Главная
страница 1
 Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Сахалинской области

«Профессиональное училище № 13»



Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение

 

Методические указания к самостоятельной работе обучающихся

Александровск-Сахалинский

2013


Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение: Метод указ. / Сост. И.Р. Меркулова /ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13», - Александровск-Сахалинский, 2013

Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии.

Рекомендовано методической комиссией преподавателей ГБОУ НПО «Профессиональное училище №13»

Председатель МК О.А. Мамедова



Введение в тему
К глобальным экологическим проблемам в связи  загрязнением атмосферы многие ученые относят:

  • нарушение озонового слоя;

  • парниковый эффект:

  • кислотные дожди;

  • смоги.

Нарушение озонового слоя. Озон (О3) – представляет собой третью форму существования кислорода, образуется в атмосфере естественным путем при воздействии на атмосферный кислород солнечного ультрафиолетового излучения (которое можно обозначить h?):

О+ h?         О + О;        О+ О         О.

Наибольшая  концентрация молекул озона находится  в стратосфере на высоте 20 – 22 км (~в 10 раз выше, чем у поверхности Земли) и распространяется она примерно на 5 км по высоте, этот слой и называют озоновым слоем. Если весь озон сконцентрировать в один слой, то толщина его составит ~ 2,9 мм.

Озоновый  слой задерживает жесткое ультрафиолетовое излучение, губительное для всего  живого на Земле. Оно может вызвать  большие изменения в организмах, чем гамма-излучение, рентгеновское  излучение и привести к заболеваниям иммунной системы, раку кожи, поражению  сетчатки глаза и другим заболеваниям.

В настоящее  время озоновый слой нарушается, т. е. снижается концентрация озона  в озоновом слое. Впервые истощение  озонового слоя обнаружили в 1985 году над Антарктидой, когда над ней  концентрация озона была снижена  на 50%. Это пространство получило название “озоновой дыры”. С тех пор  результаты измерений подтверждают повсеместное нарушение озонового  слоя на всей планете (концентрация озона  в озоновом слое снижается в разное время года на 10 – 20 %, особенно над  промышленными странами).

Наука до конца не установила основные причины, нарушающие озоновый слой. Предполагается как естественное, так и антропогенное  происхождение “озоновых дыр”.

Одной из важнейших экологических проблем, с которой связано закисление природной среды, являются кислотные дожди.

Основными источниками кислотных дождей являются промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют серную и азотную кислоту.

Природные осадки имеют подкисленный характер, при отсутствии загрязнителей рh дождевой воды равно 5,6. Кислотными называют любые осадки, кислотность которых, выше природной, т. е. при рh < 5,6. В последнее время среднее значение рh осадков составляет 4 – 4,5, а иногда оно опускается до 3 и даже ниже. Максимальная зарегистрированная кислотность осадков в Западной Европе – рh = 2,3 (для сравнения, домашний уксус имеет рh = 2,8).

Кислотные дожди выпадают во всех промышленных районах мира и воздействуют в  целом на экосистемы:

Нарушают  восковой покров листьев, что делает их уязвимыми для насекомых, грибов и других патогенных организмов.

Выщелачивают  биогенные вещества из листьев, ветвей, почв и истощают их. Воздействие  кислотных дождей снижает устойчивость деревьев к засухам, болезням, загрязнением, что приводит к еще более выраженной деградации их как природных экосистем.

Кислотные дожди выщелачивают также из почвы  токсичные металлы – свинец, кадмий, алюминий и др., растворяют их, а в последствии они усваиваются живыми организмами, передаются по пищевой цепи и негативно на них воздействуют. Растворенные загрязнители легко проникают в подземные и поверхностные воды.

Кислотные дожди воздействуют на почвенные  организмы, замедляют их активность, почвообразовательные процессы разложения и минерализации детрита.

Под действием  кислотных дождей происходит закисление пресных вод. Особенно интенсивно происходит закисление озер в Швеции, Норвегии, Финляндии, где коренные породы, слагающие их ложе, обычно представлены гранито-гнейсами и гранитами не способными нейтрализовать кислотные осадки, в отличие от осадочных пород, которые создают щелочную среду и препятствуют закислению. Повышение кислотности влияет на популяции различных видов рыб, приводит к гибели фитопланктона, различных видов водорослей и других его обитателей.

Кислотные дожди разрушают предметы, конструкции  из металла (в городах коррозия металла  в десятки раз быстрее происходит, чем в сельской местности), также они воздействуют на здания, сооружения, памятники архитектуры. Памятники и здания простоявшие сотни и даже тысячи лет, сейчас разрушаются и рассыпаются в крошево.

Смоги. Слово смог происходит от английского smoke – дым, fog – туман. Смог -атмосферное явление накопления в воздухе нижней тропосферы первичных антропогенных загрязнителей и последующее вторичное загрязнение этих же масс воздуха продуктами реакций на основе первичных загрязнителей и солнечной радиации. Смоги образуются в воздушном пространстве больших городов, а в связи с развитием автомобильного и авиационного транспорта, стали захватывать даже отдельные регионы.

Образуются смоги в безветренную погоду, при наличии большого количества загрязнителей в атмосфере.

Различают следующие виды смогов: влажный, ледяной, фотохимический.

Влажный смог – ядовитая смесь в атмосфере газообразных продуктов сгорания твердого и жидкого топлива (NОх, SO2, CO, в основном диоксида серы), частичек пыли, сажи и тумана. Наблюдается чаще в осенне-зимний период и характерен для умеренных широт с влажным морским климатом при неблагоприятных погодных условиях.

Этот  смог называют лондонским т. к. в 1952 г. в  Лондоне от смога с 3-го по 9-е декабря погибло более 4 тыс. человек, до 10 тыс. человек  тяжело заболели. Влажный смог  вызывает отек слизистой, бронхов,  легких, удушье, приступы бронхиальной  астмы, хронического бронхита, раздражение  глаз и др. Благодаря принятым  мерам по ограничению пылегазовых  выбросов, загрязнение атмосферного  воздуха в Лондоне значительно  снизилось. Сильный туман, который  образовался в декабре 1972 г., на  этот раз не имел серьезных  последствий для населения. В  конце 1962 г. в Руре (ФРГ) от  смога погибло за 3 дня 156 человек.

Рассеять  смог может только ветер, а улучшить ситуацию – сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Ледяной смог – смесь газообразных загрязнителей (в основном диоксида серы), частичек пыли, сажи и мельчайших кристалликов льда. Он образуется в городах, расположенных в северных широтах, при температурах ниже – 300С и наличии высокой влажности воздуха. Капельки водяного пара превращаются в мельчайшие кристаллики льда (размером 5 – 10 мкм) и впитывают загрязнители. Образуется белый густой туман, при таком тумане дышать практически невозможно. Образованию высокой влажности в атмосфере способствуют аварии на теплотрассах, незамерзающие водохранилища из-за сброса не достаточно охлажденных промышленных сточных вод, которые при такой температуре постоянно парят.

Фотохимический или Лос-анжелесский смог не менее опасен, чем лондонский. Он образуется в районах с сухим и жарким климатом при интенсивном воздействии солнечной радиации.



Основными первичными загрязнителями этого смога  являются оксиды азота и углеводороды (автотранспорт, ТЭС, промышленность). При безветрии в атмосфере  происходят сложные реакции с  образованием новых загрязнителей  – фотооксидантов(органические перекиси, нитраты, тропосферный озон и др.), которые раздражают слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, легких, бронхов, органов зрения.

Антропогенные выбросы загрязняющих веществ в  больших концентрациях в течение  длительного времени наносят  большой вред не только человеку, но и отрицательно влияют на животных, птиц, состояние растений и экосистем  в целом. В экологической литературе описаны случаи массового отравления диких животных, птиц, насекомых  при выбросах веществ большой  концентрации.


Задание для самостоятельной работы:

Изучив литературу (см. ниже) составить сообщение на любую из указанных тем:




  1. Экологические последствия загрязнения атмосферы.

  2. Опасность глобальных нарушений в биосфере.

  3. Нарушение озонового слоя и пути  предотвращения.

  4.  Кислотные дожди.

  5. Смоги и их предотвращение.

  6. Влияние на человеческий организм антропогенных нарушений биосферы.

Источники:



  1. Арнольд Ньюмен Лёгкие нашей планеты.- М.: Мир, 2002

  2. Пьер Агес Ключи к экологии. – С-П.: Гидрометиздат, 2001

  3. Лаппо А.В. Следы былых биосфер. – М.: Знание, 2003

  4. http://libsib.ru/ekologiya/globalnie-problemi-okruzhaiuschey-sredi

  5. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=524208


Смотрите также:
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
73kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
65.69kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
35.05kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
77.75kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе студента Киров 2013
106.02kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 удк ббк ф
281.02kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск
243.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Методические указания по самостоятельной работе
202.01kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012 удк ббк г
252.9kb.
1 стр.