Главная
страница 1

Государственный университет – Высшая школа экономики


Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200 Менеджмент подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Менеджмент



Программа дисциплины Отечественная история
Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Автор программы:

Павловская С.В., кандидат исторических наук, доцент, spavlovskaya@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры Государственное и муниципальное управление «___»____________ 2010 г

Зав. кафедрой Сироткина Н.Г.


Рекомендована секцией УМС секции «Менеджмент» «___»____________ 2010 г

Председатель Радаев Т.В.

Утверждена УМС филиала «___»_____________2010 г.

Председатель Макарова Л. Г. ________________________

Нижний Новгород, 2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Отечественная история».

Программа разработана в соответствии с:

ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению 080200.62 «Менеджмент»;

Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (дисциплина «Отечественная история»).

Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, утвержденным в 2010г.


2Цели освоения дисциплины


     Основной целью дисциплины Отечественная история является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

     В процессе изучения истории будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания.



Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.

- дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, особенностях социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России.

 - выявить экономические, социальные, политические последствия индустриального и постиндустриального развития, научно-технической революции.


- формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;

- обучение самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории;

- изучить основные закономерности в развитии российской государственности и функционирование государственных органов и учреждений с момента появления государства и до современности.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

А) Знать:

- современные теории, взгляды и оценки исторического процесса;

- основные этапы и закономерности развития российского общества и проблемы, лежащие в их основе;

- место истории в системе наук;

- предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения;

- сущность, формы, функции исторического знания;

- понятие и классификации исторического источника;

- проблемы исторического познания;

- формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность;

- исторические типы цивилизаций;

- современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе;

- факторы самобытности русской истории;

- влияние на направления и характер исторического развития природно-климатического, геополитического, религиозного фактора и фактора социальной организации;

- систему ценностей русской народной культуры;
Б) Уметь:

- анализировать исторические факты, давать им оценку;

- характеризовать методы управления обществом на различных этапах истории российского государства;

- использовать знания истории для анализа современных проблем;

- формулировать задачи и цели исследования;

- владеть общими методами исторического исследования;

- объективно оценивать современную ситуацию в стране.
В) Иметь навыки:


  • владения основными методами получения исторического знания;

  • выявления причинно-следственной связи в системе «ретроспективы-современности-будущего»;

  • в формировании собственных оценок исторического процесса и современности;

  • анализировать и уметь описывать исторические факты;

  • публичных выступлений;

  • выявления и постановки актуальных проблем истории

  • работы с литературой по научной проблеме

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы

Владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

Владеет правилами постановки проблемы, знает основные источники информации: базы данных, журналы, конференции


ОК-1

ОК -4


ОК - 5

ОК-3


ПК-54


Грамотно оперирует понятиями и категориями в области исторической науки, анализирует и умеет описывать исторические факты, способен применять методы исторического исследования.

Имеет знания об основных исторических событиях и процессах


Выявляет причинно-следственные связи в историческом процессе, аргументирует и доказывает свою точку зрения на исторические события

Дает ключевые определения, владеет навыками анализа исторического источника, грамотно излагает и обосновывает полученные в ходе работы выводы, демонстрирует навыки получения информации из источников разных типов, сравнительного анализа, демонстрирует способность критического восприятия информации.


Умеет четко формулировать проблему выбранной тематики, поставить цель и выявить задачи своего исследования, грамотно выбрать и дать анализ историческим и историографическим источникам.




Лекционный курс

Семинарские занятия: анализ источников

Сравнительный анализ

Ведение дискуссии на поставленную тему

Написание эссе и рефератов

Лекционный курс

Семинарские занятия: анализ исторических источников

Выполнение и защита презентаций на семинарских занятиях

Дискуссии на лекционных занятиях

Выполнение и защита презентаций на семинарских занятиях

Написание и защита реферата, дальнейшая работа над научными исследованиями и написание научных статей



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Отечественная история программа школьного курса

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Государственное и муниципальное управление, Политология, Правовые основы российского государства, Особенности российского политической культуры, Эффективность государственного и муниципального управления, Служебная этика, конфликт интересов и противодействие коррупции.


4Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Раздел 1. Введение в предмет.

Предмет науки история. Природные и географические факторы в истории России. Восточные славяне в VI-IX в. Верования восточных славян. Система ценностей русской народной культуры.




14

2

2




10

2

Раздел 2. Древнерусское государство IX-XIII вв.)

Теории образования государства. Норманнская и антинорманнская теории. Деятельность первых русских князей. Крещение Руси. Русская правда как исторический источник. Феодальная раздробленность на Руси. Монголо-татарское иго. Объединение русских земель вокруг Москвы.




22

6

4




12

3

Раздел 3. Московское государство (XV-XVII вв.)

Образование единого русского государства. Развитие идеи «Москва третий Рим». Судебник 1497 г. Эпоха Ивана IV. Смутное время в России в начале XVII в. Россия в правление Алексея Михайловича. Раскол русской православной церкви.




24

8

4




12

4

Раздел 4. Российская империя XVIII – первой половины XIX вв.)

Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворолов. Просвещенный абсолютизм и государственные реформы второй половины XVIII века. Внутренняя и внешняя политика АлександраI. Российское государство во второй четверти XIX века.




22

6

4




12

5

Раздел 5. Россия в к. XIX- XX вв.

Реформа 1861 г. И ее историческое значение. Либеральные реформы 60-70- х годов XIX в. Общественно-политическая мысли в России XIX века. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Внешняя политика в начале XX веке. Первая русская революция. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Борьба за власть. Гражданская война. Новая экономическая политика. Образование СССР. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика СССР в 20-30 – е гг. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. СССР в годы второй мировой войны. Советское общество в 50-60-е гг. Нарастание кризисных явлений в экономике и политической жизни в середине 60 - 80-х гг. Перестройка в СССР: этапы, ход, результаты. Распад СССР. Политика «шоковой терапии» и ее последствия. Кризис 1993 г. Политическое устройство современной России.




26

10

2




14




Итого:

108

32

16




60


5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа




4







Тест 60 минут
















Эссе
















Реферат




6







25-30 листов

Коллоквиум
















Домашнее задание
















Итоговый

Зачет




*







Устный



5.1Критерии оценки знаний, навыков


  • посещаемость занятий

  • текущий контроль – устные и письменные вопросы на занятиях для проверки усвоения материала и понятийного аппарата дисциплины, активное участие в дискуссиях, защита презентаций по предложенным темам;

  • реферат

  • контрольная работа - тест

  • итоговый контроль – зачет.

Посещаемость


При посещении всех занятий оценка равна 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины оценка равна 0.

Зачет


Зачет, первая пересдача зачета и комиссия по дисциплине проводятся в свободной форме по всему материалу, начитанному в модуле на основе вопросов для самостоятельной подготовки из программы.

Итоговая оценка по дисциплине определяется как среднее арифметическое промежуточных оценок по дисциплине с округлением до целых единиц в соответствии с правилами арифметики.



Реферат


Написание реферата заключается в подготовке исследовательской работы по теме дисциплины. Тему реферата студенты выбирают из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Выбранную тему необходимо согласовать с преподавателем. Тема реферата должна быть выбрана не позднее, чем за 14 календарных дней до установленного срока сдачи реферата; после этого темы могут только назначаться преподавателем. Во введении реферата необходимо указать актуальность изучаемой темы, поставить цель и задачи данной самостоятельной работы. В заключении должны быть отражены выводы по поставленным во введении задачам.

Реферат оцениваются максимально в 10 баллов.

Примерный объем – 25-30 листов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 12.

Реферат должен содержать ссылки на все использованные при написании источники и литературу, оформленные в соответствии с российскими и международными стандартами.

При обнаружении плагиата любого объема («незакавыченных цитат») за реферат выставляется оценка «0». 

Рефераты могут быть сданы преподавателю лично или направлено по электронной почте в формате RTF не позднее установленного срока сдачи.

Студенты, не сдавшие реферат, не допускаются до зачета (за зачет выставляется оценка «0»).

6Содержание дисциплины


Раздел 1. Введение в предмет. Россия в мировом историческом процессе.

Представления о прошлом как часть миросознания человека. Место истории в системе наук. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Профессиональное знание и массовые представления о прошлом. Историческая информация и ее использование в социально-гуманитарной сфере. Проблема научности исторического знания. Доказательства возможности создания достоверной картины прошлого; опасности и ограничения. Понятие исторического источника; объективность и субъективность его интерпретации. Особенности истории как науки. Что значит «знать историю»? Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность. Исторические типы цивилизаций. Характерные черты восточной и западной цивилизаций. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Факторы самобытности русской истории. Влияние на направления и характер исторического развития природно-климатического, геополитического, религиозного фактора и фактора социальной организации. Проблема этногенеза восточных славян. Система ценностей русской народной культуры.Восточные славяне в VI-IX в. Верования восточных славян.



Основная литература:

  1. История России. С древнейших времен до конца XVII века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел 1. Глава1.

  2. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004. Гл.1-2.

  3. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005. Ч.1 Тема1.

Дополнительная литература:

  1. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

  2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

  3. Ключевский В.О. Полный курс лекций в 3 книгах. М., 1995, кн. 1

  4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. С. 6-29.

  5. http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt

  6. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 10-14; 195-207. http://www.krotov.info/libr_min/11_k/kol/lingvud_00.htm

  7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kollin/index.php

  8. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 14-21.

  9. http://all-ebooks.com/2010/01/06/86634-istoricheskijj-sintez-i-shkola-annalov.html

  10. http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181257530-istoricheskij-sintez-i-shkola-annalov.html

  11. Тош Д. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С.33-56.

  12. http://all-ebooks.com/2009/08/23/60660-stremlenie-k-istine.-kak-ovladet.html




  1. Burke P. The Renaissance Sense of the Past. New York: St. Martin’s Press, 1969.

  2. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // THESIS, 1993, вып. 2. с. 153–173.

  3. http://igiti.hse.ru/data/065/314/1234/2_3_1Ladu.pdf

  4. Копосов. Н.Е. Как думают историки. М.: НЛО, 2001.

  5. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004.

  6. Зимин А.А. Трудные вопросы методики источниковедения Древней Руси // Источниковедение: Теоретические и методические проблемы. М.: Наука, 1969.

  7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1913. Вып. 2.

  8. Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X-XVII веков. 2-е изд., доп и перераб. Л.: Наука, 1983.

  9. Лихачев Д.С., Янин В.Л., Лурье Я.С. Подлинные и мнимые вопросы методологии изучения русских летописей // Вопросы истории. 1973. № 8.

  10. Лурье Я.С. Критика источника и вероятность известия // Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966.

  11. Лурье Я.С. О некоторых принципах критики источников // Источниковедение отечественной истории: Сб. статей. М.: Наука, 1973. Вып. 1.

  12. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

  13. Черепнин Л.В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М.: Наука, 1973. Вып. 1.

  14. Формации или цивилизации (материалы круглого стола)// Вопросы философии. 1989. № 10. С. 24-51.

  15. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОСПЭН), 2006. С.53-115; 210-227.

  16. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии//Вопросы истории. 2005. № 7. С.152-166

  17. Меннинг П. Проблема взаимодействия во всемирной истории. // Время мира. Вып. 2. Новосибирск. 2001.

  18. Кобрин В. Кому ты опасен, историк? М., 1992. С. 131-224.




Раздел 2. Древнерусское государство IX-XIII вв.)

Теории образования государства. Норманнская и антинорманнская теории. Деятельность первых русских князей. Крещение Руси. Русская правда как исторический источник. Феодальная раздробленность на Руси. Монголо-татарское иго. Объединение русских земель вокруг Москвы.



Основная литература:

  1. История России. С древнейших времен до конца XVII века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел 1. Глава1-9.

  2. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004. Гл.3-9.

  3. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005. Ч.1 Тема2-5.

Дополнительная литература:

1. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

3. Ключевский В.О. Полный курс лекций в 3 книгах. М., 1995, кн. 1

4. Введение христианства на Руси. М., 1987.

5. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991.

6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.

7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

8. Рыбаков Б.А.Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII-XIII вв.) М., 1993.

10. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.. 1953.

11. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники. Л., 1983.

12. Никольский Н.М. История русской церкви М., 1985.

13. Янин В.Л. Новгородские посадники М., 1962.

14. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукова до
наших дней. М., 2000.

15. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.


Раздел 3. Московское государство (XV-XVII вв.)

Специфика формирования единого российского государства. Начало формирования сословной системы организации общества, его эволюция. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Возникновение официальных политических идей о Русском государстве как законном преемнике крупнейших мировых империй («Москва – третий Рим»). Судебник 1497 г. Московское государство в начале XVI века. Особенности общественно-политического устройства. Начало правления Ивана Грозного; поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Реформы «Избранной рады» и их оценка. Опричнина, ее причины и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. Смутное время в России: причины, сущность, проявления, последствия. Основные направления политического и социально-экономического развития страны в XVII в. Церковный раскол: его социально-политическая сущность. Культура и быт России в 17 в.



Основная литература:

  1. История России. С древнейших времен до конца XVII века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел II, Глава11-13. Раздел III, глава 14-22.

  2. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004. Гл.10-22.

  3. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005. Ч.1 Тема 6-14.

Дополнительная литература:

1. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

3. Ключевский В.О. Полный курс лекций в 3 книгах. М., 1995, кн. 2.

4. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1960.

6. Кобрин В.В. Иван Грозный. М., 1989.

7. Очерки русской культуры XVII в. М., 1979.

8. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.

9. Валишевский К. Первые Романовы. М., 1993.

10. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

11. Скрытников Р.Г. Смута в России. М., 1988.


Раздел 4. XVIII - первой половины XIX вв. в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение. Особенности Российской модернизации.

Теория модернизации. Европейское просвещение. Формирование теорий естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей и их воздействие на общественную жизнь. Идеи просветителей в деятельности европейских монархов (просвещенный абсолютизм). Война за независимость в Северной Америке и образование Соединенных Штатов Америки; Великая Французская революция конца XVIII века и их влияние на развитие общества и государственности, на европейскую мысль и общественное сознание.

Реформы Петра I. Начало «модернизации» и «европеизации» страны. Период дворцовых переворотов, их социально-политическая сущность и последствия. Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его особенности, содержание и противоречия. Развитие общественно-политической мысли России. Русские просветители. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Догоняющая модернизация: ее цели, задачи, особенности. Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосельцева. Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. Российское государство во второй четверти XIX века.

Основная литература:


  1. История России. С начала XVIII до конца XIX века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел I, Глава1-6. Раздел II, глава 7-16. Раздел III, Глава 17-19

  2. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004. Гл.23-29.

  3. Олейников Д.И. История России с 1801 по 1917 гг. М., 2005. Лекция 1-4.

  4. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005. Ч.1 Тема 15-23.

Дополнительная литература:

1. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

3. Ключевский В.О. Полный курс лекций в 3 книгах. М., 1995, кн. 2.

4. Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918 гг. М., 2004.

5. Дворцовые перевороты в России. М., 1998.

6. Русское общество 30-х гг. XIX века.М., 1989.

7. Егоров Б.Ф. Петрашевцы. Л., 1987.

8. Миронов Б.Н. От сохи и топора до серпа и молота// Родина. 2001.№7. С.58.

9. Михайловский-Данилевский А.И. Мемуары. 1814-1815. СПб., 2001.

10. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2000.

11. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001.

12. Hopking P. The Great game. On secret service in High Asia. Oxford, 1991. P. 5.

13. Butler W.E. F.G. Strube de Piermont and the origins of Russian legal history. Russia in the age of the Enlightenment: essays for Isabel de Madariaga/ ed. by R. Bartlett and J. Hartley. London, 1990.

14. «Обстоятельный манифест»//Законодательство Екатерины II.Т.1.М.,2000.С.64-69.

15. Проскурина В. Мифы империи. Литература и власть в эпоху Екатерины II.М.,2006.С.19-82.

16. Иконников В.С. Страница из истории Екатерининского Наказа (об отмене пытки в России)//Чтения в Историческом обществе Нестора летописца. Кн.5. Киев, 1891.

17. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке.М.,1999.С.35-69.

18. Омельченко О.А. К истории судебной политики «просвещенного абсолютизма» в России// Вопросы истории права и правовой политики в эксплуататорском государстве: Сб. Статей.М.,1989.С.69-108.

19. Кизеветтер А.А. Русское общество в XVIII столетии. М., 1904.




Раздел 5. Россия в к. XIX- XX вв.

XIX век в мировой истории. Основные тенденции развития Европейских стран и Северной Америки. Революции и реформы в Западном мире как проявление сложного процесса модернизации.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Крестьянский вопрос и этапы его решения. Внутренняя и внешняя политика Николая I. «Великие реформы XIX в.». «Контрреформы» Александра III и их роль в укреплении самодержавия и феодальной государственности. Основные этапы организации общественных сил России.

Альтернативы российским реформам «сверху». Охранительная альтернатива. Н.М.Карамзин, С.С.Уваров, М.П.Погодин. М.Н.Катков, К.П.Победоносцев. Теория «официальной народности». Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я.Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К. Д. Кавелин, Б.И.Чичерин. Становление идеологии русского либерализма. Революционная альтернатива. Начала революционной традиции: идеи и политическая практика декабризма. Предпосылки и источники социализма в России. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. С.Г.Нечаев. Народничество и его эволюция М.А.Бакунин. П.Л.Лавров. П.Н.Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-х – начале 80-х гг. Оформление марксистского течения. Г.В.Плеханов. В.И.Ульянов (Ленин).

Реформа 1861 г. И ее историческое значение. Либеральные реформы 60-70- х годов XIX в. Общественно-политическая мысли в России XIX века. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Эволюция социально-политической системы. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Изменения в духовной сфере. Мировые и локальные войны. История холодной войны. Мировая глобализация в условиях новых технологических реалий. Россия в контексте мировых проблем в начале ХХ века. Буржуазно-демократическая революция в России (1905 – 1907 гг.) и ее последствия. Политические партии России. Российский парламентаризм. Столыпинские реформы, их сущность, итоги и последствия. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Февральская революция и ее результаты. Проблема исторического выбора после Февраля. Временное правительство и его политика. Октябрьская революция: приход к власти большевиков. Влияние революции в России на ситуацию в мире. Окончание первой мировой войны. Новая расстановка сил на международной арене. Социально-экономическое и политическое развитие страны в первое десятилетие советской власти. Гражданская война в России, ее основные этапы. Военный коммунизм: политика, идеология, практика. Переход к новой экономической политике, ее концепция. Развитие страны на путях НЭПа: успехи, трудности, основные противоречия. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы по вопросам развития страны, победа сторонников И.В. Сталина, утверждение режима личной власти. Советское общество в 30-е годы. Курс на строительство социализма в одной стране. Развязывание второй мировой войны. Причины войны и возможность альтернативы ей. Политический характер войны. СССР в условиях начавшейся войны. Великая Отечественная война: начало, характер, цели, основные периоды и события. Историческая роль СССР в разгроме фашизма. Итоги второй мировой и Великой Отечественной войны. Цена победы. Героические и трагические уроки войны. Новая расстановка политических сил в мире после окончания второй мировой войны «Холодная война» как форма межгосударственного противостояния. Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Альтернативы послевоенного развития.

Смерть И.В. Сталина и борьба за власть. Хрущевское десятилетие в контексте мировых модернизаций. Экономика СССР в 50-е – начале 60-х годов. Социальная политика и ее последствия в деле модернизации страны. XXII съезд КПСС: программа строительства коммунистического общества. Переворот 1964 года, смена власти и правительственного курса. Консервация административно-командной системы управления, усиление централизма. Духовно-нравственный и социальный кризис. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985). Возникновение и развитие диссидентского, правозащитного движения. СССР в системе международных отношений 70-х – 80-х годов.

Перестройка. Гласность. Начало «радикальной экономической реформы». Реформа политической системы. Причины неудачи перестройки. Поиск новых решений. Августовские события 1991 года и их политические последствия. Крушение коммунистического режима, распад СССР, отставка М. Горбачева.

Россия на путях суверенного развития. Замысел, результаты и оценки новых реформ. Кризис власти и его разрешение в октябре 1993 г. Принятие новой Конституции РФ в 1993 году и переход к президентской республике. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 годах. Президент России В.В.Путин. Укрепление российской государственности. Политические и экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века. Усиление борьбы с терроризмом.



Основная литература:

  1. История России. С начала XVIII до конца XIX века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел III, Глава 20-24.

  2. История России. XX век/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008. Раздел I-IV.

  3. Олейников Д.И. История России с 1801 по 1917 гг. М., 2005. Лекция 5-17.

  4. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005. Ч.1 Тема 24-39.,Ч.II Тема 40-48., Ч. III Тема 49-51.



Дополнительная литература:

  1. Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41). С. 46-57.

  2. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/gu5.html

  3. Никонова О. Женщины, война и «фигуры умолчания» // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41). С. 282-289.

  4. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ni32.html

  5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

  6. Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918 гг. М., 2004.

  7. Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.

  8. Русский консерватизм XIX столетия. М., 2000.

  9. Александр II: Воспоминания. Дневники. СПб.,1995.

  10. Милютин Д.А. Воспоминания. 1843-1856. М., 2000.

  11. Боханов А.Н. Александр III . М., 2001.

  12. Мемуары графа С.Д. Шереметьева. М., 2001.

  13. Исаев И.А. История государства и права в России. М., 2002.

  14. Смыкалин А. Судебная контрреформа в конце XIX века: миф или реальность?// Российская юстиция. 2001. №9.

  15. Пайпс Р. Струве: левый либерал. М., 2001.

  16. Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2000.

  17. Дневник НиколаяII. М., 1991.

  18. Долуцкий И.И. Отечественная история

  19. Kappeler Andreas. The Russian Empire. Multi-ethnic history. Longman, 2001. P. 186.

  20. Ломагин Н. Дискуссия о сталинизме и настроениях населения в период блокады Ленинграда: историография проблемы // Память о блокаде: Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: материалы и исследования / Под ред. М.В. Лоскутовой. М.: Новое издательство, 2006.

  21. Память о блокаде: Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества: материалы и исследования / Под ред. М.В. Лоскутовой. М.: Новое издательство, 2006.

  22. Память о войне 60 лет спустя – Россия, Германия, Европа. Специальный выпуск журнала «Неприкосновенный запас» совместно с журналом Osteuropa // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41) (книжное издание, доп. М., 2005) http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/

  23. Сенявская Е.С. 1941-1945: Фронтовое поколение: Историко-психологическое Исследование. М.: ИРИ РАН, 1995.

  24. Hellbeck J. “The Diaries of Fritsez and the Letters of Gretchens”: Personal Writings from the German-Soviet war and Their Readers // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 10. No. 3 (Summer 2009). P. 571-606.

  25. Budnitskii O. The Intelligentsia Meets the Enemy: Educated Soviet Officers in Defeated Germany, 1945 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Vol. 10. No. 3 (Summer 2009). P. 629–82

  26. Чуркин В.В. Дневник ополченца 88-го артиллерийского полка 80-й стрелковой Любанской дивизии Василия Чуркина – в кн. Кормилицын С. В., Лысев А. В. Ложь от Советского Информбюро. СПб.: Нева, 2005

  27. http://militera.lib.ru/db/churkin_vv/index.html

  28. Иноземцев Н. Н. Фронтовой дневник. М.: Наука, 2005.

  29. http://militera.lib.ru/db/inozemtsev_nn/index.html

  30. Фронтовой дневник Н.Ф. Белова. 1941-1944 годы. (Публикация Н. И. Баландина) // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1997 http://www.booksite.ru/fulltext/vol/ogd/atwo/19.htm#27

  31. Гельфанд В.Н. Дневники 1941-1946 гг.

  32. http://militera.lib.ru/db/gelfand_vn/index.html

  33. Сурис Б. Фронтовой дневник. М.: Центрполиграф, 2010.

  34. Лебедев Ю. По обе стороны блокадного кольца. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005 http://militera.lib.ru/db/buff_w/index.html

  35. Левинский Д. Мы из сорок первого… Воспоминания. М.: Новое издательство, 2005. 344 с.

  36. Самойлов Д. Поденные записи. Т. 1. М. Время, 2002.

  37. Соколов Б.Н. В плену. СПб.: Галея-принт, 2000

  38. http://militera.lib.ru/memo/russian/sokolov_bn/index.html

  39. Чиров Д. Средь без вести пропавших. М.: РОССПЭН, 2010.

  40. Апель Ю. Доходяга. Воспоминания бывшего пехотинца и военнопленного (сентябрь 1943 – февраль 1945). М.: РОССПЭН, 2009.

  41. Сайер Г. Последний солдат Третьего рейха. М.: Центрполиграф, 2002. militera.lib.ru/memo/german/sajer/index.html

  42. Цизер Б. Дорога на Сталинград. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. http://militera.lib.ru/memo/german/zieser_b/index.html

  43. Биркемайер В. Оазис человечности 7280/1. Воспоминания немецкого военнопленного. — М.: Текст, 2005.

  44. http://militera.lib.ru/memo/german/birkenmeyer_w/index.html

  45. Запп Ф. Сталинградский пленник. СПб.: Петербург-XXI век, 1998http://militera.lib.ru/memo/other/sapp_f/index.html

  46. Фритцше К. Цель — выжить. Шесть лет за колючей проволокой. — Саратов, 2001 militera.lib.ru/memo/german/fritzsche_k/index.html

  47. Память о войне 60 лет спустя – Россия, Германия, Европа. Специальный выпуск журнала «Неприкосновенный запас» совместно с журналом Osteuropa // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41) (книжное издание, доп. М., 2005)

  48. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/

  49. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. 1968. http://www.yabloko.ru/Themes/History/sakharov_progress.html

  50. Сахаров А.Д. Памятная записка. http://antology.igrunov.ru/authors/saharov/1125317942.html

  51. Александр Солженицын. «Великопостное письмо» Патриарху Пимену. Крестопоклонная неделя 1972 г // Публицистика. — Париж: YMCA-Press, 1981. — С. 120—124. http://krotov.info/acts/20/1970/1972solzh.html

  52. Александр Солженицын. Сахаров и критика «Письма вождям». http://solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_i_rechi/v_izgnanii/saharov_i.pdf

  53. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ivandenisych.txt

  54. Солженицын А. Архипелаг ГУЛаг. В 3-х Томах. http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag.txt

  55. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией. http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/fevral.txt





7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Тематика заданий текущего контроля


Темы рефератов:

  1. Древний период истории – исток формирования русского исторического процесса.

  2. Особенности восприятия окружающего мира, времени и пространства у восточных славян. Институт семьи и рода.

  3. Характеристика территориального и родового начал в социальной организации славянского мира.

  4. Сравнительная характеристика отношений соподчинения у славян и варяжской дружины.

  5. 5. Сравнительный анализ концепций формулы русской государственности: "древняя", "раннефеодальная", "держава Рюриковичей".

  6. Характеристика способов и особенностей христианизации Руси.

  7. Монгольский период в русской истории: формирование национально исторической динамики.

  8. Первые проявления экспансии с Востока и с Запада в XIII в.: содержание, формы, последствия.

  9. Внутрифеодальная война и формирование "пирамиды" власти. Удельная политика и ее закат.

  10. Сравнительный анализ концепций решения проблемы централизации в Московском царстве.

  11. Идейная полемика нестяжателей и иосифлян: содержание и воздействие на идейные искания общества.

  12. Формирование системы ценностей и типов поведения в сфере отношений власти и властвования.

  13. "Татарские образы" и российская специфика государственного механизма Московского царства.

  14. Ливонская война, ее политический смысл и последствия.

  15. Смута: социокультурный и политический кризис московского варианта исторического развития.

  16. Сравнительная характеристика российской и европейской цивилизации.

  17. Борис Годунов и самозванцы: варианты легитимности центральной власти.

  18. Территориальный рост российских земель в XVII в.: экспансия и освоение.

  19. Сравнительная характеристика оценок смысла и последствий петровских преобразований.

  20. Изменения в облике и содержании центральной власти при Петре I.

  21. Политические преобразования Екатерины II: содержание, направления, последствия.

  22. Декабристы: содержание целей, планы преобразований и оппозиционная деятельность.

  23. Николай I и его окружение: концепция власти и изменения в государственной политике, управление во второй четверти XIX в .

  24. Внешнеполитическая доктрина России в 30-50-е гг. и Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг.

  25. Механизмы формирования элементов и условий гражданского общества в России в 60-70-е гг.: земская, городская, судебная и военная реформы.

  26. Народничество как идеология: сравнительная характеристика основных доктрин.

  27. Народничество как общественное движение: основные направления и организационные структуры, варианта деятельности в 60-90-х гг.

  28. Земский либерализм в России: содержание, эволюция, механизм реализации.

  29. Формирование инфраструктуры политической жизни в России начала XX в. Конституционный либерализм и его организации.

  30. Политический кризис 1904-1905 гг.: содержание, проблемы периодизации и типологии первой революции в России.

  31. Государственное самодержавие- 1906-1912 гг.: содержание, эволюция, механизмы функционирования системы.

  32. Основные тенденции социального и экономического развития России в 1906-1913 гг.

  33. Россия в системе мировых межгосударственных отношений начале XX в. Участие России в Первой мировой войне.

  34. Падение монархии в России. Сравнительная характеристика взглядов по вопросам причин, альтернатив и оценок Февральской революции 1917 г.

  35. Революция как кризис национального духа: имперство и мессианство перед лицом имморализма.

  36. Гражданский конфликт 1918-20 гг.: причины, этапы противоборства, последствия.

  37. НЭП: содержание, альтернативы, механизмы реализации.

  38. Сущность и специфика советского тоталитаризма: сравнительный анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых.

  39. Номенклатурный социализм 70-80-х гг.: борьба ортодоксов и дифференциация в духовной жизни общества.

  40. СССР в годы Великой Отечественной войны: народ, армия, власть.

  41. Характеристика экономических, социальных и идеологических причин распада СССР.

  42. Россия в СНГ: проблемы и перспективы.

  43. Проблемы преобразования России в современное демократическое правовое государство.

  44. Сравнительная характеристика концепций развития России в современных условиях.

  45. Русская сельская община Х - начала ХХ вв.

  46. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

  47. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России.

  48. Складывание территорий Московской Руси в XIV - XV вв.

  49. Русская колонизация. Формирование этнически и социально неоднородного общества.

  50. Сословно-представительные учреждения России в XVI - XVII вв.
    51. Династический кризис и его разрешение в "Смутное время" начала XVII в.
    52. Эволюция сословного строя в России в XVI - XIX вв.
    53. Административно-территориальное деление России в XVI - XIX вв.
    54. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв.
    55. Российские полководцы России XVIII - XIX вв.
    56. Петр I и царевич Алексей - поиск альтернатив развития России.
    57. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.
    58. Отечественная война 1812 г. Русское общество начала XIX в.
    59. Рождение и развитие русских промыслов.

60. Главные ярмарки России XVIII -XIX вв.

61. Русский город в системе капиталистических отношений XVIII - XIX вв.


62. Исторические корни и условия формирования третьего сословия в России.
63. Россия в воспоминаниях иностранцев. (Автор по выбору).
64. Иностранцы в России. Их правовое и общественное положение в XVI - XVIII вв.

65. Эпоха дворцовых переворотов в России.

66. Абсолютизм в Западной Европе и в России.

67. Просвещенный абсолютизм в России как форма временного компромисса государства и общества.

68. Государственный контроль и государственное регулирование общественной жизни в России XVIII -XIX вв.

69. Разночинная и демократическая интеллигенция в общественно-политической жизни России XIX века.

70. Революции "сверху" в России. Причины их несостоятельности.

71. Складывание территории России в XVI - XIX вв.


72. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.
73. Сословные учебные заведения в России XVIII - XIX вв.
74. Консерватизм, либерализм, социализм: предлагаемые модели развития в XIXв.
75. Национальная политика царского самодержавия в XVIII - XIX вв.
76. Купеческие династии в России XIX - начала ХХ вв.
77. Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества.
78. Реформаторы России XIX века: проекты, планы, их реализация.
79. Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации.
80. Титулы, звания, чины и должности в Российской империи.
81. Буржуазные реформы и контрреформы второй половины XIX в.
82. Проекты нереализованных реформ в России, их авторы и их судьбы.
83. Военно-политические союзы России XIX - начала ХХ вв.
84. Проблема альтернативности в истории. (На примере отечественной истории ХХ в).
85. Была ли альтернатива Октябрьской революции?
86. Политические партии в России в начале и в конце ХХ века.
87. Съезды (партийные, советов, народных депутатов), их роль и место в социально-политической системе СССР (1917 - 1991 гг.).
88. Историческая реальность 20-30-х гг. ХХ в. с позиций современной исторической науки и публицистики.

89. Централизация и бюрократизация управления в СССР в 20-30-х гг. ХХ века.

90. Великие стройки первых пятилеток в СССР.

91. Культурная революция в СССР и подготовка инженерных кадров.


92. Исторические портреты выдающихся ученых 20-30 гг. ХХ в. (по выбору студентов)
93. Политическая система в СССР в 30-е годы. Сопротивление сталинизму.
94. Союзники и противники в двух мировых войнах.
95. Правда и вымысел о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
96. Великая Отечественная война: триумф и трагедия.

97. Фронтовые дневники как источник по истории Второй мировой войны.

98. Устные рассказы как источник по истории Второй мировой войны.

99. Быт войны в дневниках и мемуарах советских и немецких солдат: общее и особенное.



  1. Плен: опыт советских и немецких военнослужащих.

  2. Письма как источник по истории Второй мировой войны.

  3. Пережившие Холокост (на материале интервью).

  4. «Политика памяти» о Второй мировой войне в СССР/России и Германии.

  5. Зарубежная и российская историография «человеческого измерения» войны.

  6. Мужчины и женщины на войне.

  7. Послевоенное устройство мира: холодная война или равновесие сил?

  8. "Шестидесятники" - социокультурный феномен 60-х гг. XIX в. и 60-х гг. ХХ века.

  9. Изменение политического строя России и либеральная концепция российских реформ (90-е гг. ХХ в.).

  10. НТР: СССР и Запад.

  11. Российская инженерно-техническая интеллигенция: прошлое и настоящее.

  12. Социальная структура современной России: формирование новых классов и социальных групп.

  13. Наука, культура, образование в рыночных условиях.

  14. Выдающиеся ученые и мыслители XX в. (по выбору студентов)

  15. Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.

  16. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

  17. Представители религиозно-философской мысли (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) о внутреннем совершенствовании человека как источнике общественного и духовного развития, нравственного преобразования России, об особенностях ее культуры, о роли интеллигенции и власти.

Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.


8Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях: : подготовка и защита презентаций на предложенные темы, активность студентов в деловых играх. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,5·Опрез + 0,2·Отест +0,3·Ореф;

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:



Оитоговый = 0,3·Оэкзамен +0,5·Отекущий + 0,2·Оаудиторная

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


1. История России. С древнейших времен до конца XVII века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008.

2. История России. С н. XVIII до конца XIX века/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008.



3. История России. XXвек/ ред. А.Н. Сахаров. М., 2008.

9.2Основная литература


  1. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004.

  2. Вяземский Е.Е., Жукова Л.В., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. 2005.

  3. Олейников Д.И. История России с 1801 по 1917 гг. М., 2005.

  4. Орлов А.С. История России. М, 2007. -528 с.

11.3 Дополнительная литература

  1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993.

  2. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

  3. Введение христианства на Руси. М., 1987.

  4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М., 1987, т. 1-2.

  5. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен.

http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/soloviev/solovlec.htm

  1. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991.

  2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.

  3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

  4. Рыбаков Б.А.Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

  5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII-XIII вв.) М., 1993.

  6. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.. 1953.

  7. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники. Л., 1983.

  8. Никольский Н.М. История русской церкви М., 1985.

  9. Янин В.Л. Новгородские посадники М., 1962.

  10. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукова до
    наших дней. М., 2000.

  11. Русский консерватизм XIX столетия. М., 2000.

  12. Александр II: Воспоминания. Дневники. СПб.,1995.

  13. Милютин Д.А. Воспоминания. 1843-1856. М., 2000.

  14. Боханов А.Н. Александр III . М., 2001.

  15. Мемуары графа С.Д. Шереметьева. М., 2001.

  16. Исаев И.А. История государства и права в России. М., 2002.

  17. Смыкалин А. Судебная контрреформа в конце XIX века: миф или реальность?// Российская юстиция. 2001. №9.

  18. Пайпс Р. Струве: левый либерал. М., 2001.

  19. Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб., 2000.

  20. Дневник Николая II. М., 1991.

  21. Долуцкий И.И. Отечественная история

  22. Kappeler Andreas. The Russian Empire. Multi-ethnic history. Longman, 2001. P. 186.

  23. Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918 гг. М., 2004.

  24. Дворцовые перевороты в России. М., 1998.

  25. Русское общество 30-х гг. XIX века.М., 1989.

  26. Егоров Б.Ф. Петрашевцы. Л., 1987.

  27. Миронов Б.Н. От сохи и топора до серпа и молота// Родина. 2001.№7. С.58.

  28. Михайловский-Данилевский А.И. Мемуары. 1814-1815. СПб., 2001.

  29. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2000.

  30. Пушкарев С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001.

  31. Hopking P. The Great game. On secret service in High Asia. Oxford, 1991. P. 5.

9.3Справочники, словари, энциклопедии


  1. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., Научное издательство. 1994, 1996, 2000.

  2. Знаменитые россияне XVIII-XIX веков. Биографии и портреты. СПб., 1996.


Интернет ресурс:


  1. www.FOND.ru/inst/danyl.htm -Материалы по истории и геополитике.

  2. www.istorya.ru - Раздел библиотека

  3. www.historydoc.edu.ru - Коллекция: исторические документы.

  4. www.history.ru/hist.htm - Ресурсы по истории России.

  5. www.hrono.ru - Хронос. Русское поле.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины




Автор программы С.В. Павловская


Смотрите также:
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200 Менеджмент подготовки бакалавра
373.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
468.29kb.
3 стр.
Программа дисциплины Основы менеджмента  для направления 080200. 68 «Менеджмент», для магистерской программы «Менеджмент»
422.08kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория организации и организационное поведение  для направления 080200. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
546.04kb.
8 стр.
Программа дисциплины Институциональная экономика для направления 080200. 62 «Менеджмент», отделение логистики, подготовки бакалавра
170.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Операционный менеджмент»
331.56kb.
1 стр.
Программа дисциплины Стратегии в менеджменте: современные проблемы менеджмента и проектного управления для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции
405.45kb.
6 стр.
Программа дисциплины Психология лидерства для направления 080500. 62 «Менеджмент»
274.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра
167.19kb.
1 стр.
Программа дисциплины Моделирование бизнес-процессов (в логистике) направления 080200. 62 «Менеджмент»
85.49kb.
1 стр.
Программа разработана в соответствии с: фгос; Образовательной программой 080200. 62 «Менеджмент»
486.38kb.
7 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.