиционных и инновационных форм педагогической деятельности. Образовательный проект как выражение философского мировоззрения. Проблемы организационного проектирования в педагогической практике. Классическая педагогическая технология как выражение классической рациональности и позитивистской философии и социологии. Стохастическая педагогическая технология как выражение неклассической и постнеклассической рациональности и философской метафизики. Социально-культурные основания проектирования стохастических технологий университетского образования. Проблемы социально-педагогической диагностики, целеполагания и мотивации в проектировании образовательных систем.



Тема 4 Проблема культуры в философии образования, и ее разрешение на уровне классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Понятие нового философского мышления и его роль в развитии образовательной практики.

Проблема человека и проблема культуры в истории философии. Педоцентризм как выражение позитивистского мышления. Логоцентризм и его метафизические основания. Философская схоластика как основа доклассического университета. Технологии индустриального и постиндустриального общества и их проявление в организации университетского образования. Информатизация и коммуникация как условия смены образовательных парадигм и типов научного мышления. Проблема отражения и проблема общения в теории и практике познания и образования. Проблема «чистого», и социально-культурно обусловленного мышления. Человек как мера всех вещей и как порождение культуры. От схоластики, формальной логики и риторики к социально-культурному содержанию образования, менталитету и духовным основам педагогической деятельности. Культурология образования и исходные понятия культурной парадигмы. Культурные формы и содержание образования. Процессы вхождения ребенка в культуру. Качество организации и самоорганизации образовательных систем и процессов. Новое педагогическое мышление и пути его становления.



МОДУЛЬ II. Основы социологии образования и социологии знания и их роль в разработке технологий университетского образования

Тема 5 Социология образования как отрасль социологического знания. Проблема социальной институализации и проблема культуры в социологии образования. Формы взаимодействия человека и общества в социологии образования. Классическая и неклассическая социология образования. Основные принципы организации современного общества в неклассической социологии. Главные проблемы неклассической социологии образования. Сравнение классического и неклассического подходов в социологии. Виталистская социология образования. Образование в концепции жизненных сил человека и общества. Системно-субъектный подход к анализу образования. Инерционность образования и социология знаний как подотрасль социологии образования. Особенности феноменологической социологии знания. Социология образования и социология знаний как теоретико-методологическая и эмпирическая основа проектирования образовательных систем. Теоретические и социально-исторические истоки социологии образования. Основные теоретические модели в социологии образования. Социология образования в Беларуси. Классическая и неклассическая социология образования. Основной тезис социологии знания. Основные принципы феноменологической социологии знания. Первичная и вторичная социализация, и ее роль в познании, общем и профессиональном образовании. Социология профессий. Социология знаний и организация науки. Проблемы социологии знания и социологии науки. Водораздел между наукой и обыденными знаниями. Исключительное положение научного знания. Начало социологии знания: К. Маркс, Э. Дюркгейм, К. Маннхейм. Задачи курса и проблема рефлексивности исследователя в социологии.
Тема 6 Понятия социальной и образовательной среды, их социологическая диагностика как исходный пункт перехода от классических к стохастическим педагогическим технологиям.

Социальная среда как основа образовательной практики. Понятие открытой и закрытой социально-педагогической среды. Социально-культурный компонент социальной среды и его влияние тип мышления, тип поведения и деятельности, тип личности человека, включенного в данные общественные отношения. Развитие как необратимое, направленное закономерное изменение компоненты социальной и педагогической среды. Спонтанное, стихийное развитие и развитие в виде саморазвития и социализации. Развитие как результат целенаправленной проектной деятельности. Приоритеты развития социально-культурной компоненты социальной среды с позиции совершенствования процесса управления образовательно-воспитательной деятельностью. Основные приоритеты развития социально-культурной компоненты социальной среды. Социологическое исследование социальной среды функционирования и развития образовательного учреждения как исходный пункт проектирования образовательных систем. Принципиальные различия педоцентристских и социально-культурных образовательных технологий в системе высшего образования. Фактор социального времени и специфики социального пространства в инновационной деятельности вуза. Уровни развития социально-культурной компоненты социальной среды. Развитие образовательной среды учебных заведений, как двуединый процесс целенаправленного проектирования социальной реальности и ее эволюции или бессознательной трансформации в силу изменения самого образа жизни и духовности народа, его менталитета и мировоззрения. Глобальный и локальный характер изменения образовательной среды в эпоху информационного общества. Культурная обусловленность развития науки и образования. Традиционное и инновационное начала в социальном проектировании и их соотношение как желаемого и возможного. Реальный и воображаемый мир человека.



Тема 7. Диагноз социально-культурного пространства времени в разработке образовательных технологий. Проблема личности и личностного знания в социальной философии, социологии образования и социологии знания. Роль языка, социальных ценностей и норм в становлении и развитии личности. Проблема социального пространства и социального времени и ее решение в социологии образования. Проблемы социализации и ресоциализации индивида и основные цели и задачи социальной педагогики. Проблема понимания и понимающая социология Диагноз социального времени и социального пространства как исходный пункт проектирования образовательных систем. Методология диагноза социального времени Карла Манхейма и методология конструирования социальной реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана. Образование как социально-культурный феномен и социальный институт.

Тема 8. Социология и культурология образования. Ценностно-нормативные основы современных технологий университетского образования. Личность: культура и образование. Противоположность биосоциальной и социокультурной парадигм образования, концепции формального и социально-культурного образования. Формально-механистическая и диалектическая логика анализа системы образования. Проблема социально-культурной ценности и социальной нормы в образовании. Социальная педагогика и педагогика творчества и их диалог с общей педагогикой, педагогикой высшей школы, дидактикой, теорией воспитания и психолого-педагогической наукой в целом. Трансформация современного образования: особенности тенденций развития. Изучение педагогических проблем вуза с помощью социологических методов исследования. Социальное моделирование и программирование в социологии образования. Основные принципы и направления системного анализа в социологии образования. Когнитивный подход к изучению социальных систем и роль моделирования в социологии образования. Взаимосвязи понятий теория и модель. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы моделирования. Модели социальных изменений. Типология социальных изменений. Основные причины социальных изменений. Проблема «вызова» времени и ее отражение в образовательной практике.

Литература


Основная

  1. Бондараў У. Р., Буйко Т. М., Латыш М. І. Уводзіны ў філасофію

адукацыі: Курс лекцый і планы семінарскіх заняткаў. - Мн.: НІА, 1998. - 116с.

  1. Белая книга российского образования. - В 2-х частях. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 384 с.

  2. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХI века (размышления социолога). М.: Педагогика, 1991

  3. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.

  4. Буйко Т.Н. Философия образования: Старая традиция или новая дисциплина. – Мн.: НИО, 2000. – 210 с.

  5. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. – Дубна: «Феникс +», 2001. – 208 с.

  6. Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 208–221.

  7. Вебер М. Наука как профессия и призвание. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

  8. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2001. – 224 с.

  9. Деттерер А.В. Введение в философию и историю образования: учебное пособие. – Томск: Томск. гос. пед. ун-т, 1998. – 270 с.

  10. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

  11. Долженко О.В. Очерки по философии образования. Учебное пособие. - М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.

  12. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.

  13. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российск. гос. гуманит.ун-т., 1999. - 282 с.

  14. Кара –Мурза, С. Г ­. Манипуляция сознанием.(Серия: История России. Современный взгляд) и национальное возрождение, и личностное образование С.Г. Кара-Мурза . М: Алгоритм, 2000. – 736 с.

  15. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 520 с.

  16. Квеско Р.Б. Философия образования: Учебное пособие. – Томск: ТПУ, 1998. – 82 с.

  17. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник.- Ижевск, 1995.

  18. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков.- Мн.: НИО, 2000. – 215 с.

  19. Левко А.И. Роль и место образования в системе культуры. Мн.: БелНИИ образования МО. Беларуси, 1992. – 80 с.

  20. Левко А.И. Социальные проблемы образования: История и современность. В 2-х частях. Мн: Национальный институт образования МО Беларуси, 1993. – 293 с.

  21. Левко А.И., Ахмерова Л.В. Проблема ценности в системе образования. Мн.: НИО, 2000. – 311 с.

  22. Левко А.И. Теоретико-методологические проблемы образования: Социокультурный анализ. – Мн.: Беспринт, 2003. – 339 с.

  23. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн.: Из-во ВЦ Минфина, 2003. – 380 с.

  24. Левко А.И. Педагогика творчества: монография /А.И. Левко. – Мозырь:УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008 –247 с.;

  25. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. - М.: Прометей Юрайт, 1995. – 282 с.

  26. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

  27. Маннхейм К. Очерки по социологии знания: теория познания – мировоззрение – историзм. М.: ИНИОН РАН, 1998.

  28. Маннхейм К. Очерки по социологии знания: проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000.

  29. Джордж Р. Найт. Философия и образование. Современные теории образования. Пер. с англ. М.В.Бахтина. - Спб.: Анима, 2000. - 45 с.

  30. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

  31. Огурцов А.П. Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб.: РХГИ, 2004.

  32. Осипов А.М. Социология образования. – Ростов-на- Дону: Феникс21006. – 504 с.

  33. Очерки социальной философии: Учеб. пособие / Под ред. К.С. Пирогова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – 292 с.

  34. Руткевич Е.Д. Феменологическая социология знания. – М.:Наука, 1993. – 272 с.

  35. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс. 1989. - 200 с.

  36. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

  37. Собкин В.С., Емельянов Г.А. Динамика становления исследований по социологии образования (в период 60-90-х годов) // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С.Собкина. М.: ЦСО РАО, 1993. - Т.1. - Вып. 1. - С. 6-18.

  38. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М.: Мин-во образования РФ, 1992.

  39. Социокультурные факторы формирования личности ученика общеобразовательной школы / Отв. Ред. А.И. Левко. Мн.: НИО, 1999. – 267 с.

  40. Сравнительный анализ высшего социального и экономического образования и систем управления в вузах (на примере ведущих университетов США и Европы). - Национальный фонд подготовки кадров. Инновационный образовательный проект. - М., 1998. - 71 с.

  41. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. - Вып. 2. - М., 1994.

  42. Степашко Л. А. Философия и история образования. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 272 с.

  43. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.

  44. Роуз Дж. Что такое культурологические исследования научного знания? // Вопросы истории естествознания и техники. 1994. № 4. С. 23–41.

  45. Руткевич Е.А. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993.

  46. Филиппов Ф.Р. Социология образования. - М., 1980.

  47. Философия образования // Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 2. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. – С. 513-514.

  48. Философия образования: Сб. науч. ст. / Отв. Ред. А.Н.Кочергин.- М: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.- 288с.

  49. Шелер М. Формы знания и образования // Человек, 1992. - № 5. - С. 71-79.

  50. Шереги Ф.Э. Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юрист, 1997.

  51. Шевченко Н.И. Методологические проблемы социологии образования. Отношения и состояния в образовательных структурах и процессах. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1997.

  52. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

  53. Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр., доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. – 280 с.

Дополнительная





  1. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. - М., 1993.

  2. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996. - 700 с.

  3. Батыгин Г.С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Социологический журнал. - М.: Институт социологии Российской академии наук, 2001. -№ 1. -С. 180 - 195.

  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995, 323с.

  5. Бондарев В.Г. Целостность и самоорганизации в образовании: в поисках методологических образцов модернизации просвещения// Адукацыя і выхаванне. – 1997. -- № 9. – С.8-16.

  6. Бруннер Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. – 2001. -- № 3. – С. 9-26.

  7. Бухарева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре // Высшее образование в России. – 2001. - № 3.

  8. Валецкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. - 1997, № 3. - С. 3 - 8.

  9. Виндельбанд Вильгельм Избранное. Дух и история. – М.: Юрист: 1995 – 687 с.

  10. Вишневский М.И., Костенич В.А., Трещенок Я.И. Философия образования и проблема человека. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 1997.

  11. Вульфсон Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика // Педагогика. - 1992.- № 9-10.

  12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988.

  13. Галаган А.И., Тарасюк А.Н., Цейкович К.Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах // Проблемы зарубежной высшей школы. Обзорная информация НИИВШ. - Вып. 2. - 1998.

  14. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций). - М: "ИнтерДиалект", 1997.

  15. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995. – 448 с.

  16. Гросс Н. Социология образования // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 165-183.

  17. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2001.

  18. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. - М.: Промо-Медиа, 1995.

  19. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. - М.,1921.

  20. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Гос. Изд. РСФСР, Берлин, 1922, 195 с..

  21. Жизненное самоопределение учащейся молодежи / Под редакцией А.И. Левко. Мн: НИО, 1995. – 195с.

  22. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. – 1997. -- № 5. – С. 3 – 15.

  23. Ильинский И. Образовательная революция. – М.: изд-во Московской гауманитарно-социальной академии, 2002.

  24. Иноземцев В. Зигмунт Бауман и его «индивидуализированное общество» // Высшее образование в России. – 2004. - № 1.

  25. Кизима В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. Киев: Навукава думка, 1985. – 212 с.

  26. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. – 1995. -- № 6. – С. 84 – 89.

  27. Константиновский Д.Л. , Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука. 1977. - 160 с.

  28. Корнетов Т.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. – 1999. -- № 3. – С. 43 – 49.

  29. Коган М.С. Философская теория ценностей. Санкт-Петербург: ТОО ТК "Петрополис", 1997 - 205 с.

  30. Круглый стол "Философия образования" // Вопросы философии. - 1995.- № 11.

  31. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // СОЦИС.-2001. - № 9. - С. 83-88.

  32. Куликов Б.Г. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988.

  33. Латыш М.I. Aдукацыя як сацыяльны iнстытут // Адукацыя i выхаванне. - 1995.- № 6.

  34. Левко А.И. Теоретико-методологические основы социального воспитания // Адукацыя і выхаванне, 1998, №4, №5, с.3-13.

  35. Левко А.И. Естественнонаучные и социокультурные принципы в педагогической науке // «Адукацыя і выхаванне», 1999, №5-6, 7 с. 55-62, 3-9.

  36. Левко А.И. Социальный компонент. «Представленность признаков принадлежности ребенка к группе, роду, этносу и цивилизации»// Мир технологий. – 2001. – №3-4. – С 73-84.

  37. Левко А.И. От массовой школы к школе творчества //Народная асвета, 2003, №12, с.3-7.

  38. Левко А.И. Ориентир в безвременье. // Беларуская думка, 2003, №12. – С. 96-105.

  39. Левко А.И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания //Адукацыя і выхаванне, 2004, №9, с. 33–44.

  40. Левко А.И. Образование сквозь призму идеологии глобализма и культурной самобытности страны // Народная асвета, 2005, №6, с.7–12.

  41. Левко А.И. Педагогическая наука: проблемы кризиса и перспективы развития // «Адукацыя і выхаванне», 2005, №2, с.31-37.

  42. Левко А.И. Педагогика как наука и духовная практика. Историко-методологический анализ // Народная асвета, 2007, №6, 7. – с.3 -9, с.3-8..

  43. Левко А.И. Социально-философские аспекты культуры управления образовательными системами //Образование и педагогическая наука. Труды Национального института образования. Вып. 1. Модели и концепции. Сер.7. Методология управления и развития образования/ ред. кол. Жук А.И (предс.) (и др.) – Минск: НИО, 2007, с.32–31);

  44. Левко А.И. Социально-философские аспекты культуры научно-исследовательской деятельности в образовании // Образование и педагогическая наука. Труды Национального института образования. Вып. 1. Модели и концепции. Сер.7. Методология управления и развития образования/ ред. кол. Жук А.И (предс.) (и др.) – Минск: НИО, 2007, с116–133;

  45. Левко А.И. Онтологические основания методической деятельности // Образование и педагогическая наука. Труды Национального института образования. Вып. 1. Модели и концепции. Сер.7. Методология управления и развития образования/ ред. кол. Жук А.И (предс.) (и др.) – Минск: НИО, 2007, с.258–275;

  46. Левко А.И. Онтологические основания социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с особенностями психофизического развития // Образование и педагогическая наука. Образование с особенностями психофизического развития. Модели и концепции. Серия 6, Вып. 1 Минск: НИО, 2007, с. 6–11;

  47. Левко А.И. Модель культуры личности субъектов управления образовательными системами разного уровня //Образование и педагогическая наука. Труды национального института образования. Серия 7.Методология управления и развития образования, выпуск 2 «Технологии управленческой деятельности» – Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2008, с. 36–53;

  48. Манхем К. Диагнознашего времени. – М.: Юрист, 1994. – 700 с.

  49. Марков Б.В. Философский антропологизм. Очерки истории и теории. – С.Пет, Изд «Лань», 1997, 384 с.

  50. Наторп П. Социальная педагогика. - С.-П.,1911.

  51. Новичкова Г.А. Антропологическая интерпретация педагогики О.Ф. Больнова // Вопросы философии. – 2004. - № 5.

  52. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995.

  53. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Во­просы философии. -1992. - № 9.

  54. Огурцов А.П. Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. – СПб.: РХГИ, 2004.

  55. Печанко М.Ф. Адукацыя як сiстэма // Адукацыя i выхаванне. - 1994.- № 9.

  56. Розанов В. Сумерки просвещения. - М.,1990.Свердловск, 1988.

  57. Семенов И. Н. Развитие отечественной философии образования (послевоенный период) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1997. - № 4. - С.218-228.

  58. Сильвестров В.В. Образовательный смысл современной культуры // Культура – традиции – образование. – М.: Науч.-исслед. ин-т к-ры, 1990.

  59. Слуцкий М.С. Наука и образование // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. - М., 1980.

  60. Смейерс П. Адукацыя i адукацыйны праект: атмасфера постмадэрнiзму // Весцi Акадэмii адукацыi. - 1995.- № 1.

  61. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Моногр. сб.: В 3 т. – Т. 1. – М., 1994.

  62. Степин B. C. Философия и образы будущего // Вопросы фи­лософии. - 1994.- № 6.- С. 10-21.

  63. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: "Прогресс-Традиция", 2000. – 744с.

  64. Пестр Д. Социальная и культурологическая история науки: новые определения, новые объекты, новые практики // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. №_3. С.42–55. № 4. С. 40–59.

  65. Туровский М.Б., Туровская С.В. Культурная сущность образования // Культура – традиции – образование. – М.: Науч.-исслед. ин-т к-ры, 1990.

  66. Уайт Дж., Уайт П. Фiласофiя адукацыi у Вялiкабрытанii // Адукацыя i выхаванне. - 1994. - № 1.

  67. Философия образования // Российская педагогическая энциклопедия. – Т. 2. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. – С. 513-514.

  68. Философия образования: Круглый стол журнала "Педагогика" // Педагогика. - 1995. - № 4.- С. 3-28.

  69. Философия образования: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Н. Кочергин. - М: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.

  70. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. - 1995. - №11. - С. 3-34.

  71. Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М.: Идея-пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  72. Философия, культура и образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1999. - № 3.

  73. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.

  74. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

  75. Чаадаев П.Я. Цена веков М.:Молодая гвардия, 1991. – 254 с

  76. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М.,1993.

  77. Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Изд-во "Гнозис", 1994. - С. 15-56.

  78. Шелер М. Формы знания и образование // Человек. - 1992.- N 4-5.

  79. Шереметьева С.В. К вопросу о специфике образовательных технологий культурцентричных цивилизаций // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» - С-Пб.: Издательство «Скифия», 2000. - С. 559.

  80. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. / ред. В.И. Добреньков. М.: Издательство МГУ, 1994.








Смотрите также:
Учебная программа переподготовки преподавателей высшей школы Специальность: Современные технологии университетского образования 10801 74
266.07kb.
1 стр.
Xiii международная конференция «Информатика: проблемы, методология, технологии», 7–8 февраля 2013 г. IV школа-конференция для преподавателей высшей и средней школы «Информатика в образовании», 7 февраля 2013 года, г. Воронеж
37.07kb.
1 стр.
«современные тренды развития высшей школы: качество образования и глобальный контекст»
109.75kb.
1 стр.
Информационно-коммуникационные технологии в биологическом образовании и науке
130.05kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплина Лингвострановедение и страноведение Специальность "033200. 00 Иностранный язык" Учебный год 2006 2007
141.1kb.
1 стр.
Учебная программа специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
814.58kb.
4 стр.
Основы кредитной системы обучения в казахстане
2940.8kb.
14 стр.
Современные технологии в работе педагога дополнительного образования
714.08kb.
7 стр.
Программа кандидата на должность ректора нгу аржанникова Андрея Васильевича
307.8kb.
1 стр.
Г. П. Веркеенко
127.38kb.
1 стр.
Программа Международной летней научной школы Краткая биография приглашенных профессоров Астана, 2013г
244.01kb.
1 стр.
Программа семинара «Качество профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей автошкол»
30.44kb.
1 стр.