Главная
страница 1страница 2 ... страница 20страница 21


Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 20

Утверждаю

Директор МОУ ООШ № 20

___________ Роменская Е.Г.



Программа

внеурочной деятельности младших школьников

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

г. Каменск-Шахтинский

2011 год
Содержание


  1. Нормативно-правовая и документальная основа. 3 стр.

  2. Пояснительная записка 4 стр.

  3. Содержание программы 7 стр.

  4. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности 12 стр.

  5. Программы внеурочной деятельности 14 стр.

  • Социальное воспитание и развитие

Экологический курс «Росинка» 14 стр.

Курс «Азбука здоровья и безопасности» 37 стр.



  • Духовно-нравственное развитие и воспитание

Курс «Азбука этикета» 60 стр.

  • Интеллектуальное развитие и воспитание

Научно – познавательный курс «Почемучка» 67 стр.

  • Физкультурно-спортивное развитие и воспитание

Курс «Народные игры» 112 стр.

  • Общекультурное воспитание и развитие

Курс «Веселая нотка» 117 стр.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание

Курс «Традиции и обряды моего народа» 132 стр.

  • Физкультурно-спортивное развитие и воспитание

Курс «Путешествие по тропе Здоровья» 149 стр.

  • Общекультурное воспитание и развитие

Курс «Разноцветная палитра» 171 стр.

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

  • Должностная инструкция старшей вожатой.

  • Должностная инструкция классного руководителя.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования


2. Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, заниматься физкультурой и спортом.



  1. Создание атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, с учителем, с окружающими; освоение детьми моральных норм поведения.

  2. Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности в процессе использования новых возможностей - информационного потенциала Интернета, различных дистанционных форм деятельности.

  3. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», понимания необходимости учения.

Задачи:

  1. Формировать активную жизненную позицию, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

  2. Развивать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации;

  3. Воспитывать потребность в освоении основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника:

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • Владеющий основами умения учиться; способный к организации собственной деятельности;

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Планируемые результаты.

Ученик получит:

  1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;

  2. Установку на здоровый образ жизни;

  3. Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  4. Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

  5. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

  6. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;

  2. Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;

  3. Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  5. Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Программа внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 1 год и организуется по пяти направлениям развития личности: духовно- нравственное, спортивно - оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • Традиции школы.

  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

  • Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

Месторасположение школы.


Все дисциплины имеют самостоятельное значение, но, в то же время, взаимно дополняют друг друга.



  1. Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания личности основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

    • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально- ответственному поведению;

    • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности;

    • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;

    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

    • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

    • укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество.

В сфере общественных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности выделяет базовые национальные ценности:

  • Патриотизм

  • Социальная солидарность

  • Гражданственность

  • Семья

  • Труд и творчество

  • Наука

  • Традиционные российские религии

  • Искусство и литература

  • Природа

  • Человечество.

По данному направлению разработаны программы кружков «Народные игры и обряды» и «Азбука этикета»

Программа кружка «Народные игры и обряды» предполагает изучение традиций русского народа, в ходе которого решаются воспитательные задачи приобщения школьников к изучению истории своего народа, следованию традиций предков, воспитанию патриотических чувств.

Программа курса «Азбука этикета» предполагает изучение традиций русского народа, в ходе которого решаются воспитательные задачи приобщения школьников к изучению истории своего народа, следованию традиций предков, воспитанию патриотических чувств. В процессе формирования личности ребёнка воспитание этики имеет существенное значение. Особую значимость приобретают нравственные знания и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умения жить среди людей. Данное направление представлено программой «Азбука этикета», изучение которой направлено на воспитание этической культуры школьников.


  1. Спортивно- оздоровительное развитие и воспитание личности.

В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработаны программы курсов «Путешествие по тропе Здоровья» и «Народные игры». Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр, способам сотрудничества и общения, пополнят кругозор при изучении детского фольклора.

Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.



Задачи:

  • Сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;

  • Сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

  • Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

  • Сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

  • Формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе,

общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.



  1. Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.

В данном направлении предполагается реализация следующих программы научно- познавательного курса «Почемучка».

Формы организации интеллектуальной деятельности различны. Среди них наиболее эффективны - олимпиады, игры, КВН, творческие мастерские, викторины, тесты, кроссворды и другие.



Задачи:

  • Формирование умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

  • Формировать универсальные учебные действия при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

  • Развивать широкие познавательные интересы, инициативу, любознательность, мотивы познания и творчества

Ценности: интеллект, творческие способности, целеустремлённость, преодоление трудностей.

  1. Общекультурное развитие и воспитание.

Общекультурное развитие и воспитание предполагает внеурочную деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству. Поэтому целесообразно использовать во внеурочной деятельности разработанную и представленную программу курса «Разноцветная палитра».

Задачи:

  • Формировать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, в природе;

  • Формировать стремление избегать плохих поступков, умение признаться и проанализировать;

  • Дать знания о правилах этики, культуры речи;

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и малышам;

  • Формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира, развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Ценности: мораль, право, обязанность, уважение, доброжелательность, честность, культура речи и общения, уважение к культурному наследию своего народа.



  1. Социальное развитие и воспитание.

Социальное творчество- это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно- новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: концерт для ветеранов, субботник по уборке территории, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского сада, выпуск газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для ветеранов, экологическая экспедиция по очистке территории микрорайона. Любое общественно- полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Данное направление представлено программой экологического курса «Росинка»

Задачи:

  • Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов);

  • Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно- значимой деятельности.

  • Учить сотрудничеству при организации КТД.

  • Учить ценить общественно- полезную значимость коллективной деятельности.

Ценности: ответственность, экологическая грамотность, милосердие, взаимопомощь, сотрудничество.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:



  • организация работы с кадрами;

  • организация работы с ученическим коллективом;

  • организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

  • мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.



Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.



Объекты мониторинга:

Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.


Ожидаемые результаты реализации программы.
    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 20


Утверждаю:

Директор МБОУ ООШ № 20 __________ Е.Г. Роменская Приказ № __ от «___»_______20 __ г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

экологического курса «Росинка

Срок реализации: 4 года (2011 – 2015 годы)

ФИО составителя: Кравченко Л.В.

рассмотрена и рекомендована к утверждению

педагогическим советом МБОУ ООШ №20

(протокол №___ от «___»__________20___ г.)
г. Каменск-Шахтинский

мкр. Лиховской

2012 г.


Структура рабочей программы


  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Росинка» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание курса «Росинка» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность курса «Росинка» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

Цель курса – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.
   Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
   Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования
3197.34kb.
21 стр.
Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Птица счастья»
205.95kb.
1 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
5450.66kb.
26 стр.
Программы внеурочной деятельности младших школьников программа
350.35kb.
3 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Образовательная программа: «Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального общего образования»
993.19kb.
4 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Стандарты начального образования
484.87kb.
3 стр.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
61.32kb.
1 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
446.8kb.
5 стр.
Программа курса «Родная (нерусская) литература»
296.14kb.
1 стр.
Информация дл родителей о фгос с 01 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
94.78kb.
1 стр.
Решением педагогического совета мбоу «Средняя общеобразовательная школа №8»
2972.49kb.
14 стр.