Главная
страница 1
Караваджо. Магия реализма

(статья для журнала «Фотоискусство», декабрь 2011)
Выставка картин Микеланджело Меризи да Караваджо в ГМИИ им. А.С. Пушкина завершает Год итальянской культуры и итальянского языка в России. Впервые за пределами Италии в одном выставочном пространстве публике демонстрируются 11 полотен «гениального бунтаря» и «прославленного мастера» эпохи Возрождения из собраний Италии и Ватикана: «Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим); «Обращение Савла» (Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим); «Иоанн Креститель» (Капитолийские музеи, Рим); «Иоанн Креститель в пустыне» (Национальная галерея в Палаццо Корсини, Рим); «Христос в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан); «Св. Франциск» (Национальная Галерея в Палаццо Барберини, Рим); «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан); «Поклонение пастухов» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия); «Бичевание Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь); «Спящий амур» (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция); «Мученичество св. Урсулы» (Коллекция Банка Интеза Санпаоло, Неаполь).

Художник родился 29 сентября 1571 года в Ломбардии, в городке Караваджо в семье каменщика. Получив первый профессиональный опыт на родине в мастерской миланского художника Симоне Петерцано – ученика Тициана, он отправляется в Рим в возрасте двадцати лет, где поначалу подрабатывает помощником у более известных мастеров, дописывая отдельные детали на картинах. Судьбоносная встреча с кардиналом дель Монте обеспечивает Караваджо первые самостоятельные заказы, и в его творчестве закладываются основы нового художественного языка. Караваджо стал одним из первых проповедников реализма. В отличие от идеализированного «святого» видения мира художников Ренессанса (к примеру, Беллини, Рафаэля, Тициана), Караваджо ищет прототипы героев своих картин на улицах, площадях, рынках, в тавернах: музыканты, римские мальчишки, цыганки, юноши, наделенные чувственной красотой. Караваджо утверждал, что «слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови» – и писал фотографии. Крестители и святые на картинах изображены земными и плотскими. Караваджо переворачивает привычные представления о живописи, делая ее более реальной и осязаемой. В качестве сюжетов взяты натурные мотивы, что превращает его произведения в жанровые картины и максимально приближает к зрителю.

Ярким примером мировосприятия Караваджо служит работа «Юноша с корзиной фруктов» (1593, Рим, Галерея Боргезе). Ощутимость фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане подчеркивают реалистичность созданного мастером образа. Продолжая работать в этом направлении, художник создает такие произведения, как «Юноша с ящерицей» (1593, Фонд Лонги, Флоренция); «Лютнист» (1594, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Гадалка» (1594, Лувр, Париж); «Шулеры» (1596, галерея Кимбела, Форт Уорт, США); и другие. Основным лейтмотивом произведений становится тема радости бытия, наслаждения жизнью и естественности человеческой плоти: человек – как дитя природы. Натурализм и фотографичность достигаются при помощи ярко выраженной «скульптурной» светотеневой моделировки объемной формы – техника chiaroscuro. Столь резкое выделение изобразительного объекта из общей картины мира – индивидуализация образа – в живописи произошло впервые.

Упрямое преклонение перед правдой жизни многим его современникам казалось неприемлемым: в Караваджо видели художника, способного разрушить живопись и лишить ее духовности. Не смотря на то, что большинство произведений на традиционные сюжеты христианской мифологии, были заказными, Караваджо оставлял за собой право на свободную трактовку образов, и его разногласия с заказчиками порой превращались в конфликты. Персонажи религиозных картин Караваджо принадлежат к тому же социальному кругу, что и действующие лица его жанровых сцен, а техника живописи усиливают драматизм настроения его религиозных произведений. Таковы полотна «Обращение Савла» (1600), «Иоанн Креститель» (1602) из собрания Капитолийских музеев Рима и «Иоанн Креститель в пустыне» (1603-1604) из Национальной галереи в палаццо Корсини в Риме, представленные на выставке.

Вершиной творческой зрелости Караваджо и одной из самых прославленных работ считается произведение «Положение во гроб» (1606, Музеи Ватикана, Пинакотека), которое поражает своей правдивостью и драматизмом. Персонажи картины словно по очереди выходят на ярко освещённую сцену: состарившаяся мать Христа, обращенная грешница Мария Магдалина, «любимый ученик» Иоанна и Никодим, а зритель чувствует себя участником даже не представления, а самой жизни, истории. Зритель задаётся вопросом, каким образом художнику удаётся воплотить величие момента в картине столь реалистично?

Существует множество точек зрения на техническую сторону мастерства Караваджо, так или иначе связанные с искусством фотографии. Известно, что художник использовал описанную ещё Леонардо да Винчи «камеру обскуру». Его мастерская представляла собой темную комнату с небольшим отверстием в потолке, через которое с помощью двояковыпуклой линзы и вогнутого зеркала отображались предметы, переносимые художником на холст. Настоящей сенсацией стала статья исследователя флорентийского института «САЧИ» Роберты Лапуччи, опубликованная в ежемесячном журнале по искусству «Стиле арте» (2008). После тщательной экспертизы и анализа холстов художника Лапуччи обнаружила на них следы флуоресцирующих фоточувствительных субстанций. «Для того чтобы получить изображение, вам необходимо сделать из студии камеру-обскуру, нужна полная темнота, но проблема в том, что вы не сможете рисовать в темноте», – утверждает Лапуччи. «Исследования показали наличие соли ртути в полотнах художника. Таким образом, «выжженные» изображения были бы видны в темноте, однако, исчезли бы примерно через 30 минут. Караваджо решил проблему с помощью белой краски, содержащей свинец, смешанный с сульфатом бария, который заставлял краску светиться в темноте. Эксперты считают, что эта теория объясняет огромное количество левшей на картинах художника, так как изображение становилось зеркальным, когда проецировалось на холст. Теория Роберты Лапуччи вызвала критику со стороны многих историков искусства, как обесценивающая гениальность художника. «Его мастерство в определенных техниках никоим образом не умаляет его талант. Как раз наоборот: вы не станете Караваджо, если просто спроецируете изображение на холст и скопируете его», – комментирует Лапуччи.



Караваджо был революционером своего времени, создателем множества инновационных техник, наиболее известная из которых – chiaroscuro. Драматизм его полотен строится на контрасте светотеней, интерпретируемых как борьба добра и зла, жизни и смерти, радости бытия и безысходности. Мы привыкли видеть в художнике историческую личность, выразителя идей, эпохи, но он прежде всего человек со своими страданиями и страстями. Караваджо прожил недолгую (всего 39 лет), но очень яркую и динамичную жизнь, до сих пор вдохновляющую кинематографистов и литераторов, где создание гениальных картин соседствует с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии.

Караваджо писал саму жизнь, творил историю искусства, и именно поэтому реализм его картин стал недосягаемым образцом для многих последователей.


Смотрите также:
Статья для журнала «Фотоискусство»
47.04kb.
1 стр.
Статья для журнала "Коневодство и конный спорт"
19.64kb.
1 стр.
Интервью для советского журнала "Природа" Приложение IV. Винер Н. Машины изобретательнее людей? Интервью для журнала "Юнайтед Стэйтс Ньюс энд Уорлд Рипорт"
3982.29kb.
22 стр.
Статья из "Астрономического журнала", Т. XLII, вып. 3, 1965 г., с. 676
45.65kb.
1 стр.
Статья для журнала «Турбизнес», февраль 2004 (№6 (93)
93.11kb.
1 стр.
Статья из Журнала Rotary World за июль 2006г
9.97kb.
1 стр.
Статья из журнала «Партнеры и конкуренты»
410.21kb.
2 стр.
Статья из журнала «Кокс и химия»
81.96kb.
1 стр.
Статья из женского журнала
32.67kb.
1 стр.
Бизнес-план на примере создания журнала для автомобилистов Панкратова Ирина 4 курс, 2 группа
88.51kb.
1 стр.
Статья в газете или в журнале, книга Название книги, газеты, журнала книги
320.78kb.
1 стр.
Приказ №261 от 22. 06. 2012 Е. А. Гатальская положение о ведении, хранении классного журнала в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №2 общие положения
269.96kb.
1 стр.