Главная
страница 1

Классный час . 9 класс. 2011год.

Классный руководитель Борисенко В.Н.

Дети войны.

Цель: воспитывать патриотические чувства. Задачи:

  • познакомить учащихся с воспоминаниями детей - очевидцев Великой Отечественной войны;

  • вызвать интерес к данной теме;

  • вызвать у детей чувство сопереживания.

Ход классного часа.

Звучит в записи марш "Прощание славянки " (музыка В. Агапкина). Вариант: исполняется марш из к/ф "Белорусский вокзал ".

Ведущий. Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Звучит в записи второй фортепианный концерт (1-я часть) С. Рахманинова.

Ученик:

Её я узнал не из книжки –



Жестокое слово - война! Прожекторов яростной вспышкой

К нам к детство врывалась она. Смертельными тоннами стали. Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных.

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных Шуршали листы букварей.

(А. Иоффе)

Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Воина застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ученица:


Такою все дышало тишиной.

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!

(С.Щипачев)



Гремят взрывы (в записи), затем звучит первый куплет песни "Священная воина " (музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача).

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, - Идет война народная, Священная война!

Ведущий: Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей... Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Мы, дети, работали на заводах вместо своих отцов. Звучит в записи "Эпизод нашествия" из седьмой ("Ленинградской") симфонии Д. Шостаковича.

Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина, товаровед)

Ученик: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...
Ведущий: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей... Они не знали, как сложится их жизнь через гол, месяц, день, через час. Но храбрость и лих ли срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
Песня "Женька " (музыка Е. Тарковского, стихи К. Ваншенкина).

Стоит средь лесов деревенька.

Жила там когда-то давненько,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила,

Высокие травы косила.

Высокие травы косила.

Была в ней веселая сила.

Завыли стальные бураны,

Тень крыльев легла на поляны.

Тень крыльев легла на поляны.

И Женька ушла в партизаны.

В секрете была и в засаде,

Ее уважали в отряде,

Ее уважали в отряде,

Хотели представить к награде. ...Висит фотография в школе

-В улыбке ни грусти, ни боли.

В улыбке ни грусти, ни боли. -Шестнадцать ей было, не боле. Повторение первого куплета.

Ведущий: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Ученица:"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Ведущий: Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил. Ученица: Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает надо потерпеть. Блокадный паек - 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода - это одно из устойчивых воспоминании моего детства...

- Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и голод.
В тылу врага (Дети).

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни. Все время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плачь, дорога эта? И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета, Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы... Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных, Как будто горе взрослых понял вдруг,

-В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.
Звучит в записи произведение С.Рахманинова "Музыкальный момент". Ведущий: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.

Ученик:

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик

Парит и кружит под крышею блока, Бьется о твердые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни - сорняк живучий-

Дает нам силу

Сломить бессилие.

Ведущий: Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.

Ученица: В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь "Красное село", где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправил и в лагерь "Балтийский". Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом...

Ведущий: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи...

Ученик:

Они прикрыли жизнь собою. Жизнь начинавшие едва.

Чтоб было небо голубое.

Была зеленая трава.

И вновь - весна...

И солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали...

Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал, наверно, горя

И не видал он материнских слез,

Не видел он могил

И после боя

Не видел тех, кто это перенес.

Звучит в записи исполняемая инструментальным ансамблем мелодия песни

"Журавли" (музыка Я. Френкеля). На ее фоне читаются стихи.

Ученик:

Я недавно смотрел старый фильм о войне



И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой. Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов.

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка - их кров.

А мечта - до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.
Звучит в записи песня "С чего начинается Родина" (музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского).

Пусть все то, о чем вы услышали , останется в ваших сердцах.



Смотрите также:
Классный час. 9 класс. 2011год. Классный руководитель Борисенко В. Н. Дети войны. Цель
89.63kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Маленькие солдаты большой войны»
94.93kb.
1 стр.
Классный час в 6 классе Краю 75: помним, гордимся, наследуем! Классный руководитель Степучева О
77.42kb.
1 стр.
Классный руководитель
327.74kb.
1 стр.
Классный час Времена года. Кто как готовится к зиме декабрь классный час 3
41.73kb.
1 стр.
Классный час эстафета олимпийского огня классный руководитель 10 класса Дубина Р. А. 2013г
177.21kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Как не стать жертвой преступления»
101.68kb.
1 стр.
Классный час 4 класс «Война 1812 года»
182.11kb.
1 стр.
Классный час 3 а класс Классный Смагина Жанна Ивановна
89.33kb.
1 стр.
Классный час в 7 классе. Классный Вовк Л. Е. Цель: воспитывать бережное отношение к историче­
152.48kb.
1 стр.
Классный час «Здоровый образ жизни»
100.02kb.
1 стр.
Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
1179.34kb.
15 стр.