Главная
страница 1


«Проблемы информационного обеспечения демографических процессов в Российской Федерации»
О.И.Антонова. к.э.н., Росстат, antonova_o@gks.ru

Статистика естественного движения населения получает данные о родившихся, умерших, браках и разводах на основе записей актов гражданского состояния.

Сначала в рамках ограничения финансирования текущую статистику вынудили ввести статистическую отчетность по бракам и разводам, в результате чего мы потеряли фактически эту статистику в разрезе города и села.

А в связи с принятием Федерального закона “Об актах гражданского состояния” (от 15.ХI.97 г. № 143 - ФЗ) из статистического наблюдения выведен целый ряд сведений (который по счету, ребенок родился у матери, образование матери (отца), семейное положение, сведения об общих детях, не достигших совершеннолетия, в каком браке состоял(а) (первом, повторном), образование и т.д.), являвшихся основой регулярных статистических разработок данных о населении. Это существенно сузило информационную базу для демографического анализа и прогноза.

Кроме того, указанным законом был отменен и сам порядок представления сведений по демографическим событиям в органы государственной статистики.

Получение сведений из записей актов гражданского состояния позволяло государственной статистике осуществлять мониторинг демографических процессов регулярно и на постоянной основе в рамках финансирования основной деятельности системы государственной статистики.

Изучение международного опыта показывает, что сведения, собираемые на основе актов гражданского состояния в других странах, включают широкий спектр социально-демографических характеристик. Достаточно сказать, что в Канаде, где организация статистики считается одной из лучших в мире, в акты о рождении включены вопросы о продолжительности беременности, брачном статусе матери при рождении ребенка, числе рожденных женщиной детей, числе рожденных живыми, числе мертворожденных и т.д. В США в акты о рождении, кроме перечисленных выше, включены вопросы о медицинских факторах риска при беременности, о расе, образовании и занятии матери.



Реализация намечаемых мер политики в области населения требует больших усилий со стороны государства и общества, а для этого необходимо регулярное отслеживание и глубокий анализ демографических тенденций.

Сегодня же, в условиях особого внимания к демографическим процессам, ставится под угрозу обеспечение органов государственной власти информацией о текущей демографической ситуации в целом, процессах рождаемости и смертности в частности.

Затягивание решения вопроса по совершенствованию системы статистического учета в сфере демографии в преддверии предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года лишает государство получения ценнейшей информации по текущей статистике населения в группировке с данными переписи населения, характеризующей социально-демографический состав населения. Лишь на основе таких показателей возможен достаточно глубокий анализ демографических процессов, а также получение качественного демографического прогноза.

Росстат с 1998 г. ведет работу по пересмотру Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В соответствии с протокольным решением Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации» (пункт 6 протокола от 20 июня 2006 г., утвержден Президентом Российской Федерации 13 июля № Пр-1183), в части подготовки нормативных правовых документов, направленных на совершенствование системы статистического учета в сфере демографии, Федеральной службой государственной статистики совместно с заинтересованными министерствами был подготовлен очередной проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», которым предусматривается восстановление порядка организации демографической статистики и ряда социально-демографических характеристик по демографическим событиям, например, который по счету ребенок родился у матери, образование матери (отца) и т.д.

По поручению Правительства Российской Федерации от 7 июня 2007 г. № АЖ-П13-2747) положения указанного выше законопроекта были учтены при подготовке поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 217355-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных» для рассмотрения в Государственной Думе во втором чтении.

Проект федерального закона рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 14 января 2008 г. и до настоящего времени находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.

Все это время, т.е. с момента принятия Федерального закона, органы ЗАГС продолжали предоставлять вторые экземпляры записей актов гражданского состояния в органы государственной статистики, нарушая действующий Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Но с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», требующих обязательного обезличивания персональных данных, органы ЗАГС с 1 января 2009 года отказываются представлять вторые экземпляры записей актов в органы государственной статистики.

Минюст России требует, чтобы органы статистики заключали соглашения с каждым органом ЗАГС на предоставление обезличенных сведений только в рамках актовой записи. Обезличивание же сведений в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» предполагает отсутствие не только фамилии, имени, отчества, но и пола, даты рождения, адреса проживания. Это приведет к тому, что статистические данные могут быть получены только по субъектам Российской Федерации в целом, без выделения городских и сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципальных образований. В результате под угрозой становится получение основных данных о территориальном размещении населения страны - численность, возрастно-половой состав, распределение на городское и сельское население, а также показатели рождаемости, смертности, брачности, разводимости.

Кроме того, органы ЗАГС не будут представлять и медицинские свидетельства о смерти, на основании которых органами статистики осуществляется ведение статистики причин смерти населения страны, что приведет к потере данных о смертности населения по причинам.

Органы ЗАГС Санкт-Петербурга и Приморского края уже последовали данной рекомендации: представляют в органы статистики отчет (выгрузка из программы ЗАГС) без медицинских свидетельств, что ведет к разрушению статистики причин смерти. В Приморском крае в форму № 1-У «Сведения об умерших» вносится только одна причина смерти, что недостаточно для выбора основной причины смерти, а также для получения данных о материнской смертности, ДТП, распределения внешних причин смерти по характеру травм. Отсутствие же сведений из медицинских свидетельств о перинатальной смерти ведет не только к потере информации о причине мертворождения и заболевания матери, но и информации о перинатальной смертности вообще.

Такое состояние нормативной правовой базы по регистрации демографических событий привело к разрушению текущей статистики естественноного движения населения, и ,фактически, к невозможности адекватной оценки текущей демографической ситуации, к прогнозированию демографических процессов. Потеряно целое десятилетие динамического ряда по основным показателям статистики естественного движения населения с момента начала реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Многие социально-демографические показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность, материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, в том числе по основным причинам смерти, являются не только целевыми задачами позитивных изменений в соответствии с Концепцией демографической политики, но и важнейшими индикаторами оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825), органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607).



Таким образом, затягивание решения вопроса с принятием поправок к проекту указанного выше федерального закона в конечном итоге лишает органы государственной власти полноценного информационного обеспечения для принятия решений по вопросам демографического развития страны.

2. Достижение целей демографической политики в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития.

Для того чтобы соответствующие мероприятия в области повышения жизненного уровня и преодоления проблемы бедности приносили ожидаемый эффект, необходимо обладать всей полнотой информации относительно современного состояния общества, об изменениях уровня жизни населения, как в целом по Российской Федерации, так и по субъектам Российской Федерации.

Получение этой информации возможно при условии реализации комплекса мер, предусматривающих кардинальное расширение программ государственного статистического наблюдения на основе выборочных обследований домохозяйств и населения. Данная практика соответствует рекомендациям международных организаций и практике реализации аналогичных задач в большинстве национальных статистических систем.

Результатом проведения таких обследований должно стать создание информационной базы, содержащей широкий круг социальных статистических показателей, анализ которых позволит определить перечень социально-экономических факторов, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране, в особенности на репродуктивные планы населения или невозможность их реализовать, оценить степень значимости каждого из этих факторов, выработать меры по оказанию необходимой социальной поддержки населению на региональном и муниципальном уровнях.

Действующие в настоящее время программы статистических обследований (обследование населения по проблемам занятости и обследование бюджетов домашних хозяйств) имеют строгую целевую направленность и не могут охватить весь спектр проблем, связанных с жизнедеятельностью человека и его средой обитания. Кроме того, программа этих обследований достаточно объемна и дальнейшее ее расширение может привести к избыточной нагрузке на респондентов, нарастанию доли неответов респондентов, снижению качества данных обследований.

В настоящее время Росстатом проводится работа, направленная на повышение эффективности и расширение системы статистических выборочных обследований населения по социально-демографическим и экономическим проблемам.

Во исполнение ряда поручений Правительства Российской Федерации разработан и внесен в Минэкономразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации в Российской Федерации системы статистических обследований населения по социально-демографическим проблемам». Организация этой системы является составной частью комплекса мероприятий по развитию демографической статистики в Российской Федерации и направлена на расширение состава статистической информации, характеризующей качество жизни российских семей и социально-экономическое положение отдельных категорий населения.

Проектом постановления устанавливается перечень из 11-ти дополнительных статистических выборочных обследований, сгруппированных по отдельным тематическим направлениям: обследования условий проживания и образа жизни; обследования доходов и участия в социальных программах; обследование качества и доступности услуг учреждений социальной сферы; обследования интеграционных процессов на рынке труда.

В соответствии с предложениями Росстата реализация Системы обследований рассчитана на период 2011-2025г.г. с последовательным внедрением обследований новой тематики в течение 2011-2013гг.

В целях обеспечения системного подхода в организации работы каждое из статистических обследований будет основано:



  • на применении унифицированных стандартов сбора и классификации информации о населении, позволяющих интегрировать данные по отдельным обследованиям в совокупную систему статистических показателей для комплексного анализа уровня жизни населения;

  • на проведении с установленной периодичностью нескольких раундов обследований по каждой теме (с интервалом от 2 до 5 лет, в зависимости от тематики), что обеспечивает возможности для анализа динамики происходящих процессов и адаптации программ обследований под меняющиеся потребности в информации.

Объемы выборки домохозяйств, планируемые по каждому из обследований на первом этапе реализации Системы в 2011-2012гг., обеспечат получение статистической информации в целом по России по основным категориям населения. С расширением объемов респондентской сети с 2013г. соответствующий уровень представительности результатов обследований предполагается обеспечить и по субъектам Российской Федерации.

В настоящее время проект постановления поддержан Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минрегионом России, а также заинтересованными научными организациями. Однако внесение проекта постановления в Правительство Российской Федерации задерживается, так как до настоящего времени не решены вопросы финансирования потребностей Росстата при проведении обследований на оплату труда дополнительного (внештатного) персонала и его обучение, тиражирование инструментария, разработки программных средств, обработку данных, решение других организационных вопросов.

В порядке проведения подготовительных работ к введению в действие системы выборочных обследований населения Росстат осуществил за счет средств бюджетного финансирования, выделенного Росстату на реализацию его деятельности, ряд пилотных обследований:

- Семья и рождаемость;

- Использование (бюджета) времени;

- Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения;

- Жилищные условия, качество и доступность социальных услуг;

- Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования.

В ходе пилотных обследований апробированы базовые варианты инструментария обследований и организационно-методологические принципы их проведения. Итоги пилотных обследований явятся основой для решения методологических вопросов при проведении полномасштабных обследований населения.

В 2010 году планируется проведение пилотного обследования потребностей населения в социальном обслуживании и социальной поддержке и пилотного обследования качества питания населения. В 2011 году по предложению и финансовой поддержке ЮНФПА Росстатом совместно с Минздравсоцразвития России планируется проведение выборочного обследования по вопросам репродуктивного здоровья населения.






Смотрите также:
Статистика естественного движения населения получает данные о родившихся, умерших, браках и разводах на основе записей актов гражданского состояния
98.41kb.
1 стр.
Записей актов гражданского состояния о рождении детей 37882, что на 6,8% больше
58.25kb.
1 стр.
Информация о регистрации актов гражданского состояния
17.46kb.
1 стр.
Информация о регистрации актов гражданского состояния
18.55kb.
1 стр.
В архиве отдела загс администрации мо богородицкий район Тульской области находятся на хранении книги записей актов гражданского состояния
230.41kb.
1 стр.
Анализ количества зарегистрированных актов гражданского состояния органами загс республики Бурятия за 2 квартал 2010 и 2 квартал 2009 год
81.3kb.
1 стр.
Информация об итогах работы отдела загс администрации
48kb.
1 стр.
Основные показатели по государственной регистрации актов гражданского состояния в Шелаболихинском районе в 2012 году
68.55kb.
1 стр.
Воловский волостной исполнительный комитет Богородицкого уезда Тульской губернии 1919г
235.95kb.
1 стр.
Условия хранения книг регистрации актов гражданского
142.99kb.
1 стр.
Инструкция специалиста отдела записи актов гражданского состояния
50.33kb.
1 стр.
Сводная аналитическая справка по управлению загс республики северная осетия – алания, осуществляющему полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния за 2012 год
74.44kb.
1 стр.