Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Пояснительная записка
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года.

Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год.

В учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI век» входят:

1. Учебник: Ефросининой Л.А. Литературное чтение: 3 класс. – М.: Вентана - Граф, 2003.

2. Учебник: Л.А. Ефросининой. Литературное чтение: Учебная хрестоматия. 3 класс – М.: Вентана - Граф, 2003.

2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

– формирование эстетического отношения к искусству слова;

– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основные требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:



              • Читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп не менее 80 слов в минуту);

              • Читать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

              • Определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

              • Пересказывать текст произведения по готовому плану (подробно, кратко, выборочно);

              • Самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темпами, жанрами, писателями;

              • Работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

              • Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

              • Пользоваться справочной литературой.


Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы

Основные требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:



      • Читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп не менее 80 слов в минуту);

      • Читать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

      • Определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

      • Пересказывать текст произведения по готовому плану (подробно, кратко, выборочно);

      • Самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темпами, жанрами, писателями;

      • Работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

      • Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

      • Пользоваться справочной литературой.


Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения). Запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй);

  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, кроки коллективного творчества по темам чтения;

  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

  • с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг- самоделок;

  • с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.



Характеристика учебно – методического комплекса:

Учебник

Учебник состоит из 2 частей. В первую часть входит учебный материал, который изучается в первом полугодии, во вторую часть – произведения, изучаемые во втором полугодии. В первой части представлены произведения разных жанров фольклора, басни, произведения А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, стихи русских поэтов (Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет) и сказки зарубежных писателей (Ш.Перро, Ц.Топелиус). Вторая часть учебника содержит следующие разделы: «Стихи русских поэтов», «Д.Н.Мамин-Сибиряк», «А.И.Куприн», «С.А.Есенин», «К.Г.Паустовский»,


«С.Я.Маршак», «Леонид Пантелеев», «А.П.Гайдар», «М.М.Пришвин», «Произведения зарубежных писателей» (Джек Лондон, Эрнест Сетон-томпсон)

В учебнике выделены рубрики: «Работаем с текстом произведения», «Обрати внимание», «Это ты уже знаешь», «Задания по выбору», «Подсказка», «Словарь», «Проба пера», «Книжная полка», «Проверь себя».





№ п/п

Дата

Программный раздел

Тема урока и учебный материал

Содержание и методические приемы

Дополнительный материал

Икт

1




Устное народное творчество

(11 часов)

Загадки.

Какие бывают загадки. Загадка-сказка В.Даль «Старик-годовик» Пословицы. Какие бывают пословицы.



Понятие о загадке, виды загадок. Выразительное чтение загадок.

Пословица, темы пословиц, особенности построения.

Конкурс «Знаток русских пословиц».


Дополнительное чтение из хрестоматии: «Загадки», «Пословицы».




2-3




Дорогами сказок. О присказках. Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про ленивую и радивую».

Присказка, виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Оопределение главной мысли сказок. Рассказывание сказки от лица одного из героев.

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич».

Работа с книгой: предисловие, послесловие.






4




Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь семилетка».

Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение положительных и отрицательных героев.Сравнение сказок с загадками.







5-6




Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер».

Понятие: волшебные сказки. Их особенности: чудеса, превращения, повторы , борьба зла и добра.

Выразительное чтение эпизодов о чудесах.Рассказывание сказок. Сравнение бытовых и волшебных сказок.



Слушание русской народной сказки «Елена Премудрая» или «Хозяин ветров». Сравнение бытовых, волшебных и сказок о животных. Дополнительное чтение чукотской сказки «Девушка и месяц».




7




Скороворки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора.

Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс «Знаток малых жанров русского фольклора».

Доп. Чтение из хрестоматии скороговорок, потешек




8-10




Былины.

«Добрыня и змея»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,

«Вольга и Микула».


Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Былинные герои: их внешний вид, поступки, служение родине. Положительные и отрицательные персонажи. Особенности былин: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов.

Слушание былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение с былиной «Добрыня и Змей». Работа с элементами книги: титульный лист и оглавление.




11







Проверь себя.

Обобщение по разделу.







12




Басни.(4 часа)

Басни.

Эзоп «Лисица и виноград».

И.А.Крылов «Лисица и виноград».


Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действий), олицетворение. Сравнение басен Эзопа и Крылова, героев, формы (стихотворной и прозаической). Упражнение в выразительном чтении басен.







13




Эзоп «Ворон и лисица».

И.А.Крылов «Ворона и лисица».



Особенности записи басен. Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение.







14




И.А. Крылов «Петух и жемчужное зерно».

«Волк и Ягненок».



Повторение: олицетворение, мораль, вступление. Соотнесение иллюстраций с текстом басен.

Слушание басен Эзопа, И.А. Крылова, А.Е.Измайлова, С.В.Михалкова. Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.




15







Проверь себя.

Обобщение по разделу. Конкурс «Лучший чтец басни».







16




Произведения

А.С. Пушкина

(10 часов)

«У лукоморья дуб зеленый», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Упражнение в выразительном чтении (набдюдениеза употреблением знаков препинания, выбора тона и темпа чтения).







17-18




«Бой Руслана с головой». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Сравнение стихотворений: определение их тем, набдюдение над построением строф и рифмой. Понятие:эпитет. Описание героев, их поведения и чувств. Выразительное чтение.







19-22




«Сказка о царе Салтане…»

Сравнение этой сказки с русской народной сказкой «Царевич Нехитер-Немудер»: схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений. Наблюдение в сказке за изменением сотояния моря и движения кораблика и настроением автора.

Слушание и работа с книгой «Сказки А.С. Пушкина». Слушание «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Рассматривание книг с этой сказкой разных изданий.




23




«Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»

Сравнение стихотворений: определение их тем, набдюдение за построением строф и рифмой.







24




«Няне»

Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне.







25







Проверь себя.

Обобщение по разделу.

Доп. чтение: «Сказка опопе и работнике его Балде».




26




Произведения И.С. Тургенева

«Лес и степь».

Сравнение рассказа-описания и рассказа-повествования. Особенности изображения пейзажа.







27




«Воробей».

Выяснение авторской точки зрения и отношения к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака».







28




«Перепелка».

Объяснения заглавия и поступка мальчика. Выразительное чтение кульминационного момента. Выполнение заданий в тетради к тексту.

Слушание стихотворного произведения И.А. Тургенева из цикла «Деревня».




29

2 четв.

Стихи русских поэтов Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.А.Фет

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою Зимою..»

Сравнение содержания стих., эпитеты и сравнения. Сравнение строф: четверостишия, пятистишия. Выразительное чтение стих.







30




А.Майков «Осень».

Работа с текстом стих. Выполнение заданий в тетради. Упражнение в выразительном чтении.







31




А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка..», «Кот поет, глаза прищуря..»

Сравнение стих. А.Фета, нахождение эпитетов и сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания. Работа с иллюстрацией к тексту. Заучивание одного из стих. Наизусть

Слушание стих. И Бунина «Листопад» и работа с детской книгой.




32







Проверь себя.


Обобщение по разделу.







33




Произведения Л.Н. Толстого (6часов)

Сказка «Два брата».

Басня «Белка и волк».



Сравнение жанров произведений и выделение их особенностей. Особенности в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям.


Слушание сказки «работнк Емельян и пустой барабан». Сюжет, герои. Определение вида сказки.




34-35




Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка».

Выделение фактов из текста «Зайцы» и их описание. Определение главной мысли «Лев и собачка». Сравнение этих рассказов: особенности повествования, эмоциональное состояние позиция автора.Упражнение в выразительном чтении «Лебеди», выделение описаний отдельных эпизодов.







36-37




Разножанровые произведения Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь»

Показать сюжет рассказа «Прыжок» на сюжетно-композиционном треугольнике. Чтение молча. Обучение рассказыванию былины.







38







Проверь себя.

Обобщение по разделу.

Рассматривание книг Л.Толстого разных изданий.



Слушание сказки «Ореховая ветка» и рассказа А.Сергиенко «Как Толстой рассказывал сказку об огурцах»





39




Произведения Н.А. Некрасова

(4 часа)

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок»

Чтение и сравнение двух отрывков, выявление позиции автора-рассказчика, автора –героя, выделение эпитетов

Слушание полного текста «Крестьянские дети».




40




«Славная осень..», «Зеленый шум..»

Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, олицетворений.








41




Стихи о природе «Мороз-воевода» (отрывок)

Сравнение описаний героев, их чувств, поведения. Определение тона и темпа чтения. Упражнение в выразительном чтении стих.







42







Проверь себя.

Обобщение по разделу.


Слушание стих. «Перед дождем», «Саша». Работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю.




43-44




Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Белолобый»

Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений.

Сравнение рассказов. Выполнение заданий к тексту.









45-46




«Ванька».

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение описаний героя, его жизни. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.








47







Проверь себя.

Обобщение по разделу.


Слушание рассказа Л.Андреева «Кусака».




48




Сказки зарубежных писателей

Ш.Перро «Подарки Феи».

Работа с тестом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, положительные и отрицательные герои.







49




Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре»

Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев.

Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка». Сравнение сказок.




50




Х. К. Андерсен «Снеговик», Бр. Гримм «Умная дочь крестьянская».

Повторение сказок с загадками. Выполнение заданий в тетради.







51




Урок-утренник «В мире сказок»

Игра «Назови сказку», «Защити свою книгу».

Парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок.









52

3 четв.

Стихи русских поэтов (6ч.)

И Никитин «Русь».

Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений, соблюдение пауз. Упражнение в выразительном чтении.







53




И.Никитин «Утро».

Описание картин природы. Работа с иллюстрацией. Заучивание наизусть.

Слушание стих. И Никитина «Помню бывало няня..»




54




И.Суриков «Детство».

Выделение олицетворений, эпитетов, сравнений. Выполнение заданий в тетради.







55




С.Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Объяснение заглавия стих. Подбор синонимов к слову «привет». Сравнение тем стих.







56







Проверь себя.

Обобщение по разделу. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов».

Слушание и работа с детскими книгами. Чтение стихов о Родине. Сравнение стихов по темам и авторам.




57

58

59






Произведения Д.Мамина-Сибиряка (7ч.)

«Приемыш».

Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции.

Выполнение заданий в тетради.




60

61





Сказка «Умнее всех».

Работа со сказкой: чтение, выделение частей, уяснение основного содержания. Сравнение сказки с басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по ролям.







62

63





«Постойко».

Комментирование заглавия . Работа над содержанием и формой произведения. Образ Постойко. Выяснение отношений «Автор-герой». Работа с планом. Краткий пересказ по готовому плану.

Работа с детскими книгами о животных. Отзыв о прочитанной книге.

Проверь себя.






64

65





Произведения И.А. Куприна (5ч.)

«Барбос и Жулька».

Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана. Сравнение с рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Выполнение заданий в тетради.




66

67





«Собачье счастье».

Самостоятельное чтение рассказа: первичное чтение, выполнение заданий в учебнике. Аналитическое чтение, составление сюжетного треугольника и поиск речи каждого персонажа. Краткий пересказ.







68







Проверь себя.

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя.

Слушание рассказа Куприна «Ю-Ю».




69




Стихи С.А. Есенина (6ч.)

Стихи о Родине. (отрывки)

Комментирование заглавия.. Выделение эпитетов и сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание ударений и пауз. Один отрывок по выбору учащихся наизусть.







70




«Нивы сжаты, рощи годы..»

Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, определение интонации

Выполнение заданий в тетради.




71




Стихи о березе. (отрывки)

«Береза».



Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.

Заучивание наизусть.



Конкурс выразительного чтения стихов С. Есенина.




72




«Бабушкины сказки».

Самостоятельное чтение стих., выполнение заданий к тексту.
















Библиотечный урок «Стихи русских поэтов»

Книги со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и библиотечными формулярами..







73

74

75







Произведения К.Г.

Паустовского

(9 ч.)

«Стальное колечко».

Работа с произведением: слушание чтения учащихся с хорошим навыком чтения. Аналитическое чтение, деление на части, составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца. Обучение художественному пересказу по плану.







76

77





«Заячьи лапы».

Работа с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в тетради. Дифференцированная работа: чтение историй «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа».

Понятие: автор-рассказчик.









78





Слушание и работа с детскими книгами К.Г.Паустовского

«Теплый хлеб» Рассматривание книг, работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация.







79




«Кот-ворюга»

Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа над сюжетом, образ кота. Творческая работа рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».







80




«Какие бывают дожди?»

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение двух рассказов. Понятие: научно-познавательный рассказ. Работа с описаниями дождей.







81




Урок-утренник

«Моя любимая книжка»

Содержание: выставка книг, конкурс чтецов, конкурс творческих работ, викторина, инсценирование.

Урок проводится в рамках «недели детской книги».




82

83


4 четверть

Произведения С.Я. Маршака

(2 ч.)

«Урок родного языка»,

«Ландыш»


Работа над произведениями С.Я.Маршака, сравнение. Заучивание одного наизусть.








84




Произведения и книги С.Я. Маршака

Работа в учебнике по рубрике «Книжная полка», выразительное чтении стихов, аннотация «своей» книги, конкурс творческих работ








85




Рассказы

Л. Пантелеева (3 ч.)

«Честное слово»

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, «автор-рассказчик, «автор-герой». Обучение художественному пересказу.








86

87





«Камилл и учитель»

Исторический рассказ, автор-рассказчик. Работа с сюжетным треугольником.

Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Слушание рассказов: «Новенькая», «Фенька»






88





Произведения А.П. Гайдара

(4 ч.)

«Горячий камень».

Работа над рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради, выделение элементов волшебства. Работа над сюжетом.







89

90





«Тимур и его команда» (отдельные главы)

Знакомство с книгой, работа с отдельными главами, выполнение заданий в тетради и в учебнике..








91




С. Михалков «Аркадий Гайдар»

К. Паустовский «Об Аркадии П Гайдаре».



Работа со стих.
Слушание очерка. Чтение С.Михалкова «Ошибка».

Выполнение заданий в учебнике и в тетради.





92




Произведения М.М.Пришвина

«Моя Родина».


Работа с очерком «Моя Родина».







93




«Двойной след».

Развитие сюжета в рассказе

«Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетерке (обучение)









94




«Выскочка», «Жаркий час».

Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия.

Выполнение заданий в учебнике и в тетради.





95

96





Произведения зарубежных писателей. (6ч.)

Дж.Лондон «Волк».

Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа,смысл








97

99

100






Э.Сетон-Томпсон «Чинк»

Сюжет рассказа, герой, кульминационный момент. Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей Чехова, Толстого, Куприна.








101




Работа с детскими книгами зарубежных писателей.

Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах».


Статья Р.Сефа «О стихах Джона Чиарди».




102







Проверь себя.

Обобщение по разделу.

Летнее чтение (список)




следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
613.38kb.
4 стр.
Пояснительная записка к тематическому планированию по музыке
420.49kb.
1 стр.
Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 7 класса
236.75kb.
3 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
222.23kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
155.77kb.
1 стр.
Микова Людмила Николаевна 2012 2013 учебный год Русский язык 2 класс пояснительная записка рабочая программа курса
1293.51kb.
8 стр.
Примерная программа по русскому языку Примерная программа по литературному чтению
3279.71kb.
20 стр.
Пояснительная записка к тематическому планированию по английскому языку для 5-9 классов
701.46kb.
5 стр.
Ояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению
343.75kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение»
216.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка Том II положения по территориальному планированию (Утверждаемая часть) Директор института
1888.81kb.
11 стр.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Цели: провести анализ произведения, направленный на выявление смыслового ядра текста
91.61kb.
1 стр.