Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ государственный университет

имени А.С. ПУШКИНА
Заполярный филиал


КОЧЕТОВСКАЯ Е.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И

ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ


Норильск, 2009 г.

Печатается по решению Ученого Совета Норильского филиала АОУ ВПО ЛГУ им. Пушкина


Составитель: Кочетовская Е.В., кандидат психологических наук, доцент;

Рецензент: Моруженко А.Н., кандидат психологических наук, профессор

кафедры педагогики и психологии Военно-космической

академии им. А.Ф. Можайского


В методических рекомендациях представлены требования по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ по психологии. Изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Рассмотрены основные вопросы, связанные с напи­санием теоретической и описанием эмпирической частей исследования. Представ­лен порядок защиты дипломных работ и критерии их оценки.

Методические рекомендации адресованы студентам очного и заочного отде­лений факультета психологии и педагогики ЛГУ им. Пушкина, обучающихся по специальности 020400 «Психология».


Содержание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4



Этапы выполнения курсовых и дипломных работ . . . . . . . . . . . .

5



Структура и содержание исследовательской работы . . . . . . . . . .

6



Подбор и изучение литературы по теме исследования . . . . . . . .

15



Написание теоретической части исследования . . . . . . . . . . . . . . .

16



Планирование и проведение эмпирической части исследования

20



Описание эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24



Оформление исследовательской работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26



Защита дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

32



Критерии оценки работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36



Введение

Выполнение курсовых и дипломных работ является одним из важных этапов в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Работа над курсовыми и дипломными проектами требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических зна­ний, но и творческого подхода к решаемым эмпирическим задачам, форми­рования представлений об организации исследовательской деятельности. Выступая одной из форм научно-исследовательской деятельности, подго­товка курсовых и дипломных проектов предполагает углубление и расшире­ние знаний студентов, овладения приёмами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений ре­шать научные и практические задачи путём научного поиска и анализа.

Работа над курсовыми и дипломными проектами должна способство­вать систематизации, закреплению и расширению теоретических и практиче­ских знаний у студентов по приобретаемой специальности, создавать воз­можность для применения этих знаний при решении конкретных практиче­ских задач в области психологии.

Данные методические рекомендации составлены на основе анализа вы­полненных студентами квалификационных работ на кафедре психологии и педагогики, с учетом анализа замечаний, отмечаемых в рецензиях преподава­телей и отзывах научных руководителей. Для оптимизации самостоятельной работы студентов над исследовательскими проектами дипломных и курсовых работ и были составлены данные рекомендации.



1. Этапы выполнения курсовых и дипломных работ

Дипломное исследование является квалификационной научной работой. По качеству её содержания можно судить о научной зрелости, об уровне профессио­нальной подготовки студента. Подготовка к написанию дипломной работы осуще­ствляется студентом на III и IV курсах в рамках выполнения курсовой работы по специальности. Существуют сходства и различия между курсовыми и дипломными работами по некоторым качественным и количественным характеристикам (см. Приложение 1). Наряду с этим выполнение курсовой и дипломной работы должно включать в себя ряд взаимосвязанных этапов:



    • выбор темы и постановка проблемы исследования: выделение основных во­просов, решение которых ляжет в основу исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности, выделение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы исследования;

    • составление рабочего плана работы (совместно с научным руководителем);

    • определение методов исследования и выбор методик;

    • поиск, сбор, анализ и обобщение литературы по теме исследования; форму­лирование основных теоретических положений и выводов;

    • на основе проведённого анализа литературы уточнение соответствия выбран­ных методов диагностического (экспериментального) исследования изучаемой проблеме; в случае необходимости разработка или адаптация методик исследования согласно изучаемым параметрам, выработка крите­риев оценки результатов эксперимента;

    • проведение диагностического (экспериментального) исследования, сбор эм­пирических данных;

    • количественный и качественный анализ эмпирических данных, их обра­ботка с помощью методов математической статистики; проверка статисти­ческой значимости полученных результатов, проверка выдвинутой гипо­тезы;

    • обсуждение и интерпретация полученных эмпирических данных, оформле­ние результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах;

    • формулирование выводов и составление заключения; в случае целесообраз­ности разработка практических рекомендаций;

    • оформление исследовательской работы в целом;

    • подготовка выступления на защите, подготовка и оформление иллюстратив­ного материала (относится к защите дипломных работ).

Темы курсовых и дипломных работ студенты могут выбирать из перечня тем, представленных на кафедре. Выбор может определяться научно-практиче­скими интересами студента в рамках выбранной специализации. Также студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой курсовых и дипломных работ кафедры. В этом случае он обязан обос­новать её целесообразность и соответствие выбранной специальности.

Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклон­ностям студента. Которая могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в учреждении или организации, где он работает или же будет проходить практику.

Тематика работы должна быть актуальной, учитывать состояние и перспек­тивы современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи в области психологии. В качестве тем исследовательских работ могут выбираться проблемы, решение которых способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий, организаций, учреждений социальной сферы и учебных заведений.

Темы курсовых и дипломных работ утверждаются на заседании кафедры. Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза.

Именно с выбора темы начинается исследовательская работа студента, кото­рая требует творческого подхода, понимания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения. Важно обратить внимание на её кон­кретную формулировку, разработать стратегию исследования.

При выполнении курсовых работ на III и IV курсах и выпускной дипломной работы студент имеет право выбора каждый раз новой для себя темы. Наряду с этим возможно и продолжение изучения ранее выбранной темы, что даёт возмож­ность более глубокого изучения выбранного направления исследования, обеспечи­вает более детальную разработку проблемы.




  1. Структура и содержание исследовательской работы

Структура курсовой и дипломной работы должна содержать следующие эле­менты:

  • Титульный лист (см. Приложение 2)

  • Содержание /Оглавление

  • Введение

  • Основная часть, представленная главами и параграфами

  • Заключение

  • Практические рекомендации (в случае целесообразности в работе)

  • Литература /Список использованной литературы /Библиография

  • Приложения

Содержание (оглавление) включает названия структурных частей ра­боты (введение, название глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов (пример содержания работы см. Приложение 3).

Введение – вступительная, начальная часть работы. В нём даётся общая оценка состояния проблемы исследования, очерчивается круг проблем, нуж­дающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел до 5 страниц.

Важно придерживаться определенной последовательности в написании структурных составляющих введения. Рекомендуется следующая структура введения:



  • Актуальность

  • Цель

  • Объект

  • Предмет

  • Гипотеза

  • Задачи

  • Методы

  • Теоретическая основа исследования

  • Практическая значимость работы (в случае наличия таковой)

Актуальность темы исследования отражает важность решаемых в работе вопросов. В актуальности указывается и кратно характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи. Раскрытие актуально­сти работы должно быть четким и аргументированным. Можно выделить не­сколько подходов к характеристике актуальности. Актуальность может опреде­ляться недостаточной изученностью данной темы, а проведенное исследование на­правлено на преодоление этого пробела. Пример 1: «Введение должности практи­ческого психолога в систему образования поставило перед высшей школой про­блему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе. Одной из таких задач является психологическая диагностика, включаю­щая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспи­тательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведе­ния с целью оказания пси­хологической помощи. При этом ошибки в диагностиче­ской прак­тике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ре­бенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки буду­щих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных пу­тей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практиче­ского психо­лога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение осо­бенностей процесса постановки психоло­гического диагноза в ходе решения психо­диагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагно­стических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».

Пример 2: «Социально обусловленный заказ, обращенный одновременно к общей психологии и психологии образования, заключается в изучении психологиче­ских закономерностей становления суверенной личности, способной к саморазви­тию и самореализации своих возможностей в творческом труде. В этих знаниях нуждаются прежде всего авторы различных проектов развивающего обучения, личностно-ориентированных образовательных моделей, сторонники субъект-субъектной образовательной парадигмы. Между тем такой важный показатель суверенной личности как способность самостоятельно находить, ставить и ре­шать проблемы, выделенный в креативной психологии (Дж. Гилфорд, Е. Торранс) и в психологии мышления (С.Л. Рубинштейн, Д.Б Богоявленская и др.) под терми­ном «чувствительность к проблемам», остается еще во многом неопределенным.



Прежде всего, это касается ряда вопросов, связанных с самой природой фе­номена. Известно, что приемлемый уровень чувствительности к проблемам на­блюдается примерно у 17-20 процентов выпускников средних школ (О.М. Красно­рядцева, 1986), но неизвестно, насколько этот уровень зависит от условий обра­зовательной среды, вообще от особенностей вхождения человека в культуру. Эти вопросы побуждают к постановке общепсихологических проблем, направляющих исследователя на поиск тех факторов, которые реально определяют развитие феномена «чувствительности к проблемам».

Актуальность работы может быть связана с возможностью решения опреде­ленной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. При­мер 3: «Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических усло­виях. Однако реальная практика психологического консультиро­вания демонстрирует, что многие люди, даже испытывая неудовлетворенность профессией, продол­жают работать в ней, так как считают смену сферы трудовой деятельности показателем собст­венной некомпетентности. При этом профессиональная дея­тель­ность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.



В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда с необхо­димостью встают задачи анализа причин, условий и закономерностей сознатель­ной смены профессии и её осмысления в контексте построения и реализации лич­ностной профессиональ­ной перспективы. Для изучения данной проблематики кон­структивной представляется концепция профессионального развития».

Актуальность может определяться возможностью выработки нового подхода к проблеме, нового взгляда на решение проблемы. Пример 4: «Понятие «Жизнен­ное самоопределение» имеет позитивный, хотя и неполно отрефлексированный опыт развития в философской и психологической отечественной традиции и опыт развития в западной психологической мысли. В основе этой традиции, свя­занной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франкла, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, лежит подход к человеку как существу двойственному, духовно-материальному. Заложенный в отечественной традиции подход к человеку как существу безгра­ничному сегодня конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Г.В. Залевский, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.И. Слободчиков). Это открывает возможность нового взгляда на проблему жизненного самоопределения и определяет необходимость поиска новых методи­ческих средств исследования этой проблемы».

Актуальность темы работы связана с постановкой проблемы в исследова­нии. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Противоречия сви­детельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Например, проблема может выражаться в противоречиях, сложившихся между имеющимися научными данными и результатами современных эмпириче­ских исследований.

Наличие противоречия требует либо научного поиска (новых объяснитель­ных механизмов развития того или иного качества, свойства), либо совершенство­вания психологических методов, либо реализации иных психологических техник. Пример 5: «Наличие противоречий, связанных с существованием разных пред­ставлений о природе совладания, несогласованных подходов в определении меха­низмов и факторов, влияющих на реакцию индивида в ситуации преодоления жиз­ненных трудностей, свидетельствует о неординарности проблемы совладающего поведения». Пример 6: «Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неодно­значно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке».

Для раскрытия актуальности исследовательской работы и постановки про­блемы можно использовать ниже приведенные стандартизированные выражения, применяемые в научных текстах:


  • Одной из основных (важнейших, наиболее сложных, актуальных) про­блем (задач) является…

  • В настоящее время особую значимость (особую актуальность, всё боль­шее значение) приобретает…

  • Приоритетным направлением является…

  • Особое место занимает…

  • Всё большее внимание уделяется…

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и пред­мета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, это представления о том, как рассматривается объект (С какой стороны, какие аспекты и т.п.). Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом ис­следования. Именно на него и направлено основное внимание в работе, именно предмет исследования определяет тему работы. Например: самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком слу­чае предметом иссле­дования могут стать факторы фор­мирования его самооценки. Если объект исследо­вания — учеб­ная деятельность школьника или процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследова­ния могут стать опреде­ленные психологические факторы, ме­ханизмы, закономерности. Если объектом ис­следования явля­ются психические процессы, то предметом могут стать струк­тура, взаимосвязи, механизмы и т.д.

Ещё примеры формулировок объекта и предмета исследования:



  • Объект – жизненное самоопределение человека как психологический фе­номен; предмет – особенности жизненного самоопределения людей с выраженными различиями в показателях ригидности-флексибильности.

  • Объект – профессиональное поведение как компонент в структуре целост­ного образа жизни педагога; предмет – типологические особенно­сти профессионального поведения педагогов.

  • Объект – совладающее поведение как способ преодоления трудных ситуа­ций; предмет – стилевые особенности и стратегии совладающего поведения представителей разных профессий.

  • Объект – мотивационная готовность подростков к профессиональному самоопределению; предмет – особенности мотивов выбора профессии у подростков, воспитывающихся в разных социальных средах.

  • Объект – интеллектуальная активность как показатель инициации мысли­тельной деятельности; предмет – условия и методы развития ин­теллектуальной активности в младшем школьном возрасте.

  • Объект – подростковая депрессия как аффективное состояние; предмет – признаки и причины депрессивных состояний как основа групповой и индивидуальной психологической работы с подростками.

Существует ещё один подход к определению объекта и предмета исследования, который следует рассматривать скорее как допущение к применению. Данный подход сложился исторически на более ранних этапах развития теории и практики психологических исследований и с развитием идей психологической науки утрачи­вает свою состоятельность.

Согласно этому подходу объектом исследования может выступать фрагмент изучаемой реаль­ности, а именно индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки с девиантным поведением, одаренные дети, люди опреде­ленной профессиональной направленности и т.д.). Таким образом, объектом иссле­дования становятся испытуемые, составляющие выборку в исследовании. Предме­том исследования выступают определенные сто­роны или отношения объектов, психические процессы, со­стояния или свойства людей, функции и характеристики от­дельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. Так, например, в качестве предмета исследования могут выступать особенности самоактуализации работающих пенсионеров, тогда объектом исследования будет собственно группа работающих пенсионеров.

В качестве цели исследования формулируется в обобщенном виде тот ре­зультат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования зависит от уровня работы (курсовая или дипломная) и степени сложности и на­правления исследования (реферативное, диагностическое, экспериментальное, пси­хокоррекционное и т.д.). Формулировка цели может начинаться с глагола или су­ществительного (например, «изучить» или «изучение»). В качестве цели психоло­гического исследования может выступать одна из следующих:


  1. Изучить психологическое явление.

  2. Дать характеристику психологическому феномену.

  3. Изучить структуру психического явления (или фак­торы, на него влияю­щие).

  4. Выявить психологические различия у испытуемых, относящихся к раз­ным группам.

  5. Выявить взаимосвязь психических явлений у одних и тех же испытуе­мых.

  6. Изучить динамику возрастного развития определен­ных психических про­цессов, свойств, состояний.

  7. Изучить изменение психического явления в опреде­ленных условиях, напри­мер, в результате коррекционной работы.

  8. Обобщить, классифицировать какие-либо данные.

  9. Разработать и апробировать (или адаптировать) методику научного ис­следования.

  10. Разработать или адаптировать к новым условиям мето­дику консульти­рования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Задачи исследования – это конкретные исследовательские действия, кото­рые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, для ре­шения проблемы и проверки выдвинутой в исследовании гипотезы. Задачи кон­кретизируют цель исследования и подразделя­ют её достижение на определенные этапы или части. Обычно в иссле­довании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Все задачи должны согласовываться с параграфами работы.

Исследовательская задача может формулироваться как действие, необходи­мое для определенного этапа работы, но не должна выступать собственно этапом работы. Пример неудачно сформулированных задач исследования:



  1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологиче­ской готовности детей к школе;

  2. Подобрать необходимые методики для проверки гипотезы исследования;

  3. Провести диагностику готовности детей к обучению в школе;

  4. Интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования;

  5. Сформулировать выводы исследования.

Учитывая, что в заключение работы студенту необходимо сформулировать выводы, содержащие оценку соответствия результатов поставленным задачам, то вышеприведённые задачи явно обнаруживают свою несостоятельность.

С учетом изложенных требований задачи могут выглядеть следующим обра­зом:



  1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологиче­ской готовности детей к школе;

  2. Рассмотреть психологические составляющие готовности детей к обучению в школе;

  3. Выявить уровень развития психических функций у детей;

  4. Выявить особенности развития познавательной сферы у детей;

  5. Определить сформированность мотивации детей к обучению в школе.

Ещё пример формулировок задач исследования:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к вопросу о формировании мотивацион­ной готовности к профессиональному самоопределению в под­ростковом возрасте.

  2. Определить основные характеристики мотивационной готовности к профес­сиональному самоопределению подростков.

  3. Выявить преобладающие мотивы выбора профессии у подростков.

  4. Сравнить показатели мотивационной готовности к профессиональному само­определению у подростков, воспитывающихся в семье и в условиях уч­реждения интернатного типа.

  5. Разработать рекомендации для подростков, ориентирующие их к профессио­нальному самоопределению.

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ норильск, 2009 г
746.43kb.
4 стр.
Методические рекомендации по оформлению и написанию курсовых работ по специальности 100104(2307) «Туризм» и100105(2302) «Гостиничный сервис»
391.48kb.
2 стр.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов по специальности География
473.99kb.
2 стр.
Л. В. Грищенко подпись
512.02kb.
2 стр.
Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей
542.29kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов естественнонаучного профиля Брест 2009 (07) ббк 74. 58
410.63kb.
2 стр.
Методические рекомендации к выполнению, оформлению и защите дипломных работ Москва 2008/2009
686.15kb.
9 стр.
Методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных (дипломных), курсовых и контрольных работ по уголовному праву
961.94kb.
9 стр.
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ для студентов финансово
1842.02kb.
10 стр.
Методические указания по оформлению и представлению к защите дипломных работ
457.66kb.
2 стр.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций для студентов факультета истории и права
1015.47kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.