Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»



Крылова Е.В., Таламанова М.Н.

Возрастная морфология


Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура»

Нижний Новгород

2012
УДК 612.1

ББК Р345.1

К 85
К 85 Крылова Е.В., Таламанова М.Н. ВОЗРАСТНАЯ МОРФОЛОГИЯ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 98 с.


Рецензент Профессор, мастер спорта

международного класса Кузьмин В.Г.


В настоящем пособии содержится 2 раздела: общая и частная возрастная морфология. В разделе общей возрастной морфологии рассмотрены задачи и современные методы предмета. Представлены сведения об акселерации роста и развития, рассмотрены наиболее интегральные критерии биологического возраста. В разделе частной возрастной морфологии дано понятие о возрастной периодизации, уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура».


УДК 612.1

ББК Р345.1

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2012

Содержание







стр.

Введение

4







Общая возрастная морфология




Глава 1. Возрастная морфология как учебная дисциплина

5

1.1 Классификация и задачи возрастной морфологии

5

1.2 Методы возрастной морфологии

6

1.2.1 Метод антропоскопии

6

1.2.2 Метод антропометрии

14

1.2.3 Дерматоглифика

36

Практическое задание

40

Глава 2. Биологический возраст и способы его оценки

41

Глава 3. Акселерация

46

Глава 4. Конституция человека

49

4.1 Генетические и фенотипические маркеры конституции

49

4.2 Определение типа телосложения

51







Частная морфология

54

Глава 5 Возрастная периодизация

54

5.1 Общая периодизация онтогенеза

55

5.2 Краткая характеристика пренатального периода развития

56

5.3 Краткая характеристика постнатального периода развития

58

5.4 Критические и терминационные периоды органогенеза

62

5.5 Старение организма человека и витаукт

67

5.6 Возрастные изменения органов

70

5.7 Продолжительность жизни

72

Глава 6. Спортивная морфология

75

6.1 Организм человека как функциональная система

75

6.2 Адаптация и ее морфологические проявления в организме спортсменов

76

6.3 Структурные изменения в различных системах организма под влиянием физических нагрузок

78

6.4 Смещаемость внутренних органов у спортсменов

85







Список литературы

89

Приложения

90



Введение
Возрастная морфология в учебном плане факультета физической культуры и спорта является необходимой частью курса естественнонаучных дисциплин, логически продолжая освоение системы знаний о строении и функционировании организма человека – анатомии, физиологии, биохимии. Целью получения знаний о взаимосвязи особенностей строения, развития двигательных качеств и функциональных возможностей организма является качественная подготовка квалифицированных профессиональных кадров в области физкультуры и спорта, способных грамотно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, нормирования нагрузок, прогнозирования спортивных достижений, организации учебной и воспитательной работы.

Предлагаемый к изучению учебный материал знакомит студентов с современными методами исследования биологического возраста и степени физического развития человека, с возрастной периодизацией онтогенеза от периодов пренатального развития до пожилого и старческого возраста, раскрывая особенности возрастной изменчивости систем организма с точки зрения адаптационно-регуляторной теории. Уделяется внимание вопросам, посвященным критическим периодам онтогенеза, факторам риска при развитии конкретных систем и органов, а также акселерации и особенностям процессов старения. Важной частью курса Возрастной морфологии является изучение методов антропоскопии и антропометрии, влиянием специфических нагрузок и при воздействии факторов внешней среды, в том числе и вредных для человека позволяющих дать оценку гармоничности развития, определить тип конституции и оценивать динамику изменений, возникающих с возрастом. Данные методы доступны и просты в практике, являются универсальными и ими можно пользоваться на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Умение применять эти методы в практике физической культуры необходимо для спортивного отбора и прогнозирования высокого спортивного результата.




Общая возрастная морфология

Глава 1. Возрастная морфология как учебная дисциплина
Возрастная морфология – это наука о формообразовательных и структурных изменениях организма в течение его индивидуального развития. Возрастная морфология тесно связана с анатомией и использует данные из смежных биологических наук – эмбриологии, генетики, физиологии и других. В свою очередь, она обеспечивает научными фактами возрастную физиологию, педагогику, педиатрию, гериатрию, школьную гигиену, теорию и методику физической культуры.
1.1 Классификация и задачи возрастной морфологии
Возрастную морфологию подразделяют на общую и частную.

Общая возрастная морфология изучает закономерности роста и развития организма в целом, роль факторов наследственности и внешней среды в осуществлении этих процессов. Она подвергает исследованию наиболее интегральные критерии биологического возраста – антропометрические, костные, зубные и признаки полового созревания. На основании этих критериев создаются схемы возрастной периодизации. Общая возрастная морфология рассматривает вопросы акселерации роста и развития, а также конституцию и соматотипы в их взаимосвязи с темпами развития организма человека.

Частная возрастная морфология изучает закономерности возрастных изменений отдельных органов и систем организма; определяет на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях показатели биологического возраста и использует их для внесения уточнений в возрастную периодизацию.

В числе основных задач курса возрастной морфологии необходимо назвать следующие:



  1. Выяснение общих закономерностей и частных проявлений процессов роста и развития организма в связи с особенностями влияния наследственности и внешней среды.

  2. Определение среди морфологических признаков наиболее информативных показателей биологического возраста человека.

  3. Установление наиболее благоприятных периодов для направленных педагогических воздействий и эффективного формирования тех или иных качеств организма.

  4. Изучение тенденций роста и развития, характерных для определенной исторической эпохи (при сравнении показателей биологического возраста в составляемых группах людей, представляющих разные поколения).

  5. Разработка нормативных значений размеров тела для оценки физического развития человека.

  6. Выяснение отличий роста и развития детей разных соматотипов.

Эти данные возрастная морфология использует для прогнозирования сроков наступления полового созревания, потенций роста тела в длину и развития двигательных качеств, что приобретает особую важность в юношеском спорте.
1.2 Методы возрастной морфологии
Для решения поставленных задач возрастная морфология использует ряд методов. Основными методами исследования физического развития человека являются антропометрия (соматометрия) и антропоскопия (соматоскопия). Также используется гониометрия (метод измерения подвижности в суставах), динамометрия (метод измерения силы мышечных групп) и гистологические и гистохимические методы исследования микроструктур с помощью световой и электронной микроскопии.
1.2.1 Метод антропоскопии
Данный метод применим к так называемым описательным признакам, которые являются особенно важными для индивидуализации спортивной тренировки и при отборе спортсменов. Это такие показатели, как поверхность тела, характеризующая процессы энергетики в организме, мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры и ее локализации, компоненты веса тела; показатели таких физических качеств тела, как гибкость и сила, характеризующие состояние позвоночного столба и грудной клетки и т.п.

Исследование особенностей состава тела спортсмена – костной, жировой и мышечной массы – приобретает значение для динамических наблюдений в тех видах спорта, где принято разделение спортсменов на весовые категории.

Для описания строения тела человека необходимо в первую очередь иметь достаточную информацию о форме тела, т.е., о его наружных очертаниях. Форму тела человека определяет костный скелет, мышцы и подкожно-жировой слой.

Костный скелет, как опора тела человека, состоит из скелета туловища, двух пар конечностей и черепа.



Осмотр позвоночника. Форма позвоночного столба определяет особенности телосложения человека (рис.1). Позвоночник рассматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяют форму линии, образованной остистыми отростками, обращают внимание на симметричность лопаток, уровень плеч, состояние треугольника талии (между линией талии и опущенной рукой).

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, во фронтальной – представляет собой прямую линию.


Рис.1 Различные виды телосложения: а – сутулое, б – нормальное, в – перегибистое


Позвоночный столб имеет 4 изгиба, направленные вперед – лордозы (шейный и поясничный) – и направленные назад – кифозы (грудной и крестцовый). Величины изгибов зависят от возраста, пола и других индивидуальных особенностей человека. С возрастом увеличивается грудной изгиб, приводящий в преклонном возрасте к появлению так называемого старческого горба. У женщин изгибы в поясничном отделе выражены резче, чем у мужчин. Характер и величина изгибов позвоночника определяют осанку тела и форму спины.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Следует помнить, что некоторые размеры тела человека изменяются в течение суток: рост человека больше утром, чем вечером; область талии меняется после принятия пищи.

Выделяют пять признаков нормальной осанки (рис.2):


  1. остистые отростки расположены вдоль отвеса, опущенного от бугра затылочной кости до межъягодичной складки;

  2. надплечья на одном уровне;

  3. лопатки на одном уровне;

  4. одинаковые треугольники талии;

  5. правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости: до 5см в поясничном отделе и до 2см в шейном.

Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация (гимнастика, штанга) ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на осанке, функции внутренних органов и работоспособности в целом.

Рис. 2 Признаки правильной осанки


Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Различают 3 степени нарушения осанки (рис.3):

I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении.

III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.



Рис.3 Признаки нарушения осанки


При увеличении физиологических изгибов различают: сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину (рис.4).

При уменьшении физиологических изгибов определяют плоскую спину.

При комбинированном изменении - плоско-вогнутая спина.

Во фронтальной плоскости может определяться асимметричная осанка: плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. В отличие от сколиоза при этом не имеется торсии позвонков и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.



Рис.4 Типы осанки: а – нормальная осанка, б – кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина), в – плоская спина, г – плосковогнутая спина, д – кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)


Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости (рис.5) и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Рис.5 Сколиоз позвоночника


Сколиозы подразделяют на структурный и функциональный. Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков (клиновидная деформация, торсия позвонков). Функциональный сколиоз - обратимое укорочение и растяжение связок, мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, формирование порочного двигательного стереотипа.

Различают 4 степени сколиоза. Главное отличие от нарушений осанки - в положении лежа искривление линии остистых отростков сохраняется. При 1 степени напоминает букву С, угол искривления 10°, при 2-й степени напоминает букву S угол искривления 10°-25°, при 3-й степени асимметрия частей туловища увеличивается, кзади на выпуклой стороне дуги позвоночника образуется задний реберно-позвоночный горб, угол искривления 25°- 40°, при 4-й степени деформация позвоночника и грудной клетки становится грубой и фиксированной, резкое нарушение функций нервной системы и всего организма в целом, угол искривления более 40°.



Дискогенный сколиоз – это нарушение обмена в соединительной ткани (в результате диспластического синдрома), которое приводит к изменению в структуре позвонков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студенистое (пульпозное) ядро, располагаясь не в центре, а ближе к выпуклой стороне искривления.

Причиной развития статического сколиоза является асимметричная нагрузка на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела, например длины нижних конечностей, патологии тазобедренного сустава, т. е. смещение общего центра тяжести и действие массы тела в стороне от вертикальной линии позвоночника.



Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности, например, при полиомиелите, миопатии.

10% всех сколиозов бурно прогрессируют и через 2-3 года могут достигнуть 3 степени. При отсутствии лечения скорость прогрессирования болезни увеличивается в 4-5 раз во время пубертатного периода развития ребенка, во время которого происходит бурный рост скелета. Лечебная физическая культура способствует формированию рационального мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в положении максимальной коррекции, обеспечивает стабилизацию позвоночника и препятствует прогрессированию болезни. Комплекс консервативного лечения сколиоза включает лечебную гимнастику, массаж, лечебное плавание, электростимуляцию, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. При сколиозах противопоказаны скручивания, повороты, висы на шведской стенке, приводящие к перерастягиванию позвоночника.


Осмотр грудной клетки необходим для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин и определения типа дыхания. Основной ориентирной точкой грудной клетки является яремная вырезка.

Форма грудной клетки бывает 3 типов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая (рис.6), но чаще встречается смешанная форма.



Нормостеническая (коническая) грудная клетка (рис.6,а) напоминает усеченный конус с основанием, обращенным вверх (область плечевого пояса). Переднезадний диаметр ее меньше бокового, над- и подключичные ямки выражены слабо, ребра по боковым поверхностям направлены умеренно косо, межреберные промежутки выражены нерезко, плечи располагаются под прямым углом к шее. Мышцы плечевого пояса хорошо развиты. Надчревный угол (между реберными дугами) составляет 90°, лопатки контурируются нерезко. Для определения величины надчревного угла ладонные поверхности больших пальцев плотно прижимают к реберным дугам, а концы их упирают в мечевидный отросток.

Астеническая грудная клетка (рис.6,б) плоская, узкая, удлиненная (передне-задний и боковой размеры уменьшены). На ней отчетливо видны над- и подключичные ямки, хорошо выделяются ключицы, межреберные промежутки широкие, ребра по боковым поверхностям имеют более вертикальное направление. Надчревный угол меньше 90°. Плечи опущены, мышцы плечевого пояса слабо развиты, лопатки отстают от спины.

Гиперстеническая грудная клетка (рис.6,в) широкая, напоминает цилиндр. Ее передне-задний размер приблизительно равен боковому размеру, а абсолютные величины диаметров больше диаметров нормостенической грудной клетки. Над- и подключичные ямки слабо выражены или не видны, плечи прямые, широкие. Межреберные промежутки узкие, слабо выражены. Ребра располагаются почти горизонтально. Надчревный угол тупой, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, мускулатура ее развита хорошо.

Рис.6 Нормальные формы грудной клетки: а - нормостеническая, б - астеническая, в - гиперстеническая


Форма и величина грудной клетки зависят от возраста и пола человека. Форму грудной клетки в поперечном сечении определяет соотношение поперечного и переднезаднего диаметров груди. В случае преобладания поперечного диаметра грудная клетка имеет форму вытянутого эллипса, в противном случае приобретает форму, близкую к окружности.

В свою очередь, форма поперечного сечения грудной клетки оказывает существенное влияние на наклон плеч, уровень углов подмышечных впадин, грудных желез и углов лопаток, длину шеи, характер поперечной кривизны спины и др. Иногда округлая грудная клетка спереди приобретает угловатую форму – «куриная грудь».

В продольном направлении грудная клетка имеет обычно яйцевидную форму. Возможны такие варианты, как цилиндрическая и коническая формы. Для цилиндрической формы характерна одинаковая ширина клетки вверху и внизу, а для конической наблюдается значительное расширение книзу. От продольной формы грудной клетки зависят степень выраженности линии талии и форма живота. Чем шире грудная клетка внизу, тем меньше значения прогибов линии талии по боку, тем более высоко расположена округлость живота.

У спортсменов иногда встречаются деформации скелета под влиянием болезненных процессов, вследствие чего развивается рахитическая, воронкообразная грудная клетка и др.

Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Грудной тип дыхания определяется движениями, в основном, межреберных мышц и присущ чаще женщинам. Брюшной тип характерен больше для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.
Определение формы ног. Обследуемый соединяет пятки вместе и стоит выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной форме один коленный сустав заходит за другой.

Стопу различают нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре обращают внимание на ширину перешейка в области между пяткой и передней частью стопы, вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. Также можно получить отпечатки стопы (плантография) и оценить степень уплощения стопы.



Метод плантографии. Для получения плантограммы (отпечатка стопы) (рис.7) в домашних условиях необходимо:

• сесть на стул так, чтобы углы в тазобедренных и коленных суставах тестируемого были равны 90°,

• нанести на подошвенную поверхность стопы гуашь или йод,

• аккуратно поставить ноги на лист бумаги (формат А4), лежащей на полу перед тестируемым,

• встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.

Рис.7 Определение уровня плоскостопия


Определение степени продольного плоскостопия

• от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев;

• обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной АК;
• к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией;

• полученный отрезок разделить на три равные части. Нумерация начинается от внутренней части отпечатка к наружной.

I степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал.

II степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал.

III степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.
Степень развития мускулатуры оценивается как слабая, удовлетворительная и хорошая. При хорошем развитии мышц (особенно большой грудной, двуглавой мышцы плеча, икроножной мышцы и др.) рельеф их отчетливо выражен, а контуры тела симметричны. Для тренера наиболее важна количественная характеристика развития мускулатуры – размеры периметров плеча, предплечья, бедра и голени, и данные динамометрии для индивидуализации силовой подготовки спортсмена.
Жироотложения. Жироотложение может быть малым, средним и большим. Малым считается такое отложение жира, при котором рельеф костей (лопаток, запястья, костей голени, стопы) хорошо выражен. При среднем жироотложении рельеф костей ясно не выражен. Большое жироотложение характеризуется сглаженностью костного рельефа и округлостью контуров тела. К местам наибольшего жироотложения относятся область пояса верхних конечностей, область нижней части стенки живота, область верхней части бедер и область икроножной мышцы.

Измерения кожно-жировых складок позволяют установить закономерности распределения подкожно-жировой клетчатки, особенности ее локализации в возрастном, половом и профессиональном аспектах.


следующая страница >>
Смотрите также:
Н. И. Лобачевского Крылова Е. В., Таламанова М. Н
1581.26kb.
7 стр.
Сказка по мотивам Л. Филатова «Про Федота библиотекаря»
112.62kb.
1 стр.
Мастерство и а. Крылова-баснописца
32.12kb.
1 стр.
«Музыка в басне И. А. Крылова»
110.7kb.
1 стр.
И. А. Крылова На поле русской славы аннотированный список
122.06kb.
1 стр.
И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С
168.24kb.
1 стр.
Биография н. И. Лобачевского (К 150-летию со дня смерти Н. И. Лобачевского) Г. М. Полотовский
255.67kb.
1 стр.
Рассказ учителя; компьютерная презентация; чтение басен И. А. Крылова учащимися, викторина. Ход мероприятия
272.06kb.
1 стр.
Темы для рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
41.1kb.
1 стр.
Научная библиотека имени Н. И. Лобачевского
586.5kb.
4 стр.
Н. И. Лобачевского И. В. Киреева, М. А. Толстунова Профессиональная этика журналиста Практикум
140.25kb.
1 стр.
Образовательно-научный центр ннгу им. Н. И. Лобачевского шаг в новое измерение
218.32kb.
1 стр.