Главная
страница 1


Духовно-нравственное воспитание учащихся. Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат.

Е.Н.Ильин

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет выйти из кризиса, стать богатым, то никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Это и стало причиной выбора темы моей опытно-экспериментальной работы «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Входное анкетирование 5-х (сейчас это 7-е) классов показало, что дети придерживаются ультрамодных молодёжных течений: ГОТЫ, ЭМО, МЕТАЛЛ, причём всё это поддерживается и поощряется их родителями. Анкетирование показало, что из трёх пятых классов, 63% относят себя к какой-то из этих категорий и агрессивно относятся ко всему, что не соответствует их представлению о мире. Когда ученик 5 класса Антон К. сказал, что у него ест кумир Мерлин Мэнсон и даже предложил послушать песни в его исполнении, рассказал, что артист удалил себе два ребра, что бы выглядеть «круче». Я купила несколько плакатов с изображением этого артиста, несколько других, и предложила детям написать эссе «Если бы я выбирал профессию для своего папы, я бы выбрал 1. Рок-певец с внешностью Мерлин Мэнсона; 2. Культурист; 3. Капитан дальнего плавания; 4. Рабочий.

Вот что дети пишут: «Я не хотел бы, что бы мой папа был культурист, потому что он ходил бы в стрингах и много ел…»; «Я бы хотела, что бы мой папа был капитаном дальнего плавания, он приходил бы ко мне в школу в форме, я бы им гордилась»; «Я бы хотела, что бы мой папа был капитаном, у него красивая форма. Я бы писала ему письма»;

Когда мы в шестом классе изучали повесть Гоголя «Вий», предложила детям сочинение написать третью ночь за Гоголя. В основном дети написали так, что Хома остался жить. А Антон описывал, как вампиры впились в его шею. Я остановила Антона, ведь у Гоголя нет даже слова «вампиры» у Гоголя слово «вурдалаки». Тогда Антон попросил что-нибудь почитать про вампиров. «Дракула» Брема Стокера», - предложила я. Через неделю Антон принёс мне книжку Брема Стокера, рассказывая с придыханием, как понравился ему роман. На Развитие речи я приготовила рассказ о том, что вдохновило Брема Стокера написать этот роман. Антон снова спросил, кто ещё писал о вампирах. Я предложила ему очень любимого мною А.К.Толстого «Семья вурдалаков». Когда мальчишка принёс мне рассказы Толстого и с восхищением говорил о них, мне было приятно, ведь это моя педагогическая победа. Мальчик ничего не читал и агрессивно относился к тому, что ему предлагали, вдруг читает классику. Я предложила Антону написать исследовательскую работу по вампирам в литературе, но для этого прочитать нужно достаточно много, чтобы сделать вывод: почему образ вампира остаётся привлекательным для литературы и кино.

Подростки сегодня имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Характерно, что излюбленным героем и зарубежного, и российского кинематографа становится герой - мститель. Конечно, для мести у него бывает причина, но в центре истории – сама месть, неотвратимая, не ведающая о прощении. Какая уж там христианская мораль: «Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую». И действует на экране машина убийства с обаятельным лицом Бодрова или непобедимого Стивена Сигала. Незаметно примиряя ребёнка со злом, приучая к злу, делая его (зло) обаятельным и нестрашным. Ребёнок без жизненного опыта, без знаний обычных житейских истин не может не встать на сторону С.Сигала, потерявшего в борьбе за правду семью, оправдывает месть, которая вместе с героем охватывает и его. И с этим настроением он выходит на улицу. Как прав был тот, кто ещё в начале XX века, сказал: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Как донести до учеников, что подросток из повести Приставкина «Ночевала тучка золотая» оказался мудрее героев-мстителей?

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии или древнегреческих мифов не возможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности.

Детей, что бы они заинтересовались, нужно удивить. Я подобрала интересные факты о библии. Например:


  • Библия была написана примерно за период жизни 60-ти поколений.

  • Библия является самой издаваемой в мире книгой.

  • Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

  • Книги, составляющие Библию, писались с XV века до Р.Х. по 1 век по Р.Х., т.е. на протяжении 1600 лет!

  • Библия является самой дорогой книгой.

  • Самая большая сумма, когда-либо уплаченная за рукопись, была отдана за Синайский кодекс – один из древнейших списков Библии. Это сокровище, принадлежавшее русской императорской семье, было продано советским правительством Великобритании в 1923 году за 510 000 долларов!



На уроке религиоведения проводила с детьми ролевую игру по Нагорной проповеди Христа, именно там написано: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Ролевая игра включала в себя четыре социальные группы: Врачи

Психологи

Политики

Родители

Девятиклассники рассуждали, что такое счастье, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым. Иисус 2000 лет назад раскрыл людям секрет счастья (блаженства). Что для нас, людей XXI века, осталось актуальным из девяти заповедей Христа? Дети очень быстро, обоснованно включили для себя восемь пунктов Нагорной проповеди, а вот, по поводу «непротивления злому» заспорили. Наверное, именно, здесь сыграли роль «киношные» герои. Девятиклассники уверяли, что зло можно остановить только злом.

Кто же напомнит детям библейскую истину, кто хотя бы попытается остановить безумие?! А ведь мы порой даже не догадываемся, насколько изувечено мировоззрение наших детей. Вспоминаю однажды прочитанную фразу об учителях: «Вы избранные. Вы цепь, которая сдерживает мир от безумия. И каждый – звено этой цепи. И если кто-то уходит цепь рвется, и безумие наступает».

Человек шагнул в космос, в бесконечно огромный мир, где нет привычного представления о времени и пространстве. Человек проник в бесконечно малые величины: расщепление ядер атома и нана-технологии. Почему же при таком высоком уровне науки, на Земле всего 19% неверующих людей? Что же заставляет сегодняшнего человека, живущего в таком прагматичном мире, ежедневно склонять голову, прося благословения?



Почему в современном мире существует религия?

С этого вопроса начинаю уроки по религиоведению. Дети пытаются размышлять, анализировать, им хочется участвовать в такой дискуссии. Очень часто мы начинаем новую тему или разговор о чём-то, опираясь на субъективный опыт ребёнка. И, как только начинаешь разговор о религии, то сразу видно, откуда черпают наши дети знания. Ислам у них чаще всего ассоциируется с терроризмом, христианство с образом папы римского и фильма по роману Дэна Брауна «Код да Винчи», а знания о религии Древних египтян исключительно по фильму «Мумия».

Мир религии очень противоречив. Он полон экзотики и загадок. Он влечет своей таинственностью, пугает своей полярностью; самое возвышенное и самое низменное парадоксально, но соединены в нем. Там очень легко заблудиться, потеряться и даже пропасть. Показывая влияние религии (индуизма, буддизма, христианства, ислама) на современную цивилизацию, на человеческий род в целом, обязательно подчёркиваю, что все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению владеть собой, твердо верить в истину и моральные ценности. Во всех религиях истинная нравственность - это человечность.

Верить в Бога или нет - это вопрос личный, но верить в добро и любить рядом идущего, принимать его таким, каков он есть – это важно для сегодняшнего человека. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на веру в идущего рядом. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает. И вновь звучат слова Николая Гумилёва:

…Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Все религии говорят притчами – это мудрость, проверенная веками. И я предлагаю детям разные притчи: исламские, христианские, буддийские, еврейские, суфийские. В конце ученики приходят к выводу, что неважно, какого народа или какой религии – все притчи одинаково мудры и поучительны.

Двое стояли на обочине дороги о чем-то тихо разговаривали. Проходил мимо них человек, который спешил на работу, и подумал:

- Ага, знаю я вас! Точно – сговариваются, как им вон тот богатый дом ограбить! А я честным путем так мало зарабатываю, и на еду-то едва хватает! Пойду, я тоже добуду легкого хлеба! – И он спрятался в кустах, поджидая свою жертву.

Шел другой прохожий. Он прошептал сердито:

- Вот, стоят какие-то распутники, небось, договариваются, как им легкомысленную девицу найти! А я что? Да не пойду я на эту работу! – И отправился в заведение, имеющее в городе дурную славу.

Вот и третий человек спешно прошел мимо. Он оглянулся на разговаривающих и сказал себе:

- Как же я погрузился в суету! Эти два человека, наверное, друзья, и давно не виделись, а я уже две недели не могу посетить друга, который болен! Надо срочно пойти к нему, утешить его, принести лекарства!

И он решительно направился в другую сторону….

Неизвестно, о чем же говорили те двое у дороги, но нетрудно догадаться, что проходили мимо них вор, распутник и добрый человек, верный друг.

Что мы имеем внутри себя – то находим и вокруг! Мы сами создаем свою реальность, глядя на мир сквозь призму собственного «Я». Будем же следить за своими мыслями!

Давайте чаще замечать окружающую нас красоту!

Я убеждена, что уроки литературы  способствует нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, патриотизма, любви к ближнему. Являются важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе // М., 2001 г.

  2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.// М., 1980 г. Педагогическое предвидение //М., 1987 г.

  3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. // Минск, 1996 г.

  4. Методы педагогических исследований // М., 2001 г.

  5. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий.

  6. Мажикеев Т.М., Сидельникова Г.Ф., Образовательное учреждение в режиме исследовательской и экспериментальной деятельности //Методическое пособие. Алматы, 2002 г.





Смотрите также:
Нравственное воспитание субъектов образовательного процесса на уроках литературы и русского языка
73.65kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Методические разработки уроков русского языка и литературы. Тайга-2010г
242.77kb.
1 стр.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
311.96kb.
1 стр.
«Духовно-нравственное просвещение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
153.53kb.
1 стр.
План проведения предметной методической недели кафедры учителей русского языка и литературы
61.75kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы крапивницкая Ольга Васильевна система обобщающего повторения правил орфографии с помощью электронного учебного пособия эпельбаум Ольга Анатольевна
20.59kb.
1 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.