Главная
страница 1страница 2страница 3
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ

ПО НАПАРВЛЕНИЮ 031300.68 «ЖУРНАЛИСТИКА»

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА В 2013 г.
ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА
Комплексный экзамен для поступающих в магистратуру по направлению 031300.68 «Журналистика» проходит в форме тестирования.

Каждое вступительное испытание оценивается максимум в 100 баллов.

Просмотр творческих работ и собеседование призваны определить степень подготовленности будущего магистранта к творческой журналистской деятельности, знание комплексного характера журналистского труда.

Тест представляет собой 25-30 вопросов различного уровня сложности: закрытый вопрос с одним правильным вариантом ответа, закрытый вопрос с несколькими возможными правильными вариантами ответа.

На решение теста поступающему отводится 60 минут.

Результаты каждого вступительного испытания публикуются на следующий рабочий день.

По их результатам поступающий вправе подать заявление об апелляции согласно действующим правилам проведения апелляции.

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА


Раздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Тема 1. Журналистика в современном мире

Журналист и журналистика в переходном обществе. Изменения в структуре и характере деятельности СМИ. Глобализация журналистики и необходимость адаптации к новым условиям. Трансформация теоретических представлений с учетом накопленного российской журналистикой позитивного опыта, новых теоретических наработок в отечественной и зарубежной литературе. Современные подходы к структуре и формированию профессионального сознания журналиста. Формы подготовки и саморазвития в условиях социального, политического и идеологического плюрализма.



Тема 2. Журналист - творческая личность

Черты творческой личности. Структурные элементы. Ядро личности: склонности - способности - социальная позиция. Склонности как личностная приверженность и специфическая система мотиваций вхождения в мир журналистики. Выбор профессии и иерархия мотивов выбора. Личностное ранжирование мотивов: объективные и субъективные причины. Необходимое и случайное. Способности и их совокупность. Уровень способностей (от технического исполнительства до возможностей талантливого решения неординарных задач). Проблема и пути развития способностей. Социальная позиция как система об­щественно-политических ориентиров и содержательная основа реализации склонностей и способностей. Склонности, способности, позиция как системообразующее ядро личности журналиста.

Личностные качества журналиста-профессионала и их совокупность (интеллектуально-креативные, эмоционально-образные, психологические и др.).

Профессиональные знания и их система. Журналист как социальный мыслитель и общественный деятель. Энциклопедизм общей подготовки и специализация в конкретной области общественной жизни. Значение социально-гуманитарных знаний. Специально-журналистская подготовка (как общая, так и специальная) для выполнения конкретных творческих задач в организационной, редакторской, авторской деятельности.

Накопление профессионального опыта через собственную практическую деятельность. Знакомство с деятельностью журналистов-современников, а также изучение зафиксированного в дневниках, мемуарах, записках и др. публикациях опыта, накопленного журналистами многих поколений. «Позитивный» и «негативный» опыт. Зависимость его осмысления и принятия от социально-творческой позиции и осознания социальной и профессиональной ответственности.
Тема 3. Журналистика как предмет изучения

Компоненты журналистики как функционирующей системы. Прямые и обратные связи. Система основных категорий теории. Теория журналистики как фундамент журналистского образования. Роль теории журналистики в профессиональном овладении всей совокупности дисциплин учебного плана и формировании творческого облика журналиста.



Тема 4. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Многозначность термина «информация». Научное значение. Массовая и специальная информация. Информация потенциальная, принятая и реальная (отношения «действительность - журналист - текст - аудитория»). Семантика, синтактика и прагматика информации. Дескриптивная, валюативная, нормативная, прескриптивная информация. Проблема информационной насыщенно­сти текста и его информативности. Условия и факторы информативности. Небанальность, декодируемость, релевантность. Информация и дезинформация. Понятие информированности.



Тема 5. Функции журналистики

Объективное предназначение СМИ и субъективное целеполагание журналиста. Цель - средства - деятельность - результат. Функциональная, дисфункциональная, нефункциональная, афункциональная деятельность в зависимости от задач, поставленных учредителем (владельцем), осознания задач са­мим журналистом, от интересов и потребностей аудитории.

Система функций. Взаимоотношения коммуникативной, идеологической, контрольной, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекламно-справочной, рекреативной функций. Журналистика и массовое сознание в многообразии его компонентов. Отношения «журналистика – общественное мнение», «журналистика – социальные институты». Журналистика и различные области культуры. Журналистика и реклама. Журналистика и досуг аудитории. Взаимодействие функций: теория и реальность.
Тема 6. Социальная позиция журналиста

Многообразие возможных позиций в плюралистическом обществе. «Частное» (социально-групповое) и «общее» (общенациональное, общечеловеческое) в социальной позиции. Проблема совместимости на гуманистической основе. Варианты гуманистического подхода к различным сферам действительности.

Выбор, формирование и развитие социальной позиции. Позиция по убеждению, конформизм, нонконформизм.

Социальная позиция как система принципов. Объективные основания и субъективные интерпретации. Принципиальность и формы ее проявления.



Тема 7. Свобода печати и журналистской деятельности

Социально-творческий аспект. Свобода журналистской деятельности как возможность выбора и реализации социальной позиции. Концепции свободы СМИ: авторитарная, полная, ответственная. Мера свободы: осознание социальной необходимости и способность творчески действовать в ее рамках. Свобода и «несвобода».

Юридический аспект. Права и обязанности СМИ. Их законодательное закрепление в международных и внутригосударственных документах. Государственный контроль деятельности СМИ: ограничение свободы или недопустимость злоупотребления свободой?

Экономические условия реализации свободы СМИ. Проблема экономической независимости СМИ.



Тема 8. Журналистика в системе социальных институтов

демократического общества

СМИ как «четвертая власть». Специфика ее «властных полномочий». Проблема легитимности. Отношения с «первой», «второй», «третьей» и другими властями в обществе. Медиадемократия. СМИ как «подручный» государственных и экономических структур. Проблема допустимости медиакратии («сверхвласти» журналистики).

СМИ и информационный порядок в обществе. Информационное обеспе­чение демократии через достижение информированности всех слоев общества. Демократический плюрализм и грубая «плюральность». Совокупность требова­ний толерантности. Движение к «моноплюрализму» через диалог между СМИ, СМИ и властью, СМИ и аудиторией. Условия конструктивности диалога. Соци­альные, познавательные, психологические трудности и пути их преодоления.

Государственная политика в области СМИ. Законодательство и другие нормативные документы как пространство медиадемократии. Государственный и общественный контроль в сфере СМИ. Проблема цензуры.

Обеспечение массово-информационной безопасности. Доктрина инфор­мационной безопасности о деятельности СМИ, видах угроз и путях их устране­ния. Участие различных социальных институтов общества в поддержании мас­сово-информационной безопасности. Социальные типы СМИ (государствен­ные, «частные», общественные), принципы их деятельности и взаимодействия. Проблема национального совета по СМИ и подобных структур.

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Понятие результативности журналистской деятельности. Действенность как мера реализации контрольной непосредственно-организаторской функции СМИ. Условия и факторы. Проблема законодательного регулирования дейст­венности выступлений СМИ.

Эффективность как мера реализации гуманистически осмысленных функций СМИ, обращенных к массовой аудитории. Аудитория СМИ (расчет­ная, реальная, потенциальная). Знания об аудитории, необходимые для эффек­тивной деятельности. Социальные и творческие факторы эффективности. Ис­пользование социопсихологических механизмов эффективного информирова­ния со стороны СМИ и восприятия информации аудиторией.

Взаимозависимость действенности и эффективности. Повышение автори­тета СМИ и доверия к ним.


Раздел II. ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Тема 10. Журналистика в информационном пространстве

Информационное пространство как территория (региона, страны, мира) с на­селением как расчетной, потенциальной и реальной аудиторией различных СМИ. Деятельность СМИ различного типа и уровня в информационном пространстве. Критерии «единства» информационного пространства на основе требований ин­формационного обеспечения демократии и информированности человека и граж­данина. Зависимость меры выполнения от состояния системы СМИ.



Тема 11. Специфика различных каналов массовой информации

Использование в СМИ различных средств коммуникационной техники. Печатные СМИ: газеты, еженедельники, журналы, альманахи и др. Специфика прессы как носителя информации. Достоинства и недостатки. Пресса (газета, брошюра, массовая книга) на ранних стадиях развития СМИ как единственный тип каналов СМИ. Пресса в условиях действия радио и телевидения. Прогнозы развития прессы. Радиовещание. Специфические возможности радио и их ис­пользование в массово-информационной деятельности. Развитие радиовещания. Телевидение. Аудиовизуальный синтез. Разнообразие использования творче­ских возможностей. Будущее телевидения. Мультимедиа. Кибержурналистика в Интернете. Электронные версии газет и сетевые СМИ. ТВ и РВ в Интернете.



Тема 12. Инфраструктура СМИ

Агентства и другие производители печатной, аудио- и видеоинформации. Отношения с прессой, радио- и телевещательными организациями. Пресс-службы ведомств и организаций. Синдикаты прессы и их будущее. Рекламные организации. Службы паблик рилейшнз (РR). Независимые журналисты (freelance) и внештатные сотрудники (stringer). Организационно-управленческая инфраструктура СМИ, ее институты, их нормотворческая, регулирующая и контрольная деятельность. Учебно-научная инфраструктура СМИ.



Тема 13. Глобализация информационных процессов

СМИ страны в мировом информационном пространстве. Структура сис­темы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Макросистема СМИ в рамках государства и принципы ее организации. Зарубежные СМИ, включаю­щиеся в макросистему. Мировые массово-информационные сети.

Компоненты журналистики как функционирующей системы. Прямые и обратные связи. Система основных категорий теории. Теория журналистики как фундамент журналистского образования. Роль теории журналистики в про­фессиональном овладении всей совокупностью дисциплин учебного плана и в формировании творческого облика журналиста.

Тема 14. Типологические особенности изданий и программ РВ и ТВ

Микросистема СМИ: совокупность изданий и программ, к которым об­ращается конкретная аудитория (на уровне личности, семьи, малой группы и т.д.). Информационные «ниши» и динамика типологических характеристик в зависимости от определения каждым СМИ своего места в макро- и микросис­темах в условиях плюрализма. Формирование и развитие информационного рынка. Система и конъюнктура на рынке. «Издательские дома», медиа-холдинги и другие объединения («империи СМИ»). Открытость и динамика системы СМИ. Критерии оптимальности. Внешние и внутренние факторы ста­новления и развития. Влияние технологических факторов. Информационный рынок и его влияние на формирование структуры системы СМИ.



Тема 15. Структура системы СМИ

Понятие системы СМИ как сложно организованной совокупности из­даний и программ, информационных служб, а также управленческих структур, технических служб, органов распространения и других организаций инфра­структуры СМИ.

Типоформирующие факторы различных СМИ: идейно-творческое на­правление, проблемно-тематическое содержание, аудиторная ориентация, реги­он распространения. Мировые и континентальные СМИ (CNN, Euronews, «Inter-national Gerald Tribune» и др.), общенациональные, региональные, местные. Универсальные («общественно-политические») СМИ. СМИ, специализированные по тематике, аудитории, региону и т.д. Развлекательные, рекламные СМИ. Специ­фика СМИ по учредителю / владельцу: государственные, ведомственные, част­ные, партийные, СМИ научных, культурных, просветительских организаций, творческих союзов, издания некоммерческих организаций - СМИ «третьего сектора» (для ветеранов, инвалидов, беженцев и т.д.).

Тема 16. Взаимодействие СМИ

Пресса – радио - телевидение: проблема взаимоотношений. Взаимодо­полнение и соревнование на рынке информации. Взаимодействие СМИ на мак­ро- и микроуровнях. Виды взаимодействия: политическая борьба, конкуренция, кооперация, диалог. Проблема массово-информационного обеспечения различ­ных слоев аудитории в целях достижения информированности. Информацион­ные «поля» различных СМИ. Информационная «среда» личности, семьи, груп­пы. Условия и факторы формирования оптимального информационного про­странства и обеспечения информационной безопасности при организации функционирования системы журналистики.



Тема 17. Тенденции развития системы журналистики

Становление и развитие открытого демократического общества и форми­рование системы СМИ. Политические и экономические факторы, препятст­вующие укреплению и развитию подлинно демократической системы СМИ как «четвертой власти», реализующей возможности непосредственной демократии. Развитие гражданского общества и перспективы преобразований в системе СМИ. Требования законодательного, этического и корпоративного регулирова­ния развития журналистки общества, развивающегося на гуманистических принципах.


Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СМИ

Тема 18. Редакционный коллектив

Типы учредителей и порядок учреждения СМИ. Специфика организации деятельности различных каналов СМИ, агентств, пресс-служб и др. Редакцион­ный устав. Формирование редакционного коллектива. Структура редакции. Ор­ганизационные, коммерческие и технические звенья. Журналистско-творческое звено. Закон о СМИ: «Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности».



Тема 19. Редакционный менеджмент

Правовые основы. Создание и управление редакционным коллективом; Структура и организационные принципы редакционной деятельности. Взаимо­отношения «учредитель / владелец - главный редактор (продюсер) - редколле­гия (дирекция) - отделы - сотрудники». Организаторское творчество. Стили управления: авторитарный, демократический. Методы управления: административные, экономические, этические. Социально-психологический климат. Взаимодействие структур редакции. Потоки внутриредакционной информации. Различные банки документов, других материалов редакции и их использование. Организация работы с почтой и данными социологических исследований. Пла­нирование деятельности редакции и ее различных подразделений. Контроль за реализацией планов и деятельностью подразделений и сотрудников. Стимули­рование, поощрения и наказания. Общественные организации в редакции. Взаимодействие с журналистскими объединениями.

Экономические составляющие редакционного менеджмента. Информаци­онный рынок. Журналистская информация как товар. Проблема собственности в информационном бизнесе. Разработка финансовой политики редакции. Ис­точники финансирования бюджета редакции. Разработка и осуществление биз­нес-плана редакции.

Маркетинговая составляющая редакционного менеджмента. Служба мар­кетинга. Маркетинговая кампания при организации СМИ. Изучение информа­ционного рынка - состояния системы СМИ. Изучение аудитории как потреби­телей. Направления и методы изучения. Позиционирование СМИ как определе­ние своей информационной и аудиторной «ниши». Продвижение на рынок (промоушн) СМИ: пробный номер, рекламная и РЕ-кампании. Маркетинг в хо­де функционирования СМИ: уточнение своей «ниши» и определение стратегии поведения на информационном рынке, в том числе отношений с конкурентами.



Тема 20. Информационная (редакционная) политика СМИ

Редакторская деятельность как творчество. Определение направления. Взаимоотношения с государственными институтами, общественными объедине­ниями гражданского общества и экономическими структурами. СМИ и его ауди­тория: типы отношений в связи с информационными потребностями, интере­сами, запросами, предпочтениями последней. Политико-идеологическая линия. Культурная политика. Рекламная политика. Модель издания и структура номера.

Проблемно-тематические линии. Соотношение событийной и комменти­рующей информации. Долговременные акции. Рубриковые материалы. Кампа­нии. Материалы обозревателей (колумнистов). Материалы внередакционных авторов. Работа в редакции с поступающими в связи с публикациями СМИ (письмами, отзывами, ответами социальных институтов), с текстами привле­каемых специалистов, агентской информацией, материалами пресс-центров, других ин-формационных служб.

Публицистика разных видов. Официальные документы и их комментиро­вание. Научно-популярные и художественные произведения. Изобразительные материалы (иллюстрирование) СМИ. Работа над заголовками и заголовочными комплексами. Организация номера (программы).


Раздел IV. АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЖУРНАЛИСТА

Тема 21. Специфика авторской деятельности в журналистике

Журналист как член редакционного коллектива. Совокупность профес­сиональных обязанностей. Индивидуальное творчество и информационная по­литика СМИ. Мера независимости в связи с характером проведения редакционной информационной политики. Различные формы редакторского вмешатель­ства в авторский текст. Возможности отстаивания своего решения (по Закону о СМИ, уставу редакции, другим редакционным правилам). Совместная с редактором работа над текстом, отказ от подписи, запрет публикации. Творческие конфликты в редакции. Мера допустимости публикации материалов в других СМИ.



Тема 22. Журналистское творчество

Сочетание репродуктивных и уникальных сторон в творчестве. Профессионализм: технологический уровень, искусство, мастерство. Многообразие форм журналистского авторского творчества. Основа - создание публицисти­ческих произведений. Журналист как автор научно-популярных, утилитарно-справочных произведений и других публикаций. Участие в под­готовке научных, художественных произведений, игровых, развлекательных и прочих программ. Возможности выбора своего тематического, проблемного, жанрового, стилевого «поля» и т.д. в рамках информационной политики СМИ. Журналист в его отношениях с аудиторией: проблема интерактивности в твор­честве.



Тема 23. Произведение журналиста

Факторы порождения текста: поставленные перед журналистом задачи, жизненная актуальность, нужды аудитории. Тематическая основа как предмет­ное поле повествования. Проблема произведения - вопрос, который ставится и / или разрешается журналистом. Идея как выраженное или латентное реше­ние (вывод), к которому пришел или подводит аудиторию журналист. Содер­жание и форма произведения. Жанровое воплощение, композиция, стиль и его рационально-логические, художественно-изобразительные и эмоционально-выразительные средства.



Тема 24. Многообразие жанров журналистского творчества

Жанровая структура газет и журналов различных типов, программ ТВ, РВ, сетевых СМИ. Специфика и жанровая структура публицистики. Журна­листика новостей. Репортажные (событийные, новостные) жанры. Событийная основа. Сосредоточенность на разнообразных актуальных фактах текущей ис­тории. Творческие средства. Жанровые формы. Аналитические жанры. Социальная про­блема как предмет изложения и анализа. Причины возникновения, современное (глобальное, региональное, местное) состояние и перспективы решения про­блемы. Постановка и пути разработки проблемы. Полемические, дискуссионные, диалогиче­ские формы в ходе обсуждения проблемы. Жанровые формы: корреспонденция, комментарий, обзор, статья. Очерковые жанры. Личность, ее характер и деятельностные проявления как предметная основа. Жанровые особенности очер­ка, зарисовки, фельетона, памфлета, пародии, эпиграфа, эпитафии, шутки, анекдота, игры. Привлечение художественных, эмоционально-выразительных средств в сочетании с рационально-понятийными. Малые юмо­ристические и сатирические жанры.



Тема 25. Эмпирические методы получения «первичной» информации в творчестве журналиста

Получение документальных материалов. Сравнение и оценка их достовер­ности. Систематизация полученных из документов сведений. Наблюдение и его формы. Включенное и невключенное наблюдение. Правила поведения журнали­ста при организации и в процессе наблюдения. Запрещенные приемы в процессе наблюдения. Фиксация. Методы опроса. Беседа с информантом и ее правила. Правила записи, хранения и использования полученных сведений с учетом осо­бенностей и требований информанта. Формы опроса. Опросы в фокус-группах, другие виды специализированных опросов. Репрезентативное интервью. Анке­тирование. Постановка вопросов и реакция на полученные ответы. Хранение оп­росных листов и использование данных (как в обобщенном, так и в допустимом персонифицированном виде). Возможности использования метода эксперимента для получения эмпирических данных. Использование технических средств при сборе, первичной обработке и хранении полученной информации.



Тема 26. Интерпретация полученной информации и подготовка текста

Определение полноты, достоверности и релевантности фактических све­дений. Оценка разносторонности и важности зафиксированных мнений по по­воду изучаемой ситуации, проблемы, личности. Формирование замысла. Творческие гипотезы, их проверка и путь к определению содержания и формы про­изведения. Роль социальной позиции журналиста в ходе интерпретации полу­ченной первичной информации.


Раздел V. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 27. Свобода СМИ и журналистской деятельности: юридическая квалификация

Нормирование доступа к информации, создания и распространения мас­сово-информационных продуктов. Государственная и иные охраняемые зако­ном тайны. Взаимосвязь права СМИ на распространение информации и права аудитории на получение информации и информированность.

Юридические нормы создания СМИ (учредительские документы при ре­гистрации прессы). Юридическая неопределенность организации кибержурналистики в Интернете. Регулирование и контроль за деятельностью СМИ. Запрет цензуры. Права Министерства по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Деятельность прокуратуры и судов в сфере СМИ.

Тема 28. Законодательное регулирование деятельности СМИ

Правовые отношения «СМИ - социальные институты», «СМИ - аудито­рия», «СМИ - частная жизнь граждан». Защита чести, достоинства и деловой репутации. Недопустимость злоупотребления свободой СМИ - распростране­ния определенных видов информации. Законодательство о деятельности СМИ в хо-де избирательных кампаний. СМИ и распространение рекламных и ПР-текстов. Ограничения на распространение эротической и порнографической продукции. Авторское право и право на интеллектуальную собственность.



Тема 29. Журналистская этика

Этика, мораль, нравственность. Отличие этических норм от законода­тельных. Этические стороны профессионального сознания. Истоки этического сознания: понимание профессионального долга и социальной ответственности, профессиональная совесть. Охрана чести и достоинства профессии и профес­сионала.

Принципы этического поведения журналиста и их фиксация в различных кодексах. Индивидуальные, редакционно-групповые и корпоративные состав­ляющие этического самосознания журналиста.

Этико-профессиональные нормы. Журналист и социальные институты (государственные, гражданские, экономические структуры общества). Журна­лист и аудитория. Журналист и источник информации (информант). Журналист и персонаж («герой») его произведения. Журналист и автор. Журналист и ре­дактор. Журналист в отношениях с коллегами по редакции и сотрудниками других СМИ.


Раздел VI. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа вступительных испытаний в магистратуру по напарвлению 031300. 68 «журналистика»
377.76kb.
3 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки «журналистика» Москва-2012
48.14kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030400 История
374.97kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по специальности «журналистика» Санкт-Петербург 2009 Кафедра журналистики
73.4kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру
120.35kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру
102.64kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру
202.03kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 222000. 68 «Инноватика»
167.6kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению
102.23kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению
113.44kb.
1 стр.
Программа проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
330.28kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний в магистратуру направление 030900. 68 Юриспруденция Н. Новгород 2013
98.57kb.
1 стр.